Международные Экономические Организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются международные экономические организации. Цель курсовой работы – раскрыть сущность понятия международных экономических организаций, дать их классификацию и обозначить функции, которые они выполняют.
В соответствии с целью исследования можно выделить следующие задачи курсовой работы:
- изучить понятие международных экономических организаций, дать их классификацию;

Оглавление

Введение 2
Глава I. Теоретические и методические основы сущности международных экономических организаций 4
1.1 Понятие и сущность международных экономических организаций 4
1.2 Классификация международных экономических организаций 8
Глава II. Характеристика международных экономических организаций и их функций 11
2.1 Универсальные международные экономические организации 11
2.2 Специализированные организации 22
2.3 Международные финансовые организации 26
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Курсовая МЭО.docx

— 96.80 Кб (Скачать)

К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая  Уругвайский, а в 2001 году стартовал  девятый в Дохе, Катар.

Штаб-квартира ВТО расположена  в Женеве, Швейцария.

Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами.

На июль 2008 г. в ВТО состояло 153 страны. Каждая из них обязана предоставлять другим членам организации режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Официальным высшим органом  организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два  года. За время существования ВТО  было проведено шесть таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны  противников глобализации. Текущие  задачи организации между конференциями  возложены на Генеральный Совет  ВТО, собирающийся несколько раз  в год в Женеве. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по наблюдению за торговой политикой  стран-участниц, призванная следить  за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО.

Одним из важнейших инструментов урегулирования возникающих между  странами-участницами споров в рамках ВТО является Комиссия по урегулированию споров (DSB) – квазисудебный орган, призванный беспристрастно и быстро разрешать разногласия между сторонами.

Основную часть торговых споров в рамках ВТО составляют споры  между крупнейшими субъектами международной  торговли – Европейским союзом и США. Так, например, получил широкую огласку конфликт относительно введенных США в марте 2002 года высоких пошлин на импорт европейской стали с целью поддержки американской сталелитейной отрасли. Европейский союз расценил это как запрещенную нормами ВТО дискриминацию и оспорил эти меры жалобой в Комиссию, которая признала меры по защите американского рынка нарушающими правила ВТО. США вынуждены были отменить дискриминационные пошлины.

Главные задачи ВТО – либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на сегодняшний день насчитывается более 140, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

Основополагающими принципами и правилами ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и  услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно  тарифными методами; отказ от использования  количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Важнейшими функциями  ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

По данным ВТО лидером  среди стран-экспортеров является Германия. В 2008 г. величина экспорта Германии составила 1661,9 млрд. долл. За не следует Китай с 1428,3 млрд. долл. Тройку лидеров замыкает США. Величина их экспорта в 2008 г. составила 1287,4 млрд. долл.

 

Рисунок 1 – Крупнейшие страны-экспортеры и объем их товарного экспорта в 2005-2008 годах, млрд. долл. США

 

В развитых странах Европы, США, Канаде, Китае, Японии, Республике Корея, Сингапуре и др. основными  товарами на экспорт являются автомобили и самолеты, машины и оборудование, вычислительная техника и другая электроника, сложная бытовая техника, одежда.

 

Рисунок 2 – Основные страны-импортеры  китайской продукции и их доля в общем объеме экспорта Китая  в 2008 г., %

 

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) – один из главных  органов Организации Объединенных Наций, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и ее специализированных учреждений.

ЭКОСОС6 учрежден Уставом Организации Объединенных Наций в качестве главного органа, отвечающего за координацию экономической, социальной и другой соответствующей деятельности 14 специализированных учреждений ООН, девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий. Совет также получает доклады от 11 фондов и программ ООН. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций. Он отвечает за:

- содействие повышению  уровня жизни, полной занятости  населения и экономическому и  социальному прогрессу;

- выявление способов  разрешения международных проблем  в экономической и социальной  областях и в области здравоохранения;

- содействие международному  сотрудничеству в области культуры  и образования;

- поощрение всеобщего  уважения прав человека и основных  свобод.

Он уполномочен проводить  или организовывать исследования и  составлять доклады по этим вопросам. Он также имеет полномочия оказывать  содействие в подготовке и организации  крупных международных конференций  по экономическим и социальным проблемам  и связанным с ними вопросам, а  также способствовать осуществлению  согласованных дальнейших действий по итогам таких конференций. В соответствии с его широким мандатом в распоряжении Совета находится более 70 процентов  людских и финансовых ресурсов всей системы ООН.

ЭКОСОС состоит из 54 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на три года. Нет ограничений на переизбрание: выбывающий член ЭКОСОС может быть переизбран немедленно. Каждый член ЭКОСОС имеет один голос. Решения принимаются большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов ЭКОСОС. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 2847 от 20 декабря 1971 года (A/RES/2847(XXVI)) установила следующий порядок распределения мест в ЭКОСОС:

 

Таблица 1 – Порядок распределения мест в ЭКОСОС

Региональная  группа

Количество  мест

Азия

11

Африка

14

Восточная Европа

6

Западная  Европа и другие государства

13

Латинская Америка и Карибский бассейн

10


 

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) –  международная экономическая организация  развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

Создана в 1948 под названием  Организация европейского экономического сотрудничества для координации  проектов экономической реконструкции  Европы в рамках плана Маршалла.

Штаб-квартира в Париже.

Генеральный секретарь (с 2006) – Хосе Анхель Гурриа Тревиньо (Мексика).

Руководящим органом ОЭСР является совет представителей стран-членов организации. Все решения в нем  принимаются на основе консенсуса.

