Значение и особенности института референдума в некоторых государствах

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 13:13, реферат

Краткое описание

При написании данной контрольной работы была поставлена следующая цель: изучить место референдума и плебисцита в зарубежных странах.
Для достижения которой, необходимо выполнить определенные задачи:
дать определение понятиям референдум и плебисцит;
дать сравнительную характеристику этим понятиям;
определить по каким принципам различаются референдумы;
определить значение референдума;
рассказать о некоторых особенностях институтов референдума в разных государствах.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..….……3
§ 1. Понятие и значение референдума и плебисцита……………….…….….4
§ 2. Виды референдумов……………………………………………….……....6
§ 3. Значение и особенности института референдума в некоторых государствах……..…………………………………………………………..…….8
Заключение…………………………………………………………………….…12
Список использованных источников и литературы…………………………...13

Файлы: 1 файл

к.р..docx

— 34.37 Кб (Скачать)

План

 

Введение…………………………………………………………………..….……3

§   1.   Понятие и значение референдума и плебисцита……………….…….….4

§   2.   Виды референдумов……………………………………………….……....6

§ 3. Значение и особенности института референдума в некоторых государствах……..…………………………………………………………..…….8

Заключение…………………………………………………………………….…12

Список использованных источников и литературы…………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Актуальность  темы исследования. Право напрямую участвовать в политической жизни своей страны закреплено практически в каждой конституции стремящихся к демократии государств. Граждане имеют право принимать прямое участие в  выработке решений по ключевым вопросам посредством общенародного голосования, – как по своей собственной инициативе, так и вследствие исполнения обязательных положений конституции. И это право реализуется путем народного голосования, придающего ему окончательный и обязательный (в некоторых странах совещательный) характер. О референдуме и плебисците как о видах народного голосования, о тонкостях их различи и о значении института референдума идет речь в настоящей курсовой работе.

Предметом исследования данной контрольной работы являются общественные отношения, возникающие по поводу референдумов и плебисцитов в зарубежных странах.

При написании данной контрольной  работы была поставлена следующая цель: изучить место референдума и плебисцита в зарубежных странах.

Для достижения которой, необходимо выполнить определенные задачи:

  1. дать определение понятиям референдум и плебисцит;
  2. дать сравнительную характеристику этим понятиям;
  3. определить по каким принципам различаются референдумы;
  4. определить значение референдума;
  5. рассказать о некоторых особенностях институтов референдума в разных государствах.

Степень научной  разработанности  темы. Данная тема не нова для науки Конституционного права зарубежных стран, в разное время ее разработкой занимались такие ученые, как: В.В. Маклаков, И.А Алебастрова, В.В. Комарова, Б.А. Страшун, В.Е. Чиркин, А.А. Мишин, Т.А. Васильева, С.А. Егоров и др.

§ 1. Понятие референдума и плебисцита

Референдум (от латинского —  “должное быть сообщенным”) — это  голосование избирателей, посредством  которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или  местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного самоуправления.1

Понятиями, близкими к “референдуму”  можно считать плебисцит, всенародный  опрос, всенародное обсуждение.  Все эти четыре понятия связаны  с выявлением воли избирателей, но методы такого выявления не всегда одинаковы. Плебисцит (“то, что сказал плебс”, под которым в данном случае понимался народ, а не римская аристократия) — это тоже голосование избирателей, но часто плебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности (например, при голо совании за единственную кандидатуру на должность президента).2

Впрочем, никакой четкости в этой терминологии ни на официальном, ни на неофициальном уровне нет. Выборы президента, особенно если избирателям предлагается одна кандидатура, в развивающихся странах называют и референдумом (Египет), и плебисцитом. (Пакистан). Правда, используя эти термины, нужно иметь в виду точность их перевода с иных языков, особенно неевропейских, поскольку смысловые обозначения не всегда совпадают.

Всенародный опрос предполагает выявление мнения населения всей страны, причем не обязательно путем голосования. Опрос может быть произведен той или иной общественной организацией, прессой. Если такой опрос не предполагает принятия решения избирателями, то он может быть проведен и путем их голосования. В этом случае он может представлять собой консультативный референдум — для этого необходимо проведение его уполномоченными государственными органами и с соблюдением необходимых процедур. Хотя Конституция РСФСР 1937 г. и называла всенародный опрос референдумом, ставя первое понятие в скобки по отношению ко второму, их не следует отождествлять: опрос по своему смыслу ограничивается выявлением мнения населения, а не принятие решения избирателями.3

Таким образом, юридические  последствия и юридическая сила у опроса и референдума – разная.

Для обозначения референдума  и плебисцита употребляется также  термин “всенародное голосование”. Но речь здесь идет не о поголовном участии в голосовании, а о  голосовании лиц, обладающих избирательными правами, по вынесенному на это голосование  вопросу.

Таким образом, референдум, как форма непосредственной демократии, явление далеко не новое. В мировой  политической и государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково. Он нередко отождествляется  со всенародным опросом и плебисцитом, однако, рассматривается как утверждение того или иного государственного решения путем народного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер.

