Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:10, курсовая работа
Международное частное право возникло и сложилось в силу объективного существования в мире около двухсот правовых систем, каждая из которых устанавливает «свои» нормы для регулирования одних и тех же общественных отношений. В тех случаях, когда помимо национальных субъектов права – физических и юридических лиц одного государства – в правовых отношениях участвует «иностранный элемент», появляется необходимость в дополнительном правовом регулировании. Игнорирование иностранной правовой системы и подчинение отношений только одному правопорядку не может обеспечить объективного, адекватного конкретным жизненным обстоятельствам, правового регулирования.
Введение
3
Виды субъектов международного частного права
4
Правовое положение физических и юридических лиц, как субъектов МЧП
6
Дееспособность и правоспособность иностранных граждан
6
Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования
9
Взаимность и реторсии
10
Правовое положение российских граждан за рубежом
13
Правовое положение юридических лиц
14
Правовое положение иностранных юридических лиц
17
Государство как субъект МЧП
20
Международная межправительственная организация как субъект МЧП
24
Заключение
26
Список используемой литературы
«Национальность» юридического лица - это принадлежность юридического лица к определенному государству. Этот термин используется для определения правовой связи юридического лица с государством: отчисления налогов; создания ее стороны государства правового регулирования в отношении тех вопросов, которые составляют содержание личного статуса. В случае, если, например, юридическое лицо является российским, то личный статус его будет определяться российским правом; для французского - применимо французское право и т.п.
Необходимо подчеркнуть, что термин «национальность» является условным и не показывает наличия в данном юридическом лице иностранного капитала или вхождения иностранцев в состав учредителей. Подобные «осложнения» юридического лица иностранным элементом не изменяют его национальности.
Понятия «личного статуса» и «национальности» взаимосвязаны и взаимообусловлены: национальность юридического лица определяет его личный статут, а содержание личного статуса зависит от того, какую национальность имеет юридическое лицо. В каждой правовой системе существуют свои критерии определения национальности и содержатся разные коллизионные нормы, определяющие гражданскую правоспособность (личный статус) юридических лиц.
Различают следующие наиболее распространенные критерии определения национальности (или часто именуемые в юридической литературе - доктрины определения национальности):
На практике возможно сочетание различных критериев для определения вопросов, связанных с деятельностью юридического лица. Как правило, подобные вопросы получают юридическое закрепление в двусторонних торговых соглашениях (в большинстве своем, по вопросам избежания двойного налогообложения).
В Российской Федерации применяется принцип инкорпорации: любое юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ, считается российским, то есть имеет «российскую» национальность. При этом встречающееся в настоящее время в обиходе, а ранее в нормативных актах такое понятие, как «совместное предприятие», означает лишь учреждение данного предприятия российскими и иностранными лицами и наличие в уставном фонде такого предприятия иностранного капитала. Национальность «совместного предприятия», так же, как и любого предприятия, учрежденного только иностранцами (или имеющего в уставном фонде только иностранный капитал) на территории РФ, будет российской, поскольку данное юридическое лицо зарегистрировано (внесено в Государственный реестр) на территории РФ.
Принцип инкорпорации в Российской Федерации нашел отражение в ст.161 ГК РФ, в которой содержится положение о том, что гражданская правоспособность иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо. Следовательно, если юридическое лицо учреждено в Российской Федерации, то его правоспособность будет определяться по российскому праву и юридическое лицо будет иметь российскую национальность..
Разные принципы определения национальности юридического лица на практике порождают проблему в правовом регулировании деятельности юридических лиц. Эта проблема в МЧП именуется «коллизией коллизий».
«Коллизия коллизий» — это понятие, используемое в МЧП для обозначения ситуации, когда одни и те же фактические обстоятельства в разных правовых системах имеют различное регулирование.
Существование
«коллизии коллизий»
«Коллизия коллизий» проявляется как в виде «положительной» коллизии (когда одно правоотношение может быть урегулировано несколькими правовыми системами), так и в виде «отрицательной» (в том случае, когда ни одна из правовых систем не является «компетентной» для регулирования конкретного правоотношения).
При положительной коллизии на определение национальности юридического лица «претендуют» две правовые системы. Например, в условиях, когда юридическое лицо, зарегистрированное в России (где признается принцип «инкорпорации») осуществляет свою деятельность на территории Франции (где существует принцип «оседлости»).
При отрицательной коллизии получается, что юридическое лицо вообще не имеет национальности: когда, например, юридическое лицо зарегистрировано во Франции, а осуществляет свою деятельность на территории России.
Преодоление
«коллизии коллизий» в
Иногда бывает недостаточным указать только национальность юридического лица, необходимо ещё определить, по какому принципу национальность установлена. Это может понадобиться, например, в контракте в случае, когда стороны указывают, что договор заключается между российским и французским (или другим иностранным) юридическим лицом. Чтобы впоследствии у арбитра не возникло вопроса, согласно какой доктрине лицо является российским или французским, необходимо дать дополнительные характеристики относительно национальности (в частности, указать, какое правило стороны избрали для определения национальности).
В юридической литературе в качестве разновидности юридических лиц, участвующих в отношениях, регулируемых МЧП, часто называют «международные юридические лица». При этом к ним относят транснациональные корпорации, транснациональные организации, консорциумы и т.п.6 В связи с этим необходимо заметить, что само понятие «международные юридические лица» является условным и его использование в МЧП не всегда считается обоснованным. Дело в том, что «международность» - это категория, показывающая наличие «иностранного элемента». В транснациональных корпорациях, компаниях «международность» означает деятельность предприятии, имеющих общую целевую направленность, на территории нескольких государств. Что касается национальности, то для каждого предприятия, входящего в транснациональную корпорацию, она всё равно будет определяться и соответствии с вышеизложенными правилами (согласно доктрине инкорпорации, доктрине оседлости, центра эксплуатации и т.п.). Учитывая это, терминологическая нагрузка в виде понятия «международное» применительно к транснациональным корпорациям создает ложное представление об отсутствии национальности у подобных видов юридических лиц.
