Источники международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 07:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы является анализ источников международного права и его роль в системе права.
Цель, объект и предмет данной работы позволили сформулировать следующие задачи:
- проанализировать понятие и основные виды источников международного права;
- рассмотреть международный договор и международно-правовой обычай как основные виды источников международного права;
- выявить общие принципы права как один из источников международного права;
- определить вспомогательные источники международного права;
- рассмотреть судебные решения как источники вспомогательного международного права;
- проанализировать правовую доктрину как один из видов вспомогательных источников международного права;
- рассмотреть источники современного международного права и их классификации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..………….……….……3
Глава I. Понятие и виды источников международного права……………...............................................6
1.1. Международный договор и международно-правовой обычай как основные виды источников международного права.6
1.2. Общие принципы права как один из источников международного права……………………………….………...12
Глава II. Вспомогательные источники международного права……..…..…………15
2.1. Судебные решения как источники вспомогательного международного права…………………………......……………..15
2.2. Правовая доктрина как один из видов вспомогательных источников международного права………………………………..16
Глава III. Источники современного международного права и их классификации…………………………….……………….19
3.1. Акты и резолюции международных организаций как источник современного международного права…………….…..19
3.2. Классификация международных договоров……………….….…………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………...………………………………………….…….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….……...…... 36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Источники международного права.docx

— 65.49 Кб (Скачать)

Для обозначения  договора в древности употреблялись термины «докончанье», «рядъ», «крестное целованье»; последний термин - с тех пор, как началось для придания прочности договору принесение присяги по христианскому обряду». 

Можно отметить следующие виды договоров в древнее  время:

1) договоры  международные, заключенные между  русскими княжениями и соседними  нациями; 

2) договоры  междукняжеские, т.е. между русскими князьями;

3) договоры  князей с народом; 

4) договоры  князей с дружинниками.

Интересно рассмотреть  первоначальную летопись текстов четырех  договоров русских князей - Олега, Игоря и Святослава - 907, 911, 945 и 971 гг.

В работе А.В. Лонгинова «Мирные договоры русских с греками», автор утверждает, что «постановления договоров представляют яркую картину древнерусской жизни, отражая в себе ее государственный, общественный, семейный и экономический строй, религиозный культ и юридические обычаи».

Одни исследователи  черпают из договоров данные древнерусского права, другие, изучая эти памятники, останавливаются перед ними в нерешительности, так как «не всегда можно решить, имеем ли мы пред собою чистую русскую норму или разбавленную византийскою примесью».

Договор 907 года заключен под стенами Константинополя, когда победоносное войско Олега  согласилось не губить города и удовлетворилось платежом значительной дани. В тексте летописи условие о платеже дани повторено два раза и затем прибавлены условия о порядке торговли русских в Царьграде.

Но далее  Олег послал «мужи свои построити мира и положити рядъ межю русью и грекы»19, и был заключен новый договор в 911 году. Договор 911 г. считается первым письменным трактатом Руси с греками.

Договоры 911 и 945 гг. содержат целый ряд норм из области частного международного права. Но что это за нормы: русские, греческие  или смешанные? Нет единого ответа и на этот вопрос. В самом тексте памятников имеются ссылки на закон греческий и на закон русский. Предполагают, что договоры применялись на территориях договаривающихся сторон и что русский закон естественно господствовал на русской территории. Но когда представлялись случаи применять к отношениям между греками и Русью нормы договорного права на русской территории? Греки к нам приезжали вообще редко, а по торговым делам и вовсе не допускались. Наоборот, Русь постоянно бывала в Византии и подолгу там оставалась, главным образом по торговым делам. По договору 945 г. установлено лишь то ограничение, что Русь не могла зимовать в Константинополе. Практический интерес был в выработке правил для определения отношений между пребывающей в Византии Русью и греками. Следовательно, нормы договорного права имели применение почти исключительно в пределах Византии. Насколько трудно было византийскому правительству следить за применением статей договоров за пределами Византии, показывает статья, возлагающая обязательство на Русь не воевать против корсунских городов, не чинить зла корсунянам, занимающимся рыболовством в устье Днепра.

Выделять  из договоров с греками источники  древнерусского права необходимо с  осторожностью. Но это не умаляем  значения этих памятников как общеисторического  источника.

