Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 13:59, контрольная работа
Краткое описание
В переводе с латинского языка норма означает правило, руководящее начало, образец. Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного. Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм международной вежливости (международной морали), которые субъекты международного права соблюдают во взаимных отношениях.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………3
Каковы основные направления сотрудничества государств по борьбе с преступностью? ………………………………………………………..5
В каких источниках содержаться нормы международного права? ….10
Являются ли источником международного права? а) договор между Россией и Украиной об установлении границы; б) Федеральный закон РФ «О международных договорах РФ»; в) резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Десятилетие международного права Организации Объединенных Наций»; г) обычай неприкосновенности послов; д) часть 4 статьи 15 Конституции РФ; е) соглашение между английской компанией «Бритиш петролеум» и Правительством РФ о добыче нефти на территории РФ; ж) обычай, согласно которому при визите высокопоставленных лиц в иностранное государство в аэропорту постилается красная дорожка; з) договор между администрацией Белгородской области и Правительством Автономной Республики Крым «О сотрудничестве в области туризма»; и) Конвенция о политических правах женщин; …………………………..11
Известный дипломат, министр иностранных дел Франции во времена правления Наполеона I Талейран однажды воскликнул: «Сколько еще требуется искусному дипломату, чтобы быть хорошим консулом!». В чем отличия функций и правового статуса дипломатических и консульских представительств? Согласны ли вы с подобным изречением? ……………………………………………………………12
Каковы основные направления сотрудничества
государств по борьбе с преступностью? ………………………………………………………..5
В каких источниках содержаться нормы
международного права? ….10
Являются ли источником международного
права?
а) договор между Россией
и Украиной об установлении границы;
б) Федеральный закон РФ «О
международных договорах РФ»;
в) резолюция Генеральной
Ассамблеи ООН «Десятилетие международного
права Организации Объединенных Наций»;
г) обычай неприкосновенности
послов;
д) часть 4 статьи 15 Конституции
РФ;
е) соглашение между английской
компанией «Бритиш петролеум» и Правительством
РФ о добыче нефти на территории РФ;
ж) обычай, согласно которому
при визите высокопоставленных лиц в иностранное
государство в аэропорту постилается
красная дорожка;
з) договор между администрацией
Белгородской области и Правительством
Автономной Республики Крым «О сотрудничестве
в области туризма»;
и) Конвенция о политических
правах женщин; …………………………..11
Известный дипломат, министр иностранных
дел Франции во времена правления Наполеона I Талейран однажды воскликнул: «Сколько еще требуется искусному дипломату, чтобы быть хорошим консулом!».
В чем отличия функций и правового
статуса дипломатических и консульских
представительств? Согласны ли вы с подобным
изречением? ……………………………………………………………12
5 Список литературы; …………………………………………………......15
Введение
В переводе с латинского языка
норма означает правило, руководящее начало,
образец.
Под нормой международного
права понимается правило поведения, которое
признается государствами и другими субъектами
международного права в качестве юридически
обязательного. Нормы международного
права следует отличать от так называемых
обыкновений, или норм международной вежливости
(международной морали), которые субъекты
международного права соблюдают во взаимных
отношениях. Однако если международно-правовые
нормы - это юридически обязательные правила
поведения, то обыкновения, или нормы международной
вежливости, лишены качества юридически
обязательных. Нарушение норм международного
права дает основание для международно-правовой
ответственности, а нарушение обыкновения
такой ответственности не влечет. К нормам
международной вежливости относится,
например, большинство правил дипломатического
этикета.
Содержание норм международного
права составляют права и обязанности,
которыми наделяются государства и другие
субъекты международного права. Вступая
в отношения между собой, субъекты международного
права реализуют свои права и соблюдают
обязанности, устанавливаемые международно-правовыми
нормами. Исходя из содержания международно-правовой
нормы, субъект международного права может
судить как о своем возможном и должном
поведении, так и о возможном и должном
поведении других субъектов международного
права. Тем самым международно-правовая
норма упорядочивает поведение участников
международных отношений, то есть выполняет
регулирующую роль во взаимоотношениях
субъектов международного права. Урегулированные
Международно-правовыми нормами международные
отношения приобретают характер международно-правовых.
Вступая в те или иные международно-правовые
отношения, субъекты международного права
тем самым реализуют свои права и обязанности.
