Международно-правовая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:44, контрольная работа

Краткое описание

Развитие внешнеполитической деятельности государств на современном этапе способствует становлению сложной системы международных отношений. По ряду вопросов и проблем субъекты международного права практически не вступали в сношения друг с другом. Например, вопросы, касающиеся ядерной физики, квантовой механики, онкологии, кибернетики и даже охраны окружающей среды для многих государств были, в правовом смысле, преимущественно «внутренними», национальными, не имеющими отношения к другим государствам и народам. Сегодня эти вопросы обсуждаются о многих существовавших до этого или специально образованных международных организациях и являются предметом международно-правового регулирования.

Оглавление

Введение
1.Понятие международно-правовой ответственности субъектов международного права
2. Основания международно-правовой ответственности субъектов международного права. Понятие международного правонарушения
3. Формы и виды международной ответственности государств
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

международ.docx

— 32.70 Кб (Скачать)

При квалификации поведения  государств необходимо учитывать обстоятельства, наличие которых освобождает  государство от ответственности. Как  правило, любое международно-противоправное деяние государства влечет его международную  ответственность. На деле же могут иметь  место такие обстоятельства, которые  не позволяют на данном этапе выполнение государством своих обязательств.

Они могут быть двух видов: исключающие возникновение ответственности  и исключающие реализацию ответственности. Первые представляют собой ситуации, при которых поведение государства, квалифицируемое в нормальных условиях как правонарушение, признается правомерным  и не порождает ответственности. Вторые - это ситуации, при которых  порожденная правонарушением ответственность  фактически отсутствует. Именно такие  обстоятельства могут исключить  международно-правовую ответственность  государства. Наряду с такими обстоятельствами могут существовать и обстоятельства, смягчающие ответственность государства  за невыполнение своих обязательств.

Вместе с тем международное  право не допускает ссылок на обстоятельства, освобождающие от ответственности, при нарушении норм jus cogens. Это нашло отражение и в проекте статей об ответственности.

В международном праве  выделяют обстоятельства, когда может  быть исключена международная противоправность деяния государства.

Это допускается в случаях:

во-первых, достижения государствами  взаимного согласия относительно действий, которые противоречат ранее принятым ими обязательствам или соответствующим  нормам международного права. Например, ввод иностранных войск на территорию государства обычно рассматривается как серьезное нарушение суверенитета государства. Однако подобная акция не может быть признана таковой, если она осуществляется по просьбе или с согласия государства. Ответственность государства исключается при наличии следующих условий: а) согласие должно быть международно-правомерным; б) согласие должно быть явно выраженным; в) согласие должно предшествовать совершению деяния 5.

в-четвертых, если субъект  поведения, представляющий данное государство, в ситуации крайнего бедствия не имел иной возможности спасти жизни или  жизнь вверенных ему людей;

в-пятых, если государство  вынуждено было нарушить принятые на себя обязательства при наличии  крайней необходимости. Однако ссылка на крайнюю необходимость правомерна при наличии ряда одновременно действующих  условий, а именно: а) она должна носить абсолютный, исключительный характер ситуации, на которую ссылается государство; б) неизбежность характера опасности, угрожающей важнейшим интересам  государства; в) невозможность устранить  эту опасность другими средствами и данная опасность должна носить временный характер действия. Государство  не может ссылаться на состояние  крайней необходимости, по крайней  мере, в случаях, если: а) международное  обязательство, которому не соответствует  деяние этого государства, установлено  договором, в котором прямо или  косвенно исключается возможность  ссылки на состояние крайней необходимости  в отношении этого обязательства; б) государство, о котором идет речь, само способствовало возникновению  состояния крайней необходимости, не позволившего ему выполнить свои международные обязательства;

в-шестых, если государство  действовало в целях самообороны, предпринятых им в строгом соответствии со ст. 51 Устава ООН.

3. Формы и виды международной  ответственности государств

В международном праве  и международной практике государств сложились два вида международно-правовой ответственности государств - политическая и материальная, каждая из которых  реализуется через собственные  формы.