Пролистав страницы истории,   нельзя не заметить, что  со временем возрастает роль международных  договоров как источников международного права. Не случайно в 23 мая 1969 года была принята Венская конвенция о  праве международных договоров. Полагаю, что лаконичнее и точнее, чем в преамбуле Конвенции, о  значении Договора в истории международных  отношений сказать сложно, а поэтому  процитирую20:

«Государства - участники настоящей Конвенции, учитывая важнейшую роль договоров в истории международных отношений,

признавая все  возрастающее значение договоров как  источника международного права  и как средства развития мирного  сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном  и общественном строе, отмечая, что принципы свободного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda получили всеобщее признание, подтверждая, что споры, касающиеся договоров, как и прочие международные споры, должны разрешаться только мирными средствами и в соответствии с принципами справедливости и международного права,

напоминая о решимости народов  Объединенных Наций создать условия, при которых могут соблюдаться  справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров, принимая во внимание принципы международного права, воплощенные в Уставе Организации Объединенных Наций, такие, как принципы равноправия и самоопределения народов, суверенного равенства и независимости всех государств, невмешательства во внутренние дела государств, запрещения угрозы силой или ее применения и всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех, полагая, что кодификация и прогрессивное развитие права договоров, осуществленные в настоящей Конвенции, будут способствовать достижению указанных в Уставе целей Организации Объединенных Наций, а именно поддержанию международного мира и безопасности, развитию дружественных отношений между народами и осуществлению их сотрудничества друг с другом…».21

Статья 2 Венской  конвенции о праве международных  договоров содержит следующее нормативное  определение этого источника: «Договор»  означает международное соглашение, заключенное между государствами  в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или  нескольких связанных между собой  документах, а также независимо от его конкретного наименования».

Именно в  вышеуказанном документе закреплены основные положения, касающиеся международных  договоров как источников права. Так ст. 6 указывает на правоспособность каждого государства заключать  договоры. «Текст договора, говорится  в  ст. 9 Конвенции, принимается на международной конференции путем  голосования за него двух третей государств, присутствующих и участвующих в  голосовании». Согласие же государства  на обязательность для него договора может быть выражено подписанием договора, обменом документами, образующими договор, ратификацией договора, его принятием, утверждением, присоединением к нему или любым другим способом.

В Конвенции  особое внимание уделено соблюдению, применению и толкованию договоров. Раздел 3  регламентирует прекращение  договоров и приостановление  их действия: «в любое время с  согласия всех участников по консультации с прочими договаривающимися  государствами» возможно прекращение  договора или приостановление его  действия.

 В ряде  государств, включая Российскую  Федерацию, международные договоры  рассматриваются как составная  часть национальной правовой  системы. Вопросы соотношения  и взаимодействия международного  права и правовой системы суверенного  государства приобретают особое  значение в современных условиях.

Конституция Российской Федерации22 в ст. 15 устанавливает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в качестве составной части правовой системы Российской Федерации. Они действуют на основе принципа непосредственности действия международных правовых норм. Данное положение развивается и в федеральном законодательстве. В частности, ст. 7 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, которые регулируются гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором РФ установлены правила, отличные от предусмотренных гражданским законодательством, то применяются положения международного договора.

На основе анализа положения Конституции  РФ о том, что если международным  договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, нельзя утверждать, будто  приоритет над национальным законодательством  имеют любые договорные нормы международного права. Подобным договором является только международный договор Российской Федерации межгосударственного, межправительственного или межведомственного характера, ратифицированный и официально опубликованный. Хотя Конституция РФ не конкретизирует, что речь идет лишь о ратифицированном международном договоре, именно такой договор выступает в качестве источника российского права. Именно в момент ратификации международного договора Россия принимает на себя все обязательства по этому договору. Это нашло отражение в формулировке решения Верховного Суда РФ, отметившего, что речь идет о международном договоре, «решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона»23.

Следует обратить внимание на то, что при ратификации  международных договоров обосновывается целесообразность ратификации, определяется его соответствия законодательству Российской Федерации, и в первую очередь Конституции РФ, а также  дается оценка возможных финансово-экономических  и иных последствий ратификации  международного договора. В связи с этим Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» впервые в отечественном праве закрепляет положение, устанавливающее, что вместе с осуществлением процедуры ратификации должны быть определены меры по обеспечению выполнения Российской Федерацией ратифицируемого договора и выработаны механизмы защиты интересов государства в связи с участием в ратифицируемом договоре.

В законодательстве Российской Федерации утвердилось  правило приведения норм национального  законодательства в соответствие с  международными договорами, как источниками  международного права, предусматривая несколько форм приведения национального  законодательства в соответствие с  международным правом.

Во-первых, это  разработка и принятие принципиально  новых законодательных актов, ранее  неизвестных правовой системе государства.

Во-вторых, принятие законов, заменяющих ранее действовавшие  и существенно изменяющих их нормативное  содержание.

 В-третьих,  принятие актов, вносящих частичные  изменения и дополнения в действующие  законодательные акты.

По моему  мнению, интересно рассмотреть применение некоторых международных договоров  на конкретных примерах. Норма, содержащаяся в международном договоре, может  стать нормой международного частного права после соответствующей  трансформации ее в норму внутригосударственную.

