Договоры между Россией и иностранными государствами о судоходстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств, включая дно и ресурсы, а также регламентирующих отношения между государствами по вопросам их использования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I Международное морское право…………………………………5
Понятие и история международного морского права……………..5
Принципы международного морского права……………………….6
Глава II Правовое положение пространств Мирового океана……….9
2.1 Понятие и режим внутренних морских вод…………………………9
2.2 Понятие и режим территориального моря………………………….11
2.3 Понятие и режим прилежащей зоны………………………………...13
2.4 Понятие и режим исключительной экономической зоны………...14
2.5 Понятие и режим континентального шельфа………………………16
2.6 Понятие и режим открытого моря……………………………………17
Глава III Договоры международной морской перевозки……………..19
3.1 Понятие международных перевозок………………………………....19
3.2 Международные морские перевозки…………………………………20
3.3 Международная морская организация………………………………21
Заключение…………………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

ВАВТ КУРСОВАЯ.docx

— 51.91 Кб (Скачать)

ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Международно-правовой факультет

Дневное отделение

Кафедра публичного права

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Международное право»

Тема: «Договоры между Россией и иностранными государствами о судоходстве»

 

Работу выполнила:                                                 Научный руководитель

 Студентка 2 курса МПФ  ДО                                 Доцент кафедры публичного

 Нестерова Е.Ю.                                                       права

                                                                                   Рубцова Т.И

                                     

 

Работа сдана на кафедру                                         Оценка работы

«___»________ 2011 г                                             «____»_________2011 г

 

 

Москва-2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава I Международное морское право…………………………………5

    1. Понятие и история международного морского права……………..5
    2. Принципы международного морского права……………………….6

Глава II Правовое положение пространств Мирового океана……….9

2.1 Понятие и  режим внутренних морских вод…………………………9

2.2 Понятие и  режим территориального моря………………………….11

2.3 Понятие и  режим прилежащей зоны………………………………...13

2.4 Понятие и  режим исключительной экономической  зоны………...14

2.5 Понятие и  режим континентального шельфа………………………16

2.6 Понятие и  режим открытого моря……………………………………17

Глава III Договоры международной морской перевозки……………..19

3.1 Понятие международных перевозок………………………………....19

3.2 Международные  морские перевозки…………………………………20

3.3 Международная  морская организация………………………………21

Заключение…………………………………………………………………..24

Список литературы…………………………………………………………26

 

 

 

Введение

 

На сегодняшний день международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств, включая дно и ресурсы, а также регламентирующих отношения между государствами по вопросам их использования.

Целью данной работы является рассмотрение основных понятий такой самостоятельной отрасли, как международное морское право, рассмотрение источников международного морского права, рассмотрение правовых режимов частей Мирового океана (территориального моря, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и т.д.)  и исследование договоров  между государствами в этой сфере.

 Роль Мирового океана, как наиболее перспективной зоны политического влияния и экономической деятельности увеличивается. С ним связывают не только наибольшие надежды, но и тревоги человечества. Еще с давних времен Мировой океан был тем пространством , которое государства хотели подчинить своим интересам. Водное пространство всегда было и до сих пор остается местом разрешения конфликтов, используется для целей вооруженной агрессии. Война никогда не должна являться способом разрешения споров. Именно с целью мирного урегулирования возникших конфликтов и были созданы нормы международного морского права и международные организации. В этом и выражается актуальность темы курсовой работы.

В первой части данной курсовой работы анализируется понятие международного морского права, его источники и основных принципы.

Во второй части работы рассматриваются виды морских пространств, различающихся по правовому режиму.

В третье главе курсовой работы исследуются наиболее важные вопросы международных морских перевозок, их значение. Также будет рассказано о Международной морской организации, ее истории и роли в современном судоходстве.

При написании курсовой работы был использован самый важный источник международного морского права – Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, участником которой является и Российская Федерация. Рассматриваются самые важные положения Конвенции, её действие во времени и в пространстве. Также необходимым для достижения цели курсовой работы представляется определение значения положений Конвенции ООН по морскому праву для России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава I. Международное морское право

    1.  Понятие и история международного морского права

Морское право является одной из «древнейших» отраслей международного права. Необходимость в урегулировании морских отношений возникла с появлением первый торговых сделок между государствами. Изначально ограничивались лишь некоторыми правилами (перевозки грузов, пользовании морскими причалами). Постепенно эти правила увеличивались в количестве и они становились неписанными кодексами, которые соблюдались всеми. И уже только затем стали появляться первые межгосударственные договоры, которые касались не только разрешения, но и запрещения плавания в морях.

В истории развития международного морского права принято выделять несколько этапов:

Первый этап связан с принятием на I-ой Женевской Конференции ООН по морскому праву 1958 четырех конвенций: о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, об открытом море, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

Второй этап принято связывать с III Конференцией ООН по морскому праву, работа которой продолжалась с 1973 по 1982 год. В рамках данной Конференции был разработан уникальный по своему содержанию международно-правовой акт – Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. На сегодняшний день её участниками являются свыше 150 стран и ЕС. Российская Федерация ратифицировала данную конвенцию только в 1997 году, хотя она вступила в силу уже в 1994 году.

В течении многих лет главными источниками морского права считались и продолжают считаться Женевские конвенции. До сих главенствующую позицию в урегулировании споров занимает Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Но не стоит забывать и про обычай, которой и сейчас используется в сфере международного морского права.

Для обеспечения более эффективной реализации норм морского права государства издают внутригосударственные правовые акты. Они считаются необходимыми, так как разъясняют и конкретизируют положения международных договоров применительно к отдельному государству.

Таким образом, международное морское право представляет собой совокупность норм, которые определяют правовой статус морских пространств и регулируют межгосударственные отношения в связи с их исследованием и использованием.

1.2 Принципы международного морского права

Принципы международного морского, как и любого другого права являются его основой. Именно они определяют его характерные черты. В зависимости от уровня соблюдения и признания этих принципов находится действие международного права в современном мире.

Большинство основополагающих принципов международного морского права закреплены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Выделяют следующие принципы:

    • принцип свободы в открытом море;1
    • принцип исключительной юрисдикции государств над судами своего флага в открытом море;
    • принцип мирного использования мирового океана2;
    • принцип суверенитета государств над внутренними морскими водами;
    • принцип защиты морской среды3;
    • принцип иммунитета военных кораблей;
    • принцип сохранения и рационального использования морских живых ресурсов;
    • принцип свободы морских научных исследований4.

Рассмотрим некоторые принципы подробнее.

Самым старейшим принципом международного права является принцип свободы в открытом море. Этот принцип предполагает невозможность подчинения открытого моря в целом или его части какому-либо государству. Оно должно оставаться открытым для всех государств, даже для тех, которые не имеют выхода к морю. Этот принцип включает в себя: свободу рыболовства, судоходства, научных исследований, прокладки трубопроводов и кабелей.

Принцип исключительной юрисдикции государств над судами своего флага в открытом море. На торговое судно, находящееся в открытом море не распространяется юрисдикция ни одного государства, кроме юрисдикции того государства, чей флаг оно несет. Этот принцип прекращает свое действие в случаях, предусмотренных законом (судно плывет без флага, занимается работорговлей, пиратством и т.д.)

Принцип защиты морской среды предполагает собой предотвращение загрязнения водного пространства.

Принцип иммунитета военных кораблей наделяет иммунитетом только те военные корабли, которые используются в некоммерческих целях. Законом прямо  обозначены случаи, в которых корабли могут быть лишены такого статусы нанесение ущерба и т.п.)

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что без соблюдения и уважения принципов государствами регулирование морской деятельности невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II глава.  Правовое режим пространств мирового океана

 

Мировой океан подразделяется на определенные составные части, каждая из которых имеет свой правовой режим. Об этом и пойдет речь во второй части данной курсовой работы.

 

2.1 Понятие и режим внутренних морских вод

 

 «Воды, расположенные в сторону берега от исходной линии

территориального моря,  составляют часть внутренних вод государства»5.

Подробнее данное определение раскрыто в учебном пособии Авраменко И.М., и оно гласит, что внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

Внутренние морские воды принято считать частью территории государства, на них распространяется его суверенитет. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 года обозначены правила, в соответствии с которыми государства должны обозначать границы своих внутренних вод и устанавливать их в своем национальном законодательстве. Например, в Российской Федерации эти границы определены в Законе о Государственной Границе.

 К внутренним морским водам принято относить:

    • воды портов, ограниченные линией, которая проходит через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
    • воды заливов, губ, бухт, лиманов, берега которых принадлежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль. В случае, когда линия естественного входа превышает 24 мили, то внутри залива должна быть проведена исходная прямая, равная 24 милям
    • воды заливов, губ, бухт, лиманов, морей и проливов, которые исторически принадлежат данному государству. Ширина линии естественного входа в этом случае не имеет никакого значения. В Российской Федерации перечень таких водных пространств устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям».
    • .воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря, когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов.

В случаях, когда побережье морей принадлежит двум и более государствам, правовой статус водных пространств принято определять по соглашению между этими государствами

Правовой режим внутренних морских вод устанавливается международно-правовыми актами или внутригосударственным законодательством и представляет собой совокупность правил захода во внутренние воды и порты, пребывания в них и выхода из них.

В Российской Федерации правовой режим внутренних морских вод определяется несколькими законодательными актами:

  1. Водным кодексом РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ
  2. ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010
  3. ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» от 31.07.1998 № 155-ФЗ
  4. Законом РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 07.02.2011) "О Государственной границе Российской Федерации"

 

Важно отметить, что на иностранные военные корабли, которые находятся во внутренних морских водах другого государства, не распространяются правила о таможенном контроле, ответственности за преступления, которые были совершены на корабле и т.д. Они пользуются экстерриториальностью. Но, в случае нарушения иностранными кораблями местных законов, власти могут сообщить об этом Правительству государства, под флагом которого плавает корабль, или же, они могут указать на нарушения капитану корабля.

 

2.2 Понятие и режим территориального моря.

Под территориальным морем понимается морской пояс, который находится за пределами сухопутной территории и внутренних вод государства.

Также как и на внутренние морские воды, на территориальное море распространяется суверенитет государства, которому оно принадлежит. Следует отметить, что суверенитет распространяется не только на само территориальное море, но и на воздушное пространство над ним, а также и на поверхность и недра дна в пределах этих вод. Из этого можно сделать вывод, что ни одно иностранное государство не вправе использовать естественные ресурсы и производить лов рыбы в пределах территориального моря. Исключения составляют лишь случаи, когда государство, которому, принадлежит данное территориальное море ( прибрежное государство) , дает согласие на эти действия. Это правило закреплено в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Согласно ст. 71 Конституции РФ, Российская Федерация определяет статус своего территориального моря. Подробная регламентация порядка и условий использования этой части пространства России находится в Законе «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 года.

Каждое государство вправе устанавливать ширину своего территориального моря, но она не должна превышать 12 морских миль. На настоящее время 135 стран имеют территориальное море шириной 12 морских миль. 12 стран объявили свое территориальное море за пределами этой ширины. Среди них Либерия, Перу, Никарагуа, Конго, Эквадор, Сомали и другие.  Также существуют страны, ширина территориального моря которых составляет менее 12 морских миль ( Греция, Норвегия, Доминиканская Республика).

Информация о работе Договоры между Россией и иностранными государствами о судоходстве