Прибрежное государство обладает
исключительным правом на рыболовство
в своих территориальных водах. Например,
в Российской Федерации промысловая деятельность
иностранных физических и юридических
лиц в территориальных водах Российской
Федерации осуществляется в соответствии
с международными договорами Российской
Федерации или иными договоренностями
с иностранными государствами с уведомлением
пограничных войск о местах, времени пересечения
государственной границы, производства
работ, об используемых промысловых судах,
транспортных и других средствах. 6
Однако, следует отметить, что
правовой режим территориального моря,
по сравнению с правовым режим внутренних
морских вод, обладает правом мирного
прохода. «Суда всех государств пользуются
правом мирного прохода через территориальное
море»7. Под проходом понимается плавание
через территориальное море с целью:
-пересечь это море, не
заходя во внутренние воды;
-пройти во внутренние
воды и выйти из них.
В законе оговаривается, что
проход должен быть непрерывным и быстрым.
Именно в этой особенности правового
режима и заключается значимость территориального
моря для международного морского судоходства.
2.3 Понятие и режим
прилежащей зоны
Под прилежащей зоной понимается
пространство открытого моря, расположенное
за внешним пределом территориальных
вод, в котором прибрежное государство
осуществляет контроль в отдельных, специально
предусмотренных областях отношений и
в ограниченном объеме.
Прилежащая зона не может простираться
дальше, чем на 24 морских мили, отсчитываемых
от тех же исходных линий, от которых отмеряется
территориальное море.
В прилежащей зоне осуществляется
контроль водного пространства прилежащим
государством. Существует несколько причин
необходимости контроля. Например, для
предотвращения таможенный, фискальных,
иммиграционных и санитарных нарушений
и для наказаний за нарушение этих правил.
Об этом сказано в статье 33 Конвенции ООН
по морскому праву 1982 года.
Существует четыре вида прилежащих
зон:
- Таможенная прилежащая зона;
- Фискальная прилежащая зона;
- Иммиграционная прилежащая
зона;
- Санитарная прилежащая зона.
Контроль прибрежного государства
включается в себя право остановить судно,
осмотреть его и принять меры, необходимые
для осуществления расследования обстоятельств
нарушения. В случаях нарушения режима
прилежащей зоны, силами прибрежного государства
может быть предпринято преследование
нарушителя. Преследование может продолжаться
и в открытом море, но только в случае,
если оно было начато в прилежащей зоне
и осуществляется непрерывно (преследование
«по горячим следам»).
Органы и их полномочия по контролю
в прилежащей зоне определяется исключительно
национальным законодательством.
Особенностью правового режима
прилежащей зоны является то, что прибрежное
государство не должно осуществлением
своих прав нарушать законные права
и интересы иностранного государства,
правомерно использующего эту зону.
2.4 Понятие и режим
исключительной экономической зоны
«Исключительная экономическая
зона представляет собой район, находящийся
за пределами территориального моря и
прилегающий к нему, который подпадает
под установленный в настоящей Части особый
правовой режим, согласно которому
права и юрисдикция прибрежного государства
и
права и свободы других государств
регулируются соответствующими положениями
настоящей Конвенции.»8.
Правовой режим был впервые
определен Конвенцией ООН по морскому
праву 1982 года. Уже затем законодательные
акты государств конкретизировали ее
положения. Необходимо отметить, что в
случаях необходимости методы разграничения
исключительных экономических зон определяются
международными договорами.
Особенностью правового режима
исключительной экономической зоны является
то, что он включает в себя права и обязанности
не только прибрежного государства, но
и других государств в отношении этой
части морского пространства.
Прибрежное государство обладает
определенными правами и обязанностями.
Во-первых, оно осуществляет суверенные
права в целях разведки, разработки и сохранения
природных ресурсов в водах, покрывающих
морское дно, на морском дне и в его недрах.
Также прибрежное государство обладает
суверенным правом на управление этими
ресурсами, а также осуществляют деятельность
по разведке и разработке этой зоны. Во-вторых,
прибрежное государство осуществляет
юрисдикцию в отношении создания искусственных
островов, установок и сооружений, морских
научных сооружений, защиты и сохранения
морской среды.
