Личный статут физического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Одной из основных задач современного международного частного права является регулирование общественных отношений с участием физических лиц, имеющих различное гражданство или проживающих на территории разных стран.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...2
1.Личный закон физического лица в международном частном праве…4
1).Понятие личного закона физического лица
2)Коллизионные принципы определения личного закона физического лица.
2.Личный закон физического лица в законодательстве РФ…………….7
3.Сфера применения личного закона физического лица………………..13
1)правоспособность
2) дееспособность
3)опека и попечительство
4)право физического лица на имя
5)признание физического лица безвестно отсутствующим и при объявлении умершим
Заключение………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………..29

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

В соответствии со ст. 5 Закона об авторском праве иностранцы пользуются авторским правом на произведения, впервые появившиеся в России или находящиеся на ее территории в какой-либо объективной форме, на одинаковых основаниях с российскими гражданами, т.е. иностранцу предоставляется национальный режим: те же личные и неимущественные права, которые предоставляются гражданам России. При этом объем прав, который принадлежит автору - иностранному гражданину по закону его страны, значения не имеет.

4)право, подлежащее применению к опеке и попечительству.

Опека и попечительство-это институты, связанные с дееспособностью физического лица, а именно с отсутствием дееспособности, ограничением или лишением дееспособности. Статья 1199 ГК  РФ  регулирует институт опеки и попечительства . С принятием части первой ГК и затем семейного кодекса материально-правовые нормы об опеке и попечительстве были перенесены из семейного в гражданское законодательство, что вполне логично, поскольку вопросы опеки и попечительства выходят за рамки семейных отношений. Соответственно в СК не были включены и относящиеся к опеке и попечительству коллизионные нормы. В результате образовался законодательный пробел. Данная статья восполняет этот пробел и вслед за изменением отраслевой принадлежности материально-правового регулирования меняет и отраслевую принадлежность коллизионного регулирования вопросов опеки и попечительства.

Регулирование вопросов опеки и попечительства в рамках гражданского, а не семейного законодательства было воспринято и в ряде других стран СНГ, чья законодательная система по-прежнему рассматривает гражданское и семейное право как самостоятельные отрасли права и чье новое гражданское законодательство основано на Модельном ГК для стран СНГ. Следует отметить, что в большинстве стран мира вопрос о месте коллизионных норм об опеке и попечительстве не возникает вообще потому, что семейные отношения не являются там самостоятельной отраслью права и законодательства. Кроме того, в ряде стран были приняты специальные законодательные акты по вопросам МЧП, которые регулируют коллизионные вопросы гражданских отношений с иностранным элементом в широком смысле слова, охватывая гражданские, семейные и трудовые отношения.

Пункт 1 статьи 1199 содержит двустороннюю общую норму о том, что вопросы установления и отмены опеки и попечительства должны решаться на основе личного закона лица, над которым устанавливается опека или попечительство. Это принципиально новый подход по сравнению с прежним законодательством. Переход к применению личного закона при установлении и прекращении опеки и попечительства соответствует современному подходу российского права к решению вопросов, относящихся к личному статусу физического лица, на основе его личного закона как обеспечивающего наиболее тесную связь между лицом и соответствующей правовой системой. Данный подход в целом корреспондирует регулированию этих вопросов в международных договорах России о правовой помощи, хотя полностью не совпадает с ними.

Второй пункт статьи устанавливает специальную норму относительно обязанности лица принять возлагаемые на него обязанности опекуна или попечителя. Такая специальная норма не предусматривалась прежде , но включалась во многие двусторонние договоры России о правовой помощи (с Албанией, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Кубой, Монголией, Польшей, Румынией, Чехией и Словакией) и также присутствует в Минской конвенции 1993 г. Она отражает необходимость принимать во внимание ту правовую систему, с которой иностранное лицо, назначаемое опекуном или попечителем, имеет наиболее тесную связь, и исходит из того, что такую связь обеспечивает именно отсылка к его личному закону (ст. 1195 ГК).

Пункт 3 устанавливает, праву какой страны подчиняются отношения между опекуном (попечителем) и подопечным. По существу, речь идет о том, каким образом осуществляются опека или попечительство после их установления. В качестве основного правила п. 3 предусматривает привязку к праву страны, учреждение которой установило опеку или попечительство. Рассматриваемая привязка не связывает непосредственно выбор права, регулирующего отношения между опекуном (попечителем) и подопечным, с личным законом или гражданством одного из участников отношений либо с их местожительством. Тем не менее, фактически во многих случаях такая связь проявляется при определении условий, при которых суды или иные компетентные учреждения той или иной страны правомочны устанавливать или отменять опеку или попечительство, осложненные иностранным элементом. Обычно такие факторы, как наличие гражданства соответствующей страны или места жительства в ней иностранного лица, играют решающую роль. Этим косвенно обусловливается связь между гражданством или местожительством лица, находящегося под опекой (попечительством), и правом, регулирующим отношения между ним и опекуном (попечителем). Этого, однако, не происходит, если законодательство не связывает компетенцию своих учреждений по установлению или отмене опеки (попечительства) с указанными факторами.В силу того что по общему правилу опека и попечительство в России назначаются и отменяются во внесудебном порядке. Наряду с общим правилом о выборе права, регулирующего отношения между опекуном (попечителем) и подопечным, п. 3 устанавливает также специальную альтернативную норму о применении российского права. По сравнению с общим правилом она имеет ограниченный характер, поскольку для ее применения требуется наличие одновременно двух условий: лицо, в отношении которого опека или попечительство были установлены за границей, должно иметь в России место жительства, и при этом российское право является для него более благоприятным. Данное изъятие из общего правила сделано в интересах подопечного.

