Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 22:53, курс лекций
Работа содержит такие темы:
1.Предмет МЧП.
2.МЧП и МПП.
3.Система МЧП.
4.Виды и краткая характеристика источников МЧП.
5.Международные договоры как источник МЧП.
6.Закон РБ как источник МЧП.
7.Место обычая в системе источников МЧП.
8.Роль судебной и арбитражной практики в развитии МЧП.
9.Методы правового регулирования МЧП.
10.Коллизионная норма и ее строение.
11.Виды коллизионных норм.
12.Основные формулы прикрепления.
13.Основания и порядок применения иностранного права.
14.Проблема квалификации в МЧП.
15.Установление содержания норм иностранного права.
16.Обратная отсылка и отсылка к праву 3-ей стороны.
17.Оговорка о публичном порядке.
18.Обход закона в МЧП.
19.Взаимность и ее виды. Реторсии.
20.Правовой режим и его виды.
21.Физические лица как субъекты МЧП.
22.Правоспособность и дееспособность физических лиц.
23.Правовое положение белорусских граждан зарубежом.
24.Личный статус и национальность физического лица.
25.Правовое положение иностранных юридических лиц в РБ.
26.Правоспособность иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву.
27.Государство как субъект МЧП.
28.Коллизии при решении вопросов права собственности.
29.Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в з/д-ве РБ.
30.Правовой режим иностранных инвестиций в РБ.
31.Особенности создания предприятий с иностранным капиталом на территории РБ.
32.Порядок разрешения инвестиционных споров.
33.Источники правового регулирования внешнеэкономических сделок.
34.Понятие и форма внешнеэкономических сделок.
35.Договорные обязательства. Выбор права сторонами договора.
36.Право, применяемое к договору при отсутствии согласия сторон.
37.Сфера применения и общие положения Конвенции ООН о договорах международной купли/продажи товаров.
38.Заключение договора по Конвенции ООН о договорах международной купли/продажи товаров.
39.Обязанности продавца и покупателя по Конвенции ООН о договорах международной купли/продажи товаров.
40.Правовые последствия нарушения внешнеэкономических сделок.
41.Международные железнодорожные перевозки.
42.Международные автомобильные перевозки.
43.Международные воздушные перевозки.
44.Внедоговорные обязательства.
45.Многосторонние соглашения в области авторского права.
46.Международные соглашения об охране прав на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки.
47.Коллизионные вопросы заключения брака.
48.Регулирование правоотношений между супругами.
49.Коллизионные вопросы расторжения брака.
50.Правоотношения между родителями и детьми.
51.Международные положения усыновления.
52.Опека и попечительство.
53.Коллизионные вопросы наследственного права.
54.Определение подсудности и пророгационного соглашения.
55.Понятие арбитража и виды третейских судов.
56.Признание и исполнение арбитражных решений. Нью-йоркская Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.
В середине 60-х гг. во многих западных странах приняты законы, по которым возраст совершеннолетия был снижен с 21 до 18 лет. Дееспособность граждан - способность своими действиями приобретать и осуществлять права, нести обязанности - наступает с 18 лет.
Статья 26. Эмансипация
1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия - по решению суда.
2.
Родители, усыновители и попечитель не
несут ответственности по обязательствам
эмансипированного несовершеннолетнего,
в том числе по обязательствам, возникшим
вследствие причинения им вреда.
Ст.24 ГК предусматривает такое понятие, как экономическая несостоятельность или банкротство индивидуального предпринимателя.
Ст. 31 ГК говорит об ограничениях предпринимательской деятельности граждан. Ограничение может быть наложено судом сроком до 3-х лет. Гражданин лишается права заниматься определенными видами предпринимательской деятельности, ему может быть отказано в праве приобретать и распоряжаться собственностью, занимать должности в управлении юридическим лицом.
Ст.1104 ГК п.5: признание физического лица не- или ограниченно дееспособным подчиняется праву страны суда (п.5 ст. 1104 ГК содержит правило ст. 1096 ГК).
Основания
ограничения дееспособности (ст. 30 ГК):
злоупотребление спиртными напитками,
наркотическими средствами, если это ставит
семью в тяжелое материальное положение.
Как уже отмечалось, иностранные граждане, находясь за пределами своего государства, сохраняют с ним правовую связь, подчиняются его законам. Вместе с тем они должны соблюдать законы страны пребывания. Это в полной мере относится и к .гражданам РБ. Их правовой статус за рубежом определяется:
во-первых, з/д-вом страны пребывания; во-вторых, белорусским з/д-вом. Кроме того, правовой статус граждан РБ за рубежом определяется м/н договорами, заключенными РБ с иностранными государствами.