В 1960-е состав и географические рамки ОЭСР расширились, и сейчас в организацию входят 32 государства, в том числе большинство государств-членов ЕС. В работе организации также  принимает участие на правах отдельного члена Европейская комиссия (орган  Евросоюза).

На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60% мирового ВВП.

Предметом обсуждений, проводимых правительствами стран-членов ОЭСР, служит информация и аналитические  обзоры исходящие от Секретариата ОЭСР, размещающегося в Париже. Соответствующие  отделы Секретариата занимаются сбором данных, отслеживанием тенденций, анализом и прогнозами экономических процессов, изучением социальных сдвигов, структуры  торговых связей, окружающей среды, сельского  хозяйства, технологий, налогообложения, и т.д. Большинство исследовательских  и аналитических материалов ОЭСР публикуются в открытой печати.

За долгие годы существования  Организации фокус ее аналитической  работы постепенно смещался от собственно государств-членов к анализу развития стран – в настоящее время практически всех, входящих в мировое сообщество – исповедующих принципы рыночной экономики. К примеру, Организация предлагает весь накопленный ею опыт к услугам государств, занятых строительством рыночной экономики, в особенности тех, что осуществляют переход от централизованной плановой экономики к капиталистической системе. ОЭСР также вовлечена во все более конкретный диалог по вопросам экономической политики с динамично развивающимися странами Азии и Латинской Америки.

Однако профиль работы ОЭСР расширяется не только в географическом плане. От анализа развития конкретных областей экономической и социальной политики в конкретных государствах-членах ОЭСР переходит к изучению их взаимодействия, причем не только в рамках собственно Организации, но и в мировом масштабе. В область интересов Организации  вошли такие проблемы, как, например, влияние проводимой социальной политики на функционирование экономики, или  влияние на экономику отдельных  стран процессов глобализации, которые  могут как открыть новые перспективы  роста, так и спровоцировать защитную реакцию, выражающуюся в усилении протекционизма.

По мере того, как ОЭСР все более расширяет свои контакты по всему миру, расширяется и сфера  ее интересов. Целью ОЭСР в наступающей постиндустриальной эре является тесное переплетение экономических связей стран-членов с будущей процветающей мировой экономикой, основанной на научных принципах.

Размер годового бюджета, в настоящее время равного  примерно 300 млн. долл., и план работы ОЭСР на год определяются государствами-членами  на заседаниях Совета.

Крупнейшей, и, пожалуй, наиболее известной структурной единицей ОЭСР является ее Директорат по вопросам экономики, работающий, под руководством главного экономиста ОЭСР, над мониторингом и анализом макроэкономических показателей, наряду со структурными, или микроэкономическими  вопросами. Дважды в год, в июне и  декабре, Директорат публикует «Перспективы экономики», в которых дается оценка тенденций, проявившихся в прошлом  году, а так же прогноз экономического развития на очередной двухлетний период. Директорат по статистике работает по сбору статистических данных о странах-членах ОЭСР. Данные собираются в стандартизированных  формах, позволяющие проводить их сравнение в международном масштабе и публикуются как в обычном, так и электронном формате.

Торговля является двигателем экономического развития, который в  эпоху глобализации заработает на полную мощность. Директорат по торговле разрабатывает  многосторонние правила и международную  дисциплину торговой деятельности, которые  станут необходимы для поддержания  мирового торгового порядка в  связи с развитием и расширением  торговли в этой новой эре. Уругвайский  раунд переговоров, проведенный  в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле решил многие вопросы в этой области. Тем не менее, Директорат по торговле ОЭСР, как  и ранее, будет вовлечен в анализ и подготовку новых торговых переговоров, которые затронут совершенно новые категории торговых правил, связанные с вопросами охраны окружающей среды, политики в области конкуренции, промышленной и технологической политики.

Высокий уровень безработицы, нестабильные и низкие заработки, нищета, недостаточный уровень образования  разрывают социальную ткань общества и грозят разрушением экономики. Директорат по образованию, занятости, трудовым и социальным вопросам контролирует работу во многих взаимосвязанных областях социально-экономической политики, направленной на предотвращение исключения определенных групп населения из социальной жизни общества. Директорат ведет мониторинг динамики структур занятости и заработной платы, предлагая  анализ ключевых тенденций и основных направлений политики на рынке труда. В круг интересов Директората  входит также изучение эффективности  здравоохранения и программ социального  обеспечения, роль женщин в составе  рабочей силы и влияние технологических  факторов на положение работников. Через отдельную группу, Центр  по исследованиям и новым разработкам  в области образования, Директорат проводит изучение новых методик  преподавания и учебы.

Азиатско-тихоокеанское  экономическое сотрудничество (АТЭС) – крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 57% мирового ВВП и 42% объема мировой  торговли (по данным на 2007 год).

Образовано в 1989 году в  Канберре по инициативе премьер-министров  Австралии и Новой Зеландии.

АТЭС7 образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников.

Первоначально высшим органом  АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 года главной  формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в  ходу которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы  дальнейшей деятельности. С большей  периодичностью проходят сессии министров  иностранных дел и экономики.

Главные рабочие органы АТЭС: Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет  по торговле и инвестициям, экономический  комитет, административно-бюджетный  комитет) и 11 рабочих групп по различным  отраслям экономики.

В АТЭС входит 19 стран Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) и две территории –  Гонконг (Сянган, являющийся частью КНР) и Тайвань, поэтому официально его  участники называются не странами –  членами АТЭС, а экономиками АТЭС.

В 1998 году, одновременно с  приемом в АТЭС трех новых членов – России, Вьетнама и Перу – введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявление  на вступление в АТЭС подали Индия  и Монголия.

Информация о работе Международные Экономические Организации