Дипломатическое и консульское право: понятие и источники

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 22:11, контрольная работа

Краткое описание

В современном международном праве основными источниками, которые кодифицировали дипломатическую и консульскую отрасль права, являются: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о специальных миссиях 1969 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……...3
Глава 1. Дипломатическое право…………………………….…………………..5
1.1. Внешняя политика и дипломатия, их соотношение с международным правом………………………………………………………………………..…….5
1.2. Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях………………………………………………………………………....6
1.3. Органы внешних сношений в Российской Федерации
и её субъектов…………………………………………………………………….8
1.4. Министерство иностранных дел Российской Федерации………………....9
1.5. Положение о посольстве Российской Федерации………………………...12
1.6. Дипломатические представительства: функции, полномочия,
состав и представительства…………………………………………………......15
1.7. Дипломатический корпус……………………………………………….….20
Глава 2. Консульское право ……………………………………………....…….22
2.1. Понятие и источники консульского право …………..................................22
2.2. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года:
основные характеристики …………..…………………………………………..23
2.3. Установление консульских отношений……………………………..…….25
2.4. Виды и функции консульских представительств………………………....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…30Список использованных нормативно – правовых актов и литературы……………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

межд. право.docx

— 62.40 Кб (Скачать)

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Он назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

К специальным органам внешних сношений Российской Федерации относится ряд федеральных министерств и ведомств (Министерство иностранных дел РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная пограничная служба РФ, некоторые другие органы в пределах их компетенции).

Непосредственное осуществление дипломатических сношений в Российской Федерации, как и в большинстве других государств мира, возлагается, как правило, на внешнеполитическое ведомство - министерство иностранных дел (или какое-либо иное ведомство, что зависит от традиций соответствующего государства). Указом Президента России от 11 июля 2004 г. №865 (с изм. и доп.) было утверждено ныне действующее Положение о Министерстве иностранных дел РФ. В соответствии с этим документом МИД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

В систему МИД России входят дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за рубежом, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, представительства Министерства, а также другие подведомственные ему организации, находящиеся на территории Российской Федерации.В число основных задач МИД России наряду с другими входят согласно п. 2 вышеуказанного Положения разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту России; реализация внешнеполитического курса РФ в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом России; обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями; защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом; содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов России в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики РФ и реализации ее международных прав и обязательств.

Зарубежные органы внешних сношений принято подразделять на постоянные и временные. К постоянным органам внешних сношений относятся дипломатические представительства (посольства, миссии), постоянные представительства при международных организациях и консульские учреждения. К временным органам относятся специальные миссии и делегации на международных конференциях или в международных органах.

Зарубежные органы внешних сношений - это органы государства, расположенные за его пределами и выполняющие функции защиты прав и интересов своего государства, граждан и юридических лиц.

    1. Министерство иностранных дел Российской Федерации

Министерство иностранных дел Российской Федерации - МИД России является центральным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями. В систему МИД России входят Центральный аппарат, российские дипломатические представительства и консульские учреждения за рубежом, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, представительства Министерства в субъектах Российской Федерации, а также и подведомственные предприятия, учреждения и организации, созданные для обеспечения деятельности министерства. К таким учреждениям относятся и учебные заведения: Дипломатическая Академия, дающая специальное дипломатическое образование на базе уже имеющегося высшего образования (при Академии функционируют курсы повышения квалификации кадровых работников центрального аппарата, а также загранучреждений), Московский государственный институт международных отношений - МГИМО (Университет), готовящий специалистов-международников, в области международных политических и экономических отношений, юриспруденции, политологии, менеджмента и делового администрирования, журналистики.

Министерство обладает статусом юридического лица, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы, счета в учреждениях банков Российской Федерации, в том числе в иностранной валюте. Финансирование осуществляется из средств федерального бюджета и частично из внебюджетных средств.

В соответствии с целями и задачами выстраивается структура министерства:

1. Руководящий состав:

- Министр - член правительства  Российской Федерации;

- Первый заместитель министра;

- Заместители министра - 8 человек (их число может меняться). Все они назначаются Президентом Российской Федерации;

- Коллегия министерства  в составе министра - председателя  коллегии, его заместителей по  должности, а также утверждаемых  в качестве членов других руководящих  работников, ученых и специалистов  системы министерства. Коллегия  рассматривает наиболее важные  вопросы деятельности министерства  и принимает соответствующие  решения. Принимаются они простым  большинством голосов в форме  постановлений и проводятся в  жизнь, как правило, приказами министра;

- Генеральный секретарь. Занимает высшую государственную  должность федеральной государственной  службы Российской Федерации, курирует  деятельность секретариатов министра  и его заместителей. Под его  руководством работает группа  оперативной информации, отдел документации, контроля, инспекции, группа советников  министра, а также персонал, занимающийся информацией загранучреждений, письмами и личными обращениями.

