Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:18, контрольная работа
Система экстрадиции, сложившая на европейском континенте, за последние полвека претерпела самые кардинальные изменения, связанные с введением в практику международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере нового юридического инструмента: европейского ордера на арест.
стр.
1. Понятие и отличительные признаки европейского ордера на арест 3
2. Процедура исполнения европейского ордера на арест 7
Заключение 16
Библиография 18
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московская
государственная юридическая
Магаданский
филиал
Кафедра Европейского
Союза
Контрольная работа по курсу:
"Право
Европейского Союза"
Вариант №2
"Европейский
ордер на арест"
Дата
сдачи:
Дата защиты: Оценка: |
"___"____________
2010 г.
"___"____________ 2010 г. ______________________ |
Магадан, 2010 г.
ПЛАН
стр.
Система экстрадиции, сложившая на европейском континенте, за последние полвека претерпела самые кардинальные изменения, связанные с введением в практику международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере нового юридического инструмента: европейского ордера на арест.
С 1 января 2004 г. в отношениях стран Европейского Союза процедуры экстрадиции были заменены данным специфическим процессуальным механизмом, юридической базой которого явилось Рамочное решение Европейского совета от 13 июня 2001 г. "О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами" ("Рамочное соглашение").
Это один из первых по-настоящему крупных результатов законодательной деятельности Европейского Союза в сфере уголовного процесса.
Согласно этому документу на территории Союза должна быть отменена долгая, часто политизированная и малоэффективная процедура выдачи (экстрадиции) преступников. Вместо нее вводится новый процессуальный механизм, в большей степени приближенный к государственно-правовым (федеративным) стандартам.
До введения в действие Рамочного соглашения процедура выдачи преступников была достаточно сложной и громоздкой. В эту процедуру были вовлечены не только судебные инстанции соответствующих государств, но и органы исполнительной власти. Сама процедура содержит большое количество условий, в том числе и оснований отказа в выдаче, что сильно осложняло механизм экстрадиции.
Первыми ввели на своей территории европейский ордер на арест Дания, Испания и Португалия.
С начала 2004 года единый ордер был введен на территории еще только пяти государств – Бельгии, Финляндии, Ирландии, Швеции и Великобритании. С некоторым опозданием к ним присоединились Франция, Люксембург и Австрия, после расширения ЕС к Рамочному решению присоединились Кипр, Венгрия, Словения, Польша, Литва и Голландия. С наибольшими трудностями введение нового института продвигалось в Италии, Германии, Греции и Чешской Республике.
В отличие от конвенций и других соглашений, рамочные решения, как и другие акты Европейского Союза, в ратификации со стороны государств-членов не нуждаются, а должны в обязательном порядке быть инкорпорированы во внутреннее право всех стран, входящих в Союз1.
Согласно п. 1 ст. 1 Рамочного соглашения европейский ордер на арест (далее ЕОА) – это выданное государством-членом судебное решение в целях задержания и передачи другим государством-членом разыскиваемого лица для осуществления уголовного преследования либо для исполнения наказания или меры безопасности, связанных с лишением свободы.
Введение ЕОА как упрощенной процедуры передачи обвиняемого или осужденного, основанной на принципе взаимного признания судебных решений государств - членов Европейского союза, заменяет процедуру экстрадиции2.
Передача лица в рамках применения ЕОА более оперативна и проста по сравнению с традиционной выдачей, поскольку осуществляется исключительно между судебными, а не политическими органами государств - участников Европейского союза.
Признаки ЕОА следующие:
Решение о возможной выдачи собственных граждан, могло быть ограничено при вступлении в Рамочное соглашение в соответствии со ст. 7(2), которая предусмотрела право государства-участника сделать оговорку о том, что оно будет отказывать в экстрадиции своего гражданина либо позволит экстрадицию с соблюдением определенных условий.
Такие оговорки были сделаны Австрией, Германией, Грецией, Люксембургом. Кроме того, Нидерланды, Португалия и Финляндия заявили, что будут разрешать экстрадицию граждан с соблюдением конкретных условий, и в частности, если они будут отбывать наказание, связанное с лишением свободы, в собственной стране. В заявлении Ирландии предусматривалась возможность экстрадиции только с соблюдением принципа взаимности4.
Европейский ордер на арест отличается от выдачи лиц в соответствии с Европейской конвенцией о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 г.), которая . предусматривала значительное количество случаев, когда запрашиваемое государство могло отказать в выдаче. Принятый ею порядок имел существенные недостатки: устанавливал принцип двойного обвинения; исключал экстрадицию граждан своей страны; позволял государствам-участникам Конвенции слишком часто отклонять запрос об экстрадиции
Европейский ордер на арест может выдаваться применительно к деяниям, в отношении которых закон выдающего ордер государства-члена предусматривает наказание или меру безопасности, связанные с лишением свободы с верхним пределом не менее 12 месяцев, либо – когда уже было назначено наказание или уже была наложена мера безопасности – применительно к обвинительным приговорам, предусматривающим осуждение к лишению свободы не менее чем на четыре месяца.
