Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 22:53, курс лекций
Работа содержит такие темы:
1.Предмет МЧП.
2.МЧП и МПП.
3.Система МЧП.
4.Виды и краткая характеристика источников МЧП.
5.Международные договоры как источник МЧП.
6.Закон РБ как источник МЧП.
7.Место обычая в системе источников МЧП.
8.Роль судебной и арбитражной практики в развитии МЧП.
9.Методы правового регулирования МЧП.
10.Коллизионная норма и ее строение.
11.Виды коллизионных норм.
12.Основные формулы прикрепления.
13.Основания и порядок применения иностранного права.
14.Проблема квалификации в МЧП.
15.Установление содержания норм иностранного права.
16.Обратная отсылка и отсылка к праву 3-ей стороны.
17.Оговорка о публичном порядке.
18.Обход закона в МЧП.
19.Взаимность и ее виды. Реторсии.
20.Правовой режим и его виды.
21.Физические лица как субъекты МЧП.
22.Правоспособность и дееспособность физических лиц.
23.Правовое положение белорусских граждан зарубежом.
24.Личный статус и национальность физического лица.
25.Правовое положение иностранных юридических лиц в РБ.
26.Правоспособность иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву.
27.Государство как субъект МЧП.
28.Коллизии при решении вопросов права собственности.
29.Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в з/д-ве РБ.
30.Правовой режим иностранных инвестиций в РБ.
31.Особенности создания предприятий с иностранным капиталом на территории РБ.
32.Порядок разрешения инвестиционных споров.
33.Источники правового регулирования внешнеэкономических сделок.
34.Понятие и форма внешнеэкономических сделок.
35.Договорные обязательства. Выбор права сторонами договора.
36.Право, применяемое к договору при отсутствии согласия сторон.
37.Сфера применения и общие положения Конвенции ООН о договорах международной купли/продажи товаров.
38.Заключение договора по Конвенции ООН о договорах международной купли/продажи товаров.
39.Обязанности продавца и покупателя по Конвенции ООН о договорах международной купли/продажи товаров.
40.Правовые последствия нарушения внешнеэкономических сделок.
41.Международные железнодорожные перевозки.
42.Международные автомобильные перевозки.
43.Международные воздушные перевозки.
44.Внедоговорные обязательства.
45.Многосторонние соглашения в области авторского права.
46.Международные соглашения об охране прав на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки.
47.Коллизионные вопросы заключения брака.
48.Регулирование правоотношений между супругами.
49.Коллизионные вопросы расторжения брака.
50.Правоотношения между родителями и детьми.
51.Международные положения усыновления.
52.Опека и попечительство.
53.Коллизионные вопросы наследственного права.
54.Определение подсудности и пророгационного соглашения.
55.Понятие арбитража и виды третейских судов.
56.Признание и исполнение арбитражных решений. Нью-йоркская Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.
Принцип суверенного равенства государств закреплен в Уставе ООН (ст. 2) и других международных актах. Суть Данного принципа состоит в том, что государства осуществляют права в соответствии со своим суверенитетом. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств. Все государства юридически равны.
Имущество, принадлежащее суверенному государству, пользуется иммунитетом. В отношении его не могут быть применены какие-либо административные или иные меры со стороны другого государства.
Иммунитет государства вытекает из общепринятых начал международного права, получил закрепление в законодательстве и судебной практике многих стран. Нормы об иммунитете государства содержатся в ряде многосторонних международных договоров (Женевская конвенция 1958 г. об открытом море, Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях и др.). Действует Европейская конвенция 1972 "Об иммунитете государств" (вступила в силу с июня 1976 г.). Иммунитет государства не носит императивного характера, государство может от него отказаться. Такой отказ, например, может быть предусмотрен в соответствующем двустороннем договоре. Так, в некоторых торговых соглашениях РБ предусматривается, что внешнеторговые сделки, заключенные на территории иностранного государства торговом представительством РБ, т.е. органов белорусского государства, подлежат юрисдикции иностранного государства и будут разрешаться в соответствии с его правом.
В соответствии с Европейской конвенцией 1972 г. об иммунитете государств иммунитет не признается, если имеется согласие государства на неприменение к нему правил об иммунитете.
В международном частном праве различают следующие виды иммунитета государства: судебный иммунитет и иммунитет государственной собственности.
а) неподсудность одного государства суду другого государства;
б) иммунитет от предварительного обеспечения иска;
в) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения.
Неподсудность одного государства суду другого государства означает, что иски к иностранному государству не могут рассматриваться без его согласия в судах другого государства. Ни одно государство не может принудить другое государство быть в его судах ответчиком по делу: "равный над равным не имеет юрисдикции ".
Иммунитет от предварительного обеспечения иска заключается в том, что в порядке обеспечения иска имущество иностранного государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера со стороны другого государства. Меры такого обеспечения возможны лишь в случае прямого выраженного согласия на это со стороны данного иностранного государства.
Наконец, иммунитет от принудительного исполнения судебного решения означает, что нельзя в принудительном порядке исполнять судебное решение, вынесенное против иностранного государства, без его согласия.
Судебный иммунитет не означает, что одно государство не может выступать в суде другого государства в качестве истца (заявителя) по делу. Однако обращение с иском в суд другого государства автоматически не влечет признания подсудности в отношении встречного иска. Если государство-истец не давало такого согласия, то к встречному иску должны применяться общие положения о судебном иммунитете.
На территории РБ иностранное государство пользуется судебным иммунитетом.
Иммунитет государственной собственности заключается в особом режиме такой собственности. Государственная Собственность пользуется неприкосновенностью, она не может быть без согласия государства-собственника подвергнута отчуждению, аресту и другим мерам принудительного характера. Государственную собственность одного государства нельзя насильно удерживать на территории другого государства. Заявление государства о принадлежности ему соответствующей собственности не может быть оспорено в юрисдикционных органах другого государства.
Необходимо признать, что государственные морские торговые суда представляют собой особую категорию государственной собственности. В открытом море они подчиняются закону флага судна, в иностранных внутренних и территориальных водах - юрисдикции прибрежного государства. Эта юрисдикция распространяется на команду такого судна, но она не может осуществляться для ареста или задержки судна в иностранном порту в связи с предъявлением иска в суде или во исполнение судебного решения. Иммунитет государственных морских торговых судов предусмотрен рядом торговых соглашений.
К частным морским торговым судам могут предъявляться иски в судебных органах иностранного государства. Такие суда могут быть задержаны в порядке обеспечения иска, на них может быть обращено взыскание на общих основаниях.
Судебный иммунитет и иммунитет государственной собственности тесно связаны между собой. В основе их лежит суверенитет государства.
В последние годы произошли серьезные изменения в практике применения иммунитета государства. Широкое распространение получила теория так называемого функционального (ограниченного) иммунитета, согласно которой, если государство как частное лицо занимается коммерческой деятельностью, то оно иммунитетом не пользуется. В этих случаях к государству могут быть предъявлены иски в суде и на его собственность распространяются меры принудительного характера.
По заключению Комиссии международного права ООН теория функционального иммунитета находит признание во многих странах. Суды Австрии, Бельгии, Греции, Италии, Канады, ФРГ, Швейцарии и других государств принимают к своему рассмотрению иски, касающиеся коммерческой деятельности иностранного государства, при совершении ими действий частно-правового характера. В судебных решениях указывается, что в этих случаях государство выступает не как суверен, поэтому судебным иммунитетом не пользуется. Теория функционального иммунитета закреплена в ряде многосторонних международных договоров. К их числу относится Брюссельская конвенция 1926 г. для унификации некоторых правил, относящихся к иммунитету государственных торговых судов. В этой конвенции участвует более 20 государств (Бельгия, Голландия, Греция, Дания, Испания, Италия, Норвегия, Польша, Румыния, Франция, ФРГ, Швеция, Япония и др.). К этим м/н договорам принадлежит также Европейская конвенция 1972 г. об иммунитете государств.
