Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:08, контрольная работа
Проблема соотношения и определения основных принципов взаимодействия международного и внутригосударственного права, в последние годы приобрела особую актуальность для российской правовой доктрины и правоприменительной практики. Во многом это было связано с включением в текст Конституции РФ 1993 г. совершенно нового для отечественных нормативно-правовых документов такого уровня положения следующего содержания: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Теория «трансформации» международно – правовых норм…………………………………………………………………………3
Транснациональные корпорации в аспекте международного частного права.…………………………………………………………………….7
Задача ……………………………………………………………………..20
Список использованной литературы……………………………………23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПРАВА
Кафедра гражданского права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Международное частное право
Выполнила студентка 6 курса
Заочного отделения 1 группы
Абзалова А.Р.
Уфа- 2012
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теория «трансформации» международно – правовых норм
Проблема соотношения и определения основных принципов взаимодействия международного и внутригосударственного права, в последние годы приобрела особую актуальность для российской правовой доктрины и правоприменительной практики. Во многом это было связано с включением в текст Конституции РФ 1993 г. совершенно нового для отечественных нормативно-правовых документов такого уровня положения следующего содержания: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15).
Закрепление указанной нормы в Основном законе нашей страны имеет, как минимум, два важнейших практических следствия. Первое из них заключается в том, что в настоящее время к числу правовых регуляторов отношений, возникающих в рамках границ Российской Федерации или с участием ее субъектов, наряду с положениями российского законодательства, отнесены и нормы международного права. Смысл второго определяет необходимость учета на практике принципа приоритетного применения положений международных договоров по отношению к нормам внутригосударственного права России.
Очевидно, что не все российские правоприменительные органы и организации оказались готовы к столь существенному расширению нормативно-правовой базы их функционирования, что породило определенные трудности в практической деятельности этих субъектов по осуществлению норм международного права. Ситуация в данной области не прояснилась в достаточной степени и в настоящее время. Именно поэтому основной целью данной работы является анализ механизма взаимодействия «международной составляющей» правовой системы России с внутригосударственным правом нашей страны.
В отечественной международно-
Основной постулат теории трансформации заключается в том, что осуществление норм международного права в рамках внутреннего правопорядка конкретного государства возможно только в случае придания таким международно-правовым нормам силы национального права посредством издания того или иного внутригосударственного правового акта. Суверенитет государства в принципе исключает возможность действия в пределах его территории государственной воли других государств, в том числе согласованной воли, заключенной в норме международного права. Для того, чтобы правило, представляющее собой норму международного права, приобрело юридическую силу в пределах действия национального права, оно должно приобрести силу национально-правовой нормы. Но это может сделать только территориальный суверен, издав соответствующий национально-правовой акт».
Е. Т. Усенко говорит о трансформации как об «объективном явлении, выражающемся в различных способах осуществления международных обязательств государства посредством издания им национально-правовых актов». Он считает, что все виды трансформации в целом можно подразделить на два вида: генеральную и специальную. Генеральная трансформация заключается в установлении государством в своем внутреннем праве общей нормы, придающей международно-правовым нормам силу внутригосударственного действия. Специальная трансформация заключается в придании государством конкретным нормам международного права силы внутригосударственного действия путем их воспроизведения в законе текстуально либо в виде положений, адаптированных к национальному праву, или путем законодательного выражения согласия на их применение иным способом.
С. В. Черниченко выделяет такие виды трансформации, как инкорпорацию, легитимацию и отсылку. В первом случае речь идет о формальном «включении» норм международного договора во внутреннее право государства «посредством «включения» самого договора в его законодательство». Легитимация, как считает С. В. Черниченко, имеет место тогда, когда с целью обеспечения выполнения государством норм международного права или индивидуальных международно-правовых установок принимается особый внутригосударственный акт, который не повторяет все внешние признаки соответствующего международно-правового акта. В свою очередь отсылка, по его мнению, ¾ это использование согласно предписанию внутригосударственного права для урегулирования каких-либо внутригосударственных отношений правил, установленных международными договорами или обычаями.
Если обобщить все изложенные выше соображения сторонников теории трансформации, то основополагающие постулаты данной концепции можно представить следующим образом:
1. Международное
и внутригосударственное право
представляют собой два
2. Для придания
нормам международного права
юридической силы внутри
3. Процедура «трансформации» характерна для всех случаев и способов приведения в действие норм международного права внутри государства.
4. Проведение
«трансформации» опосредуется
2.Транснациональные корпорации в аспекте международного частного права.
