Народная законодательная инициатива в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 21:58, реферат

Краткое описание

целью данной работы является:

- установление понятия народной инициативы в зарубежных странах, формы народной инициативы;

- рассмотреть стадии народной инициативы;

- рассмотреть такой институт, как народное вето: дать понятие, историю формирования данного института и показать формы проявления.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие народной законодательной инициативы в зарубежных странах…………………………………………………………..………………5

Глава 2. Стадии процедуры народной законодательной инициативы …………………………………………………………………………………...8

Глава 3. Народное вето: понятие, формы проявления, история формирования…………………………………………………………………12

Заключение ……………………………………………………………..16

Список литературы………………………………………………..……18

Файлы: 1 файл

Реферат КПЗС.docx

— 36.06 Кб (Скачать)

 

     

     Глава 3. Народное вето: понятие, формы проявления, история формирования. 

     Своих представителей граждане избирают непосредственно. Выбранные представители принимают  законы и иные правовые акты. Следовательно, можно предположить, что граждане также могут обладать правом отклонять законы, принятые их представителями. Такое право уже предусмотрено в законодательстве ряда государств. Совокупность норм, закрепляющих данное право и конкретизирующих его содержание, составляет институт "народного вето".

     "Народное  вето" - институт непосредственной  демократии, предусматривающий право  граждан отклонять путем голосования  на референдуме принятые представительным  органом государственной власти (органом местного самоуправления) и вступившие в силу законы (акты органов местного самоуправления) или их отдельные положения.

     Инициатива "народного вето" может принадлежать установленному числу граждан (петиционное "народное вето") или органам  государственной власти (органам  местного самоуправления), административно-территориальным  образованиям, точно определенному  числу депутатов. Данный институт может  быть предусмотрен как на общегосударственном  уровне, так и на уровне отдельных  субъектов федеративных государств, административно- территориальных  единиц, на муниципальном уровне.

     По  своему предмету "народное вето" может быть общим (отменять правовые акты в целом) либо частичным (отменять отдельные положения правовых актов).

     "Народное  вето" является абсолютным, т.е.  окончательно отменяющим действие  правового акта. Правом на участие  в голосовании по вопросу об  отмене того или иного правового  акта, как правило, обладают избиратели, участвующие в формировании представительного органа власти, принявшего соответствующий правовой акт.

     Институт "народного вето" имеет длительную историю. Он стал использоваться в середине XIX в. в кантонах Швейцарии. Причем в  этой стране появление "народного  вето" предшествовало введению прямого  избирательного права и права  граждан на участие в референдуме. В то время избирательное право  применялось в Швейцарии в  крайне ограниченной форме: путем голосования  народ мог отказать в согласии на закон, принятый законодательным  органом. Впервые "народное вето" было введено в Базеле (1832 г.), а  затем в Валлисе (1839 г.), в Люцерне - (1841 г.), в кантоне Сен-Галлен (1841 г.). Несколько позже (1874 г.) институт "народного вето" был предусмотрен на общегосударственном уровне Конституцией Швейцарии (ст. 89). На американском континенте право "народного вето" впервые было использовано в штате Дакота в 1898 г.

     С широким распространением всеобщего  избирательного права и права  граждан на участие в референдуме  институт "народного вето" в  конституционных системах современных  государств стал составной частью избирательного права и законодательства о референдуме. В настоящее время нормы, регламентирующие право "народного вето", на общегосударственном уровне предусмотрены Конституцией Швейцарии от 18 апреля 1999 г. (гл. 2 разд. 4), Конституцией Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г. (ст. 75), Конституцией Королевства Дании от 5 июня 1953 г. (п. 1, 7 ст. 42). На региональном уровне институт "народного вето" предусмотрен уставами большинства областей Италии, конституциями ряда швейцарских кантонов. Нормы об отклонении законов и их отдельных положений путем подачи петиций о проведении референдума содержатся в конституциях 24 штатов США.

     Ввиду близости института "народного вето" институту референдума государствоведами  иногда высказывается мнение, что "народное вето" по существу есть разновидность отклоняющего референдума. С этим выводом трудно не согласиться. Однако его следует конкретизировать. Необходимо акцентировать внимание на определенной специфике права "народного вето", что позволит рассмотреть данный институт несколько обособленно от референдума вообще и от других разновидностей отклоняющего референдума - в частности.

     "Народное  вето" - это не всякое голосование,  направленное на отмену действующего  правового акта или отдельных  его положений. Отмена и изменение  правовых актов - неотъемлемая  составная часть обычного правотворческого  процесса, в ходе которого действующие  нормы права постоянно уточняются  и совершенствуются. В этом плане  законодательство может предусматривать  различные формы участия граждан  в правотворческом процессе. Одной  из них может быть отлагательный  референдум, предполагающий голосование  по принятому, но не вступившему  в силу закону. Оно позволяет  не допустить промульгации закона, против которого выступают граждане, отложить его принятие и при  необходимости доработать правовой  акт с учетом итогов голосования.  Другой формой может быть совещательный  отклоняющий референдум по закону, принятому представительным органом  власти и направленному высшему  должностному лицу государства  (субъекта федеративного государства  и др.) для подписания. Высшее должностное  лицо государства вправе учесть  итоги голосования в данном  случае и при необходимости  возвратить закон в представительный  орган власти на доработку  либо не принимать мнение граждан  во внимание, подписать его и  направить для опубликования.  В обоих случаях граждане выступают  весомым фактором законодательного  процесса: власть считает необходимым  советоваться с ними; их отношения  с представительными органами  власти можно назвать партнерскими. Определяя свое мнение, граждане  по существу сотрудничают с  представительным органом власти  в правотворческой деятельности. Примером такого подхода являются нормы, закрепленные в Конституции Латвийской Республики. В соответствии со ст. 72 Президент Республики может задержать публикацию закона на два месяца или обязан ее задержать, если в течение семи дней после принятия закона этого потребует не менее трети членов Сейма. В таких случаях у избирателей появляется право потребовать в установленном порядке проведения народного голосования и отменить закон, в целесообразности принятия которого сомневается Президент или члены Сейма. Если такого требования в течение двух месяцев не последовало, закон подлежит публикации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Цель  реферативного исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме «Народная инициатива» можно  сделать ряд выводов:

     Народная  законодательная инициатива – это  институт непосредственной демократии, выражающий право граждан на предложение законопроектов, которые подлежат обязательному рассмотрению парламентом. При этом парламент, как правило, может принять любое решение: согласиться с проектом, внести в него поправки или отклонить его. Этим народная законодательная инициатива отличается как от референдума, решение которого имеет силу закона, так и от права на обращения в органы власти с предложениями (петициями), которые предполагают ответ, но не требуют обязательного рассмотрения на уровне законодательной власти.

     Народная  законодательная инициатива является одной из форм прямой (непосредственной) демократии, наряду с референдумом и др.

     Право на участие в народной законодательной  инициативе имеют лица, обладающие активным избирательным правом. Для  внесения законопроекта требуется  собрать определённое число подписей, подлинность которых проверяется уполномоченным органом.

     Народная  законодательная инициатива не получила в мире широкого распространения. В  сравнительно небольшом количестве стран этот институт предусмотрен на общегосударственном уровне (Австрия, Италия), в некоторых федерациях – на уровне субъектов федерации (США и др.). в мусульманских странах народная законодательная инициатива не применяется.

     Народное  вето – в отдельных странах институт непосредственной демократии, разновидность отклоняющего референдума. Представляет собой проводимый по инициативе избирателей (для этого требуется собрать определенное число подписей) референдум с целью отмены уже принятого парламентом акта. 

 

      Список литературы.

  1. НАРОДНАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ИНСТИТУТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ ИЛИ СИСТЕМА «МЕРТВЫХ» НОРМ? - Басургина Надежда
  2. Теория права и государства: Учебник для вузов. /Под ред. Манова Г.Н. – М.: Издательство БЕК, 1996.
  3. Конституционное право зарубежных стран: Учебник длявузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. М.: Норма, 2004.
  4. Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран : учеб. пособие. - Аксенова Д.А. М.: ТК Велби, 2005.
  5. История государства и права зарубежных стран. Т. 1-2. под ред. Крашенинниковой Н. А., Жидкова О. А. М. МГУ. 2006.
 
 

     Интернет-ресурсы.

     http://www.uristys.ru/Zakonodatelstvo/Konstitycia.htm

     http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=2825056&tagid=1476074

Информация о работе Народная законодательная инициатива в зарубежных странах