Граждане РБ за рубежом могут проживать постоянно (эмигранты) или находиться там временно. В ст. 12 Пакта о гражданских и политических правах предусмотрено, что "каждый человек имеет право покидать любую страну, включая собственную".
Гражданская правоспособность гражданина РБ за рубежом по общему правилу
определяется законом страны пребывания. Применение белорусского закона допускается лишь при наличии соответствующего международного договора, участником которого является РБ.
Гражданская дееспособность гражданина РБ за рубежом, как правило, определяется личным законом, т.е. законом РБ.
З/д-вом многих стран предусмотрен для иностранных граждан разрешительный -порядок въезда на территорию государства: на въезд они должны получить специальное разрешение (визу). В соответствии с м/н соглашениями возможен и безвизовый въезд.
Согласно закону США об иммиграции и гражданстве в эту страну ежегодно может въехать на постоянное место жительства лишь определенное число иностранных физических лиц определенной национальности. Предпочтение на въезд отдается специалистам высокой квалификации, родителям американских граждан, супругам и детям иностранцев, постоянно проживающих в США.
Граждане РБ за рубежом могут пользоваться всеми имущественными и личными неимущественными правами, предусмотренными иностранными законами, хотя эти права и неизвестны белорусскому з/д-ву. Следовательно, они вправе в случае необходимости пользоваться защитой этих прав со стороны местных органов страны пребывания.
Граждане РБ за рубежом (как и другие иностранные граждане) не пользуются избирательным правом. Они также не могут быть избраны в выборные государственные органы, занимать определенные должности в стране пребывания.
В некоторых странах (Великобритания, Канада, США, Франция, ФРГ и др.) широкие полномочия в отношении иностранных граждан предоставлены местным властям. Так, согласно закону Великобритании об иммиграции, управление по вопросам занятости выдает иммигрантам разрешения на работу в определенной должности, в определенной форме и на определенный срок.
З/д-вом ряда стран для иностранных граждан установлены и некоторые другие ограничения в сфере трудовых прав. Например, во Франции в списке профессий, запрещенных для иностранцев или требующих специального разрешения, значится несколько десятков профессий. В частности, иностранец во Франции не может быть владельцем морского судна, редактором газеты или журнала, директором школы, аптекарем, адвокатом, занимать ряд должностей в судебной системе.
В Великобритании иммигранты из стран, не входящих в ЕЭС, не вправе менять свою работу без ведома и согласия управления по вопросам занятости. Они так же (как и в ФРГ) не имеют права на создание своих профсоюзов, лишены и некоторых других прав.
Граждане РБ, находясь за рубежом, должны соблюдать законы страны пребывания, с уважением относиться к местным традициям и обычаям.
За совершенные преступления и иные правонарушения граждане РБ за рубежом несут ответственность по законам страны пребывания.
Таким образом, правовой статус граждан РБ за рубежом устанавливается по-разному. В одних государствах объем прав и обязанностей, которыми они обладают, шире, в других государствах уже.
Как
записано в ст. 5 Закона о гражданстве РБ,
"государство защищает права и законные
интересы граждан РБ на своей территории
и за ее пределами". В случае, если в
стране пребывания отсутствуют дипломатические
представительства и консульские учреждения
РБ, защита прав и законных интересов белорусских
граждан может по договоренности осуществляться
соответствующими организациями других
государств (в частности, консульскими
учреждениями России).
Правовой статус иностранного гражданина условно можно разделить на две части: правовой статус гражданина своего государства и правовой статус гражданина страны пребывания. Иностранный гражданин, находясь за пределами своего государства, сохраняет с ним правовую связь, подчиняется его законам. В то же время он должен соблюдать законы и иные нормативные акты страны пребывания-
В правовом положении лиц без гражданства немало общего с иностранными гражданами, но имеются и существенные различия. Так, иностранные граждане подчиняются не только правопорядку страны пребывания, но и сохраняют права и обязанности по отношению к своему государству. Вместе с тем лица без гражданства подчиняются лишь правопорядку страны пребывания, которая полностью определяет их правовое положение. Если лицо без гражданства переезжает на жительство в другое государство, его правовая связь с прежним государством автоматически прекращается и устанавливается новая правовая связь с государством, в котором это лицо находится.
