Европейский ордер на арест

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Система экстрадиции, сложившая на европейском континенте, за последние полвека претерпела самые кардинальные изменения, связанные с введением в практику международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере нового юридического инструмента: европейского ордера на арест.

Оглавление

стр.
1. Понятие и отличительные признаки европейского ордера на арест 3
2. Процедура исполнения европейского ордера на арест 7
Заключение 16
Библиография 18

Файлы: 1 файл

Контр ПЕС.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

     - расизм и ксенофобия;

     - хищения, совершенные организованно или с применением оружия;

     - незаконная торговля культурными  ценностями, включая предметы антиквариата и произведения художественного искусства;

     - мошенничество;

     - рэкет и вымогательство денег;

     - изготовление поддельной и пиратской  продукции;

     - изготовление фальшивых административных документов и торговля ими;

     - подделка средств платежа;

     - незаконная торговля гормональными  средствами и другими стимуляторами роста;

     - незаконная торговля ядерными  и радиоактивными материалами;

     - торговля похищенными транспортными средствами;

     - изнасилование;

     - поджог;

     - преступления, подпадающие под юрисдикцию  Международного уголовного суда;

     - угон самолета/корабля;

     - саботаж.

     Рамочное  решение в отличие от многосторонних и двусторонних экстрадиционных договоров предусматривает ограниченный перечень оснований, позволяющих исполняющему судебному органу государства-участника отказывать в передаче обвиняемого либо осужденного. Прежде всего надо отметить, что указанные основания подразделяются на императивные и факультативные6.

     Императивные основания отказа предусмотрены в ст. 3 Рамочного решения, где указано  судебный орган государства-участника не исполняет ордер на арест в случае, если:

  1. преступление, являющееся основанием для ордера, подпадает под действие амнистии в исполняющем государстве-участнике, которое обладало уголовной юрисдикцией в соответствии с собственным законодательством;
  2. исполняющий судебный орган располагает информацией об осуждении требуемого лица государством-участником за те же деяния при условии, что назначенное наказание было исполнено либо исполняется в данное время или не может быть исполнено согласно законодательству осудившего лицо государства-участника;
  3. лицо, в отношении которого выдан ордер на арест, согласно законодательству исполняющего государства не может быть привлечено к уголовной ответственности за преступление, являющееся основанием для ордера, в силу своего возраста.

     Таким образом, наличие данных оснований  является достаточным для отказа от исполнения ордера. В этих случаях вопрос решается не на основе свободы усмотрения исполняющего государства. Например, самого факта амнистии за преступление, являющееся основанием для ордера, достаточно, чтобы отказать в передаче лица.

     Факультативные  основания предусматриваются в ст. 4 Рамочного решения, согласно которой в исполнении ордера на арест может быть отказано в случае,

  1. когда лицо, передача которого запрашивается в соответствии с указанным ордером, преследуется в исполняющем государстве-участнике за то же самое деяние, которое послужило основанием для ЕОА;
  2. когда по законодательству исполняющего государства-члена истек срок давности уголовного преследования с учетом того, что данные деяния подпадают под его юрисдикцию;
  3. ордер выдан с целью исполнения приговора об осуждении к лишению свободы либо назначению меры безопасности в отношении лица, находящегося или проживающего в исполняющем государстве-участнике либо являющегося его гражданином, если данное государство обязуется исполнить наказание либо меру безопасности в соответствии со своим внутренним законодательством. Статья 4 предусматривает семь различных оснований, наличие которых позволяет отклонить исполнение ордера.