Политическая ответственность  государства - это юридические последствия  политического (нематериального) характера, наступающие для государства, нарушившего  действующие нормы международного права и свои международные обязательства (далее - ответственное государство  по Проекту 2001 г.), в результате чего был нанесен вред или ущерб  другому субъекту (субъектам) международного права. Причем эти юридические последствия  никоим образом «не затрагивают  сохраняющейся обязанности ответственного государства по исполнению нарушенного  обязательства» (ст. 29 Проекта 2001 г.). 6

Формами политической ответственности  государства могут являться: реторсии, репрессалии, сатисфакция (политическая), которые иногда могут сочетаться с разными формами материальной ответственности; приостановление  прав и привилегий члена международной  организации, вплоть до исключения из международной организации; подавление агрессора силой, которые реализуются  посредством применения санкций, применяемых  Советом Безопасности ООН в соответствии с Уставом ООН; ограничение суверенитета государства, полная или частичная  демилитаризация государственной  территории, отторжение части территории и, наконец, высшая форма политической ответственности - лишение государственного суверенитета, которые реализуются  на основании специального международного договора между победившими в  войне государствами и побежденными.

Реторсии - это ответные правомерные  действия пострадавшего государства, направленные против другого государства, которое своим недружественным  актом нарушило законные права и  интересы пострадавшего государства. Цель реторсий - восстановление и защита нарушенных прав и интересов. Реторсии должны быть соразмерными нарушенным правам. К реторсиям относятся: введение повышенных таможенных пошлин на отдельные  виды товаров государства, совершившего недружественный акт; ограничение  импорта; отзыв своего посла; высылка  из страны части его дипломатов; запрещение въезда в страну отдельных  руководящих лиц этого государства, в том числе главы государства; отмена официального визита военных  кораблей, отмена визитов делегаций, приостановление двусторонних переговоров  и т.д.

Репрессалии (невооруженные) - это правомерные ответные принудительные меры репрессивного характера, принимаемые  потерпевшим государством в ответ  на противоправные действия другого  государства с целью прекращения  таких противоправных действий и  получения удовлетворения за нанесенный вред или ущерб. В обычных условиях репрессалии сами могли бы стать  противоправными действиями, однако они применяются в ответ на уже совершенное правонарушение другим государством. Репрессалии, как  правило, носят экономический характер и должны быть соразмерными причиненному ущербу и тому принуждению, которое  необходимо для получения удовлетворения.

Репрессалии должны быть прекращены по получении удовлетворения. Современное  международное право запрещает  вооруженные репрессалии как  средство разрешения споров и разногласий. Однако это никоим образом не затрагивает  право государства (группы государств) на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН, а также на обращение  в Международный суд ООН или  в международный арбитраж.

Сатисфакция (политическая) - это предоставление ответственным  государством удовлетворения потерпевшему государству за причиненный ему  ущерб. «Сатисфакция может заключаться  в признании нарушения, выражении  сожаления, официальном извинении  или выражаться в иной подобающей форме. Сатисфакция не должна быть непропорциональна  вреду и не может принимать  формы, унизительные для ответственного государства» (п. 2 и 3 ст. 37 Проекта 2001 г.).

Политическая ответственность  государства-агрессора - это политические и военные ограничения, налагаемые на государство, которые выражаются в форме международных санкций, принимаемых Советом Безопасности ООН от имени всего международного сообщества государств.

Санкции - это принудительные меры, принимаемые Советом Безопасности ООН от имени всего международного сообщества государств в соответствии с Уставом ООН или главными исполнительными органами международных  межправительственных организаций  от имени государств — членов этих организаций в соответствии с  их уставами.

Формами политической ответственности  государства-агрессора являются:

- приостановление прав  и привилегии члена международной  организации вплоть до его  исключения из международной  организации. В 1940 г. Лига Наций  исключила СССР из этой международной  организации за агрессию против  Финляндии;

- подавление агрессора  силой в соответствии со ст. 42 Устава ООН. В 1950-1953 гг. по  решению Совета Безопасности  ООН войска ООН подавили агрессию  КНДР против Южной Кореи, в  1991 г. войска антииракской коалиции  подавили агрессию Ирака против  Кувейта, оккупировавшего в 1990 г. территорию этой страны;

- полное или частичное  разоружение, полная или частичная  демилитаризация всей территории  или ее отдельных наиболее  важных в стратегическом отношении  районов, уничтожение военного  потенциала агрессора, запрещение  или ограничение конкретных вооружений  и вооруженных сил, раздел военных  флотов побежденных государств  т.п.;

- ликвидация и запрещение  политических учреждений и организаций  Германии, Италии и Японии, виновных  в развязывании агрессии, оккупация  территории этих стран;

