Международно-правовые средства разрешения международных споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:34, контрольная работа

Краткое описание

Одним из важнейших элементов всеобщей системы коллективной безопасности является мирное разрешение международных споров. Принцип мирного разрешения международных споров, закрепленный в Уставе ООН, Заключительном акте СБСЕ 1975г. и во многих других региональных обязывает государства разрешать «свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость п.3 ст. 2 Устава ООН ». Государствам запрещается обращаться к войне для разрешения возникающих между ними споров.

Файлы: 1 файл

к.р.Межд.право.docx

— 33.07 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 по международному праву

на тему:

Международно-правовые средства разрешения международных  споров

Вариант II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одним из важнейших элементов всеобщей системы коллективной безопасности является мирное разрешение международных споров. Принцип мирного разрешения международных споров, закрепленный в Уставе ООН, Заключительном акте СБСЕ 1975г. и во многих других региональных обязывает государства разрешать «свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость п.3 ст. 2 Устава ООН ». Государствам запрещается обращаться к войне для разрешения возникающих между ними споров. Необходимость строгого соблюдения данного принципа всеми государствами мира в наши дни обусловлена тем, что периодически разрабатываются новые виды оружия, применения которого может привести к гибели мировой цивилизации.

 

1.Понятие международного спора и виды международно-правовых средств разрешения международных разногласий.

При разрешении разногласий между государствами часто возникает необходимость разграничения таких понятий, как «спор» и «ситуация». Ситуация (международная) - это состояние напряженности между двумя или несколькими государствами; спор же образуется не сразу: он возникает в определенной ситуации. То есть разногласия между государствами - это еще не спор. Различие между спором и ситуацией состоит в следующем. В параметрах спора всегда есть конкретные участники, поскольку его возникновение обусловлено совпадением взаимных претензий государств относительно предмета пора. Ситуация шире спора. Она может существовать до возникновения спора, в процессе спора и после его разрешения.

Устав ООН делит споры на две категории: а) особо опасные, продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности Ст. 34 Устава ООН; б) любые другие споры п.1 ст.33, п.1 ст.3, п.1 ст.36 Устава ООН.

Правовые средства разрешения международных споров - это международно-правовые способы, приемы, методы урегулирования споров между государствами без применения вооруженных сил.

Декларация о принципах международного права 1970г. устанавливает следующие международно-правовые средства решения международных разногласий: переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям Также ст.33 Устава ООН. Данный перечень не является исчерпывающим. Государства вправе сами выбирать, каким способом решать свой спор.

 

1. Переговоры

Переговоры - это основное, наиболее действенное средство мирного разрешения международных споров. В ст. 33 Устава ООН они поставлены на первое место, что свидетельствует об их действительности и эффективности.

Преимущество переговоров состоит также в том, что спорящие стороны имеют возможность ближе познакомиться с позициями друг друга и взаимными претензиями, достичь взаимоприемлемого решения. Решающую роль играют переговоры на высшем уровне, в ходе которых обсуждаются важнейшие международные проблемы. Виды переговоров могут быть самыми различными:

а) по числу участников - двусторонние и многосторонние;

б) по форме проведения - устные и письменные;

в) по характеру рассматриваемых вопросов - политические, военные, торговые, экономические и др.;

г) по субъектам - проводимые главами государств, проводимые специально уполномоченными лицами, проводимые главами правительств.

2. Добрые услуги

Доброе услуги имеют своей целью установление прямых контактов между конфликтующими сторонами. Третья сторона может оказать добрые услуги как по собственной инициативе, так и по просьбе одного или нескольких государств - сторон в споре. При этом как предложение, так и отказ от них не считаются недружелюбным актом. Сторона, оказывающая добрые услуги, не должна оказывать влияние на сам ход переговоров.

3. Посредничество

Посредничество предусматривает большую степень участия третьей стороны в решении споров. Различие между добрыми услугами и посредничеством:

а) способа их происхождения;

б) прав и обязанностей посредника;

в) окончательной цели посредничества.

Сущность посредничества состоит в том, что государства в споре ведут переговоры с участием третьей стороны и на основе сделанных ее предложений. Посредник выступает здесь как активный и непосредственный участник переговоров. Его задача заключается в «согласовании противоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно возникло между государствами, находящимися в споре Ст.4 Гаагской конвенции 1907г.».

Основными признаками посредничества являются участие посредника в переговорах и внесение предложений по существу спора. Посредник имеет и определенные обязанности: оказывать помощь конфликтующим сторонам в решении ими спора, воздерживаться от оказания помощи одной стороне в ущерб другой, уважать достоинство, честь и суверенные права спорящих сторон. Формами участия посредника в переговорах являются: предложения, советы, рекомендации как по существу спора, так и по процедуре его решения.. Однако окончательное решение по существу спора принимают спорящие стороны.

4.Следственные и примирительные комиссии

Существенную роль в мирном урегулировании спор играют следственные и примирительные комиссии. Комиссии создаются из граждан государств-участников спора на паритетных началах, хотя в них могут входить и граждане государств, которые не участвуют в споре. Порядок формирования и функционирования следственных и примирительных комиссий регулируется Конвенцией о мирном решении международных столкновений 1907г.

а) Следственные комиссии

Следствие производится в состязательном порядке. Стороны предоставляют все документы, списки свидетелей и экспертов, которые могут способствовать установлению истины. Комиссия вправе просить у каждой из сторон объяснений и сведений по интересующим её вопросам. Стороны обязаны всесторонне помогать следственной комиссией.