Ряд норм международного права называют
принципами. Хотя это те же международно-правовые
нормы, но одни из них издавна назывались
принципами, другие стали называться так
в силу своей значимости и роли в международно-правовом
регулировании. В то же время имеются отдельные
принципы, которые носят общий характер
по сравнению с другими международно-правовыми
нормами и имеют наиважнейшее значение
для международного сообщества в деле
поддержания международного правопорядка.
Среди принципов выделяются основные
принципы международного права, составляющие
фундамент международного правопорядка.
Нарушение государством какого-либо основного
принципа может рассматриваться международным
сообществом как посягательство на весь
международный правопорядок. К основным
относятся принципы суверенного равенства,
невмешательства во внутренние дела, запрета
применения силы или угрозы силой, соблюдения
международных обязательств, мирного
разрешения международных споров и др.
Основные направления сотрудничества
государств по борьбе с преступностью.
Международное право - это система
юридических принципов и норм, регулирующих
межгосударственные отношения в целях
обеспечения мира и сотрудничества.
Это одно из самых кратких определений,
но тем не менее оно отражает наиболее
важные черты международного права, в
том числе и то, что международное право
представляет собой систему норм, структурно
организованных на базе единых целей и
принципов.
Следует отметить, что международное
право, как и прочие отрасли, содержит,
в первую очередь, нормы, направленные
на регулирование сотрудничества государств.
Это сотрудничество основывается на общих
принципах международного права (суверенного
равенства, неприменения силы, сотрудничества
и др.), а также на специальных. Среди них
можно выделить:
1) взаимность сотрудничества;
2) добровольность сотрудничества;
3) обеспечение безопасности
сотрудничающих государств;
4) соблюдение прав и
интересов третьих стран участниками
договорных отношений;
5) принцип законности.
Взаимность и добровольность
сотрудничества показывают, что вовлечение
государств в сфере может происходить
только по их собственному желанию. Нет
общей международно-правовой обязанности
сотрудничать. Взаимность в сфере сотрудничества
правоохранительных и судебных органов
вообще приносит интересные результаты,
когда даже при отсутствии обязывающего
международного договора государства,
например, оказывают друг другу правовую
помощь или выдают преступника.
Обеспечение безопасности сотрудничающих
государств, в свою очередь, означает принятие
решения о сотрудничестве и реализацию
своих международных обязательств в этой
сфере без ущемления собственного суверенитета
и безопасности, вплоть до отказа по этой
причине от выполнения обязательств по
сотрудничеству. [1]
Интересы третьих стран также
имеют важное значение. Появление этого
принципа вытекает из общего принципа
суверенного равенства государств и показывает,
что двустороннее сотрудничество может
затронуть и суверенные права третьих
стран. Принимая решения и осуществляя
сотрудничество, государства должны сообразовывать
собственные цели и интересы с другими
участниками международного сообщества.
Принцип законности можно поставить
под сомнение, но следует помнить, что
во внутреннем праве правоохранительные
органы в первую очередь следуют принципу
законности. Применительно к международному
праву этот принцип подчеркивает важную
роль национального законодательства
сотрудничающих государств и необходимость
его соблюдения.
Осуществляя взаимодействие
в правоохранительной сфере, государства
используют две основные правовые формы:
1) договорно-правовую, или
конвенционную (заключение и реализация
договоров, в которых регулируются
отношения в данной сфере);
2) институционную (сотрудничество
в рамках международных организаций,
как всеобщего, так и регионального
характера – ООН, Интерпол, Международной
организации гражданской авиации,
Совета таможенного сотрудничества,
СНГ, Совета Европы, Совета государств
Балтийского моря, Черноморского
экономического сотрудничества и др.).
Характеризуя первую форму,
можно отметить большой массив договоров
в этой области при отсутствии единого
универсального, кодифицирующего отрасль
в целом. Возможно, это связано с большим
разнообразием отношений, подвергающихся
регулированию. Ведь это и сфера международных
преступлений и преступлений международного
характера, и сфера правовой помощи, и
сфера международного уголовного преследования.
Можно, тем не менее, отметить ряд источников.
В первую очередь международные
договоры, устанавливающие ответственность
за международные преступления и преступления
международного характера. Это Международная
конвенция о пресечении преступления
апартеида и наказании за него 1973 г., Конвенция
ООН в борьбе против незаконного оборота
наркотических средств и психотропных
веществ 1988 г., Европейская конвенция об
уголовной ответственности за коррупцию
1999 г., Конвенция ООН против транснациональной
организованной преступности 2000 г., Европейская
конвенция о преступности в сфере компьютерной
информации 2001 г., Конвенция ООН против
коррупции 2003 г., Международная конвенция
о борьбе с актами ядерного терроризма
2005 г. и многие другие. Особенностями этих
документов является то, что они закрепляют
нормы по организации совместных усилий
в борьбе с отдельными видами преступности,
а, с другой стороны, содержат составы
уголовных преступлений, которые должны
быть имплементированы в национальное
право. [2]
Вторая группа международных
источников регулирует порядок оказания
правовой помощи по уголовным делам. Среди
этих договоров можно выделить два универсальных:
Типовой договор ООН об оказании правовой
помощи и Типовой договор ООН о выдаче,
которые служат основой для заключения
региональных и двусторонних договоров
в этой области. В основном же сотрудничество
осуществляется на региональной и двусторонней
основе. Так, в рамках Совета Европы заключены
конвенции о правовой помощи по уголовным
делам 1959 г. и выдаче 1957 г., в рамках СНГ
– Конвенции о правовой помощи и правовых
отношениях 1993 г. и 2002 г. Россия заключила
более 30 двусторонних договоров с различными
странами по вопросам правовой помощи
по уголовным делам.
Третья группа международных
договоров в области международного права
на самом деле регулирует совершенно другие
международные отношения, но в этих договорах
содержатся несколько статей, применимых
и к уголовно-правовой сфере. Как, например,
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.,
устанавливающая ответственность за пиратство.
Не менее важную часть регулирования
в международном праве составляют акты
международных организаций. Иногда эти
акты предшествуют принятию конвенций,
а порой приобретают совершенно самостоятельное
значение и применение. Например, одобренные
резолюцией ГА ООН Минимальные правила
и стандарты обращения с осужденными,
Принципы равенства при отправлении правосудия
и т.п.
Особого внимания требуют международные
договоры в области международной уголовной
ответственности индивидов. В 2002 году
вступил в силу Статут Международного
уголовного суда. Этот независимый международный
орган призван привлекать к ответственности
за серьезные нарушения международного
права. В настоящее время в МУС находятся
дела по событиям в Уганде, Конго, Судане.
В основе Статута МУС лежат нормы, выработанные
при создании и процессе работы Нюрнбергского
и Токийского трибуналов, а также еще действующих
ныне Международных трибуналов по Руанде
и бывшей Югославии.
Говоря о видах международного
сотрудничества в борьбе с преступностью,
можно выделить следующие:
1) гармонизация национального
уголовного права;
2) совместное изучение
проблем борьбы с преступностью,
обмен опытом их решения;
3) обмен информацией (в
том числе, оперативной, криминалистической,
правовой);
4) оказание материальной,
технической и экспертной помощи;
5) исполнение запросов
о проведении оперативно-розыскных
мероприятий;
6) оказание правовой помощи
по уголовным делам;
7) экстрадиция;
8) передача для целей международного
правосудия;
9) признание и исполнение
приговоров и решений по административным
делам
10) передача осужденных.
Все виды международного сотрудничества
взаимосвязаны между собой и одинаково
важны. Одни из них могут быть реализованы
посредством межведомственного сотрудничества
(например, изучение проблем преступности,
обмен информацией, оказание технической
помощи), другие требуют заключения межгосударственных
или межправительственных договоров (правовая
помощь, экстрадиция, передача осужденных).
В реализации различных видов сотрудничества
участвуют и полицейские органы государств,
и прокуратуры, и суды, и таможенные и пограничные
органы и т.п. Вместе с тем, порой требуется
создание специальных органов для участия
в международном сотрудничестве. [3]
Направления сотрудничества
государств по уголовным делам определяются
наиболее актуальными вопросами, которые
стоят перед ними. Чаще всего речь идет
о борьбе с отдельными видами преступлений.
Таким образом, можно выделить следующие
направления:
1) борьба с международными
преступлениями;
2) борьба с терроризмом;
3) борьба с преступлениями
против человечности и массовым нарушением
прав человека;