Физические лица как субъекты МЧП

Автор: Юлия Чернецкая, 06 Октября 2010 в 16:33, контрольная работа

Краткое описание

Международное частное право возникло и сложилось в силу объективного существования в мире множества правовых систем, каждая из которых устанавливает "свои" нормы для регулирования одних и тех же общественных отношений. В случаях, когда в правовых отношениях участвует "иностранный элемент", помимо национальных субъектов права - физических и юридических лиц одного государства, появляется необходимость в дополнительном правовом регулировании. Игнорирование иностранной правовой системы и подчинение отношений только одному правопорядку не может обеспечить объективного, адекватного конкретным жизненным обстоятельствам, правового регулирования.
Для международного частного права характерен дифференцированный подход к физическим лицам, находящимся в пределах юрисдикции конкретного государства, основанный, во-первых, на разделении на соответствующие категории, а, во-вторых, установлении определенного правового режима в отношении каждой из них.
Таких категорий, как правило, три. Прежде всего это собственные (отечественные) граждане данного государства. Затем следуют иностранные граждане и, наконец, лица без гражданства и беженцы.
Одна из основных задач международного частного права - регулирование общественных отношений с участием физических лиц, имеющих различное гражданство или проживающих на территории разных стран.
Нормы международного частного права регулируют имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев.

Оглавление

Введение...................................................................................................................................3
Глава 1. Основные понятия и виды физических лиц-субъектов МЧП..............................4
Глава 2. Правовое положение физических лиц, как субъектов МЧП................................5
2.1. Дееспособность и правоспособность иностранных граждан.......................................5
2.2. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования..........................6
2.3. Правовое положение беженцев и переселенцев............................................................8
2.4. Гражданско-правовое положение российских граждан за рубежом.........................11
Заключение.............................................................................................................................13
Список нормативно-правовых актов и литературы............................................................14

Файлы: 1 файл

КР Международное частное право нов.docx

— 46.69 Кб (Скачать)

2)иметь определенные, в том числе имущественные права (например, иметь на праве собственности земельные участки сельскохозяйственного назначения, участки недр, континентального шельфа, лесного фонда и т.д.)

Далее – режим  наибольшего благоприятствования. Это договорный режим. Обычно предусматривается  в договорах в виде формулировки, что граждане и юридические лица данного государства будут пользоваться на территории другого государства  таким же режимом, который имеют  граждане и юридические лица наиболее благоприятствуемой нации. В отличие от национального режима (который в основном закрепляется во внутреннем законодательстве), режим наибольшего благоприятствования закрепляется в международных соглашениях 2(Соглашение между РФ и Тунисом о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве 1994 г.).

Конечно, иностранцы в каждом государстве пользуются именно специальным режимом. Этот режим  обычно или в законах оговаривается, иногда даже в конституциях о нем  говорится. Как правило, принимается  один закон или несколько законов, в которых регламентируются эти  вопросы о правовом режиме иностранцев  в соответствующей стране. 
 

2.3. Правовое положение беженцев и переселенцев 

Беженцы на территории России обладают особым статусом.  Этот статус определяется Конвенцией «О статусе  беженцев», Федеральным Законом РФ «О беженцах» 1997 г., Положением « О порядке предоставления политического убежища на территории РФ». В соответствии с данными документами, беженец-лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе, находится вне страны гражданства и не может пользоваться защитой этой страны из-за опасений или, не имея гражданства находится вне страны постоянного пребывания3.

    При определенных обстоятельствах лицо не может быть признано беженцем, например, если имеются серьезные основания  предполагать, что оно совершило  преступление против мира, военное  преступление или преступление против человечества, тяжкое преступление неполитического  характера вне пределов территории РФ до того, как оно было допущено на территорию РФ в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем и др. Решение о признании либо об отказе в признании беженцем принимается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом по итогам рассмотрения ходатайства.

    Новым для российского законодательства является правило п. 6 ст. 1195 ГК РФ, согласно которому личным законом беженца  считается право страны, предоставившей ему убежище. Как отмечалось в  комментариях (Н.И. Марышева), необходимость  особого регулирования личного  статуса беженцев была вызвана значительными  перемещениями населения и особенностями  статуса таких лиц, оказавшихся  в России. С учетом особого статуса  беженцев п. 6 ст. 1195 предусматривает, что  их личным законом является право  страны, предоставившей им убежище.