Совещания комиссии происходят при закрытых дверях и остаются секретными. Решения принимаются большинством голосов, результаты голосования заносятся в протокол. Протоколы заседаний обнародуются при обоюдном согласии государств. Работа следственной комиссии завершается составлением доклада, который подписывается всеми её членами. Доклад зачитывается на открытом заседании. За сторонами остаётся свобода использования по своему усмотрению сделанных комиссией выводов.

б) Примирительные комиссии

Задача примирительных комиссий шире - подготовка проекта мирного соглашения, примирение сторон.

Дела в примирительной комиссии возбуждаются путём заявления либо обоих государств, либо одного из них. В заявления указывается предмет спора, а также просьба к комиссии предпринять все необходимые меры для разрешения спора.

5.Арбитраж

Международный арбитраж - это разбирательство конкретного спора, осуществляемое третьей стороной (арбитром): решения его обязательны для спорящих сторон.

Компетенция, процедура, порядок организации арбитража закрепляются в Гаагской Конвенции 1907г о мирном разрешении международных столкновений. Международный арбитраж - это временный судебный орган, характерными чертами которого являются: согласие обеих сторон на разбирательство спора, назначение арбитра самими спорящими сторонами, определение процедуры спора самими спорящими сторонами, обязательность решения арбитража для спорящих сторон.

 

2. Международные органы, участвующие в разрешении международных споров с применением мирных средств.

Споры между государствами могут разрешаться и в международных организациях. Так в Уставе ООН определяются права и обязанности Генеральной Ассамблеи ООН, Совета Безопасности ООН, Международного Суда ООН при разрешении международных споров.

Генеральная Ассамблея ООН

Генеральная Ассамблея состоит из всех Членов Организации. Согласно ст.11 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочена «рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности…и делать в отношении этих принципов рекомендации Членам Организации или Совету Безопасности…». Однако в то время, когда Совет безопасности выполняет возложенные на него Уставом ООН функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безопасности не запросит об этом Ст.12 Устава ООН. При соблюдении этого условия Генеральная Ассамблея уполномочена также рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, независимо от ее происхождения, которая, по мнению Ассамблеи, могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между нациями Ст.14 Устава ООН.

 

Совет Безопасности ООН

Широкими полномочиями в деле мирного разрешения споров обладает Совет Безопасности ООН. Он может оказывать добрые услуги и посредничество, осуществлять расследование и примирение. Мирное разрешение споров - одно из его полномочий.

Для обеспечения быстрых и эффективных действий ООН и ее Члены возлагают на Совет безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Совет Безопасности рассматривает в первую очередь такие споры и ситуации, продолжение которых угрожает международному миру и безопасности. Если характер спора или ситуации не установлен, то Совет Безопасности может расследовать их в целях определения, не могут ли они представлять угрозу международному миру Ст.34 Устава ООН.

Совет Безопасности может рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования спора в любой стадии спора, при этом он исходит из того, споры юридического характера передаются в Международный суд ООН Ст.36 Устава ООН. Если Совет Безопасности считает, что продолжение спора может угрожать международному миру, то он либо действует в соответствии со ст.36, либо рекомендует «такие условия разрешения спора, какие он найдет подходящими». Так в соответствии со ст.42 Устава ООН Совет Безопасности может предпринимать действия для поддержания международного мира и безопасности с помощью воздушных, морских и сухопутных сил.

 

Международный суд ООН

Международный Суд является главным судебным органом ООН. Он был учрежден ООН в 1945г. для достижения одной из главных целей ООН: проводить мирными средствами, в согласие с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира. Суд осуществляет свою деятельность в соответствии с прилагаемым к Уставу ООН Статутом.

На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых уполномоченными органами и специализированными учреждениями ООН.

Суд может запрашивать у публичных международных организаций информацию, относящуюся к делам, находящимся на его рассмотрении, а также получает подобную информацию, представляемую указанными организациями по их собственной инициативе.

 

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

СБСЕ осуществляет свою деятельность по мирному регулированию Международных споров на основании Принципов урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров ратифицированных в Валлетте 8 февраля 1991 г.

Государства-участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе Государства-участники стремятся предотвращать споры и разрабатывать, использовать и совершенствовать механизмы, направленные на недопущение споров, в том числе, если это целесообразно, договоренности и процедуры в целях предварительного уведомления и консультаций, касающихся действий одного государства, которые могут существенно затронуть интересы другого государства.

Если все же споры возникают, государства-участники обращают особое внимание на то, чтобы не допускать такого развития любого спора между ними, которое будет представлять угрозу международному миру и безопасности. Они предпринимают соответствующие шаги для надлежащего ведения своих споров до их урегулирования. В этих целях государства-участники:

а) рассматривают споры на раннем этапе;

б) воздерживаются в течение спора от любых действий, которые могут ухудшить положение и сделать более трудным мирное урегулирование спора или воспрепятствовать ему;

в) стремятся, используя все соответствующие средства, достичь договоренностей, позволяющих сохранить между ними добрые отношения, в том числе, если это целесообразно, принимать временные меры, которые не наносят ущерба их юридическим позициям в споре Ст.5 Принципов урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров (Валлетта, 8 февраля 1991 г.)

 

3. Процедурные приемы, используемые при разрешении международных споров в международном уголовном суде ООН.

Согласно ст. 39 Устава ООН, Совет безопасности принимает меры в целях поддержания международного мира и безопасности. В связи с этим никакое расследование или уголовное преследование не может начинаться либо проводиться в соответствии с Римским статутом международного уголовного суда в течение периода в 12 месяцев после того, как Совет Безопасности в резолюции, принятой на основании главы VII Устава ООН, обращается в Суд с просьбой на этот счет Ст. 16 Римского статута Международного уголовного суда 1998г..

Информация о работе Международно-правовые средства разрешения международных споров