Дипломатическое и консульское право: понятие и источники

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 22:11, контрольная работа

Краткое описание

В современном международном праве основными источниками, которые кодифицировали дипломатическую и консульскую отрасль права, являются: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о специальных миссиях 1969 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……...3
Глава 1. Дипломатическое право…………………………….…………………..5
1.1. Внешняя политика и дипломатия, их соотношение с международным правом………………………………………………………………………..…….5
1.2. Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях………………………………………………………………………....6
1.3. Органы внешних сношений в Российской Федерации
и её субъектов…………………………………………………………………….8
1.4. Министерство иностранных дел Российской Федерации………………....9
1.5. Положение о посольстве Российской Федерации………………………...12
1.6. Дипломатические представительства: функции, полномочия,
состав и представительства…………………………………………………......15
1.7. Дипломатический корпус……………………………………………….….20
Глава 2. Консульское право ……………………………………………....…….22
2.1. Понятие и источники консульского право …………..................................22
2.2. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года:
основные характеристики …………..…………………………………………..23
2.3. Установление консульских отношений……………………………..…….25
2.4. Виды и функции консульских представительств………………………....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…30Список использованных нормативно – правовых актов и литературы……………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

межд. право.docx

— 62.40 Кб (Скачать)

2.3. Установление  консульских отношений

Государства устанавливают консульские отношения на основе взаимного согласия. Установление дипломатических отношений означает и согласие на установление консульских отношений, если не оговорено иное. Консульские отношения могут устанавливаться и поддерживаться и при отсутствии дипломатических отношений. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой автоматически разрыва консульских отношений.

В настоящее время консульская практика знает два вида консульских учреждений: консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения.

СССР в середине 20-х годов стал инициатором введения в международную практику института «отдельских консульств», то есть создания консульских отделов в составе дипломатических представительств.

 

Между установлением консульских отношений и фактическим открытием отдельного консульского учреждения может быть разрыв во времени, поскольку по согласованию между сторонами решаются не только вопросы об установлении консульских отношений, но и для каждого конкретного случая - об открытии соответствующего консульского учреждения, его местонахождении, классе, территориальных пределах его деятельности в государстве пребывания.

Консул и любое другое консульское должностное лицо считаются приступившими к исполнению своей миссии с момента вступления в должность. Для этого необходимо, чтобы лицо было назначено компетентными органами представляемого государства и признано властями государства пребывания.

Во многих государствах, в том числе и в России, вопросы назначения своих и приема иностранных консулов входят в компетенцию ведомств иностранных дел.

Консульское право не предусматривает обязательного получения предварительного согласия принимающего государства. Однако в двусторонние консульские договоры и конвенции многие государства включают положения, предусматривающие получение предварительного согласия на назначение главы консульского учреждения.

Для выполнения консулом своей миссии необходимо получение консульского патента и экзекватуры.

Консульский патент - это документ, выдаваемый компетентными органами представляемого государства и подтверждающий факт назначения соответствующего лица главой самостоятельного консульского учреждения. В нем указываются полное имя назначаемого лица, его гражданство, ранг, занимаемая должность, консульский округ и местонахождение консульства. Этот документ направляется правительству государства пребывания.

По получении консульского патента власти принимающего государства решают вопрос о выдаче лицу, назначенному консулом, экзекватуры, то есть разрешения на выполнение своих функций в консульском округе. Получив экзекватуру, консул может приступать к выполнению своей миссии; порядок и форма выдачи экзекватуры регулируются законодательством принимающего государства. Экзекватура может представлять собой отдельный документ либо выдаваться в форме разрешительной надписи на консульском патенте. До получения экзекватуры может быть выдано временное разрешение на выполнение консульских функций. В выдаче экзекватуры может быть отказано без объяснения мотивов. В зависимости от времени выдачи экзекватуры, а также от ранга определяется старшинство консула по отношению к другим членам консульского корпуса, то есть другим главам консульских учреждений в данном пункте государства пребывания. В более широком смысле консульский корпус включает в себя всех находящихся в данном пункте консульских должностных лиц, членов их семей, нештатных (почетных) консулов и сотрудников консульских отделов дипломатических представительств.

Консульский корпус возглавляется дуайеном, то есть старшим по рангу и времени получения экзекватуры главой консульского представительства, который выполняет в основном церемониальные функции. В государстве пребывания может быть несколько консульских корпусов в зависимости от количества пунктов, где имеются консульские представительства.

Для заведующих консульскими отделами дипломатических представительств, как правило, не требуется направления консульского патента и получения экзекватуры. Они, как и другие сотрудники этих отделов, продолжают оставаться членами персонала дипломатического представительства и сохраняют статус таковых. Об их назначении извещаются власти государства пребывания.

При изменении пределов консульского округа или класса главы самостоятельного консульского учреждения от него требуется получение новых патента и экзекватуры. Для других членов персонала консульства этого не требуется. Власти государства пребывания информируются об их назначении на соответствующую должность.

Свои консульские сношения государства могут осуществлять и через посредство так называемых нештатных (почетных) консулов. Нештатный консул - это лицо, не состоящее на государственной службе представляемого государства, но выполняющее по его поручению и с согласия государства пребывания консульские функции. Нештатными консулами могут быть граждане представляемого государства, государства пребывания или какого-либо третьего государства. За выполнение консульских функций нештатный консул жалованья не получает, но может обращать в свою пользу консульские сборы.

Окончание миссии консула может иметь место в следующих случаях:

1. отозвание консула представляемым государством;

2. аннулирование экзекватуры государством пребывания;

3. истечение срока консульского патента;

4. закрытие консульского учреждения в данном пункте;

5. прекращение консульских  отношений в целом;

6. война между государством  пребывания и представляемым  государством;

7. смерть консула;

8. выход территории, где  находится консульский округ, из-под  суверенитета государства пребывания.

Первый из вышеперечисленных случаев наиболее распространен и в основном имеет место при нормальной смене консулов в каком-либо пункте государства пребывания. При этом государство пребывания извещается, желательно заблаговременно, о факте отозвания консула, а для его преемника испрашивается экзекватура.

Аннулирование экзекватуры происходит гораздо реже, как правило, в результате нарушения консулом законов государства пребывания. При этом, согласно ст. 23 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, консул может быть объявлен persona поп grata и перед представляемым государством может быть поставлен вопрос о его отзыве. Государство пребывания в этом случае не обязано мотивировать причины аннулирования экзекватуры.

В случае войны прекращающий свою миссию консул может поручить защиту интересов своих соотечественников в государстве пребывания консулу третьего государства.

2.4. Виды  и функции консульских представительств

Установление дипломатических отношений сопровождается, как правило, установлением и консульских отношений. В государствах, с которыми консульские отношения не установлены, функции консульских учреждений могут выполнять дипломатические представительства. В то же время в государстве, где нет дипломатического представительства, консульские учреждения могут осуществлять некоторые из дипломатических функций.

Различают четыре вида консульских представительств: генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство. Их возглавляют соответственно генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент. К консульским учреждениям относятся также консульские отделы дипломатических представительств.

Местонахождение консульского учреждения и его класс определяются по соглашению с государством пребывания. Консульское представительство в отличие от дипломатического действует не на всей территории страны пребывания, а в пределах установленного консульского округа.

При назначении на должность консул получает письменное полномочие - консульский патент. Консул приступает к исполнению своих обязанностей после получения согласия (экзекватуры) государства пребывания. Экзекватура оформляется в форме записи на консульском патенте либо в виде отдельного документа. В РФ консульские учреждения подчинены МИД РФ и действуют под руководством главы дипломатического представительства. Консульские должностные лица и сотрудники консульских учреждений состоят на государственной службе в МИД.

Функции консульских представительств несколько уже, чем у посольств. В задачи консульских учреждений РФ входят:

1. защита за границей  прав и интересов РФ, российских физических и юридический лиц;

2. содействие развитию  дружественных отношений с государством пребывания;

3. учет постоянно проживающих  и временно находящихся в его консульском округе граждан РФ;

4. воинский учет граждан  РФ;

5. обеспечение и защита  прав граждан РФ, находящихся  под арестом, задержанных или  лишенных свободы в иной форме  или отбывающих наказание;

6. выдача, продление, погашение виз на въезд и выезд;

7. регистрация актов гражданского состояния;

8. совершение нотариальных действий;

9. легализация документов;

10. содействие военным  кораблям РФ, морским и воздушным судам;

11. иные полномочия, предусмотренные законом и договорами.

Персонал консульских учреждений делится на три группы: консульские должностные лица, административно-технический и обслуживающий персонал.

представительства по привилегиям и иммунитетам к дипломатическим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дипломатическое и консульское право в своей совокупности составляют право внешних сношений, которое в целом регулирует межгосударственные официальные отношения. Это одна из основных отраслей международного права, представляющая собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений.

Дипломатическое и консульское право - это совокупность договорных и обычных норм, определяющих правовой статус, порядок и условия деятельности государственных органов внешних сношений и должностных лиц дипломатических и консульских представительств. Это одна из старейших отраслей международного права. Она возникла и стала развиваться со времени появления государств. Дипломатическое право состоит из норм обычного права, которые кодифицированы в конвенциях, которые были названы выше.

Консульское право, являясь частью международного права, развивалось непосредственно под влиянием мировых экономических связей. Нормы консульского права по своему назначению являются средствами установления, поддержания и укрепления широких политических, экономических, культурных отношений между государствами, основанных на уважении суверенитета, принципе невмешательства во внутренние дела друг друга и взаимной выгоде. В последние годы в России было принято множество нормативных актов, призванных создать прочную основу функционирования консульских отношений.

Консульские конвенции, действующие между Российской Федерацией и иностранными государствами, создают благоприятные условия для становления и развития консульских отношений, осуществления и совершенствования консульских функций в целях содействия развитию и укреплению дружественных отношений и сотрудничества между странами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Венская конвенция о  консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.)

2. Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях

3. Блищенко И.П. Дипломатическое право; 2-е издание, исправленное и дополненное, допущено Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности «Правоведение», Москва «Высшая школа» 1990 г.

4. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 415 с.

5. Международное право. Учебник  для вузов, рекомендовано Министерством  общего и профессионального образования  Российской Федерации в качестве  учебника для студентов высших  учебных заведений, обучающихся  по специальности и направлению  «Юриспруденция». Издательская группа  НОРМА-ИНФРА * М, Москва, 1999

6. Международное публичное  право. Учебник. / Под ред. К.А. Бекяшева._М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. - 608 с.

7. Дипломатическая служба. 382 с.

8. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право в вопросах и ответах. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: «ЭКСМО», 2009. - 336 с.

9. Международное право: учеб. для студентов вузов, обучающихся  по специальности «Юриспруденция»/|Ашавский Б.М. и д.р.|: под ред: Ковалева А.А., Черниченко С.В.: - М.: изд. «Омега - Л». 2011. - 831 с.

 

 


Информация о работе Дипломатическое и консульское право: понятие и источники