Международно-правовые средства международных спроров

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 08:38, контрольная работа

Краткое описание

Мирное разрешение международных споров является средством достижения главной цели - поддержания мира и международной безопасности в соответствии с основными принципами международного права и на основе международно-правовых способов и средств мирного урегулирования. Эти проблемы в контексте современного развития отношений субъектов международного права, получили новое звучание. Механизмом реализации этих актуальных задач призваны быть Международные межправительственные организации системы ООН, которые наделены реальными возможностями по реализации своих полномочий в этой сфере как традиционными средствами, так и относительно новыми созданными ими самими.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
Принцип мирного урегулирования международных споров………..4
Международное арбитражное разбирательство……………………...7
Средства мирного разрешения споров……………………………….13
Международные суды……………………………………………….…18
Международный суд Организации Объединенных Наций……...18
Международный трибунал ООН по морскому праву……….…..21
Европейский суд по правам человека……………………………..24
Заключение………………………………………………………………....29
Список литературы……………………………………………………..…30

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.17 Кб (Скачать)

    Решить вопрос о том, в каком арбитраже и в каком порядке будет разрешен спор, участникам договора может помочь типовая арбитражная оговорка. Она носит факультативный характер и применяется в каждом конкретном случае исключительно по взаимной договоренности сторон. Типовая арбитражная оговорка, как правило, содержится в соглашениях, заключаемых торговыми палатами и/или арбитражными ассоциациями различных государств друг с другом.

    Арбитражная оговорка, рекомендуемая указанными соглашениями, обычно устанавливает, что рассмотрение спора будет проводиться в определенном, постоянно действующем третейском суде по месту нахождения ответчика или же в ином арбитраже, созданном для рассмотрения спора в стране ответчика.

 

3. Средства мирного  разрешения споров

   Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора таких мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для разрешения данного спора. Среди мирных средств разрешения международных споров чаще всего используются дипломатические переговоры, поскольку они наилучшим образом отвечают задаче быстрого разрешения международного спора, гарантируют равенство сторон, могут быть использованы для разрешения как политических, так и юридических споров, наилучшим образом способствуют достижению компромисса, дают возможность приступить к улаживанию конфликта сразу же по его возникновении, позволяют не допускать разрастания спора до таких масштабов, когда он может угрожать международному миру и безопасности.

   Государства обладают правом свободного выбора по обоюдному согласию конкретных средств мирного урегулирования возникающих между ними споров и конфликтов, которое проистекает из принципов суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние и внешние дела.

   Различные источники международного права по-своему решают проблему выбора мирных средств разрешения международных конфликтов. Так, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривает четыре обязательные процедуры урегулирования споров, каждую из которых государство-участник может выбрать путем письменного заявления при подписании или ратификации Конвенции: Международный трибунал по морскому праву, Международный суд ООН, арбитраж, образуемый в соответствии с приложением VII к Конвенции, специальный арбитраж, формируемый в соответствии с приложением VIII к Конвенции.

    Государства - члены ООН в соответствии с Уставом приняли на себя обязательство «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира» (п. 1 ст. 1).

   Согласно ст. 33 Устава ООН государства, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны, прежде всего, стремиться разрешить спор путем «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

   Представляется целесообразным рассмотреть подробно каждое из средств мирного урегулирования споров, включая не упомянутые в Уставе ООН добрые услуги:

1.  Переговоры - являются  наиболее доступным и эффективным  средством мирного разрешения  споров. Они играют ведущую роль  среди других мирных средств. Конкретные цели, состав участников  и иные процедурные вопросы  согласовываются самими спорящими  сторонами. В соответствии с основными  принципами и нормами современного  международного права переговоры  должны вестись на равноправной  основе, исключающей нарушение суверенной  воли заинтересованных сторон.

2.  Консультации сторон - стали применяться в широком  масштабе после Второй мировой войны. Процедура обязательных консультаций на основе добровольного согласия сторон позволяет использовать двойную функцию консультаций: в качестве самостоятельного средства разрешения споров и для предотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а также, в зависимости от обстоятельств, как средство достижения спорящими сторонами договоренности о применении других средств урегулирования. В литературе консультации часто называют разновидностью переговоров.

