Международное воздушное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 21:59, контрольная работа

Краткое описание

Международное воздушное право (МВП) — отрасль современного международного права, регулирующая международные полеты воздушных аппаратов (судов) той или иной национальной (государственной) принадлежности. Источниками международного космического права являются международные договоры и международно-правовые обычаи. Принципы Устава ООН также действуют в космическом праве.

Оглавление

Введение
1.Медународное воздушное право
1.1 Возникновение и развитие международного воздушного права
1.2 Понятие и основные принципы международного права
1.3 Международные полеты и режим воздушного пространства
2. Международное космическое право
2.1 Понятие и источники
2.2 Правовой режим космического пространства и небесных тел
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 35.09 Кб (Скачать)

    Международное воздушное право не содержит единообразных правил относительно порядка влета на территорию государства или вылета с его территории воздушных судов иностранных государств. Такие вопросы относятся к внутренней компетенции государства. Из этого общего положения исходит и ст. 11 Чикагской конвенции 1944 года "Применение правил о воздушных передвижениях". Поэтому при международных полетах необходимо знание правил не только своего, но и иностранного государства, являющегося государством пролета. Многообразие таких правил создает определенные затруднения при осуществлении полетов. Исходя из этого, ИКАО проделала большую работу по унификации аэронавигационных правил, оформив их в виде технических приложении к Чикагской конвенции 1944 года, получивших название "Международные стандарты".

    Каждое  воздушное судно, занятое в международной  навигации, должно иметь такие документы, как свидетельство о регистрации, удостоверение о годности к полетам, бортовой журнал и ряд других документов (ст. 29 Чикагской конвенции 1944 г.). Находясь в воздушном пространстве иностранного государства, судно может иметь радиопередающую аппаратуру, используемую только членами летного экипажа, обладающими специальным на то разрешением, выданным компетентными властями государства, в котором зарегистрировано воздушное судно (ст. 30 Чикагской конвенции 1944 г.).

    На  воздушные суда, находящиеся в  воздушном пространстве иностранного государства, распространяются юрисдикция этого государства, таможенный, валютный и карантинный контроль.

    При бедствии воздушного судна государство, на территории которого это произошло, принимает меры по оказанию помощи данному воздушному судну. В случае происшествия с воздушным судном на территории иностранного государства последнее назначает расследование обстоятельств такого происшествия (ст. 26 Чикагской конвенции 1944 г.).

    Чикагская конвенция подтверждает принцип  недискриминации в отношении применения правил о воздушных передвижениях к судам всех государств без исключения (ст. 11).

    В мае 1984 года на чрезвычайной сессии ИКАО было принято дополнение к Чикагской  конвенции 1944 года в виде ст. 3-бис. Суть статьи в следующем. Участники Чикагской  конвенции берут на себя обязательство при перехвате нарушившего границу или уклонившегося от авиатрассы иностранного воздушного судна действовать таким образом, чтобы не ставить под угрозу жизнь находящихся на борту судна пассажиров и сохранять безопасность самого судна. Причем, что  «особенно важно, государства-участники обязуются воздерживаться от применения силы в отношении воздушного судна. Идея внесения такой поправки возникла в ИКАО после инцидента с южнокорейским авиалайнером "Боинг-747", который в 1983 году был сбита светском воздушном пространстве. Статья 3-бис явилась важной мерой, направленной на повышение безопасности полетов. Советский Союз ратифицировал ту поправку к Чикагской конвенции в 1990 году. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Международное космическое  право

    2.1 Понятие и источники 

     Международное космическое право определить как совокупность международно-правовых норм, устанавливающих режим космического пространства и небесных тел и регулирующих отношения, субъектами которых выступают государства, а также международные организации в связи с исследованием и использованием космоса.

     Главным источником этой отрасли является Договор  о принципах деятельности государств по исследованию и использованию  космического пространства, включая  Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 г. (Договор по космосу). Другими  многосторонними договорами, закрепляющими  основные положения космического права, являются: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, от 22 апреля 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 г., Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 12 ноября 1974 г. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 5 декабря 1979 г. (Россия не участвует). Страны, входящие в СНГ, заключили соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства от 30 декабря 1991 г., соглашения по Стратегическим силам от 30 декабря 1991 г., Соглашение между государствами – участниками СНГ о статусе Стратегических сил 1993 г., о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ от 15 мая 1992 г. Между правительствами государств – участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 17 февраля 2000 г. было подписано соглашение о совместном освоении космического пространства в мирных целях.

     Примером  двусторонних соглашений между странами СНГ по вопросам космоса являются соглашения между Российской Федерацией и Украиной: о сотрудничестве в  области исследования и использования  космического пространства в мирных целях от 27 августа 1996 г., о средствах  систем предупреждения о ракетном нападении  и контроля космического пространства от 28 февраля 1997 г. На их основе создан Межгосударственный совет по космосу.

     Широко  применяются двусторонние соглашения о сотрудничестве в космосе. Такие  документы Российская Федерация  имеет с США, КНР, Мексикой, Францией, Австралией, Венгрией, Японией, многими  другими странами, а также с  европейским космическим агентством. Примерами также могут служить Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия о предоставлении индийской стороне доступа к части радиочастотного спектра российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛЮНАСС, заключенное в Нью-Дели 25 января 2007 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, заключенное в Астане 22 мая 2008 г.

