Международное частное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

Субъект международного частного права представляет собой лицо, владеющее сообразно соответственно праву возможностью исполнять права и юридические обязанности (иностранные сообразно отношению друг к другу физические и юридические лица, а также международно-правовые организации). То имеется, субъект трансграничного правоотношения – иностранное лицо, иноземец.

Файлы: 1 файл

контрольная мчп.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Иностранные и международные юридические  лица могут осуществлять свою деятельность в России через уполномоченных физических лиц либо через филиалы и представительства.

Особое место среди иностранных  юридических лиц занимают офшорные компании, т.е. юридические лица, созданные  на территории специализированных зон  с целью осуществления своей деятельности вне государства регистрации.

В литературе офшорная компания определяется как "компания, являющаяся по отношению  к стране регистрации нерезидентской и полностью освобожденной от налогов" <14>. В качестве одного из важнейших условий регистрации в офшорной зоне выступает неосуществление производственной, торговой или иной деятельности в стране регистрации . Например, зарегистрированный на Багамских островах офшорный банк не имеет права работать с резидентами страны регистрации банка, а регистрация безналоговых фирм происходит при условии, что не будет приобретаться на Багамах недвижимость и осуществляться коммерческая деятельность .

Обретшее массовый характер в последние 50 лет использование офшорных компаний основывается на юридическом нонсенсе - организация, создаваемая на территории какого-либо государства, не может осуществлять там основную деятельность! И это при том, что право значительного количества государств, в том числе Российской Федерации, основывает определение важнейших вопросов правового статуса юридического лица на законодательстве страны регистрации.

Существование офшорных компаний равноценно наличию физических лиц - граждан  государства, которые не имеют права  въезжать на территорию государства  своего гражданства и там проживать. Остается надеяться, что в ближайшие годы данная категория юридических лиц будет постепенно вытеснена из частноправовых отношений.

В рамках международного частного права  часто поднимается вопрос о транснациональных  корпорациях. Главная особенность  таких организаций - осуществление своей деятельности на территории нескольких государств и обладание огромными финансовыми ресурсами, зачастую превосходящими экономические возможности государств, где они осуществляют свою деятельность.

Транснациональные корпорации представляют собой сложную организационно-экономическую структуру, которая включает: головную (материнскую) компанию, филиалы, представительства, дочерние компании, созданные по праву национальных государств; иногда могут включаться юридические лица, осуществляющие свою деятельность на основе договора коммерческой концессии. Но такие корпорации нельзя относить к международным юридическим лицам <18>, так как отдельные организации, включенные в транснациональные корпорации, можно рассматривать как национальные или иностранные юридические лица, самостоятельно вступающие в частноправовые отношения.

 

Выделение в качестве специального субъекта международного частного права  организаций, не являющихся юридическими лицами, - новелла российского законодательства. В Российской Федерации в качестве примера таких организаций можно назвать простое товарищество, не зарегистрированные в качестве юридических лиц общественные и религиозные организации. В Общероссийском классификаторе организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-99 эти субъекты получили название "неюридические лица" . В Великобритании в этот перечень входит, например, полное товарищество. В соответствии со ст. 1203 ГК РФ личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена.

К деятельности такой организации, если применимым является российское право, соответственно применяются  правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа отношения.

В то же время имеются примеры  из судебной практики , говорящие о  неоднозначном понимании статуса  подобных образований.

Государства (государственные образования) являются особыми субъектами права  в силу своего суверенитета. Вступая в отношения с частными лицами, государства сохраняют свою публично-правовую сущность, но зачастую государство вынуждено вступать и в частноправовые отношения: заключать договоры поставки, энергоснабжения, аренды, купли-продажи, решать вопросы реализации имущества государства, размещения ценных бумаг и т.д.

В международном публичном праве  помимо государств в качестве субъектов  права выступают международные  организации, нации и народы, борющиеся  за самоопределение, государственно-подобные образования 8. В международном частном праве эти субъекты получают иной статус: международные организации выступают как международные юридические лица, государственно-подобные образования можно рассматривать в частноправовых отношениях наравне с государствами, а вот нации и народы, борющиеся за самоопределение, не получают самостоятельный частноправовой статус.

 

 

2в. Государство как субъект  трансграничных отношений. Понятие  юрисдикционного иммунитета государства,  его виды и содержание.

 

Термин"иммунитет" проистекает от латинских слов - прилагательного immunus(вольный от чего-либо, выпростанный)и существительного immunitas(избавление от налогов, от службы и т. п. ).

Само определение "иммунитет  страны" сформировалось в МЧП  поначалу в качестве обыкновенной нормы, а потом стало складываться судебной практикой, законодательством и международными договорами. Иммунитет иностранного государства, имеющийся в международных отношениях, различается от иммунитета страны от предъявления к нему исков в его собственных судах. Введение последнего и определение его границ входит  только в сферу компетенции страны и определяется лишь его законодательством и международными договорами, заключенными сиим государством.

Иммунитет иностранного государства  различается от иммунитета международных организаций, несмотря на то,что в основании  лежат одни и те же взгляды.

