Европейский ордер на арест

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Система экстрадиции, сложившая на европейском континенте, за последние полвека претерпела самые кардинальные изменения, связанные с введением в практику международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере нового юридического инструмента: европейского ордера на арест.

Оглавление

стр.
1. Понятие и отличительные признаки европейского ордера на арест 3
2. Процедура исполнения европейского ордера на арест 7
Заключение 16
Библиография 18

Файлы: 1 файл

Контр ПЕС.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию  РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Московская  государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина

Магаданский филиал 
 
 
 

Кафедра Европейского Союза 
 
 
 
 

Контрольная работа по курсу:

"Право  Европейского Союза" 
 

Вариант №2

"Европейский  ордер на арест" 
 
 
 

                                             Выполнил: студент  4 курса ОЦП

                                             Кривошеин Юрий Алексеевич 
 
 
 
 
 
 

Дата  сдачи:

Дата защиты:

Оценка:

"___"____________ 2010 г.

"___"____________ 2010 г.

______________________

Магадан, 2010 г.

ПЛАН

стр. 

 

  1. Понятие и  отличительные признаки европейского ордера на арест
 

     Система экстрадиции, сложившая на европейском  континенте, за последние полвека претерпела самые кардинальные изменения, связанные с введением в практику международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере нового юридического инструмента: европейского ордера на арест.

     С 1 января 2004 г. в отношениях стран  Европейского Союза процедуры экстрадиции  были заменены данным специфическим  процессуальным механизмом, юридической базой которого явилось Рамочное решение Европейского совета от 13 июня 2001 г. "О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами" ("Рамочное соглашение").

     Это один из первых по-настоящему крупных результатов законодательной деятельности Европейского Союза в сфере уголовного процесса.

     Согласно  этому документу на территории Союза  должна быть отменена долгая, часто политизированная и малоэффективная процедура выдачи (экстрадиции) преступников. Вместо нее вводится новый процессуальный механизм, в большей степени приближенный к государственно-правовым (федеративным) стандартам.

     До  введения в действие Рамочного соглашения процедура выдачи преступников была достаточно сложной и громоздкой. В эту процедуру были вовлечены не только судебные инстанции соответствующих государств, но и органы исполнительной власти. Сама процедура содержит большое количество условий, в том числе и оснований отказа в выдаче, что сильно осложняло механизм экстрадиции.

     Первыми ввели на своей территории европейский  ордер на арест Дания, Испания и Португалия.

     С начала 2004 года единый ордер был введен на территории еще только пяти государств – Бельгии, Финляндии, Ирландии, Швеции и Великобритании. С некоторым опозданием к ним присоединились Франция, Люксембург и Австрия, после расширения ЕС к Рамочному решению присоединились Кипр, Венгрия, Словения, Польша, Литва и Голландия. С наибольшими трудностями введение нового института продвигалось в Италии, Германии, Греции и Чешской Республике.

     В отличие от конвенций и других соглашений, рамочные решения, как и  другие акты Европейского Союза, в ратификации со стороны государств-членов не нуждаются, а должны в обязательном порядке быть инкорпорированы во внутреннее право всех стран, входящих в Союз1.

     Согласно  п. 1 ст. 1 Рамочного соглашения европейский ордер на арест (далее ЕОА)  – это выданное государством-членом судебное решение в целях задержания и передачи другим государством-членом разыскиваемого лица для осуществления уголовного преследования либо для исполнения наказания или меры безопасности, связанных с лишением свободы.

     Введение  ЕОА как упрощенной процедуры  передачи обвиняемого или осужденного, основанной на принципе взаимного признания  судебных решений государств - членов Европейского союза, заменяет процедуру экстрадиции2.

     Передача  лица в рамках применения ЕОА более оперативна и проста по сравнению с традиционной выдачей, поскольку осуществляется исключительно между судебными, а не политическими органами государств - участников Европейского союза.

     Признаки  ЕОА следующие:

  1. Передача лица становится исключительно судебной процедурой.
  2. Передача не предполагает соблюдения принципа "двойного вменения", что существенно отличает ее от процедуры выдачи.
  3. Для применения ЕОА не действует условие, согласно которому деяние должно рассматриваться как преступление по законодательству обоих государств.
  4. В отличие от международных договоров Рамочное решение предусматривает ограниченный перечень оснований (императивных и факультативных) для отказа в исполнении ЕОА.
  5. Передача лица не предполагает соблюдение правила "политического преступления".
  6. Факт принадлежности лица к гражданству государства, которому направлен ордер на арест, не рассматривается как императивное основание для отказа от его исполнения3.

     Решение о возможной выдачи собственных  граждан, могло быть ограничено при вступлении в Рамочное соглашение в соответствии со ст. 7(2), которая предусмотрела право государства-участника сделать оговорку о том, что оно будет отказывать в экстрадиции своего гражданина либо позволит экстрадицию с соблюдением определенных условий.

     Такие оговорки были сделаны Австрией, Германией, Грецией, Люксембургом. Кроме того, Нидерланды, Португалия и Финляндия заявили, что будут разрешать экстрадицию граждан с соблюдением конкретных условий, и в частности, если они будут отбывать наказание, связанное с лишением свободы, в собственной стране. В заявлении Ирландии предусматривалась возможность экстрадиции только с соблюдением принципа взаимности4.