В правовой доктрине
общепризнанна точка зрения, согласно
которой термин "корпорация" происходит
от латинского выражения "corpus habere",
обозначающего права
Существует множество теорий, которые охватывают те или иные стороны деятельности ТНК, но полномасштабного изучения их деятельности до сих пор произведено не было. Существующие научные концепции являются весьма спорными и не находят полного одобрения.
В экономической литературе
одни исследователи характеризуют
ТНК как "фирму, корпорацию, компанию,
осуществляющую основную часть своих
операций за пределами страны, в которой
она зарегистрирована, чаще всего в нескольких
странах, где имеет сеть отделений, филиалов,
предприятий". Вторые выделяют критерии
отнесения корпораций к транснациональным:
- количество стран, в которых действует
компания (в соответствии с различными
подходами от 2 до 6);
- определенное минимальное
- определенный размер, которого
достигла компания;
- минимум доли иностранных операций в
доходах или продажах фирмы (как правило,
25%);
- владение не менее чем 25% голосующих
акций в трех или более
- многонациональный состав персонала
компании, состав ее высшего руководства.
Другие исследователи пошли по пути совмещения
обоих подходов. Так, М.П. Бортова пишет,
что "ТНК - особая форма организации
хозяйственной деятельности фирмы, основанной
на кооперации труда работников предприятий,
расположенных в разных странах мира и
объединенных единым титулом собственности
на средства производства, причем такая
деятельность направлена на подавление
конкуренции и усиление господства на
мировых товарных рынках, что является
сутью экономической политики ТНК. Отличительными
чертами ТНК являются: огромные масштабы
собственности и хозяйственной деятельности;
высокая степень транснационализации
производства и капитала в результате
роста зарубежной производственной деятельности;
особый характер социально-экономических
отношений внутри ТНК; превращение подавляющего
большинства ТНК в многоотраслевые концерны".
Учитывая, что понятие "транснациональная корпорация" затрагивает интересы многих государств, ООН выработала свой вариант определения, который гласит, что ТНК - это компания: 1) включающая единицы в двух или более странах, независимо от юридической формы и поля деятельности; 2) оперирующая в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один или более руководящий центр; 3) в которой отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других, и в частности делить знания, ресурсы и ответственность с другими.
Конференция ООН по торговле
и развитию (ЮНКТАД), несколько уточняя
вышеприведенную
В российском законодательстве
отсутствуют легальные, нормативно
закрепленные определения общего понятия
"корпорация" и частного понятия
"транснациональная корпорация"
Наиболее общее определение дает Н.Б. Сонькин: "Транснациональные корпорации - это корпорации преимущественно с однонациональным акционерным капиталом, осуществляющие свою деловую активность в других странах посредством создания филиалов и дочерних компаний".
В отличие от обычных компаний стратегия деятельности ТНК разрабатывается головным предприятием, которое координирует деятельность зарубежных отделений. Л.А. Лунц определяет ТНК как конгломерат юридических лиц различной "национальности"; каждое из входящих в данную систему разного рода образований, разбросанных по разным странам, может иметь свой личный юридический статус. Свое понимание ТНК предлагает А.О. Иншакова, понимая их как предприятия, отделения и филиалы которых находятся во многих странах мира, с экономической точки зрения являющиеся единым механизмом, но с точки зрения права - самостоятельными независимыми компаниями. Особый интерес при изучении данного вопроса вызывает типовой проект законодательного акта "О транснациональных корпорациях", который разработала Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества. В п. 1 ст. 3 акта указывается, что для целей настоящего типового проекта под транснациональной корпорацией понимается юридическое лицо (совокупность юридических лиц), имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество на территориях двух и более государств, образованное юридическими лицами двух и более государств и осуществляющее постоянную уставную деятельность либо капитальные вложения на территории двух и более государств.
Ряд ученых предлагают определять правовую природу ТНК по национальной принадлежности их капитала, величине оборота, зарубежной доле в операциях, числу зарубежных филиалов и дочерних компаний и по структуре управления ими. Другие выделяют количественные показатели, позволяющие относить те или иные группы юридических лиц к ТНК.
Таким образом, характерным признаком ТНК является именно единство управления ТНК при наличии нескольких правосубъектных образований в структуре ТНК, т.е. наличие нескольких юридических лиц со своим личным статутом. Поэтому следует согласиться с точкой зрения Л.А. Лунца о том, что "экономическое единство при юридической множественности - таково существо многонационального предприятия".
Информация о работе Контрольная работа по "Международному частному праву"