- отторжение части территории  государств-агрессоров. Восточная Пруссия  была отторгнута от Германии  и передана СССР (ныне Калининградская  область) и Польше (территория  к востоку от рек Одер и  Западная Нейссе и часть Восточной  Пруссии с городом Данциг - ныне  Гданьск), Италия потеряла африканские  колонии, от Японии отторгли  острова Тихого океана, включая  все острова Южно-Курильской гряды  (остров Шикотан и скалы Хабомаи). Южная часть Сахалина и острова  Северо-Курильской гряды были  возвращены СССР;

- лишение государственного  суверенитета - высшая форма политической  ответственности. Территории Германии, Италии и Японии были оккупированы  войсками союзников. После подписания  безоговорочной капитуляции верховную  власть в Германии осуществляли  Союзные державы - СССР, Англия, Франция  и США, в Японии - США.

Материальная ответственность - вид международно-правовой ответственности  субъектов международного права, наступающей  в случае нарушения международных  обязательств, связанных с причинением  материального ущерба. Может быть выражена в форме репарации и  реституции.

Репарация - форма международно-правовой ответственности, выражающаяся в возмещение причиненного ущерба государством агрессором натурой (товары, услуги) или деньгами. Как правило, в отношении государства-агрессора объем репараций устанавливается мирными договорами или иными договоренностями и не обязательно должен быть равным объему причиненного войной ущерба 7.

Реституция выражается в  возврате в натуре имущества, неправомерно вывезенного и изъятого воюющим  государством с территории государства. Любая сделка в отношении находящегося на временно оккупированной территории государственного имущества, а равно  имущества юридических и физических лиц, имеющая целью вывоз его  в какую-либо страну, признается недействительной. Поэтому реституции подлежит не только имущество, находящееся во владении воюющей стороны, но и имущество, оказавшееся во владении или под  контролем любой третьей стороны. Объектом реституции может быть возвращение  неправомерно захваченного или неправомерно задержанного имущества в мирное время, т.е. вне связи с военными действиями.

Разновидностью реституции является субституция, т.е. замена неправомерно уничтоженного или поврежденного  имущества, зданий, художественных ценностей  и т.д.

Ресторация - это восстановление ответственным государством (или  оплата такого восстановления) прежнего состояния какого-либо материального  объекта. Например, оплата Советским  Союзом ущерба, нанесенного Канаде падением на ее территории советского ИСЗ «Космос-954».

Компенсация - это возмещение материального ущерба, нанесенного  ответственным государством, «насколько такой ущерб не возмещается реституцией. Компенсация охватывает любой исчисляемый  в финансовом выражении ущерб, включая упущенную выгоду, насколько она установлена» (ст. 36 Проекта 2001 г.).

Сатисфакция (материальная) - это возмещение ответственным государством причиненного вреда, «насколько он не может быть возмещен реституцией  или компенсацией» (ст. 37 Проекта 2001 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Решение глобальных проблем  требует повышения уровня управляемости  международной системы. Приходится констатировать, что практическое решение  этой задачи происходит медленно, явно отставая от требований жизни. Парадокс развития международного права состоит  в существенном разрыве между  правотворчеством правореализацией. Правотворческий процесс протекает все более активно. Неизмеримо медленнее совершенствуется механизм реализации норм.  

           Необходимым условием повышения  эффективности международного права  является совершенствование механизма  его действия. Важнвя роль в  решении этой задачи принадлежит  международной ответственности.

           На протяжении истории соблюдение  международных  норм ответственности начал закладываться только со второй половины XX в. Принятие Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 56/589 от 12 декабря 2001 г. и Статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния ознаменовало наступление нового этапа в развитии международного права. Статьи об ответственности представляют собой наиболее авторитетное изложение современного права международной ответственности. Этот документ содержит основные принципы и нормы права ответственности.  

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ. от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)//Российская газета. 2009. №7.
  2. Бирюков П.Н. Международное право/П.Н. Бирюков. – М., 2006.
  3. Каламкарян Р.А. Международное право/Р.А. Каламкарян, Ю.И. Мигачев. – М.: Изд. ЭКСМО, 2011.
  4. Никольский Д.П. О выдаче преступников по началам международного права. – СПб, 1884. С. 29.
  5. Международное право/Отв. ред. Г.М. Мелков. – М.: РИОР, 2009.
  6. Решетов Ю.А. Понятие международной борьбы с преступностью/Ю.А. Решетов//Международное право. – М., 2005. С. 482.
  7. Федощеева Н.Н. Международное право/Н.Н. Федощеева. – М.: Инфра-М, 2010. – 368с.

Информация о работе Международно-правовая ответственность