Народная законодательная инициатива в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 21:58, реферат

Краткое описание

целью данной работы является:

- установление понятия народной инициативы в зарубежных странах, формы народной инициативы;

- рассмотреть стадии народной инициативы;

- рассмотреть такой институт, как народное вето: дать понятие, историю формирования данного института и показать формы проявления.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие народной законодательной инициативы в зарубежных странах…………………………………………………………..………………5

Глава 2. Стадии процедуры народной законодательной инициативы …………………………………………………………………………………...8

Глава 3. Народное вето: понятие, формы проявления, история формирования…………………………………………………………………12

Заключение ……………………………………………………………..16

Список литературы………………………………………………..……18

Файлы: 1 файл

Реферат КПЗС.docx

— 36.06 Кб (Скачать)

     Содержание:

     Введение………………………………………………………………….3

     Глава 1. Понятие народной законодательной инициативы в зарубежных странах…………………………………………………………..………………5

     Глава 2. Стадии процедуры народной законодательной инициативы …………………………………………………………………………………...8

     Глава 3. Народное вето: понятие, формы проявления, история формирования…………………………………………………………………12

     Заключение  ……………………………………………………………..16

     Список  литературы………………………………………………..……18

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.  

     В современной юридической литературе независимо от отраслевой специфики  достаточно часто встречаются замечания  по поводу несовершенства законодательной  базы, регулирующей ту или иную сферу  общественных отношений: отмечается неполнота  либо, напротив, избыточность такого регулирования (в том числе и дублирование отдельных положений в разных источниках), несогласованность и  противоречивость существующих нормативных  актов, нестабильность законодательства. Как следствие – вполне обоснованно  делаются выводы о неэффективности  нормативного правового регулирования  определенных общественных отношений, зачастую имеющих принципиальное значение для общества, расхождении содержания правовых норм и фактически сложившихся  обычаев, отставании развития законодательства от стремительно развивающейся действительности. Причины сложившейся ситуации, кроются, прежде всего, в ненадлежащей организации  законодательной деятельности, в  том числе и на начальных ее стадиях.

     Движение  на пути к построению демократического правового государства предполагает соответствующую организацию законодательной  деятельности. Реально существующие общественные потребности и интересы при активном взаимодействии государственных  органов и граждан должны находить выражение в законе, как нормативном  правовом акте, закрепляющем принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

     Таким образом, целью данной работы является:

     - установление понятия народной  инициативы в зарубежных странах, формы народной инициативы;

     - рассмотреть стадии народной инициативы;

     - рассмотреть такой институт, как  народное вето: дать понятие, историю  формирования данного института  и показать формы проявления. 

 

     

     Глава 1. Понятие народной законодательной инициативы в зарубежных странах. 

     Народная  законодательная инициатива подобно  выборам и референдуму тоже является одним из способов осуществления  непосредственной демократии. Она предполагает участие избирателей и принятие решения их определенным числом. Но это решение не носит характера  окончательного, оно относится только к инициативе постановки вопроса. Народная законодательная инициатива — это  право определенной группы избирателей  предложить проект закона, который  подлежит обязательному рассмотрению парламентом, хотя последний вправе принять любое решение: согласиться  с ним, внести в него поправки или  отклонить его. Институтом, близким  к народной законодательной инициативе, является также право определенной группы избирателей предложить референдум по определенному вопросу (вопросам); это предложение может быть либо принято, либо отклонено.

     Народ является единственным источником и  носителем государственной власти и суверенитета, поэтому истинно  демократическая система организации  власти предполагает деятельность государственных  органов, в том числе и органов  законодательной власти, не только в интересах народа, населения, но и при непосредственном и решающем участии в ней самого народа, населения. «Основой общественной солидарности и  решимости выполнять предусмотренные  законами… предписания является их социальная легитимность, достигаемая  при условии социально-политического  и идейно-мировоззренческого согласия в обществе, возможности выражения  общественного мнения, согласования позиций и поиска компромиссных решений». В этой связи первоочередной задачей для законодателя должно быть выявление «меры согласия с основными положениями законопроекта той части общества, интересы которой он затрагивает, определить всеобщую волю как равнодействующую, в которой фиксируется момент общественного согласия».

