Конституционные права и обязанности граждан РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотрение основных конституционных обязанностей человека и гражданина РФ.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить понятие и особенности закрепления конституционных обязанностей;
2. Рассмотреть характеристику конституционных обязанностей;
3. Проанализировать проблемы реализации конституционных обязанностей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и особенности закрепления конституционных обязанностей………………………………………………………………………5
Глава 2. Характеристика конституционных обязанностей…………………...10
Глава 3. Проблемы реализации конституционных обязанностей……………………………………………………………………..20
Заключение ………………………………………………………………………28
Библиографический список…………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 54.87 Кб (Скачать)

     Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

     Помимо общей  обязанности соблюдать Конституцию,  существует и прямое предписание  гражданам соблюдать конкретные  конституционные запреты. Так,  в ч. 5 ст. 13 запрещается создание  и деятельность общественных  объединений, цели и действия  которых направлены на насильственное  изменение основ конституционного  строя и нарушение целостности  Российской Федерации, подрыв  безопасности государства, создание  вооруженных формирований, разжигание  социальной, расовой, национальной  и религиозной розни. Эта норма  конкретизирует конституционную  обязанность граждан, предписывая  им воздерживаться от указанных действий.10

- Уважение прав и свобод  других  лиц.

     Статья 17 ч. 3 Конституции РФ прямо предписывает: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.11

     Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих планов за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого – закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

- Забота о детях и  нетрудоспособных родителях.

     В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две  конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособности родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закрепление высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав.

- Получение основного  общего образования.

     Конституция  возлагает на каждого гражданина  обязанность получить основное  общее образование, а на родителей  или лиц, их заменяющих, - обязанность  обеспечить получение детьми  этого образования (ч. 4 чт. 43). Естественно,  дети не могут нести ответственность  за нарушение этой обязанности,  трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязательности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

     Установление  обязанности родителей носит  более конкретный характер, но  и здесь нарушение обязанности,  к сожалению, не влечет какой-либо  ответственности. Следовательно,  правовой смысл данных обязательностей  невелик, он сводится к разумному  напоминанию людям о необходимости  получения их детьми основного  общего образования, без чего  их жизненная адаптация окажется  затрудненной.

- Забота о памятниках  истории и культуры.

     Каждый обязан  заботиться о сохранении исторического  и культурного наследия, беречь  памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Ясно, что данная обязанность не может лежать только на государстве к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Отношения в этой области регулируют Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Закон РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры (в редакции 25 июня 2002 г.). Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, включающий такие объекты всех регионов страны.

     Данная конституционная  обязанность направлена на сохранение  материальных и духовных ценностей  многонационального народа России, развитие его культуры.12

- Уплата налогов и сборов (ст. 57).

     Данная обязанность  каждого человека и гражданина  в конституциях советского типа  не закреплялась. Это можно объяснить  тем, что в условиях господства  социалистической собственности,  когда государство воплощало  в себе единственного, по сути  дела, собственника, подавляющая часть  государственного бюджета формировалась  за счет поступлений от социалистических  предприятий и организаций. Налоги  с населения составляли очень  маленькую величину.

     Обязанности  граждан платить налоги была  конституционно закреплена впервые  с переходом страны к рыночной  экономике. И это вполне закономерно. Развитие частной собственности, свобода предпринимательства, значительное сокращение сферы государственной собственности связаны с новыми подходами к налоговой системе. Число налогообязанных субъектов меняется качественно, расширяются и виды налогообложения.

     В связи  с этим значение налогов с  граждан и других лиц, подлежащих  налогообложению, в государственном  бюджете кардинально меняется.

     Важно и  то обстоятельство, что в закреплении  такой обязанности прежде не  было необходимости, ибо все  налоги добровольно-принудительно  вычислялись из заработной платы в организованном порядке, не требующем какой-либо инициативы со стороны человека.

     В условиях, когда существует свобода предпринимательства,  многообразные формы экономической   деятельности, различные не контролируемые и не учитываемые государством источники доходов, уплата налогов уже связана с инициативой человека, обязанного сообщать о своих доходах в налоговые службы, заполнять декларации о доходах.

     Вот почему  обязанность платить налоги в  действующей Конституции РФ закреплена  как одна из важнейших.

     От добровольно  исполнения этой обязанности  в значительной мере зависят  выполнение государством своей  социальной роли, иных видов государственной деятельности, охрана его суверенитета, обороноспособность, в чем кровно заинтересован и каждый гражданин.

     Статья 57 Конституции  закрепляет, что законы, устанавливающие  новые налоги или ухудшающие  положение налогоплательщиков, обратной  силы не имеют.

- Сохранение природы и  окружающей среды (ст. 58).