     Исполняющий ордер судебный орган может отказать в исполнении европейского ордера на арест:

     1) если деяние, служащее основанием для выдачи европейского ордера на арест, не образует преступления согласно праву исполняющего ордер государства-члена; однако, в сфере сборов, налогов, таможенных и обменных операций в исполнении европейского ордера на арест не может быть отказано по той причине, что законодательство исполняющего ордер государства-члена не предусматривает аналогичных налогов или сборов, или что оно не содержит правил в сфере сборов, налогов, таможенных и обменных операций, подобных тем, которые имеются в законодательстве выдавшего ордер государства-члена;

     2) когда лицо, ставшее объектом европейского ордера на арест, преследуется в исполняющем ордер государстве-члене за то же самое деяние, которое послужило основанием для выдачи европейского ордера на арест;

     3) когда судебными органами исполняющего ордер государства-члена принято решение не возбуждать или прекратить уголовное преследование по факту совершения деяния, применительно к которому выдан европейский ордер на арест, либо когда разыскиваемое лицо в одном из государств-членов стало объектом окончательного решения в отношении тех же самых деяний, и это решение служит препятствием для осуществления в дальнейшем уголовного преследования;

     4) когда согласно законодательству  исполняющего ордер государства-члена истек срок давности для возбуждения уголовного преследования или для привлечения к наказанию – при условии, что согласно собственному уголовному закону этого государства-члена деяния подпадают под его юрисдикцию;

     5) если исполняющий ордер судебный орган располагает информацией о том, что в отношении разыскиваемого лица одной из третьих стран было вынесено окончательное судебное решение по факту совершения тех же самых деяний - при условии, что, в случае осуждения лица, наказание уже было отбыто, находится в процессе исполнения или не может быть исполнено согласно законам страны, вынесшей обвинительный приговор;

     6) применительно к европейскому  ордеру на арест, выданному  для исполнения наказания или меры безопасности, связанных с лишением свободы: когда разыскиваемое лицо находится в исполняющем ордер государстве-члене, проживает в нем или является его гражданином, и это государство обязуется исполнить подобное наказание или меру безопасности в соответствии с собственным внутренним правом;

     7) когда европейский ордер на арест относится к преступлениям, которые:

     а) согласно праву исполняющего ордер  государства-члена были полностью или частично совершены на его территории или в месте, которое признается в качестве территории этого государства, либо

     b) были совершены за пределами территории выдавшего ордер государства-члена, в то время как право исполняющего ордер государства-члена не дозволяет осуществлять уголовное преследование в отношении аналогичных преступлений, совершаемых вне его территории.

     Статья 8 Рамочного соглашения устанавливает, что европейский ордер на арест включает следующую информацию, излагаемую в соответствии с формуляром, содержащемся в приложении:

     а) данные о личности и гражданстве  разыскиваемого лица;

     b) имя, адрес, номер телефона  и факса, электронный адрес выдающего ордер судебного органа;

     c) сведения о наличии подлежащего  исполнению приговора, ордера  на арест или любого другого  равносильного им и подлежащего  исполнению судебного решения, которое подпадает под действие статей 1 и 2;

     d) характер и юридическая квалификация  преступления, в частности, применительно  к статье 2;

     e) описание обстоятельств совершения  преступления, в том числе, времени, места и степени участия в нем разыскиваемого лица;

     f) назначенное наказание, если речь  идет об окончательном приговоре, или размер наказания, предусмотренный за совершение преступления законом выдающего ордер государства-члена;

     g) насколько возможно, другие последствия  преступления.

     Когда место нахождения разыскиваемого лица известно, выдающий ордер судебный орган может направлять европейский ордер на арест непосредственно исполняющему ордер судебному органу.

     Рамочное  решение предусматривает специальные  процессуальные правила, регламентирующие порядок направления ордера на арест (ст. 9), содержания по стражей арестованного лица (ст. 12), судебного рассмотрения дела (ст. 14), принятия решения о передаче лица (ст. 15), уведомления о принятом решении (ст. 22) и т. д.