3.  Обследование - такое  средство мирного урегулирования, к которому прибегают в тех  случаях, когда спорящие стороны  расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Для осуществления процедуры обследования стороны создают на паритетных началах международную следственную комиссию, иногда во главе с представителем третьего государства или международной организации. Следственная комиссия должна учреждаться на основании специального соглашения между спорящими сторонами. В соглашении определяются подлежащие расследованию факты, порядок и срок образования комиссии, объем полномочий ее членов, а также место пребывания комиссии, ее право перемещаться, срок, в который каждая спорящая сторона должна будет представить свое изложение фактов, и т.д. Результаты работы комиссии фиксируются в докладе, который должен ограничиваться лишь установлением фактов. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению.

4.  Примирение (согласительная  процедура) - не только выяснение  фактических обстоятельств, но и  выработка конкретных рекомендаций  сторон. При применении согласительной  процедуры стороны, как и в  случае с обследованием, образуют  на паритетных началах международную  согласительную комиссию, которая  и вырабатывает свои рекомендации, причем выводы согласительной  комиссии носят факультативный  характер, т.е. не являются юридически  обязательными для сторон, участвующих  в споре.

5.  Добрые услуги - средство  разрешения международного спора, осуществляемого не участвующей  в споре стороной. Эти действия  могут быть направлены на установление  контактов между спорящими сторонами, добрые услуги могут оказываться  как в ответ на соответствующую  просьбу одной или обеих спорящих  сторон, так и по инициативе  самой третьей стороны. Добрые  услуги нередко перерастают в  посредничество.

6.  Посредничество - предполагает  непосредственное участие третьей  стороны в мирном разрешении  спора. Участвуя в переговорах  спорящих сторон, посредник призван всемерно содействовать выработке приемлемого для этих сторон решения спора. Он вправе предлагать свои варианты такого разрешения, хотя предложения посредника не носят для спорящих сторон обязательного характера.

7.  Международный арбитраж - это добровольно выраженное согласие спорящих передать свой спор на рассмотрение третьей стороны (третейское разбирательство), решение которой является обязательным для сторон в споре. Обязательность признания и исполнения решения есть то главное, что отличает арбитражную процедуру от приведенных выше средств мирного урегулирования споров. Существуют два вида арбитражных органов: постоянный арбитраж и арбитраж ad hoc. Выделяют три основных способа передачи дела на международное арбитражное разбирательство: специальное соглашение (компромисс), передающее существующий спор на арбитраж; специальное положение (компромиссная оговорка) в различных договорах, предусматривающее передачу в арбитраж споров, которые могут возникнуть из толкования или применения договора; общие арбитражные договоры, предусматривающие передачу на арбитражное разбирательство любых споров, которые могут возникнуть между сторонами (обязательный арбитраж). Стороны нередко оговаривают, что арбитражу не подлежат споры, затрагивающие жизненные интересы, независимость или честь сторон. В качестве третьей стороны при разрешении спора могут выступать единоличный арбитр (обязательно посторонний для спорящих государств), группа арбитров из третьих государств, группа арбитров на паритетных началах от государств, участвующих в споре, при нейтральном председателе-суперарбитре. Спорящие стороны сами определяют компетенцию арбитража, ограничивая ее рамками предмета своего спора.

8.  Судебное разбирательство - в основе своей сходно с  третейским разбирательством. Однако  вынесенное судом решение является  окончательным и юридически обязательным  для сторон в споре.

Первым постоянным международным судом стала Постоянная палата международного правосудия, Статут которой был принят Собранием Лиги Наций в 1920 г. Палата прекратила свое существование в 1946 г. В настоящее время основным судебным органом международного сообщества является Международный суд ООН. Суд осуществляет свою деятельность на основе Статута Международного суда, который, в свою очередь, является неотъемлемой составной частью Устава ООН, а также Регламента Суда.

    В структуре Организации Объединенных Наций принято применять следующие средства и способы урегулирования международных споров. Совет Безопасности ООН в случае возникновения спора или ситуации уполномочен «рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования», принимая во внимание процедуру, которая уже была принята сторонами. Споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный суд (ст. 36 Устава ООН).