Таким образом, можно сделать
вывод, что на исключительную экономическую
зону не полностью распространяется суверенитет
прибрежного государства, а оно лишь вправе
осуществлять некоторые из своих суверенных
прав.
Одной из обязанностей прибрежного
государства является принятие необходимых
мер по охране и защите живых ресурсов
в исключительной экономической зоне.
Теперь рассмотрим права и обязанности
других государств. Важно отметить, что
все государства, включая те, что не имеют
выхода к морю, пользуются свободой судоходства,
полетов, прокладки кабелей и трубопроводов
в исключительной экономической зоне.
Но, при осуществлении своих прав, эти
государства должны учитывать права и
обязанности прибрежного государства
и не нарушать установленные им законы
и правила. В свою очередь, прибрежное
государство должно также соблюдать все
вышеперечисленные правила по отношению
к другим государствам.
2.5 Понятие и режим
континентального шельфа
Континентальный шельф – морское
дно и недра подводных районов, простирающихся
за пределы территориального моря прибрежного
государства на всем протяжении естественного
продолжения его сухопутной территории
до внешней границы подводной окраины
материка или на расстоянии 200 морских
миль от исходных линий, от которых отмеряется
ширина территориального моря, когда внешняя
граница подводной окраины материка не
простирается на такое расстояние. Таково
определение континентального шельфа
в соответствии с Конвенцией ООН по морскому
праву 1982 года и Конвенцией о континентальном
шельфе 1958года.
Изначально существовали некоторые
проблемы в установлении внешней границы
континентального шельфа. Но на III Конференции
по морскому праву, которая проходила
с 1973 по 1982 год, они были устранены и в основу
определения внешней границы был поставлен
внешний предел подводной окраины материка.
Правовой режим континентального
шельфа определяется Конвенцией ООН
о континентальном шельфе 1958 года и Конвенцией
ООН по морскому праву 1982 года. В соответствии
с данными документами, государства не
наделяются всей полнотой власти над этим
водным пространством, а осуществляет
только суверенные права в целях разведки
и разработки естественных богатств континентального
шельфа. Данные права прибрежного государства
признаются исключительными. Это означает,
что никто другой, кроме этого государства
не может вести разведку и разрабатывать
богатства данного водного пространства.
В Российской Федерации действует
Федеральный закон от 30.11.1994№ 187-ФЗ (ред.
От 28.12.2010) «О континентальном шельфе Российской
Федерации», в соответствии с которым
Российская Федерация осуществляет :
-суверенные права в
целях разведки континентального
шельфа и разработки его природных
и минеральных ресурсов;
-исключительное право
на разрешение и регулирование
буровых работ на континентальном
шельфе;
-исключительное право
сооружать, а также разрешать
и регулировать создание, эксплуатацию
и использование искусственных
островов, установок и сооружений;
-юрисдикцию в отношении
морских научных исследований, защиты
и сохранения морской среды, прокладки
и эксплуатации подводных кабелей
и трубопроводов Российской Федерации.
- Понятие и правовой
режим открытого моря
«Открытое море означает все
части моря, которые не входят ни в территориальное
море, ни во внутренние воды какого-либо
государства»9. Таково определение открытого
моря, хотя оно и не соответствует современному
разграничению водных пространств по
их правовому режиму.
Интересно отметить, что в Конвенции
ООН по морскому праву нет определения
такого понятия, как открытое море.
Открытое море свободно для
всех государств, как прибрежных, так и
не имеющих выхода к морю. Последние должны
иметь доступ к морю.
Ни одно государства не имеет
права претендовать на подчинение себе
открытого моря или какой-либо его части.
Режим свободы открытого моря
включает в себя:
-свободу судоходства;
-свободу полетов;
-свободу прокладки подводных
кабелей и трубопроводов;
-свободу возведения искусственных
островов и других установок;
-свободу рыболовства
и промысла;
-свободу научных исследований.
III глава. Договоры
международной морской перевозки
3.1 Понятие международных
перевозок
Перевозки грузов и пассажиров
могут осуществляться различными видами
транспорта – железнодорожным, автомобильным,
воздушным и морским. Международная перевозка
представляет собой перевозку грузов
и пассажиров между двумя и более государствами
, которая выполняется на определенных
условиях. Эти условия должны быть оговорены
и установлены государствами в международных
соглашениях. Обычно такие соглашения
содержат требования к перевозочной документации,
определяю порядок приема груза к перевозке
и выдаче его в пункте назначения, условия
ответственности перевозчика, процедуру
предъявления к перевозчику претензий
и исков.