     Природа как  внешняя среда обитания человека  в век научно-технического прогресса  требует особых мер охраны государством и обществом. Но в ней должен участвовать и каждый человек – главный «потребитель» природы.

     За последнее  время принят ряд законов об  охране природы, атмосферного  воздуха, животного мира. Многие  нормы этих законов определяют  поведение граждан при использовании  природных богатств. Обязанностью  гражданина является соблюдение  установленных правил, активное  противодействие их нарушениям  со стороны других лиц. Ведена  или повышена плата за пользование  природными ресурсами.

     Сохранение  природы и окружающей среды  из-за их варварского использования  за все годы советской власти  трансформировалось, по сути, в их  восстановление, спасение от гибели. Это, естественно, дело общегосударственное,  всех субъектов экономической  деятельности, требующее огромных  материальных затрат, внедрения  новых технологий, замены устаревшего оборудования и т.д. Однако и посильное участие каждого гражданина в сохранении природы внесло бы важный вклад в поддержание невосполнимого богатства, которое мы должны передавать будущим поколениям россиян.13

- Защита Отечества.

     Конституция  РФ объявляет защиту Отчества  «долгом и обязанностью гражданина  Российской Федерации» (ст. 59). В данном  случае правовая обязанность  соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым образуя непреложный  закон гражданского поведения.  Понятие «Отечество» относится  к вечным ценностям, оно выражает  связь каждого человека с его  предками и их делами, в нем олицетворение героической истории, культуры, духовности многонационального народа России. Отечество – это безопасность и спокойствие сегодняшней жизни, нерушимость границ и прочность государственности. Но защита Отечества и несение военной службы – это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать по ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

     Обязанность  по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, в которых они несут службу, направляются за пределы территории Российской Федерации для участия в миротворческой деятельности. Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (ст. 8).

     Граждане несут  военную службу в соответствии  с федеральным законом. Федеральный  закон «О воинской обязанности  и военной службе» (в редакции  от 11 ноября 2003 г.) установил, что  на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие установленного федеральным законом права на освобождение или отсрочку от призыва. Закон регламентирует воинский учет, подготовку по военной службе, поступление на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе (резерве), военное обучение в военное время. Гражданин, не явившийся по повестке о призыве на военную службу или военные сборы в указанный срок без уважительной причины или получивший путем обмана незаконное освобождение или отсрочку от призыва, подлежит уголовной ответственности за уклонение от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту, в том числе для иностранцев. Указом Президента РФ отдельным представителям талантливой молодежи (от 500 человек ежегодно) предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу. Указом Президента РФ от 14 января 2002 г. отсрочка от призыва предоставляется священнослужителям (до 300 человек).

     Вопросы прохождения  военной службы (срок, заключение  контракта, порядок отбора кандидатов  и др.) регулируются Положением, утвержденным  Указом президента РФ. Правовое положение военнослужащих определено Федеральным законом «О статусе военнослужащих».14

     В Российской  Федерации действует Федеральный  закон от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной  гражданской службе». Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы утверждено постановлением Правительства РФ от  28 мая 2004г.

     Альтернативная  гражданская служба – особый  вид трудовой деятельности в  интересах общества и государства,  осуществляемой гражданами взамен  военной службы по призыву.  Гражданин имеет право на замену  военной службы по призыву  альтернативной гражданской службой  в случаях, если: несение военной  службы противоречит его убеждениям  или вероисповеданию; он относится  к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни,  осуществляет традиционными промыслами.

     Работодатель, к которому гражданин прибыл  из военного комиссариата для  прохождения альтернативной гражданской  службы, обязан заключит с ним  трудовой договор на период  прохождения альтернативной гражданской  службы в этой организации  и в трехдневный срок уведомить  об этом военный комиссариат,  который направил гражданина  на альтернативную гражданскую  службу, а также федеральный орган  исполнительной власти субъекта  РФ, которому подведомственна организация.

     Граждане, проходящие  альтернативную гражданскую службу, обладаю правами и свободами  человека и гражданина с некоторыми  ограничениями, установленными федеральным  законодательством. Время прохождения  гражданином альтернативной гражданской  службы засчитывается в общий  и непрерывный трудовой стаж  и в стаж работы по специальности.  За гражданином, проходящим альтернативную  гражданскую службу, сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на альтернативную гражданскую службу. В течение трех месяцев после увольнения за ним сохраняется право вернуться на работу в ту же организацию и на ту же должность, откуда от пришел на службу, а при отсутствии работы (должности) – на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации. Если человек был направлен на альтернативную гражданскую службу в период его обучения в образовательном учреждении, за ним сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в то же образовательное учреждение и на тот же курс, где он обучался до направления на службу. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения.15

Информация о работе Конституционные права и обязанности граждан РФ