Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:41, реферат
Юридические лица, как в российском законодательстве, так и в законодательствах зарубежных стран – это, прежде всего различного рода предпринимательские объединения, играющие решающую роль в экономике любого развитого или развивающегося государства. Юридические лица в своей деятельности не ограничиваются рамками одного государства, они вправе заключать договора и с иностранными партнерами, то есть осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Поэтому важно определить национальность юридического лица, его личный закон, который устанавливает объем правоспособности юридического лица, порядок его создания и ликвидации; а также рассмотреть правовое положение юридических лиц в других станах.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..5
ГЛАВА 1. Личный закон юридического лица………………7
ГЛАВА 2. Иностранные юридические лица в РФ…………11
ГЛАВА 3. Российские юридические лица за рубежом……17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….. 22
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………..23
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………..25
4
ГЛАВА 1. Личный закон юридического лица………………7
ГЛАВА 2. Иностранные юридические лица в РФ…………11
ГЛАВА 3. Российские юридические лица за рубежом……17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….. 22
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………..2
Юридические лица, как
в российском законодательстве, так
и в законодательствах
Юридические лица в своей деятельности не ограничиваются рамками одного государства, они вправе заключать договора и с иностранными партнерами, то есть осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Поэтому важно определить национальность юридического лица, его личный закон, который устанавливает объем правоспособности юридического лица, порядок его создания и ликвидации; а также рассмотреть правовое положение юридических лиц в других станах.
Перечисленные выше вопросы и рассматриваются в основной части данной работы, причем в первую очередь я сочла нужным рассмотреть вопрос, касающийся национальности юридического лица, так как он является решающим для определения статута юридического лица.
Самым обширным явился вопрос
правового положения иностранны
Глава 3 посвящена правовому положению российских юридических лиц за рубежом. По сравнению с правовым положением иностранных юридических лиц в нашей стране, их правовое положение в значительно меньшей степени отражено в законодательстве РФ и регулируется в основном подзаконными актами, двусторонними соглашениями между странами и внешнеэкономическими договорами (контрактами), которые заключаются самими участниками внешнеэкономической деятельности.
ЛИЧНЫЙ ЗАКОН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Личный закон юридического лица, с моей точки зрения, является основным критерием при определении правового положения юридического лица, так как он определяет его государственную принадлежность, "национальность" и решает на этой основе вопросы его статута: является ли организация юридическим лицом, когда возникает и прекращается его правоспособность, как создается, реорганизуется и ликвидируется данное юридическое лицо. При этом нужно заметить, что термин "национальность " к юридическим лицам применяется условно, совсем в другом смысле, чем он применяется к гражданам. На сегодняшний день существуют несколько критериев определения "национальности " юридического лица, которые в частности приводит В.П.Звеков: 1
-места учреждения; данный критерий характерен для стран англо- американской системы права;
-места нахождения его административного (управляющего) центра, который характерен для стран континентальной Европы;
-места осуществления его деятельности, "центр эксплуатации", который восприняло законодательство Италии. Данный критерий с ростом объема иностранных инвестиций приобретает все большее значение, т.к. он позволяет подчинить
решение вопроса правового режима иностранного юридического лица местному законодательству.
Но, если обратиться к законодательству РФ, то можно заметить тот факт, что оно не отличается единообразием в вопросе применения критериев определения "национальности" юридического лица. Так, Основы гражданского законодательства в ст. 161 определяют гражданскую правоспособность иностранных юридических лиц по критерию" инкорпорации", т.е. места учреждения данного юридического лица. Однако Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР" исходил из критерия места нахождения иностранного предприятия. В п. "е." ст.16 данного закона было сказано, что документом, подтверждающим статус иностранного юридического лица, является выписка из торгового реестра страны происхождения в соответствии с законодательством страны его местонахождения.2 Однако 25 июня 1999 года был принят новый Федеральный Закон "Об иностранных инвестициях в Российской федерации", в ст. 2 которого говориться, что " иностранный инвестор – иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на
территории Российской Федераци
Таким образом, в данном нормативно-правовом акте исходным считается критерий "инкорпорации", т.е. места учреждения иностранного юридического лица.
Статья 25 Федерального закона " Об иностранных инвестициях в Российской Федерации говорит, что "в связи с принятием настоя-
щего Федерального закона признать утратившим силу Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР".4 Следовательно, в настоящее время законодательство РФ признает критерий места учреждения иностранного юридического лица.