Россия является участником
множества транспортных конвенций. Российские
граждане и предприятия при получении
или отправлении внешнеторговых грузов
в первую очередь должны руководствоваться
нормами и положениями этих конвенций.
Важно отметить, что их нормы носят императивный
характер.
В национальном законодательстве
многих государств можно обнаружить специальные
акты о международных перевозках, основанные
на положениях транспортных конвенций.
Они создаются для уточнения и дополнения
этих положений. Примером таких правовых
актов в Российской Федерации служат Кодекс
торгового мореплавания СССР 1968 года,
Воздушный кодекс РФ 1997 года, Транспортный
устав железных дорог, Закон о международных
автомобильных перевозках и т.д.
3.2 Международные
морские перевозки
Наиболее частые и сложные вопросы
возникают при международных морских
перевозках. Этот вид перевозок считается
самым сложным с правовой точки зрения.
Это объясняет предметом регулирования
и множеством источников правового регулирования,
ведь используются не только нормы конвенций
и национального законодательства, но
и морские обычаи.
Условия морских перевозок
должны определяться в договорах фрахтования.
Они заключаются с морским перевозчиком
в тех случаях, когда для перевозки предоставляется
целое судно. Если же речь идет о перевозке
отдельных партий грузов, то условия морских
перевозок определяются коносаментом.
В Гамбурге, в марте 1978 года
была принята Конвенция ООН о морской
перевозке грузов. Она на сегодняшний
день заменяет Брюссельскую Конвенцию
1924 года. Важно отметить, что Россия не
является участником данной Конвенции.
Наиболее популярным способом
доставки грузов являются линейные перевозки.
Для ихосуществления необходимо соглашение
об организации постоянных морских линий.
Соглашения могут носить межгосударственный
характер, но все же чаще они заключаются
между судовладельческими компаниями,
которые заинтересованы в этом.
Пассажирские перевозки морем стали за последние годы
предметом ряда международных соглашений,
последнее из которых -Афинская конвенция
о перевозках морем пассажиров и их багажа от 13 декабря 1974
г. СССР присоединился к ней в 1983 году.
Конвенция восприняла большинство ранее
выработанных международно-правовых норм
о морских пассажирских перевозках: принцип
ответственности за вину, ограничение
предела ответственности перевозчика.
Морские перевозки могут также осуществляться
по чартеру. В этом случае для перевозки груза предоставляются все
судно, его часть или определенные помещения.
Обычно на практике применяются проформы
чартеров, разработанные международными
морскими организациями, а также национальными
объединениями судовладельцев. Чартеры
разрабатываются по видам грузов (угольные,
нефтяные, лесные и т.д.), благодаря чему
учитывается специфика перевозки отдельных грузов. По своему
содержанию морской чартер представляет
собой сложный договор, в который включается
до 60 различных условий (предоставление
груза, порядок его подачи, расчеты по
фрахту и т.д.). В отношении ответственности
обычно делается ссылка на условия Конвенции
об унификации некоторых правил о коносаменте.
Условия проформ чартера могут изменяться
и дополняться сторонами, в частности,
посредством включения оговорок.
3.3 Международная
морская организация
Международная морская организация
была создана 6 марта 1948 года в Женеве.
Изначально в международную морскую организацию
(ИМО) входило всего лишь 40 государств.
На настоящий момент список государств-членов
увеличился и их число составляет 168.
Принятие морского законодательства
является основной задачей этой организации.
ИМО приняла около 40 конвенций и протоколов,
большинство из которых обновляются в
соответствии с изменениями, происходящими
в мировых морских перевозках; а также
более 1000 кодексов и рекомендаций, касающихся
безопасности на море, предотвращения
загрязнения и других соответствующих
проблем. К задачам ИМО по повышению безопасности
морского судоходства и предотвращению
загрязнения моря судами добавились вопросы
морской безопасности. Главные экологические
вопросы, которыми занимается ИМО, включают
перенос вредных водных организмов в балластной
воде и донных отложениях, выброс судами
парниковых газов и утилизацию судов.