2. Территориальные департаменты, на которые возложена работа  по вопросам отношений России  с другими государствами и международными организациями.

3. Департаменты и управления функционального характера.

4. Департаменты, управления, отделы и другие подразделения  административно-хозяйственного характера.

5. Вспомогательные подразделения, обеспечивающие необходимые условия  функционирования центрального  аппарата МИДа и подведомственных ему учреждений и организаций, а также загранпредставительств.

Основные задачи Министерства иностранных дел России:

- разработка общей стратегии  внешней политики Российской  Федерации и представление соответствующих  предложений Президенту Российской Федерации;

- реализация внешнеполитического курса Российской Федерации;

- координация международных  связей субъектов Российской Федерации;

- защита прав и интересов  граждан и юридических лиц  Российской Федерации за рубежом;

- обеспечение дипломатических  и консульских отношений Российской  Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

Задачи определяют функции Министерства, к числу основных из них относятся:

- разработка проектов  международных договоров Российской  Федерации. Подготовка предложений  о заключении, выполнении, прекращении  и приостановлении действий таких договоров.

- ведение переговоров  с иностранными государствами  и международными организациями. Участие в расширении торгово-экономических  и финансовых связей, научно-технических, культурных и других обменов  Российской Федерации с иностранными  государствами и международными организациями;

- реализация дипломатическими  средствами усилий Российской  Федерации по обеспечению международного  мира, глобальной и региональной  безопасности с учетом ответственности  России как постоянного члена  Совета Безопасности ООН, участника  общеевропейского процесса и  других региональных механизмов.

- участие в разработке  политики и конкретных мероприятий  по обороне и безопасности  Российской Федерации, осуществлению  конверсии ее оборонной промышленности;

- содействие осуществлению  межпарламентских и других связей Федерального Собрания;

- содействие распространению  за рубежом информации о внешней  и внутренней политике Российской  Федерации, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны;

- информирование загранпредставительств  по вопросам внешней и внутренней  политики Российской Федерации;

Одной из основных функций МИД России является взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями. Ее цель: обеспечение проведения единой скоординированной внешнеполитической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.

Помимо своих прямых обязанностей по руководству возглавляемого им ведомства и входящих в его систему российских загранпредставительств и подведомственных организаций, Министр, занимая государственную должность категории «А», выполняет ряд специальных политических функций. По поручению Президента Российской Федерации и Правительства страны он представляет Россию на двусторонних и многосторонних переговорах, подписывает заключаемые ею договоры. Он представляет также Министерство во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами государственной власти иностранных государств, а также с международными организациями. Министру предоставлено право вносить в установленном порядке предложения о назначении или об отзыве послов Российской Федерации в иностранных государствах и ее представителей при международных (межгосударственных и межправительственных) организациях, о назначении или освобождении глав государственных и правительственных делегаций. В пределах своей компетенции он назначает на должности или освобождает от должности руководящих работников центрального аппарата министерства и загранпредставительств, а также других работников системы министерства.

    1. Положение о посольстве Российской Федерации

Посольство – высший класс зарубежного государственного органа внешних сношений, осуществляющий представительство Российской Федерации в стране пребывания. Указанный статус определяет уровень реализации внешнеполитического курса Российской Федерации в стране пребывания; защиту национальных и имущественных интересов своей страны, прав и интересов российских граждан и юридических лиц; ведение переговоров с правительством государства пребывания; поддержание контактов с органами государственной власти, а также внешнеполитическими ведомствами, общественными объединениями, деловыми и культурными кругами, средствами массовой информации и представителями дипломатического корпуса.

На Посольство возлагается задача обеспечения дипломатическими средствами развития сотрудничества Российской Федерации с государством пребывания в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях, представляющих взаимный интерес, и оказание содействия в установлении контактов между государственными органами, общественными объединениями и представителями деловых кругов обоих государств.

К числу важнейших функций относится также сбор информации о государстве пребывания, анализ отношений с ним Российской Федерации. Такая информация касается внешней и внутренней политики государства пребывания, положения в системе международных отношений, а также деятельности других государств, международных организаций и союзов в регионе его расположения. По всем этим вопросам посольству надлежит информировать Президента Российской Федерации, Правительство, МИД России и другие федеральные органы власти, вносить в установленном порядке предложения по развитию отношений между обоими государствами и обеспечению интересов России в соответствующем регионе.

Положением о посольстве Российской Федерации предусматривается участие посольства в подготовке международных договоров России с государством пребывания и выработке предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия двусторонних договоров с ним, активное участие в других вопросах договорной практики.

На Посольство также возлагается: распространение в государстве пребывания официальной информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, ее социально-экономической, культурной и духовной жизни; участие в подготовке и осуществлении обменов на высшем и высоком уровне, а также визитов в страну пребывания официальных делегаций, включая делегации Федерального Собрания Российской Федерации; делегаций и представителей федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации.

Информация о работе Дипломатическое и консульское право: понятие и источники