В международной практике используются наиболее узкий термин "юрисдикционные иммунитеты" и наиболее обширное понятие "иммунитет государства  и его собственности", поскольку не всегда вопрос об иммунитете имущества государства возникает в связи с рассмотрением какого-либо иска в суде. Все эти иммунитеты соединены между собой, поэтому что их база одна - суверенитет страны, который не дозволяет использовать в отношении страны какие-либо принудительные меры.

Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности получили признание  в качестве 1-го из принципов МЧП. Под государством в Конвенции  ООН о юрисдикционных иммунитетах  стран и их принадлежности понимается «государство и его разные органы управления; составные доли федеральных стран", учреждения стран либо остальные образования в той мерке, в какой-никакой они правомочны исполнять и практически делают деяния в воплощение суверенной власти страны".

Иммунитет страны базируется на том, что оно владеет суверенитетом, что все страны одинаковы. Это правило МЧП выражено в следующем изречении: "Par in parem non nabet imperium" ("Равный не имеет власти над равным").

В теории и практике государств обычно различают несколько видов иммунитета: судебный, от предварительного обеспечения иска и от принудительного исполнения решения.

Судебный иммунитет заключается  в неподсудности одного государства  судам другого государства (Par in parem non habet jurisdictionem - Равный над равными не имеет юрисдикции). Без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства. Причем не имеет значения, в связи с чем или по какому вопросу государство намереваются привлечь к суду.

Иммунитет от предварительного обеспечения  иска состоит в следующем: нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества. Под иммунитетом от принудительного исполнения решения понимается следующее: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства. Понятие юрисдикционных иммунитетов является общим для этих трех видов.

В юридической доктрине традиционно  рассматриваются две концепции  иммунитета страны - абсолютного и ограниченного.

Теория абсолютного иммунитета исходит из такого, что: а)иски к иностранному  государству не могут  рассматриваться  без его согласия в судах иного  страны; б)в порядке обеспечения  иска собсвенность какого-нибудь государства  не может быть подвергнуто принудительным мерам со стороны иного страны; в)неприемлимо обращение мер принудительного иполнения  на собственность государства  без его согласия.

В соответствии с  концепций функционального(ограниченного)иммунитета, иностранное правительство, его органы, а еще их собственность используют иммунитетом лишь тогда, когда государство  исполняет суверенные функции, т. е. деяния jure imperii. В противном слуяае ,если государствоа  совершает действия  коммерческого характера(совершение внешнеторговых сделок, концессионных и других договоров), т. е. действий jure gestionis, то оно не использует иммунитетом. Другими словами, представители концепции ограниченного иммунитета считают, что, когда государство становит себя в состояние частного лица, к нему могут предъявляться иски, а на его собственность распространяются принудительные меры9.

Во 2-ой половине XX в. теория функционального иммунитета получила обширное распространение в законодательной, судебной и договорной практике разных государств. Это разъясняется тем, что государство расширило сферу своего участия роли в экономической деятельности.

Страны стали просторнее вовлекаться  в коммерческую деятельность, которая тесновато связана с международными товарными и финансовыми рынками. Но не только лишь возросло количество сделок, заключаемых государствами, они стали наиболее разнообразными. Страны все чаще обращаются к иностранным банкам, международным финансовым организациям для получения кредитов.

Особенное значение в современных экономических отношениях получил  вопрос об иммунитете для тех стран, какие проводят политику активного привлечения иностранных инвестиций. Инвесторы заинтересованы в том, чтоб правительство, принимающее инвестиции, отрешалось от собственного иммунитета в случае появляющихся споров между инвестором и этим государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Конституция 12.12.1993//СЗ РФ 1993 №88

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 №146-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №49. – Ст. 4552.

3. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ (ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №1. – Ст. 18.

4. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ (ред. от 28.09.2010) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №30. – Ст. 3032.

5. Федеральный Закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29 апреля 2008 г. №57-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2008. – №18. – Ст. 1940.

6. Богуславский М.М. Международное частное право: учебник – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2011г.

7. Богуславский М.М. Международное частное право: практикум – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2012г.

8. Зевков В.П. Международное частное право: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2012г.

9. Кирилова Н.А. Международное частное право: учебно-методический комплекс для дистанционного обучения – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: СибАГС, 2010г.

10. Международное частное право (конспект лекций) – М.: «Издательство ПРИОР», 2011г.

11. Лукашук И.И., Шинкарецкая Г.Г. Международное право. Элементарный курс: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2010. С. 46 - 49.

1 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // Российская газета. 2002. 5 июня.

2 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Российская газета. 2002. 31 июля.

3 Международное частное право: Постатейный комментарий раздела VI Гражданского кодекса Российской Федерации / М.М. Богуславский, Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников и др.; Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2010.

4 Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3 т. Том 2. Особенная часть: Учебник. М.: БЕК, 2010. С. 39

5 http:// ria.ru/ economy/ 20110124/ 325420040.html

6 Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации";

7 Учебник М.М. Богуславского "Международное частное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2010 (5-е издание, переработанное и дополненное).

8 Лукашук И.И., Шинкарецкая Г.Г. Международное право. Элементарный курс: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2010. С. 46 - 49.

9Богуславский М.М. Международное частное право: учебник – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2011г.


Информация о работе Международное частное право