     Существует  несколько важнейших способов определить и выразить в общеобязательной нормативной  форме эту «всеобщую волю»:

     1) формирование высшего законодательного органа посредством выборов;

     2) участие в общенародных обсуждениях законопроектов;

     3) одобрение законопроектов на референдуме;

     4) право законодательной инициативы.

     Формами осуществления непосредственной демократии в законодательном процессе являются: всенародные обсуждения законопроектов, одобрение законопроектов на референдуме  и право законодательной инициативы. Пристальное внимание именно к проблемам  реализации народной законодательной  инициативы обусловлено убеждением в том, что существование и  эффективное функционирование этого  института свидетельствует о  качественно новом этапе развития общественных отношений в сфере  нормотворчества. Разумеется, и референдум, и всенародные обсуждения являются не менее важными институтами  непосредственной демократии, но именно наличие у граждан права входить  в законодательный орган с  законопроектом, действенные юридические  механизмы обеспечения реализации этого права и активное его  использование позволяет с уверенностью говорить о демократизации законодательного процесса и высоком уровне правовой культуры населения. Существует и обратная зависимость: высшим уровнем правовой культуры является активное правомерное поведение личности, его правовая активность, активное правомерное поведение личности.

     Законодательное закрепление института народной инициативы в условиях существования  современных правовых систем является очень важным и получает все более  широкое распространение. Так, правом законодательной инициативы избирательный  корпус наделяется согласно Конституциям Австрии, Испании, Италии, Швейцарии, отдельных штатов США. И это лишь отдельные из весьма многочисленных примеров зарубежной законодательной практики такого рода.

 

     

     Глава 2. Стадии процедуры  народной законодательной  инициативы.  

     Законодательная инициатива – это официальное  внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта  или законопредложения.

     Наличие у субъекта права законодательной  инициативы означает, что парламент  обязан рассмотреть внесенное данным субъектом предложение об издании  закона или его проект. Но разумеется, парламент не обязан принять соответствующий закон, но может принять его совсем в ином виде, чем предлагалось.

     Круг  субъектов права законодательной  инициативы различен в разных странах  и определяется зачастую конституциями, но что касается народной инициативы, то конституции подчас ограничивают круг ее возможных предметов. Например, согласно ч. 2 ст. 73 румынской Конституции  «не могут составлять предмет  законодательной инициативы граждан  фискальные проблемы, вопросы международного характера, амнистия и помилование». Часть 3 ст. 87 Испанской конституции, запрещает такую инициативу по вопросам, подлежащим регулированию органическими  законами, налоговым или международного характера, а также относящимся к прерогативе помилования.

     Напротив, колумбийская Конституция не ставит в этом отношении никаких ограничений. Согласно ст. 155 проект закона или конституционной реформы может быть представлен гражданами в числе, равном или превышающем 5 % общего числа избирателей, зарегистрированных на соответствующую дату, либо 30 % советников (членов представительных органов местного самоуправления) или депутатов страны. Конгресс рассматривает такие проекты в срочном порядке, причем выступившие с инициативой граждане могут назначить своего представителя, который будет заслушиваться палатами на всех этапах прохождения законопроекта.

     Некоторые конституции, устанавливая число избирателей, необходимое для осуществления  народной инициативы, требуют, чтобы  эти избиратели представляли различные  регионы страны. Предложение второе ч. 1 ст. 73 румынской Конституции гласит: «Граждане, осуществляющие законодательную  инициативу, должны происходить не менее чем из одной четверти уездов страны, а в каждом из этих уездов или в муниципии Бухарест в  поддержку данной инициативы им следует  зарегистрировать не менее 10 000 подписей». Подобным же образом § 2 ст. 61 бразильской  Конституции устанавливает: «Народная  инициатива может быть осуществлена путем представления Палате депутатов  проекта, подписанного не менее чем  одним процентом национального  электората, распределенным не менее  чем между пятью штатами, и  не менее чем тремя десятыми процента избирателей в каждом из них».

     Учреждая институт народной инициативы, конституции требуют, чтобы в таком порядке представлялся готовый законопроект. Это, например, вытекает из только что цитированного положения бразильской Конституции. Итальянская Конституция (часть вторая ст. 71), предоставляя право законодательной инициативы 50 тыс. избирателей, требует, чтобы проект вносился ими в форме статей закона. Напротив, согласно ч. 2 ст. 139 швейцарской Конституции народная инициатива частичного ее пересмотра может быть заявлена избирателями как в форме разработанного проекта, так и в форме общей идеи; в последнем случае Федеральное собрание, если согласно с идеей, разрабатывает соответствующий проект, а если нет, то вопрос решается референдумом (ч. 4 указанной статьи).

     В Испании действует особый Органический закон № 3, регулирующий народную законодательную  инициативу, 1984 года. В дополнение к  вышеприведенным положениям ч. 3 ст. 87 Конституции он запрещает внесение в порядке народной инициативы проектов экономических планов и общего бюджета  государства (вызывает, правда, сомнение конституционность такого дополнительного  запрета). Инициатива оформляется путем  представления сформулированного в виде статей законопроекта, которому предпосылается мотивировка, далее – подробное обоснование причин, по которым подписанты считают необходимым рассмотрение и принятие палатами законопроекта, и, наконец, список членов инициативной комиссии с указанием их личных данных.

     Документы представляются в бюро Конгресса  депутатов через его общий  секретариат. Если это сделано в  период между сессиями, сроки начинают течь с начала ближайшей сессии. Бюро проверяет соответствие документов предъявляемым требованиям и  в течение 15 дней решает об их допустимости, сообщая свое решение инициативной комиссии и публикуя его в установленном  порядке. Отказ в принятии документов инициативная комиссия может обжаловать в Конституционный трибунал.

     Если  документы приняты, бюро сообщает об этом в Центральную избирательную  хунту, которая должна гарантировать  правильность процедуры сбора подписей. Хунта уведомляет инициативную комиссию о том, что можно приступить к  сбору подписей. Процедура сбора  подписей завершается вручением  провинциальным избирательным хунтам собранных подписей. Это должно быть сделано в течение 6 месяцев после  упомянутого уведомления Центральной  избирательной хунты. Бюро Конгресса  депутатов может продлить этот срок еще на три месяца. Если в этот срок собрать необходимое число  подписей не удалось, инициатива считается несостоявшейся.

     Вместе  с подписью избирателя указываются  его имя и фамилии (у испанцев их две – отца и матери), номер  национального удостоверения личности и муниципия, в список избирателей  которой занесен подписант. Подпись  свидетельствуется и датируется нотариусом, судебным секретарем или  муниципальным секретарем соответствующей муниципии.

     Засвидетельствован может быть целиком лист списка подписантов. Свидетельствовать могут также специальные доверенные лица, назначенные инициативной комиссией из числа граждан, пользующихся в полной мере гражданскими и политическими правами, не судимых и принесших присягу или обещание перед провинциальными избирательными хунтами.

     В странах тоталитарного социализма усеченной формой народной законодательной  инициативы является право некоторых  общественных организаций вносить  законопроекты по определенным вопросам. Чаще всего этим правом наделяются профсоюзы, составляющие в этих странах  единую централизованную организацию. В отдельных странах такое  право имеет церковь (например, Великобритании), но только по религиозным вопросам. В порядке законодательной инициативы, как и при референдуме, запрещается  вносить проекты по некоторым  вопросам: о бюджете, налогах, амнистии, по вопросам международных отношений и т.д.

     Народная  законодательная инициатива применяется  редко и малоэффективна. Например, в Италии со времени принятия конституции 1947 г. в таком порядке принят лишь один закон (в целом в Италии принимается  в среднем 300 законов ежегодно).

Информация о работе Народная законодательная инициатива в зарубежных странах