Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 07:41, курсовая работа
Цель данной работы является анализ источников международного права и его роль в системе права.
Цель, объект и предмет данной работы позволили сформулировать следующие задачи:
- проанализировать понятие и основные виды источников международного права;
- рассмотреть международный договор и международно-правовой обычай как основные виды источников международного права;
- выявить общие принципы права как один из источников международного права;
- определить вспомогательные источники международного права;
- рассмотреть судебные решения как источники вспомогательного международного права;
- проанализировать правовую доктрину как один из видов вспомогательных источников международного права;
- рассмотреть источники современного международного права и их классификации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..………….……….……3
Глава I. Понятие и виды источников международного права……………...............................................6
1.1. Международный договор и международно-правовой обычай как основные виды источников международного права.6
1.2. Общие принципы права как один из источников международного права……………………………….………...12
Глава II. Вспомогательные источники международного права……..…..…………15
2.1. Судебные решения как источники вспомогательного международного права…………………………......……………..15
2.2. Правовая доктрина как один из видов вспомогательных источников международного права………………………………..16
Глава III. Источники современного международного права и их классификации…………………………….……………….19
3.1. Акты и резолюции международных организаций как источник современного международного права…………….…..19
3.2. Классификация международных договоров……………….….…………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………...………………………………………….…….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….……...…... 36
Для обозначения договора в древности употреблялись термины «докончанье», «рядъ», «крестное целованье»; последний термин - с тех пор, как началось для придания прочности договору принесение присяги по христианскому обряду».
Можно отметить следующие виды договоров в древнее время:
1) договоры
международные, заключенные
2) договоры междукняжеские, т.е. между русскими князьями;
3) договоры князей с народом;
4) договоры князей с дружинниками.
Интересно рассмотреть первоначальную летопись текстов четырех договоров русских князей - Олега, Игоря и Святослава - 907, 911, 945 и 971 гг.
В работе А.В. Лонгинова «Мирные договоры русских с греками», автор утверждает, что «постановления договоров представляют яркую картину древнерусской жизни, отражая в себе ее государственный, общественный, семейный и экономический строй, религиозный культ и юридические обычаи».
Одни исследователи черпают из договоров данные древнерусского права, другие, изучая эти памятники, останавливаются перед ними в нерешительности, так как «не всегда можно решить, имеем ли мы пред собою чистую русскую норму или разбавленную византийскою примесью».
Договор 907 года заключен под стенами Константинополя, когда победоносное войско Олега согласилось не губить города и удовлетворилось платежом значительной дани. В тексте летописи условие о платеже дани повторено два раза и затем прибавлены условия о порядке торговли русских в Царьграде.
Но далее Олег послал «мужи свои построити мира и положити рядъ межю русью и грекы»19, и был заключен новый договор в 911 году. Договор 911 г. считается первым письменным трактатом Руси с греками.
Договоры 911 и 945 гг. содержат целый ряд норм из области частного международного права. Но что это за нормы: русские, греческие или смешанные? Нет единого ответа и на этот вопрос. В самом тексте памятников имеются ссылки на закон греческий и на закон русский. Предполагают, что договоры применялись на территориях договаривающихся сторон и что русский закон естественно господствовал на русской территории. Но когда представлялись случаи применять к отношениям между греками и Русью нормы договорного права на русской территории? Греки к нам приезжали вообще редко, а по торговым делам и вовсе не допускались. Наоборот, Русь постоянно бывала в Византии и подолгу там оставалась, главным образом по торговым делам. По договору 945 г. установлено лишь то ограничение, что Русь не могла зимовать в Константинополе. Практический интерес был в выработке правил для определения отношений между пребывающей в Византии Русью и греками. Следовательно, нормы договорного права имели применение почти исключительно в пределах Византии. Насколько трудно было византийскому правительству следить за применением статей договоров за пределами Византии, показывает статья, возлагающая обязательство на Русь не воевать против корсунских городов, не чинить зла корсунянам, занимающимся рыболовством в устье Днепра.
Выделять из договоров с греками источники древнерусского права необходимо с осторожностью. Но это не умаляем значения этих памятников как общеисторического источника.