Международная конвенция 1954 г. о статусе лиц, не имеющих гражданства, приравнивает этих лиц (апатридов) в правах к иностранным гражданам.
Независимо от того, где находится человек (в своем государстве или за границей), он сохраняет свое гражданство.
Гражданство - это юридическая принадлежность физического лица к тому или иному государству. Данное лицо имеет права и несет по отношению к своему государству определенные обязанности. В свою очередь государство обеспечивает защиту прав и законных интересов этого лица как на своей территории, так и за ее пределами.
В государствах с монархической формой правления (Великобритания, Швеция, Япония и др.) гражданству терминологически соответствует подданство.
В основе приобретения гражданства по рождению лежат два основных принципа:
1) территориальный - право почвы;
2) национальный - право крови.
Согласно принципу "право почвы" гражданство ребенка определяется местом его рождения и не зависит от гражданства родителей. Данный принцип характерен, например, для ряда государств Латинской Америки.
Принцип "право крови" означает, что гражданство ребенка устанавливается по гражданству его родителей и не зависит от места рождения. Этому принципу отдают предпочтение многие государства Европы и Азии.
В Республике Беларусь действует Закон о гражданстве от 18 октября 1991 г., где указано, что гражданство РБ приобретается:
1) по рождению;
2) в результате приема в гражданство РБ;
3) по другим основаниям, предусмотренным законом. В соответствии с белорусским законом о гражданстве ребенок, оба родителя которого на момент его рождения состояли в гражданстве РБ, является гражданином РБ независимо от места своего рождения (ст. 9 Закона), т.е. применяется принцип "право крови".
При различном гражданстве родителей вопрос о гражданстве ребенка в РБ решается по-иному. В этом случае основным критерием определения гражданства ребенка выступают место рождения ребенка и место постоянного жительства родителей (ст. 10 Закона).
Ребенок, родители которого являются лица без гражданства и который родился на территории РБ, считается гражданином РБ (ст. 11 Закона).
РБ " участник м/н конвенции 1957 г. о гражданстве замужней женщины, предусматривающей, что вступление женщины в брак с гражданином иностранного государства, а также расторжение с ним брака автоматически не влекут за собой изменения гражданства этой женщины.
Приобретение гражданства какого-либо государства лицом, не имеющим гражданства или имеющим гражданство другого государства, в юридической литературе получило название натурализация.
Белорусский закон о гражданстве содержит специальную норму (ст. 29), где указано, какие органы государственной власти могут принять решение по вопросам гражданства.
В действующем законодательстве РБ нашел свое воплощение демократический характер приема в гражданство, что выгодно отличается от правил приема в гражданство некоторых зарубежных стран, где установлены различные цензы религиозного, возрастного, расового и иного характера. В Великобритании, например, по Закону об иммиграции иностранные граждане получают право на натурализацию лишь после пятилетнего пребывания в стране. Такого рода условия натурализации иностранных граждан содержатся в законодательстве ФРГ, Франции, Швейцарии и некоторых других государств.
В предусмотренных законом случаях одно и то же лицо одновременно может иметь гражданство двух или нескольких государств (бипатризм). Международная Конвенция 1930 г. о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, содержит следующее правило: "Лицо, обладающее одним или двумя гражданствами, может рассматриваться каждым государством, гражданством которого оно обладает, как его гражданин". Отсюда следует, что лицо, обладающее двойным гражданством, может нести определенные обязанности одновременно по отношению к нескольким государствам. В этих государствах данное лицо нельзя рассматривать как иностранца. Но если оно находится в третьем государстве, где гражданства не имеет, его следует считать иностранцем.
З/д-во большинства государств негативно относится к двойному гражданству. На этих позициях стоит и белорусский закон о гражданстве. В ст, 20 Закона указано, что гражданство РБ утрачивается вследствие приобретения лицом гражданства другого государства.
В международных соглашениях по вопросам устранения двойного гражданства предусматриваются, в частности, следующие правила:
1) родители, которые являются гражданами различных государств, могут по обоюдному соглашению избрать для своего ребенка гражданство любой из сторон;
2) если родители не подали заявление о выборе гражданства, ребенок считает гражданином того государства, на территории которого он родился;
3)
если ребенок родился на территории третьего
государства и его родители не подали
заявление о выборе гражданства, ребенок
считается гражданином того государства,
на территории которого родители имели
постоянное место жительства до выезда
в третье государство.
Информация о работе Курс лекций по "Международному частному праву"