Аналогично решается вопрос и с международными неправительственными организациями. Созданные на территории определенного государства, они подчиняются правовому регулированию, установленному законодательством этого государства, независимо оттого, что деятельность этих организаций носит международный характер, так как затрагивает интересы многих государств.
Так, например, Ассоциация международного сотрудничества «Безопасность предпринимательства и личности» включает организации и предприятия, действующие на территории России, США и ряда государств Западной Европы.
При этом организационно-правовые формы юридических лиц и их личный статут определяются правовой системой конкретного государства: в частности, личный статут российского агентства коммерческой безопасности «Альтернатива-М», созданного в 1994 году, определяется гражданским законодательством Российской Федерации.7
Большую роль в развитии международных экономических отношений играют иностранные юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории России.
Понятие «иностранные юридические лица» закрепляется в Федеральном Законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995г.: согласно ст.2 иностранными юридическими лицами признаются юридические лица и организации, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены.
Другими словами, иностранными юридическими лицами (применительно к российской правовой системе) считаются юридические лица, зарегистрированные за пределами территории России, правоспособность которых определяется по иностранному праву.
Своего рода родственным понятием, применимым к иностранным юридическим лицам, является термин «нерезиденты», который используется при регулировании валютных правоотношений. К нерезидентам относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением на их территории; предприятия с долевым участием иностранных инвестиций, либо полностью принадлежащие иностранным инвесторам, которые учреждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том случае, если предприятие осуществляет свою деятельность за пределами территории России не менее одного года, и другие образования, перечень которых содержится в Приложении № 1 к письму ЦБ РФ «Порядок определения резидентов и нерезидентов в Российской Федерации» от 18.06.1996г.
Таким образом, анализ российского законодательства показывает, что квалификация юридического лица как иностранного подчиняется различным правилам в зависимости от сферы деятельности и от характера правоотношений, в которых данное юридическое лицо участвует.
В российской правовой системе не закрепляются такие категории, как «допуск», «признание», используемые в отношении иностранных юридических лиц, в отличие, например, от правовой системы Франции, Германии, где предусмотрена специальная процедура
признания иностранного юридического лица со стороны государства (в частности, путем издания соответствующего приказа во Франции). Следовательно, в целом, все иностранные юридические лица могут осуществлять на территории Российской Федерации хозяйственную деятельность, заключать различного рода договоры, открывать представительства или учреждать филиалы, совершать сделки, а также участвовать в любых правоотношениях подобно российским юридическим лицам8. При этом никакого официального разрешения для деятельности иностранных юридических лиц со стороны Российской Федерации не требуется.
Вместе с тем, в российском законодательстве по ряду вопросов деятельности иностранных юридических лиц предусмотрено специальное регулирование. Это касается, в частности, налогообложения: иностранное юридическое лицо, действующее на территории России без открытия соответствующего филиала или представительства, не освобождается от взимания налога на добавленную стоимость при заключении договора аренды помещения, (что предусматривается для иностранного юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории России через представительство). Таким образом, российский законодатель «стимулирует» иностранных юридических лиц открывая, на территории России представительства и филиалы, посредством которых соответствующее иностранное юридическое лицо может осуществлять хозяйственную деятельность. В большинстве случаев так и происходит: иностранные юридические лица занимаются предпринимательством в России через свои представительства и филиалы.
Представительства иностранных юридических лиц обрываются на территории России в соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организации, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 30.11.89г. Положение закрепляет порядок открытия представительств, который обусловлен характером деятельности иностранного юридического лица. Предусмотрен срок, на который может открываться представительство: этот срок не превышает трёх лет.
В 1997 году Центральным Банком России было утверждено Положение о порядке открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных кредитных учреждений. Разрешение на открытие представительств иностранных кредитных организаций выдается Центральным Банком России сроком на три года.
В отличие от физических и юридических лиц («полноправных» субъектов МЧП), государство, как уже было отмечено, будет субъектом МЧП только при участии с другой стороны в сделке физического или юридического лица. Это не значит, что государство с государством не может заключить договор купли-продажи или любые другие договоры. Важно понимать, что межгосударственное общение определяется нормами международного публичного права. В случае возникновения спора, он будет решаться, например, в соответствии со ст. 33 Устава ООН в Международном Суде ООН, который рассматривает межгосударственные споры. Применимым будет международное публичное право, при этом сам вопрос о выборе «компетентной» национальной правовой системы не возникнет.
Участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, имеет свою специфику. Это связано с особой природой и сущностью государства — обладанием государственным суверенитетом как признаком, характеризующим государство. Государственный суверенитет означает верховенство государства в решении всех внутренних и внешних вопросов в пределах своей территории и компетенции, независимость одного государства от другого в решениях, действиях, ответственности, правовом регулировании. Независимость лежит в основе принципа суверенного равенства государств, который закреплен в Уставе ООН и ряде других международных соглашений как один из основных общепризнанных принципов международного права.
В силу суверенного равенства каждое государство пользуется международным иммунитетом — изъятием из-под действия национальной правовой системы. Различают несколько видов иммунитета государств9: