В 
соответствии с Федеральным Законом 
“О счетной палате РФ” от 11.01.95. № 
4-ФЗ8  задачами Счетной палаты 
являются:
  - организация 
  и   осуществление   контроля   
  за    своевременным исполнением  
  доходных  и  расходных  статей  
  федерального бюджета и бюджетов федеральных 
  внебюджетных фондов по  объемам,  
  структуре  и целевому  назначению;  
 
  - определение 
  эффективности и целесообразности 
  расходов  государственных  средств  
  и   использования федеральной собственности; 
  - оценка обоснованности 
  доходных  и  расходных  статей  
  проектов федерального бюджета и бюджетов 
  федеральных внебюджетных фондов;
 
  - финансовая 
  экспертиза проектов федеральных  законов,  
  а  также нормативных  правовых  
  актов  федеральных  органов  государственной 
  власти,  предусматривающих расходы,  
  покрываемые  за  счет  средств 
  федерального  бюджета,  или  влияющих  
  на формирование и исполнение федерального 
  бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных 
  фондов;
 
  - анализ выявленных 
  отклонений от установленных  показателей 
  федерального бюджета и бюджетов федеральных 
  внебюджетных фондов и подготовка предложений,  
  направленных на их устранение, а также 
  на совершенствование бюджетного процесса 
  в целом;
 
  - контроль 
  за  законностью  и  своевременностью 
  движения средств федерального бюджета 
  и средств федеральных  внебюджетных  
  фондов  в Центральном  банке  
  Российской  Федерации,  уполномоченных 
  банках и иных финансово-кредитных учреждениях 
  Российской Федерации;
 
  - регулярное 
  представление Совету Федерации и Государственной 
  Думе информации о ходе исполнения федерального 
  бюджета и результатах проводимых контрольных 
  мероприятий.
 
     В 
рамках своей деятельности Счетная 
палата провидит комплексные ревизии 
и тематические проверки по отдельным 
разделам и статьям федерального 
бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных 
фондов. В ходе проведения ревизий и проверок 
на основе документального подтверждения 
законности производственно-хозяйственной 
деятельности,  достоверности бухгалтерского 
учета и финансовой отчетности определяется 
своевременность и полнота взаимных платежей 
проверяемого  объекта и федерального 
бюджета.
     В 
случаях выявления нарушений, наносящих 
ущерб и требующих пресечения, 
Счетная палата вправе давать администрации 
проверяемой организации предписание, 
обязательное для исполнения. Если 
оно не исполняется или исполняется 
не надлежащим образом, то по согласованию 
с Государственной Думой Счетная палата 
вправе принять решение о приостановлении 
всех видов финансовых, платежных расчетных 
операций по банковским счетам проверяемых 
организаций.
     Счетная 
палата проводит экспертизу и дает заключение 
по:
  - проекту федерального 
  бюджета,  обоснованности его  доходных  
  и расходных статей,  размерам государственного 
  внутреннего и внешнего долга и дефицита 
  федерального бюджета;
 
  - проблемам 
  бюджетно-финансовой   политики  
  и  совершенствования бюджетного процесса 
  в Российской Федерации;
 
  - проектам 
  законодательных  и иных нормативных 
  правовых актов по бюджетно-финансовым    
  вопросам,    вносимым    
  на рассмотрение Государственной Думы;
 
  - проектам 
  международных   договоров    
  Российской Федерации, влекущих правовые 
  последствия для федерального бюджета;
 
  - проектам 
  программ,  на  финансирование  
  которых используются средства федерального 
  бюджета.
 
     Кроме 
проводимых экспертиз Счетная палата 
занимается анализом и исследованием 
нарушений в исполнении бюджетного 
законодательства. Так, она проводит анализ 
и исследование нарушений и отклонений 
в бюджетном процессе, подготовку и внесение 
в Совет Федерации и Государственную Думу 
предложения по их устранению, а так же 
по совершенствованию бюджетного законодательства 
в целом, анализирую итоги проводимых 
мероприятий.
     Контрольные 
полномочия Счетной палаты распространяются 
на органы местного самоуправления, предприятия, 
организации, банки, страховые компании  
и  другие  финансово- кредитные 
учреждения,  их союзы,  ассоциации  
и  иные объединения вне зависимости 
от видов и форм собственности,  если 
они  получают,  перечисляют, используют 
средства   из федерального  бюджета  
или  используют федеральную собственность 
либо управляют  ею,  а  также  
имеют предоставленные федеральным    
законодательством    или федеральными 
органами государственной  власти  
налоговые, таможенные  и  иные льготы  
и преимущества. 
     МИНИСТЕРСТВО 
ФИНАНСОВ И ФЕДЕРАЛЬНОЕ
      
КАЗНАЧЕЙСТВО РОССИЙСКОЙ 
ФЕДЕРАЦИИ.
      Министерство 
Финансов РФ – федеральный орган исполнительной 
власти, обеспечивающий проведение единой 
финансовой, бюджетной налоговой и валютной 
политики в РФ и координирующий деятельность 
в этой сфере других федеральных органов 
исполнительной власти. Однако эффективное 
и качественное управление финансами 
невозможно без осуществления надлежащего 
контроля за ними. Поэтому Минфин занимает 
особое место в системе общегосударственного 
контроля. На него возложены широкие полномочия 
в проведении контрольной деятельности   
в процессе составления и рассмотрения 
государственного бюджета, а также при 
проведении контрольно-ревизионной работы 
на предприятиях, в учреждениях и организациях 
различных форм собственности и ведомственной 
принадлежности.9
       
В соответствии с Постановлением 
Правительства от 06.03.98.  №273 “Об 
утверждении положения о Министерстве 
Финансов РФ”10   основными 
задачами Минфина РФ являются:
  - совершенствование 
  бюджетной системы РФ, развитие бюджетного 
  федерализма;
 
  - разработка 
  и реализация единой финансовой, бюджетной, 
  налоговой и валютной политики  в РФ;
 
  - концентрация 
  финансовых ресурсов на приоритетных 
  направлениях социально-экономического 
  развития РФ;
 
  - разработка 
  проекта и обеспечение исполнения в установленном 
  порядке федерального бюджета; составление 
  отчета об исполнении федерального и консолидированного 
  бюджета РФ;
 
  - разработка 
  программ государственных заимствований 
  и их реализация в установленном порядке 
  от имени РФ;
 
  - разработка 
  и реализация единой политики в сфере 
  развития финансовых рынков в РФ;
 
  - разработка 
  единой методологии составления бюджетов 
  всех уровней и отчетов об их исполнении.
 
     Правительство 
РФ Постановлением “О Департаменте государственного 
контроля и аудита Министерства Финансов 
РФ” от 06.03.98. №27611 разрешило 
Минфину в пределах имеющихся средств 
и численности работников создавать в 
составе Центрального аппарата Министерства 
Департамент государственного финансового 
контроля и аудита, возложив на него в 
частности задачи и функции упраздняемого 
Контрольно-ревизионного управления. 
Но, не смотря на происходящие организационно-структурные 
изменения, полномочия Минфина в сфере 
бюджетного контроля остаются почти неизменными.  
Постановлением Правительства РФ от 04.08.98.  
№ 884 “О совершенствовании организационной 
структуры Министерства Финансов  РФ” 
работники вновь созданного Департамента 
и его территориальных органов наделяются 
правом:
  - проверять 
  соблюдение бюджетного законодательства 
  и финансовой дисциплины;
 
  - проводить 
  документальные ревизии и проверки в министерствах, 
  ведомствах и во всех субъектах хозяйствования;
 
  - требовать 
  от ревизуемых органов предъявления необходимых 
  документов;
 
  - получать 
  разъяснения и справки по вопросам, возникающим 
  в ходе ревизии или проверки;
 
  - проводить 
  фактический контроль (инвентаризацию, 
  экспертную оценку и визуальное наблюдение 
  наличия и сохранности денежных средств 
  и товарно-материальных ценностей у всех 
  должностных лиц, ответственных за их 
  хранение и расходование), опечатывать 
  кассу, кассовые помещения, склады, кладовые 
  и другие помещения;
 
  - поводить 
  встречные проверки документов в других 
  организациях, связанных с деятельностью 
  проверяемого учреждения;
 
  - запрашивать 
  и получать от банков и других кредитных 
  учреждений сведения, справки и копии 
  документов, связанных со счетами  и 
  операциями ревизуемой или проверяемой 
  организации;
 
  - изымать необходимые 
  документы, подтверждающие хищения или 
  злоупотребления, сохранность которых 
  не гарантируется и т.д.
 
  - проводить 
  контрольные обмеры, запуски сырья и материалов 
  в производство, анализы сырья, материалов 
  и готовой продукции;
 
  - приглашать 
  специалистов для консультаций и участия 
  вы проверке вопросов, определенных программой 
  ревизии или проверки;
 
  - ставить перед 
  руководством ревизуемого или проверяемого 
  учреждения вопросы о принятии мер по 
  устранению нарушений и недостатков;
 
  - вносить предложения 
  о наложении дисциплинарных взысканий, 
  об освобождении от работы и о возмещении 
  материального ущерба;
 
  - проверять 
  жалобы и заявления работников проверяемого 
  учреждения, связанные с программой ревизии;
 
  - разрабатывать 
  предложения по результатам ревизии или 
  проверки и осуществлять контроль за их 
  выполнением;
 
     Вместе 
с тем, ревизоры не имеют права 
вмешиваться в административные 
функции проверяемого учреждения, налагать 
дисциплинарные взыскания и штрафные 
санкции, давать оценки действиям должностных 
лиц и т. д. Ревизоры обязаны быть 
объективными, сохранять коммерческую 
тайну, не злоупотреблять служебным положением 
в корыстных целях, и т. д.
     Другим 
важным управлением Минфина РФ является 
Главное управление федерального казначейства 
и его территориальные органы  
на местах.
      
В соответствии с Постановлением 
Совета Министров – Правительства 
РФ “Об утверждении положения о Федеральном 
казначействе” от 27.08.93. №864 (с последующими 
изменениями),12  основная 
задача казначейства - организация,   
осуществление и контроль   за   
исполнением федерального (республиканского) 
бюджета Российской Федерации и федеральных 
внебюджетных фондов. На казначейство 
возложена функция перераспределения 
поступивших налогов  между бюджетами 
разных уровней в соответствии с установленными 
законодательством нормативами (процентными 
отчислениями). Кроме того, казначейские 
органы осуществляют  (совместно другими 
финансовыми органами) сбор, обработку 
и анализ информации о состоянии государственных 
финансов и представляют отчетные данные 
в высшие представительные и исполнительные 
ораны государственной власти и управления 
о финансовых операциях  Правительства 
РФ по федеральному бюджету РФ, о федеральных 
внебюджетных фондах, а также о состоянии 
бюджетной системы РФ; управляют и обслуживают 
совместно с Центральным Банком РФ и другими 
уполномоченными банками государственный 
внутренний и внешний долг РФ; управляют 
доходами и расходами федерального бюджета 
и внебюджетных фондов на счетах казначейства, 
в банках исходя из принципа единства 
кассы; ведут операции по учету государственной 
казны.
     Как 
контрольному органу в целях укрепления 
бюджетной - налоговой дисциплины казначейству 
даны следующие права:
  - производить 
  в министерствах, ведомствах,  на  
  предприятиях, в учреждениях и организациях, 
  в банках и иных финансово-кредитных учреждениях 
  любых форм собственности, включая совместные 
  предприятия, проверки денежных документов, 
  регистров бухгалтерского учета, отчетов,  
  планов,  смет  и  иных документов, 
  связанных  с  зачислением,  перечислением  
  и использованием средств федерального 
  бюджета Российской  Федерации, а также 
  получать необходимые   объяснения,   
  справки   и   сведения   
  по вопросам, возникающим при проверках;
 
  - получать 
  от банков, иных финансово-кредитных учреждений 
  справки о состоянии счетов предприятий, 
  учреждений и организаций, использующих  
  средства  республиканского бюджета 
  Российской Федерации, государственных 
  (федеральных) внебюджетных фондов, а также 
  внебюджетные (федеральные) средства;
 
  - приостанавливать 
  операции по счетам предприятий, учреждений 
  и организаций (включая банки и иные   
  финансово-кредитные учреждения), использующих 
  средства   республиканского бюджета 
  Российской Федерации,  государственных 
  (федеральных) внебюджетных фондов и   
  внебюджетные (федеральные) средства, 
  в случаях непредставления (или отказа 
  предъявить) органам казначейства и их 
  должностным лицам бухгалтерских и финансовых 
  документов, связанных с использованием 
  указанных средств;
 
  - налагать  
  на банки или иные финансово-кредитные 
  учреждения штраф в  случаях несвоевременного   
  зачисления   ими средств, поступивших 
  в доход федерального бюджета Российской 
  Федерации и в государственные (федеральные) 
  внебюджетные фонды, либо средств, перечисленных 
  из республиканского бюджета Российской 
  Федерации и указанных фондов на счета 
  получателей.
 
  - взыскивать 
  в бесспорном порядке бюджетные и внебюджетные 
  средства,  полученные предприятиями,  
  учреждениями и организациями в случаях 
  использования их не по целевому назначению, 
  с наложением штрафа в размере действующей 
  учетной ставки  Центрального банка 
  РФ; 
 
  - требовать 
  от руководителей и других должностных 
  лиц проверяемых  органов  государственного  
  управления, предприятий, учреждений и 
  организаций устранения выявленных нарушений  
  порядка исполнения федерального бюджета 
  РФ и контролировать их устранение;
 
 
 
 
 
       
                     
 
      
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
     В 
условиях рыночного хозяйства финансовый 
контроль выступает наиболее действенной 
составной частью государственного контроля, 
поскольку именно при его осуществлении 
государство имеет возможность на единой 
стоимостной базе, в которой получает 
отображение экономическая, хозяйственная 
деятельность любого звена, определять 
и оценивать законность и в ряде случаев 
целесообразность использования ресурсов, 
что позволяет повысить эффективность 
этой деятельности.13
     Вопросы 
правового регулирования бюджетных 
отношений приобретают все большую 
актуальность в социально-экономической 
сфере жизни страны, поскольку в нормах 
бюджетного права закрепляются общие 
принципы и  формы финансовой деятельности 
государства в бюджетной сфере, методы 
аккумуляции средств в государственные 
и муниципальные денежные фонды, порядок 
получения и использования государственных 
денежных средств и другие вопросы. Из 
этого вполне очевиден интерес, который 
я проявил при выборе именно этой темы 
для своего реферата. Хотелось бы отметить, 
что, как я уже говорил, несоизмеримо  
маленькие по сравнению с выбранной мной 
темой, рамки реферата не позволили мне 
рассмотреть некоторые вопросы данной 
проблемы. Такие, например, как компетенция 
Министерства Российской Федерации по 
налогам и сборам и Федеральной службы 
налоговой полиции  в области бюджетного 
контроля, вопросы организации бюджетного 
контроля в других странах с развитой 
бюджетной системой и т.д. В связи с этим, 
я остановился на основных, на мой взгляд, 
самых важных вопросах.           
 
 
   
 
СПИСОК 
ЛИТЕРАТУРЫ. 
  - Конституция 
  Российской Федерации с комментариями 
  Конституционного Суда Российской Федерации. 
  – М.: Инфа-М, 2000. – 152 с.
 
  - М.В. Романовский. 
  Бюджетная система Российской Федерации. 
  М.: Юрайт, 2000. – 615 с.
 
  - Г. Б. Поляк. 
  Бюджетная система Российской Федерации. 
  М.: Юнита-Дана, 2000. – 550 с.
 
  - А. И. Землин. 
  Бюджетное право. М.: Юриспруденция, 2001. 
  – 240 с.