     До  заключения Договора по космосу 1967 г. основные правила космической деятельности имели статус обычных норм. Например, норма, определяющая границу между воздушным и космическим пространством, до сих пор является правовым обычаем.

     На  формирование международного космического права большое влияние оказали  резолюции Генеральной Ассамблеи  ООН, прежде всего Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию  космического пространства от 13 декабря 1963 г. Можно также отметить резолюцию  Генеральной Ассамблеи 1982 г. «принципы  использования государствами искусственных  спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания», а также резолюцию 1996 г. «Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран».

     Существенное  значение для реализации норм международного космического права имеет Закон  РФ «О космической деятельности», принятый 20 августа 1993 г. Раздел VI Закона регламентирует вопросы международного сотрудничества. Регулирование космической деятельности содержится и в ряде постановлений Правительства РФ. В качестве примера можно назвать постановления от 23 августа 2007 г. № 538 «О единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации», от 30 апреля 2008 г. № 323 «Об утверждении Положения о полномочиях федеральных органов исполнительной власти по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах обеспечения обороны и безопасности государства, социально-экономического развития Российской Федерации и расширения международного сотрудничества, а также в научных целях». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Правовой режим космического пространства и небесных тел

     Договор по космосу 1967 г. содержит основополагающие принципы деятельности государств в космическом пространстве и нормы, непосредственно характеризующие его правовой режим.

     Государства – участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию  космического пространства, в том  числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным  правом, включая Устав ООН, в интересах  поддержания международного мира и  безопасности развития международного сотрудничества и взаимопонимания (ст.111). Таким образом, сферой применения международного права становятся не только территории и пространства на Земле, но и внеземное – космическое  пространство. Это обусловлено интересами всех государств, всего человечества.

     Исследование  и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах  всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. Это означает, что достоянием всего  человечества являются и результаты деятельности, связанной с исследованием  и использованием космоса. В Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. устанавливается, что Луна и ее природные ресурсы, как добытые, так и не добытые, являются общим наследием человечества.

     Договор по космосу 1967 г. закрепил положение о том, что «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами» (ст. II). Идентичное положение зафиксировано в ст. 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. На Луне провозглашается свобода научных исследований, проводимых с учетом равенства всеми участниками Соглашения о Луне без какой бы то ни было дискриминации. Государства имеют право собирать на Луне образцы минеральных и других веществ, вывозить их с Луны, а также распоряжаться ими, принимая во внимание желательность предоставления части таких образцов в распоряжение других участников Соглашения, что не должно рассматриваться как национальное присвоение. В связи с этим сказано: «Поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица».

     Как было сказано ранее, космическое  пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования без какой  бы то ни было дискриминации, на основе равенства, при свободном доступе  во все районы небесных тел. Принцип  свободы исследования и использования  космического пространства и небесных тел охватывает и научные исследования. Важным элементом космического права  является принцип частичной демилитаризации  космического пространства и полной демилитаризации небесных тел.

     Это означает, что государства – участники  Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты  с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового  уничтожения, не устанавливать такое  оружие на небесных телах и не размещать  его в космическом пространстве каким-либо иным образом. Отсюда следует, что космос является частично (в  отношении оружия массового уничтожения) демилитаризованным.

     Исключительно в мирных целях используется Луна и другие небесные тела: запрещается  создание военных баз, сооружений и  укреплений, испытание любых типов  оружия и проведение военных маневров. Следовательно, на Луне и других небесных телах установлен режим полной демилитаризации. Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 5 декабря 1979 г. установлены дополнительные ограничения военной деятельности государств: на Луне запрещаются угроза силой или применение силы, любые другие враждебные действия или угроза их совершения; запрещается также использование Луны для совершения любых подобных угроз в отношении Земли, космических кораблей, их персонала или искусственных космических объектов. Допускается использование на Луне военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей.

     Ограничение военной деятельности в космосе  и на небесных телах предусмотрено  и в других международных актах, в частности, в Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и  под водой.

     Принципом международного космического права  является содействие международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании  космического пространства. В связи  с этим участники Договора по космосу  в максимально возможной и  практически осуществимой степени  должны информировать Генерального секретаря ООН, а также общественность и международное научное сообщество о характере, ходе, местах и результатах  космической деятельности.

     К принципам космического права относится  и недопущение вредного загрязнения  космоса, а также неблагоприятных  изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества. Если государство  – участник Договора имеет основание  полагать, что запланированные им или его гражданами деятельность или эксперимент создадут потенциально вредные помехи деятельности других участников Договора в деле мирного  исследования и использования космического пространства, то оно обязано провести необходимые международные консультации. Государства за свою деятельность в  космическом пространстве несут  международную ответственность  независимо от того, осуществляется она  правительственными органами или неправительственными юридическими лицами.

     Кроме того, государства ответственны за обеспечение того, чтобы их национальная деятельность проводилась в строгом  соответствии с положениями Договора. Деятельность в космосе неправительственных  юридических лиц должна осуществляться с разрешения соответствующего государства  – участника Договора и под  его постоянным наблюдением. В случае деятельности в космосе международной  организации ответственность за выполнение Договора несут как сама организация, так и участвующие  в ней государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Международное воздушное право