   Для предотвращения ухудшения ситуации в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии Совет Безопасности может «потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными» (ст. 40). Эти временные меры (создание полностью или частично демилитаризованных зон, замораживание притязаний сторон, отвод войск, проведение временных демаркационных линий) не должны наносить ущерб правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. 
4. Международные суды

4.1. Международный суд Организации Объединенных Наций

   Международный суд был создан в качестве главного судебного органа ООН. Он действует с 1946 года.

   Правовую основу формирования, компетенции и деятельности суда составляют глава XIV Устава ООН и Статут Международного суда ООН, являющийся неотъемлемой частью Устава. Суд имеет свой Регламент.

   Статут включает четыре главы: I - организация Суда; II - компетенция Суда; III - судопроизводство; IV - консультативные заключения.

    Члены ООН являются по определению и участниками Статута. Государства - не члены ООН также могут участвовать в Статуте Международного суда на условиях, определяемых в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

   Суд состоит из 15 независимых судей, избранных из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. При этом в составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены Суда действуют в личном качестве и не являются представителями государства своего гражданства. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами (ст. 19 Статута).

    В структуре суда предусмотрены и действуют судьи, которые, не имея статуса его членов, привлекаются к разбирательству определенных дел с учетом их компетенции. В числе таких лиц известные юристы, которые в прошлом были членами Международного Суда. В судопроизводстве в рамках рассматриваемого конкретного дела судьи обладают равными полномочиями с избранными судьями, включая право голоса при вынесении решения.

    Государства представляют список кандидатур в члены Суда Генеральному секретарю ООН. Члены Суда избираются на раздельных заседаниях Генеральной Ассамблеей ООН и Советом Безопасности (в Совете для избрания необходимо получить восемь голосов). Срок полномочий судей - девять лет, при этом каждые три года переизбираются пять судей. Кворум образует присутствие девяти судей. Суд избирает председателя и вице-председателя на три года. Они могут быть переизбраны. Председатель руководит работой Суда и осуществляет контроль за его административным управлением при помощи Административно-бюджетного комитета и ряда других комитетов, в которых работают все члены Суда.

   Вице-председатель замещает Председателя в его отсутствие в случае, если Председатель не может выполнять свои функции. Суд назначает своего секретаря и может принять меры для назначения других необходимых должностных лиц. Стороной по делу, разбираемому Судом, может быть только государство. Физические и юридические лица обращаться в Суд не вправе. Согласно ст. 36 Статута, к ведению Суда относятся все дела, передаваемые ему государствами, как сторонами в споре, и вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями.

   По общему правилу юрисдикция Суда факультативна. Иными словами, Суд вправе рассматривать конкретные споры с участием того или иного государства только с его согласия. Однако государства могут делать заявления о признании обязательной юрисдикции Суда по всем правовым спорам, касающимся: толкования договора; любого вопроса международного права; наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; характера и размера возмещения за нарушение международного обязательства. В этом случае Суд правомочен рассмотреть дело по заявлению одной из сторон.

   Судопроизводство в Международном Суде ООН осуществляется на основе Статута Международного Суда ООН и Правил процедуры, принятых 14 апреля 1979г. (действуют с изменениями от 29 сентября 2005г.). Дела возбуждаются в Суде путем нотификации (объявления) соглашения сторон или письменным заявлением одной из сторон. Судопроизводство в Суде состоит из двух этапов: письменного и устного. Письменное производство заключается в сообщении Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов, ответов на них, представлении иных документов и длится, как правило, несколько месяцев. Во время устного этапа Судом заслушиваются свидетели, эксперты, представители сторон, адвокаты и другие участники процесса. Представляет интерес тот факт, что Суд может принимать меры к собиранию доказательств. Так, Суд вправе поручить производство расследования или экспертизы любому лицу или органу по своему выбору.Разбирательство дела в Суде производится публично, если стороны не просят о проведении закрытых заседаний.

Информация о работе Международно-правовые средства международных спроров