В трудовом праве большинства стран происходит процесс внешнего заимствования  отдельных норм или даже целых  институтов права зарубежных стран, иначе говоря, происходит трансформация  норм договора в национальное право  либо в форме принятия специального закона, либо в форме отсылки к  договору, либо в форме ратификации  договора.

Например, совершенствование  трудового законодательства в разных странах мира идет с учетом многих факторов: национальных традиций, климатических  условий, уровня развития производительных сил, состояния экономики и др. Немаловажную роль в процессе внутригосударственного нормотворчества в сфере применения наемного труда призваны играть международные  трудовые стандарты. Нормы, отражающие важнейшие ценности общечеловеческого  характера в сфере труда и  обеспечения занятости, закреплены во многих международно-правовых актах. Наиболее важное место среди них  занимают конвенции и рекомендации Международной организации труда.

После распада  СССР республики, входившие в его  состав, в отношении заключенных  в советский период международных  договоров поступили по-разному. Например, Российская Федерация приняла  на себя обязательства по соблюдению таких соглашений, в том числе  и ратифицированных конвенцией МОТ. Большое внимание в рамках международного сообщества уделяется проблемам  ограничения нормальной продолжительности  рабочего времени, сверхурочной работы, выполнения трудовой функции в ночное время. Так, в 1906 г. в Берне была принята  Конвенция о запрете привлечения  женщин к ночной работе. Первая конвенция, принятая в МОТ в год своего создания, 1919 г., прямо так и называлась – «Об ограничении рабочего времени на промышленных предприятиях до восьми часов в день и сорока восьми часов в неделю), ратифицированная СССР в 1956 г. Помимо актов общего характера МОТ приняла ряд конвенций, ограничивающих возможность осуществления работы в определенных условиях (опасные, вредные, ночное время) в устанавливающих особые правила для определенных категорий работников (несовершеннолетние, женщины). Так, Конвенцией № 20 (1925 г.) ограничивалась ночная работа в булочных по выпечке хлеба и кондитерских изделий; Конвенция № 30 (1930 г.) устанавливала запрещение увеличивать продолжительность рабочего дня в торговле и учреждениях более чем на один час, и при этом нормальная его продолжительность не могла превышать десяти часов.

Из различных  видов источников наиболее используемыми  для защиты прав человека на международном  уровне являются международно-правовые договоры по защите прав человека. Применительно  к правам человека многие западные ученые полагают, что каталог прав, зафиксированный во Всеобщей декларации, может быть отнесен к категории  общих принципов международного права. Они признаются нормами jus cogens, которые являются обязательными вне зависимости от формально-юридического статуса Всеобщей декларации, в силу признания важности этих норм большинством государств и общего консенсуса в отношении их значимости. Общие принципы международного права во многом определяют содержание отдельных международно-правовых договоров по защите прав человека, а также особенности деятельности международно-правовых органов по защите прав человека.

После Второй мировой войны нормы, гарантирующие  права человека и основные свободы, были закреплены в большом количестве международно-правовых договоров на универсальном и региональном уровне. Российская Федерация участвует  в универсальных и европейских  международно-правовых договорах по защите прав человека. Из документов, принятых в рамках Организации Объединенных Наций - универсальной системы защиты прав человека, практически значимыми  являются: Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный  пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция против пыток и других форм жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания 1984 г.

Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСК), в отличие от Всеобщей декларации, являются юридически обязательными  международными договорами. Они включают тот же перечень прав, что и Всеобщая декларация, но также предусматривают  и механизмы контроля за обеспечением гарантированных прав. МПГПП предусматривает механизм межгосударственных и индивидуальных жалоб.

Признание норм международных договоров, общепризнанных принципов и норм международного права источником российского права, а также признание за гражданами права на обращение в международные  инстанции за защитой своих прав означает признание юрисдикции международных  органов осуществлять правоприменительную  деятельность в отношении России как участника международного сообщества на основании норм международных  договоров по правам человека и актов  их толкования.

Относительно  совершенствования международно-правовой базы, относящейся к выполнению международных  договоров, вполне обоснованно мнение профессора О.Н. Хлестова, который считает, что надо усилить контроль за выполнением международных договоров с помощью международных механизмов и совершенствования их деятельности. Необходимо разработать дополнительный протокол к Венской конвенции, специально посвященный контролю за выполнением договоров с учетом практики применения Венской конвенции. Также нельзя не согласиться с мнением Б.И. Осминина, который считает, «что международное право, обязывая государства соблюдать международные договоры, налагает обязательство, нацеленное на результат, а не на средства его достижения. Государства в целом свободны в установлении порядка и выборе способов реализации международных договорных обязательств».

Информация о работе Источники международного права