Пролистав страницы истории, нельзя не заметить, что со временем возрастает роль международных договоров как источников международного права. Не случайно в 23 мая 1969 года была принята Венская конвенция о праве международных договоров. Полагаю, что лаконичнее и точнее, чем в преамбуле Конвенции, о значении Договора в истории международных отношений сказать сложно, а поэтому процитирую20:
«Государства - участники настоящей Конвенции, учитывая важнейшую роль договоров в истории международных отношений,
признавая все возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе, отмечая, что принципы свободного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda получили всеобщее признание, подтверждая, что споры, касающиеся договоров, как и прочие международные споры, должны разрешаться только мирными средствами и в соответствии с принципами справедливости и международного права,
напоминая о решимости народов Объединенных Наций создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров, принимая во внимание принципы международного права, воплощенные в Уставе Организации Объединенных Наций, такие, как принципы равноправия и самоопределения народов, суверенного равенства и независимости всех государств, невмешательства во внутренние дела государств, запрещения угрозы силой или ее применения и всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех, полагая, что кодификация и прогрессивное развитие права договоров, осуществленные в настоящей Конвенции, будут способствовать достижению указанных в Уставе целей Организации Объединенных Наций, а именно поддержанию международного мира и безопасности, развитию дружественных отношений между народами и осуществлению их сотрудничества друг с другом…».21
Статья 2 Венской
конвенции о праве
Именно в
вышеуказанном документе
В Конвенции особое внимание уделено соблюдению, применению и толкованию договоров. Раздел 3 регламентирует прекращение договоров и приостановление их действия: «в любое время с согласия всех участников по консультации с прочими договаривающимися государствами» возможно прекращение договора или приостановление его действия.
В ряде
государств, включая Российскую
Федерацию, международные
Конституция Российской Федерации22 в ст. 15 устанавливает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в качестве составной части правовой системы Российской Федерации. Они действуют на основе принципа непосредственности действия международных правовых норм. Данное положение развивается и в федеральном законодательстве. В частности, ст. 7 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, которые регулируются гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором РФ установлены правила, отличные от предусмотренных гражданским законодательством, то применяются положения международного договора.
На основе
анализа положения Конституции
РФ о том, что если международным
договором РФ установлены иные правила,
чем предусмотренные законом, то
применяются правила
Следует обратить
внимание на то, что при ратификации
международных договоров
В законодательстве Российской Федерации утвердилось правило приведения норм национального законодательства в соответствие с международными договорами, как источниками международного права, предусматривая несколько форм приведения национального законодательства в соответствие с международным правом.
Во-первых, это разработка и принятие принципиально новых законодательных актов, ранее неизвестных правовой системе государства.
Во-вторых, принятие законов, заменяющих ранее действовавшие и существенно изменяющих их нормативное содержание.
В-третьих,
принятие актов, вносящих
По моему
мнению, интересно рассмотреть
В трудовом
праве большинства стран
Например, совершенствование
трудового законодательства в разных
странах мира идет с учетом многих
факторов: национальных традиций, климатических
условий, уровня развития производительных
сил, состояния экономики и др.
Немаловажную роль в процессе внутригосударственного
нормотворчества в сфере
После распада
СССР республики, входившие в его
состав, в отношении заключенных
в советский период международных
договоров поступили по-
Из различных видов источников наиболее используемыми для защиты прав человека на международном уровне являются международно-правовые договоры по защите прав человека. Применительно к правам человека многие западные ученые полагают, что каталог прав, зафиксированный во Всеобщей декларации, может быть отнесен к категории общих принципов международного права. Они признаются нормами jus cogens, которые являются обязательными вне зависимости от формально-юридического статуса Всеобщей декларации, в силу признания важности этих норм большинством государств и общего консенсуса в отношении их значимости. Общие принципы международного права во многом определяют содержание отдельных международно-правовых договоров по защите прав человека, а также особенности деятельности международно-правовых органов по защите прав человека.
После Второй мировой войны нормы, гарантирующие права человека и основные свободы, были закреплены в большом количестве международно-правовых договоров на универсальном и региональном уровне. Российская Федерация участвует в универсальных и европейских международно-правовых договорах по защите прав человека. Из документов, принятых в рамках Организации Объединенных Наций - универсальной системы защиты прав человека, практически значимыми являются: Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция против пыток и других форм жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания 1984 г.
Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСК), в отличие от Всеобщей декларации, являются юридически обязательными международными договорами. Они включают тот же перечень прав, что и Всеобщая декларация, но также предусматривают и механизмы контроля за обеспечением гарантированных прав. МПГПП предусматривает механизм межгосударственных и индивидуальных жалоб.
Признание норм международных договоров, общепризнанных принципов и норм международного права источником российского права, а также признание за гражданами права на обращение в международные инстанции за защитой своих прав означает признание юрисдикции международных органов осуществлять правоприменительную деятельность в отношении России как участника международного сообщества на основании норм международных договоров по правам человека и актов их толкования.
Относительно
совершенствования