Назрела
необходимость принятия в РБ законодательного
акта, который при определенных условиях
ограничивал бы иммунитет иностранного
государства. В частности, в этом акте
следовало бы закрепить те области деятельности
иностранного государства на территории
РБ, с которыми закон связывает утрату
права на иммунитет.
Право собственности -- центральный институт любой правовой системы. В МЧП этим вопросам уделяется много внимания. Первая проблема вытекает из деления вещей на:
Вопросы признания права собственности на имущество и иных вещных прав при перемещении имущества из одной страны в другую и объем этих прав:
§
4. Право собственности и иные вещные права
Статья 1119. Общие положения о праве, применимом к праву собственности и иным вещным правам
1. Право собственности и другие вещные права на недвижимое и движимое имущество определяются по праву страны, где это имущество находится, если иное не предусмотрено з/д-ными актами.
2.
Принадлежность имущества к недвижимым
или движимым вещам, а также иная юридическая
квалификация имущества определяются
по праву страны, где это имущество находится.
Статья 1120. Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав
1. Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество, являющееся предметом сделки, определяются по праву места совершения сделки, если иное не установлено соглашением сторон.
2. Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество не по сделке определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено з/д-вом РБ.
Возникновение
права собственности и иных вещных прав
на имущество вследствие приобретательной
давности определяется правом страны,
где имущество находилось в момент окончания
срока приобретательной давности.
Статья 1121. Право собственности и иные вещные права на транспортные средства и иное имущество, подлежащие государственной регистрации
Право
собственности и иные вещные права на
транспортные средства и иное имущество,
подлежащие внесению в государственные
реестры, определяются по праву страны,
где эти транспортные средства или имущество
зарегистрированы.
Статья 1122. Право собственности и иные вещные права на движимое имущество в пути
Право
собственности и другие вещные права на
движимое имущество, находящееся в пути
по сделке, определяются по праву страны,
из которой это имущество отправлено,
если иное не установлено соглашением
сторон.
Статья 1123. Защита права собственности и иных вещных прав
1. К защите права собственности и иных вещных прав применяется по выбору заявителя право страны, где находится имущество, или право страны суда.
2. К защите права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество применяется право страны, в которой это имущество находится. В отношении имущества, которое зарегистрировано в РБ, применяется право РБ.
В отношении имущества, которое зарегестрировано в РБ применяется право РБ.
Положение "об участии в приватизации иностранных юр. лиц и граждан" 1993 №396 = иностр. граждане на трритории РБ могут выступать в кочестве покупателей и участвовать в приватизации:
2.09.1998 Указом 1П №427 иностр. юр. лица была предоставлена возможность приобретать земельные участки в собственность в 2 случаях:
Международно правовое регулирование права собственности:
v Соглашение стран СНГ о взаисном признании и регулировании отношений собственности 9 апр. 92 года:
Ø Закреплена собственность государств, их физ. и юр. лиц + их правовая защита государством
Ø Невозможность принудительного изъятия собственности, кроме определенных случаев, но государство обязано выплатить компенсацию (реальную).
v Минская конвенция "о правовой помощи и правовых отношениях по гр., сем. и уг. делам" 93 года
Ø Право собственности
на недвижимое имущество = право страны,
где оно находится
Международный уровень:
Межд. инвестиции регулируются прежде всего межд. соглашениями и 2хсторонними соглашениями. В них устанавливается статус, механизм рассмотрения споров и т.д. прежде всего возникает вопрос о том, где рассматривать спор, как спор будет исполняться. Имеются также и региональные соглашения по поводу инвестиций:
Информация о работе Курс лекций по "Международному частному праву"