     Что касается сроков и процедур принятия решения по запросу государства-участника, то согласно ст. 17(1) ЕОА должен быть рассмотрен и исполнен в порядке особой срочности. В случае если разыскиваемое лицо соглашается на передачу, то окончательное решение об исполнении ЕОА должно быть принято в течение 10 дней после дачи указанного согласия. В остальных случаях окончательное решение об исполнении ЕОА должно быть принято в течение 60 дней с момента задержания лица. В отдельных случаях, когда ЕОА невозможно исполнить в указанные сроки, соответствующий судебный орган незамедлительно ставит в известность судебный орган, выдавший ордер, и указывает причины задержки. В подобном случае сроки могут быть продлены дополнительно на 30 дней.

     Когда разыскиваемое лицо задержано, судебный орган, уполномоченный исполнять ордер, информирует его в соответствии со своим национальным правом о существовании европейского ордера на арест и о содержании последнего, а также о том, что лицу предоставляется возможность дать согласие на свою передачу в руки судебного органа, выдавшего ордер.

     Разыскиваемое лицо, которое задержано в целях исполнения европейского ордера на арест, вправе пользоваться услугами адвоката и переводчика в соответствии с правом исполняющего ордер государства-члена.

     Когда лицо задержано на основании европейского ордера на арест, исполняющий ордер судебный орган решает вопрос о необходимости его содержания под стражей в соответствии с правом исполняющего ордер государства-члена. В любой момент допускается временное освобождение лица из-под стражи согласно внутреннему праву исполняющего ордер государства-члена - при условии, что со стороны уполномоченного органа данного государства-члена будут предприняты все меры, признанные им необходимыми с целью исключить возможность побега разыскиваемого лица.

     Рамочное  решение предусматривает также  довольно подробную регламентацию принятия решения в связи с выданным ордером. Особый интерес при этом вызывает исполнение ордера при наличии конкурирующих запросов. С учетом того, что несколько государств-членов могут выдать ордер на арест в отношении одного и того же лица, предусматривается, что вопрос об исполнении ордера решается соответствующим компетентным судебным органом с учетом всех обстоятельств дела, в частности: относительной тяжести преступлений и места их совершения; соответствующих дат ордеров на арест; целей их выдачи. Указанные данные подлежат учету и в случае конкуренции ордера на арест с запросом об экстрадиции, поступившим от третьего государства. Кроме того, в последнем случае запрашиваемый судебный орган должен иметь в виду и применимые положения соответствующих двусторонних и многосторонних конвенций.

 

Заключение

     Таким образом, по итогам изучения можно сделать следующие основные выводы.

     Нормативно-правовым актом, на основании которого выдается европейский ордер на арест является Рамочное решение Европейского совета "О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами" от 13 июня 2001 г.

     Европейский ордер на арест является юридическим основанием для задержания подозреваемого, обвиняемого или преступника (если обвинительный приговор в отношении лица уже был вынесен и вступил в силу). При этом, в отличие от национальных ордеров, в данном случае речь идет о задержании "разыскиваемого лица" на территории других государств-членов Европейского Союза, где оно может оказаться (или скрываться) после совершения преступления.

     Исполнение  ордера на арест предполагает определенные процессуальные действия по передаче в отношении двух категорий лиц:

     1) обвиняемых, передаваемых для целей  уголовного преследования;

     2) осужденных, передаваемых для исполнения  наказания в виде лишения свободы или меры безопасности.

       В отличие о Конвенции Совета Европы от 13 декабря 1957 г. "О выдаче" Европейский ордер на арест реализуется только в отношениях судебных органов стран – членов Евросоюза. Во всех других случаях, связанных с физическим переводом обвиняемых или осужденных для уголовного преследования или отбывания наказания, страны объединения будут использовать процедуру экстрадиции, предусмотренную указанной Конвенцией. Также в сравнении с данной Конвенцией ордер  может исполняться в отношении граждан своей страны, исключает двойное вменение, в отношении него предусмотрен ограниченный перечень оснований (императивных и факультативных) позволяющих исполняющему судебному органу государства-участника отказывать в передаче обвиняемого либо осужденного.

Информация о работе Европейский ордер на арест