    От  беженцев следует отличать переселенцев и такую категорию лиц, как  вынужденные переселенцы.

    Распад  Советского Союза и превращение  граждан единой страны в жителей  независимых государств, вызванные  этим миграционные процессы и потребность  обеспечить правовую защиту граждан  одной страны - бывшей союзной республики - на территории другой обусловили заключение Российской Федерацией с некоторыми государствами СНГ и Балтии наряду с договорами о правовой помощи и  правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам ряда других соглашений, в том числе: 1) о регулировании  процесса переселения и защите прав переселенцев, 2) о правовом статусе  российских граждан, постоянно проживающих  на территории другой страны - бывшей союзной  республики, и граждан этой страны, постоянно проживающих на территории РФ; 3) по вопросам гражданства.

    В соглашениях о регулировании  процесса переселения и защите прав переселенцев таковыми считаются лица, добровольно покидающие государство  своего проживания и переезжающие на постоянное место жительства на территорию другого государства.

    Переселенец - это лицо, добровольно покидающее страну своего проживания и переезжающее в другую страну. Россия заключила  с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Туркменистаном, а также с Латвией соглашения, регулирующие не только процесс переселения, но и вопросы защиты прав переселенцев, в том числе имущественных. Так, в Соглашении с Казахстаном, вступившем в силу в 1999 г., предусмотрено право переселенца на вывоз движимого имущества с учетом ограничений, относящихся к вывозу культурных ценностей.

    Применяется также категория "вынужденные переселенцы". Закон РФ от 20 декабря 1995 г. "О вынужденных переселенцах" (в ред. от 18 июля 2006 г. № 121-ФЗ) именует вынужденным переселенцем гражданина РФ, покинувшего место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. При наличии обстоятельств, предусмотренных этим определением, вынужденным переселенцем признается гражданин РФ, вынужденный покинуть: 1) место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ; 2) место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого. Закон относит к вынужденным переселенцам также иностранного гражданина и лицо без гражданства, постоянно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации, изменивших место жительства в пределах этой территории по указанным обстоятельствам (ст. 1 Закона о вынужденных переселенцах)4. 

    Российская  Федерация заключает с иностранными государствами международные договоры по проблемам вынужденных переселенцев, прибывающих в Российскую Федерацию из этих государств, в том числе международные договоры в области защиты социальных,  экономических и других прав, а так же защиты законных интересов вынужденных переселенцев, с учетом государственных интересов Российской Федерации5. Действуют соглашения с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Туркменистаном, а также с Латвией регулирующие не только процесс переселения, но и вопросы защиты прав переселенцев, в том числе имущественных. Так, в Соглашении с Казахстаном, вступившем в силу в 1999 г., предусмотрено право переселенца на вывоз движимого имущества с учетом ограничений, относящихся к вывозу культурных ценностей.

    Гражданско-правовые споры в отношении имущества, находящегося на территории государства  выезда, между переселенцами и  членами их семей, с одной стороны, и заинтересованными лицами - с  другой, решаются в судебном порядке  на территории государства выезда и  в соответствии с его законодательством  и упомянутыми соглашениями. 

2.4. Гражданско-правовое положение российских граждан за рубежом 

     Общим принципом, определяющим правовой статус российских граждан в иностранном государстве, является право страны места нахождения. Традиционно правила, определяющие регулирование прав и обязанностей российских граждан, закрепляются в различного рода международных соглашениях: договорах об оказании правовой помощи, торговых договорах, договорах об избежании двойного налогообложения и других.

     Учитывая, что некоторые государства имеют  более развитые экономическую, социальную, правовую системы по сравнению с РФ, российским гражданам в иностранном государстве предоставляется возможность пользоваться теми имущественными правами, которые неизвестны российскому законодательству. В то же время, в иностранных государствах, так же, как и в России, могут быть установлены изъятия из принципа национального режима, ограничивающие граждан РФ в отдельных правах. Это может касаться каких-либо льгот при получении образования, социальном обеспечении, в отношении некоторых имущественных прав.