 

5)Право, подлежащее применению при признании физического лица безвестно отсутствующим и при объявлении физического лица умершим.

Гражданский Кодекс РФ подчиняет весть список вопросов, связанных с безвестным отсутствием лица, российскому праву(ст.1200 ГК РФ). Данная статья охватывает случаи, когда возникает необходимость в официальном признании лица отсутствующим (ст. 42 ГК) или объявлении лица умершим (ст. 45 ГК). Такая необходимость появляется в результате длительного отсутствия физического лица и каких-либо сведений о нем, что создает правовую неопределенность и, соответственно, правовые проблемы для членов его семьи и третьих лиц, имеющих те или иные правоотношения с данным лицом.Если дело о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении его умершим осложнено иностранным элементом, то прежде чем вынести решение по существу, суд должен решить коллизионную проблему, определив, законодательство какого государства подлежит применению в данном деле. Коллизионная проблема обусловлена неодинаковым подходом национального законодательства разных стран к выбору применимого права в делах о признании лица безвестно отсутствующим или умершим.

Существует два принципиально разных подхода к решению указанной коллизионной проблемы. Первый из них исходит из применения права страны суда (lex fori). Он закреплен в праве стран СНГ, воспринявших в качестве основы своего гражданского законодательства Модельный ГК для стран СНГ, а также в праве ряда других стран (в частности, Латвии, Литвы, Лихтенштейна, Монголии, Швейцарии). Второй - из применения личного закона лица, признаваемого безвестно отсутствующим или умершим, в то время, когда оно по последним данным было в живых (Австрия, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Италия, Польша, Югославия и др.). При этом, в зависимости от определения личного закона физического лица в национальном законодательстве, это может быть либо право страны гражданства (lex patriae), либо право страны постоянного места жительства такого лица (lex domicilii), либо право страны, в которой лицо имело обычное место пребывания (чаще всего при отсутствии постоянного места жительства). Статья исходит из применения права страны суда. При этом ГК формулирует рассматриваемую коллизионную норму как одностороннюю, т.е. предусматривающую, на основе какого права должен решаться вопрос о признании лица безвестно отсутствующим или умершим в Российской Федерации. Этим она отличается от ст. 1206 Модельного ГК для стран СНГ и законодательства воспринявших ее стран, содержащих более широкую, двустороннюю норму о применении к данной категории дел права страны суда вне зависимости от того, в какой стране лицо признается безвестно отсутствующим или объявляется умершим. Применение права страны суда делает принципиально важным вопрос о юрисдикции российских судов по делам о признании иностранного лица безвестно отсутствующим или объявлении его умершим. Положения относительно дел о признании физического лица безвестно отсутствующим или умершим содержатся в Минской конвенции 1993 г. и в двусторонних договорах о правовой помощи с рядом стран СНГ и Восточной Европы, со странами Балтии, а также Монголией, Вьетнамом и КНДР. Конвенция и упомянутые двусторонние договоры (за исключением договоров с Румынией и Югославией) исходят из одинаковых основных положений. По делам о признании лица безвестно отсутствующим или умершим, а также по делам об установлении факта смерти лица компетентны учреждения юстиции договаривающейся стороны, гражданином которой данное лицо было в то время, когда по последним данным оно было в живых. Однако учреждения одной договаривающейся стороны могут признать гражданина другой договаривающейся стороны безвестно отсутствующим или умершим, а также признать факт его смерти по ходатайству лиц, проживающих на ее территории, если их права и интересы основаны на законодательстве этой договаривающейся стороны. При этом в любом случае орган юстиции, рассматривающий дело, применяет свое национальное законодательство, т.е. используется формула прикрепления к праву страны суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В данной работе я проанализировала существующие в международном частном праве основные системы определения личного закона физического лица, стараясь определить роль и место личного закона как элемента коллизионного регулирования право-, дееспособности иностранных физических лиц в международном частном праве, оценить значение и место личного закона физического лица в праве и доктрине Российской Федерации, а также определить тенденции развития международного частного права и вопросе личного закона физическою лица в Российской Федерации. Изучив гражданское законодательство Российской Федерации относительно данного вопроса, а также законодательство некоторых иностранных государств, можно с уверенностью сказать что проблема личного статута физического лица в международном частном праве очень актуальна и страны по сей день продолжают активную работу по совершенствованию регулирования норм, касающихся личного закона физического лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1.Гражданский кодекс Российской Федерации

2. Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории. М., 2002.

3. Звеков В.П. Коллизии законов в международном частном праве. М.: Волтерс Клувер, 2007.

4. Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации./Под ред. А.Л.Маковского, Е.А.Суханова. М., М.: Издательская группа "Юристъ", 2002.29

5. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный)/Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Г. Светланова. М.: Издательство "Юрайт", 2004.

6. Лунц Л. А. Международное частно право. М.: Юридическая литература, 1970.

7. Макаров Л.Н. Основные начала международного частного права. С. 78., 2005.

8. Ануфриева Л.П. Международное частное право. В 3-х томах. Том. 1. Общая часть: Учебник. М.: БЕК, 2002.

9. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. М., 1999.

10. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Учебник. М.: Изд-во «Эксмо», 2005.

 

 

 

 

 

5

 



[1] Лунц Л. А. Международное частно право. М.: Юридическая литература, 1970.

 

 

[2] Звеков В.П. Коллизии законов в международном частном праве. - "Волтерс Клувер", 2007 г.

 

[3] Макаров Л.Н. Основные начала международного частного права. С. 78., 2005.


Информация о работе Личный статут физического лица