Но, возникает вопрос, может ли организация рассматриваться в качестве национальной, если большая часть ее капитала сосредоточена у иностранного инвестора? Данный вопрос и лег в основу теории контроля. Направленность данной теории можно проиллюстрировать следующим примером: в 1915 году в британском суде разбиралось дело Daimler Co v. Continental Tyre and Rubber Co, в ходе которого обсуждался вопрос, может ли имеющая британскую национальность компания, акции которой находятся в руках враждебных иностранцев рассматриваться как британская компания с точки зрения законоположений о запрещении торговли с врагом.5
Эта и другие аналогичные ей ситуации дали основание для утверждений о расширяющихся в настоящее время "процессах отделения личного статута юридического лица от его действительной государственной принадлежности".6
Несовпадение указанных выше критериев в праве различных стран создает значительные трудности. В условиях увеличивающегося вывоза капитала и возрастания числа многонациональных компаний, выбор надлежащего критерия привязки к той или иной национально-правовой системе становится сложной
проблемой. Одним из способов разрешения данной проблемы может стать унификация и гармонизация права отдельных государств.
В целях гармонизации права стран Европейского Союза в Договоре " Об учреждении Европейского Союза" была сформулирована правовая норма-принцип, обеспечивающая признание иностранного юридического лица в странах Европейского Союза.
Развитие экономического сотрудничества стран СНГ также потребовало единообразного решения проблемы, связанной с определением государственной принадлежности юридического лица. Модель Гражданского кодекса для стран СНГ предусматривает, что законом юридического лица является право страны учреждения данного юридического лица.
Учитывая, что важным фактором развития рыночных отношений в России является привлечение иностранных инвестиций, посредством которых в российскую экономику вкладывается не только капитал, но и новая организация производства, опыт управления, то межгосударственная унификация права, т.е. в широком смысле межгосударственное сотрудничество в выработке правовых норм, единообразно регулирующих определенные отношения в участвующих в таком сотрудничестве странах или между ними, является необходимой предпосылкой для установления прочных внешне хозяйственных связей.
Правовое положение иностранных юридических лиц в России определяется как правилами российского законодательства, так и положениями международных договоров.
Иностранные юридические лица осуществляют внешнеторговую деятельность в Российской Федерации в соответствии с ее законодательством. Среди нормативно-правовых актов, регулирующих вышеуказанную деятельность можно назвать:
- Гражданский кодекс РФ;
- ФЗ " Об иностранных инвестициях в Российской Федерации;
- ФЗ " Об акционерных обществах";
- ФЗ "О государственном
- ФЗ " О соглашениях о разделе продукции " и др.
Наряду с национальным законодательством
деятельность иностранного инвестора
регулируется международными договорами,
причем в ст.15 Конституции РФ сказано,
что "если международным договором
Российской Федерации установлены иные
правила, чем предусмотренные законом,
то приме-
няются правила международного договора ".7
Видом международного договора, наиболее часто определяющим отношения с иностранным инвестором, является торговый
договор. Он предусматривает взаимное представление определенного режима юридическим лицам и взаимное признание их правосубъектности. Однако признание правосубъектности носит взаимный характер, т.е. признание юридических лиц в одной стране - участнице договора обусловлено одновременным их признанием в другой договаривающейся стороне. Важно заметить, что признанию правосубъектности предшествует определение национальности юридического лица.
В Российской Федерации установлен общий национальный режим. Предоставление иностранным инвесторам национального режима в гражданско-правовой сфере на основе Гражданского кодекса РФ, в ст. 2 которого говорится, что "правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных... юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом", освобождает законодателя от необходимости фиксировать в отдельных актах наличие такого режима. И, напротив, изъятие из национального режима требует специального указания об этом в федеральном законе или международном договоре РФ.
Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и полученной прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, установленными федеральными законами. 8
Изъятия ограничительного
характера для иностранных
Так, Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, учрежденная Указом Президента РФ 24 декабря 1993 г. № 228410, допускает иностранного инвестора к участию в приватизации предприятий, оборонный заказ которых составляет более 30% общего объема работ, лишь по решению Правительства РФ.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ11 применил в соответствии с п.2 ст.167 ГК РФ12 последствия недействительности сделки к приобретению иностранным юридическим лицом через посредников акции предприятия, оборонный заказ которого на момент приватизации составлял более 30% общего объема работ, поскольку купля-продажа акций была совершена в нарушение указанного выше требования Программы.
Одновременно были признаны недействительными договоры поручения и комиссии, заключенные с посредниками с целью приобретения акций, и протокол чекового аукциона в части приобретения акций.
Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запре
щенных законодательством Российской Федерации13, при этом, иностранным инвестором признается, согласно ст. 2 ФЗ "Об иностранных инвестициях", "иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность, которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации ".14
Организационно-правовые формы участия иностранных инвесторов в хозяйственной деятельности различные: совместные предприятия, их дочерние предприятия и филиалы; предприятия, полностью принадлежащие иностранному инвестору; филиалы иностранного юридического лица.
Иностранные юридические лица могут быть пользователями недр, если законодательством РФ и законодательством ее субъектов они имеют право заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.15