     Защиту  российских граждан в иностранном  государстве обеспечивают представители дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации в соответствии с международными конвенциями о дипломатических сношениях 1961 г. и консульских сношениях 1963 г.

     На  практике встречаются случаи ущемления  иностранными государствами прав российских граждан, большинство из которых носит политический характер. Как правило, эти случаи связаны с ограничением административных прав (невозможность безвизового въезда), трудовых прав (отказ в приеме на отдельные виды работы), реже - имущественных (ограничения в праве собственности). В подобных случаях российское государство устанавливает определенные ограничения правоспособности в отношении иностранце в- реторсии. Так, например, в 1989 году советским руководством была ограничена численность британских служащих в дипломатических учреждениях Москвы. Это было реторсией СССР в ответ на решение МИД Великобритании о выезде из Великобритании одиннадцати советских сотрудников.

     Следовательно, реторсии — это установленные Правительством Российской Федерации ограничения в правоспособности иностранных физических и юридических лиц в ответ на аналогичные действия иностранного государства.

     Возможность установления таких ограничений  может иметь место лишь при определенных условиях: 1) ограничения должны быть ответными - устанавливаться в отношении граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения правоспособности российских граждан и юридических лиц; 2) только Правительству РФ, предоставлено право устанавливать ограничения (например, суды при рассмотрении дела не могут лишить иностранца права собственности на домовладение, ссылаясь на то, что в соответствующем государстве российские граждане не могут иметь в личной собственности дома). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

Тему своей  работы, я считаю актуальной, так  как субъекты занимают центральное  положение не только в международном  частном праве, но и в праве  вообще. 
Международное частное право тесно связано с международным публичным правом, поскольку отношения между субъектами внутреннего права существуют в международной жизни. 
Субъект в целом определяется как носитель прав и обязанностей, возникших в соответствии с общими нормами МЧП, либо международно-правовыми предписаниями. 
При изучении темы своей работы, я выяснила, что нормами МЧП регулируются имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права субъектов. Имущественные и личные неимущественные права иностранцы имеют наравне с российскими гражданами, а российские наравне с иностранцами, если это не противоречит закону. 
Для государства, как субъекта МЧП в пределах своей юрисдикции устанавливаются собственные правила регулирования, т.е. регламентация одинаковых отношений в какой бы то ни было области внутригосударственного права имеет свое специфическое регулирование в законодательстве разных государств. 
В настоящее время развитие сотрудничества между субъектами МЧП, ведет к необходимости усовершенствовать нормы МЧП, преодолению коллизий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список нормативно-правовых актов и литературы 

Нормативные правовые акты 

 
  1.  Конституция  РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993, (ред. от 30.12.2008) // Парламентская газета, № 90, 31.12.2008.
  2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.02.2009) // СЗ РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301; Парламентская газета, № 8, 13-19.02.2009.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 09.04.2009) // СЗ РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410; СЗ РФ, 13.04.2009, № 15, ст. 1778.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья), (по состоянию на 01.05.2009 действует в редакции Федерального закона от 30.06.2008 № 105-ФЗ) // Российская газета, № 141, 03.07.2008.
  5. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О гражданстве Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 19.04.2002), "Собрание законодательства РФ", 03.06.2002, N 22, ст. 2031
  6. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.06.2002), Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3032
  7. Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 23.07.2008) "О беженцах", Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, №12, ст. 425.
  8. Федеральный закон (ред. от 20.12.1995) "О вынужденных переселенцах",

Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, №12, ст. 427. 

Научная и учебная  литература 

  1. Богуславский  М.М. Международное частное право: Учебник. . 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. — 604 стр. 
  2. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Учебник.- М.:Изд-во Эксмо, 2005, -752 стр.
  3. Звеков В.П. Международное частное право: Курс лекций. М., 1999,-667 стр.
  4. Иншакова А.О. Международное частное право: Учебно-методическое пособие.- Волгоград, издательство Волгоградского государственного университета, 2002-244 стр.

Информация о работе Физические лица как субъекты МЧП