Рамочное решение отменяет условие об обоюдном признании соответствующего деяния уголовно наказуемым правонарушением в отношении обширного списка преступлений 32 различных типов, включая терроризм и преступления, связанные с транснациональной организованной преступностью.
Преступления, которые согласно Рамочному решению являются объектом ЕОА, можно разделить на две категории.
1. Согласно ст. 2(1) ЕОА может быть выдан в отношении деяний, за совершение которых закон выдавшего ордер государства-члена предусматривает наказание в виде лишения свободы или меры безопасности сроком не менее 12 месяцев, либо в случае осуждения или применения меры безопасности сроком не менее 4 месяцев лишения свободы.
Таким образом, для применения ордера на арест не предусматривается условия, в соответствии с которым деяние должно рассматриваться как преступление по законодательству обоих государств, и это является одним из наиболее принципиальных отличий передачи лиц согласно ордеру на арест от экстрадиции. Преступность деяния, подпадающего под действие ЕОА, а также соответствующие пределы его наказуемости являются предметом оценки лишь с точки зрения законодательства, выдавшего ордер государства-члена.
2. Согласно ст. 2(2) Рамочного решения прямо предусматривается, что передача лица в соответствии с ЕОА осуществляется без установления того, удовлетворяет ли соответствующее деяние двойному вменению в отношении деяний, наказуемых лишением свободы либо мерой безопасности сроком не менее 3 лет.5
В числе этих деяний отдельно упоминаются преступления, подпадающие под юрисдикцию Международного уголовного суда (далее – МУС, или Суд). Указанный судебный орган был учрежден на Римской дипломатической конференции в июне 1998 г., а его Статут вступил в силу с 1 июля 2002 г. Согласно ст. 5(1) Статута Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих деяний: а) преступление геноцида; б) преступления против человечности; в) военные преступления; г) преступление агрессии.
Если место нахождения "разыскиваемого лица" неизвестно, то для его установления можно задействовать Шенгенскую информационную систему, а также Интерпол. Впоследствии "разыскиваемое лицо" подлежит передаче судебному органу, выдавшему на него ордер.
Как показывает ознакомление с дефиницией ст. 1 Рамочного решения, исполнение ордера на арест предполагает определенные процессуальные действия по передаче в отношении двух категорий лиц:
1) обвиняемых, передаваемых для целей уголовного преследования;
2) осужденных, передаваемых для исполнения наказания в виде лишения свободы или меры безопасности.
Выдающий ордер судебный орган – это судебный орган выдающего ордер государства-члена, который в соответствии с правом этого государства уполномочен выдавать европейский ордер на арест.
Исполняющий ордер судебный орган – это судебный орган исполняющего ордер государства-члена, который в соответствии с правом этого государства уполномочен исполнять европейский ордер на арест.
Статья 2(1) устанавливает, что Европейский ордер на арест может выдаваться применительно к деяниям, в отношении которых закон выдающего ордер государства-члена предусматривает наказание или меру безопасности, связанные с лишением свободы с верхним пределом не менее 12 месяцев, либо - когда уже было назначено наказание или уже была наложена мера безопасности - применительно к обвинительным приговорам, предусматривающим осуждение к лишению свободы не менее чем на четыре месяца.
Статья 2(2) закрепляет, что если перечисленные ниже преступления, как они определены в праве выдающего ордер государства-члена, караются в этом государстве наказанием или мерой безопасности, связанными с лишением свободы с верхним пределом не менее трех лет, то применительно к данным преступлениям передача лица на основании европейского ордера на арест согласно условиям Рамочного решения должна выполняться без проведения проверки на предмет двойной преступности деяния:
-
участие в преступной
- терроризм;
- торговля людьми;
-
сексуальная эксплуатация
-
незаконная торговля
-
незаконная торговля оружием,
боеприпасами и взрывчатыми
- коррупция;
- обманные действия, в том числе, обманные действия, наносящие ущерб финансовым интересам Европейских сообществ, в значении Конвенции от 26 июля 1995 г. "О защите финансовых интересов Европейских сообществ";
- отмывание доходов, полученных преступным путем;
-
фальшивомонетничество,
- киберпреступность;
- преступления против окружающей среды, включая незаконную торговлю видами животных, находящимися под угрозой исчезновения, и незаконную торговлю находящимися под угрозой исчезновения сортами растений и породами деревьев;
- оказание помощи незаконному въезду и пребыванию;
- умышленное убийство, нанесение тяжких телесных повреждений;
-
незаконная торговля
-
похищение человека, незаконное
лишение свободы и захват