     Европейский ордер на арест отличается от выдачи лиц в соответствии с Европейской конвенцией о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 г.), которая . предусматривала значительное количество случаев, когда запрашиваемое государство могло отказать в выдаче. Принятый ею порядок имел существенные недостатки:  устанавливал принцип двойного обвинения; исключал экстрадицию граждан своей страны; позволял государствам-участникам Конвенции слишком часто отклонять запрос об экстрадиции

     Европейский ордер на арест может выдаваться применительно к деяниям, в отношении которых закон выдающего ордер государства-члена предусматривает наказание или меру безопасности, связанные с лишением свободы с верхним пределом не менее 12 месяцев, либо – когда уже было назначено наказание или уже была наложена мера безопасности – применительно к обвинительным приговорам, предусматривающим осуждение к лишению свободы не менее чем на четыре месяца.

     Рамочное  решение отменяет условие об обоюдном признании соответствующего деяния уголовно наказуемым правонарушением в отношении обширного списка преступлений 32 различных типов, включая терроризм и преступления, связанные с транснациональной организованной преступностью.

     Преступления, которые согласно Рамочному решению  являются объектом ЕОА, можно разделить на две категории.

     1. Согласно ст. 2(1) ЕОА может быть выдан в отношении деяний, за совершение которых закон выдавшего ордер государства-члена предусматривает наказание в виде лишения свободы или меры безопасности сроком не менее 12 месяцев, либо в случае осуждения или применения меры безопасности сроком не менее 4 месяцев лишения свободы.

     Таким образом, для применения ордера на арест не предусматривается условия, в соответствии с которым деяние должно рассматриваться как преступление по законодательству обоих государств, и это является одним из наиболее принципиальных отличий передачи лиц согласно ордеру на арест от экстрадиции. Преступность деяния, подпадающего под действие ЕОА, а также соответствующие пределы его наказуемости являются предметом оценки лишь с точки зрения законодательства, выдавшего ордер государства-члена.

     2. Согласно ст. 2(2) Рамочного решения прямо предусматривается, что передача лица в соответствии с ЕОА осуществляется без установления того, удовлетворяет ли соответствующее деяние двойному вменению в отношении деяний, наказуемых лишением свободы либо мерой безопасности сроком не менее 3 лет.5

     В числе этих деяний отдельно упоминаются  преступления, подпадающие под юрисдикцию Международного уголовного суда (далее – МУС, или Суд). Указанный судебный орган был учрежден на Римской дипломатической конференции в июне 1998 г., а его Статут вступил в силу с 1 июля 2002 г. Согласно ст. 5(1) Статута Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих деяний: а) преступление геноцида; б) преступления против человечности; в) военные преступления; г) преступление агрессии.

     Если  место нахождения "разыскиваемого лица" неизвестно, то для его установления можно задействовать Шенгенскую информационную систему, а также Интерпол. Впоследствии "разыскиваемое лицо" подлежит передаче судебному органу, выдавшему на него ордер.

  1. Процедура исполнения европейского ордера на арест

     Как показывает ознакомление с дефиницией ст. 1 Рамочного решения, исполнение ордера на арест предполагает определенные процессуальные действия по передаче в отношении двух категорий лиц:

     1) обвиняемых, передаваемых для целей  уголовного преследования; 

     2) осужденных, передаваемых для исполнения  наказания в виде лишения свободы или меры безопасности.

     Выдающий  ордер судебный орган – это судебный орган выдающего ордер государства-члена, который в соответствии с правом этого государства уполномочен выдавать европейский ордер на арест.

     Исполняющий ордер судебный орган – это судебный орган исполняющего ордер государства-члена, который в соответствии с правом этого государства уполномочен исполнять европейский ордер на арест.

     Статья 2(1) устанавливает, что Европейский ордер на арест может выдаваться применительно к деяниям, в отношении которых закон выдающего ордер государства-члена предусматривает наказание или меру безопасности, связанные с лишением свободы с верхним пределом не менее 12 месяцев, либо - когда уже было назначено наказание или уже была наложена мера безопасности - применительно к обвинительным приговорам, предусматривающим осуждение к лишению свободы не менее чем на четыре месяца.

     Статья 2(2) закрепляет, что если перечисленные ниже преступления, как они определены в праве выдающего ордер государства-члена, караются в этом государстве наказанием или мерой безопасности, связанными с лишением свободы с верхним пределом не менее трех лет, то применительно к данным преступлениям передача лица на основании европейского ордера на арест согласно условиям Рамочного решения должна выполняться без проведения проверки на предмет двойной преступности деяния:

     - участие в преступной организации;

     - терроризм;

     - торговля людьми;

     - сексуальная эксплуатация детей  и детская порнография;

     - незаконная торговля наркотическими  средствами и психотропными веществами;

     - незаконная торговля оружием,  боеприпасами и взрывчатыми веществами;

     - коррупция;

     - обманные действия, в том числе,  обманные действия, наносящие ущерб  финансовым интересам Европейских сообществ, в значении Конвенции от 26 июля 1995 г. "О защите финансовых интересов Европейских сообществ";

     - отмывание доходов, полученных  преступным путем;

     - фальшивомонетничество, включая  подделку евро;

     - киберпреступность;

     - преступления против окружающей среды, включая незаконную торговлю видами животных, находящимися под угрозой исчезновения, и незаконную торговлю находящимися под угрозой исчезновения сортами растений и породами деревьев;

     - оказание помощи незаконному  въезду и пребыванию;

     - умышленное убийство, нанесение  тяжких телесных повреждений;

     - незаконная торговля человеческими  органами и тканями;

     - похищение человека, незаконное  лишение свободы и захват заложника;

Информация о работе Европейский ордер на арест