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Виды референдумов

Классификации референдума  проводятся по различным основаниям и потому многочисленны. Различают:

1) общегосударственный и  местный референдум (последний проводится  на территории субъекта федерации,  автономного образования, одной  или нескольких административно-территориальных  единиц);

2) обязательный и факультативный референдум. В первом случае конституция устанавливает, что решение по определенному вопросу может быть принято только путем референдума (например, общегосударственный референдум при пересмотре конституции Швейцарии, местный референдум при объединении или разделении общин в Венгрии). Факультативный референдум означает, что решение по предлагаемому вопросу может быть принято путем референдума, а может быть принято и иным путем;

3) конституционный и обыкновенный  референдум. В первом случае на  референдум выносится проект  конституции (например, во Франции  в 1958 г.) или поправка к конституции.  Обыкновенным считается референдум  по иным вопросам, не имеющим  конституционного значения (например, в Швейцарии по вопросу о  вступлении в ООН);

4) допарламентский, послепарламентский, внепарламентский.

Первый проводится до принятия закона парламентом, желающим выяснить мнение населения по данному вопросу  путем голосования избирателей. Второй — после того, как закон  принят парламентом и вынесен  им на утверждение путем референдума. Третий — когда законы принимаются  на референдуме при отсутствии или  в обход парламента, поскольку  президент не уверен в его поддержке (так делалось во Франции при президенте де Голле);

5) утверждающий референдум (путем референдума избиратели  утверждают решение парламента) и отменяющий (например, в Италии  после соответствующего сбора  подписей избирателей, требуемых  законом,

неоднократно проводились  референдумы об отмене принятых ранее  законов парламента);

6) решающий и консультативный  референдум (в последнем случае  путем голосования выявляется  мнение избирателей, которое парламент  учитывает, а может и не учесть, например при принятии закона). 4

Есть и иные классификации: конституционный, законодательный, международно-правовой референдум (обычно по вопросам границ, участия в международных организациях), административный референдум (по вопросам устройства территории государства, в  системе его органов и т.д.). Эти классификации часто переплетаются: один и тот же референдум может  быть общегосударственным, обыкновенным, послепарламентским, отменяющим, решающим и т.д. В некоторых странах, например в Японии и Китае, института референдума на законодательном уровне не предусмотрено.

Правовые последствия  могут наступить после любого вида референдума, но обязательные правовые последствия связаны только с  референдумом, имеющим  решающий  характер, поскольку всякий консультативный  референдум, независимо, например, от того, будет он допарламентским или послепарламентским, представляет собой лишь выяснение мнения избирателей.

Обязательную силу для  всех органов государства, должностных  лиц, учреждений, граждан и их объединений  имеют акты решающего референдума. При этом юридическая сила таких  актов, как представляется, выше силы закона, принятого парламентом.5

Таким образом, нужно отметить, что в разных странах мира референдум может иметь разнообразные формы, различное юридическое значение и последствия. Во многих странах  Западной Европы референдум может быть использован, к примеру, как средство решения вопроса по изменению  территориального устройства.

§ 3. Значение и особенности института референдума в некоторых государства

Референдум (плебисцит) —  один из важнейших способов осуществления  прямой, непосредственной демократии. В принципе он имеет преимущества перед представительной демократией, т.е. такой формой, при которой  волю народа выражают и облекают в  законы и иные акты избранные населением представители — депутаты парламента, члены местных органов самоуправления. Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Однако значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, которые могут не оценить всех политических последствий принимаемого решения. Иногда референдум проводится в обстановке давления на психику избирателей (так неоднократно было во Франции при президенте де Голле), а в условиях авторитарных режимов — в обстановке насилия и угроз (в Пакистане при президенте Зия-уль-Хаке лицам, не явившимся на выборы для одобрения его кандидатуры, притом единственной, грозило тюремное заключение).6

Нужно отметить, что для  того, чтобы референдум не превратился  в фикцию, его проведение требует  полной гласности, справедливой публикации различных мнений, большой предварительной  работы по разъяснению формулы референдума  и его последствий. Референдум по такому сложному вопросу, как принятие конституции, проводимый без предварительного обсуждения населением, в парламенте или в иных органах, образованных из представителей различных групп  населения, давал иногда отрицательные  результаты: на референдуме одобрялись реакционные конституции. Референдум использовался правящей верхушкой  в  фашистской Германии для одобрения  территориальных захватов.

Необходимо отметить, что  референдум не является повсеместным и обязательным институтом. Референдум не применяется в тех англосаксонских  странах, где всегда господствовала идея верховенства парламента, хотя в  самой Великобритании в последние  десятилетия он в единичных случаях  проводился. Очень редко использовался  референдум в Бельгии. Не используется референдум и во многих азиатских  странах.

Референдум никогда не проводился в США на федеральном  уровне, в Нидерландах и других странах, но в Швейцарии он используется очень часто (более 400 раз на федеральном  уровне).

Для проведения референдума  устанавливаются определенные условия. Инициатива референдума может исходить только от некоторых высших органов государства, определенного числа депутатов парламента, установленного законом числа граждан и т.д. Во Франции инициатива референдума, как сложилось в результате толкования конституции и практики, принадлежит президенту: он объявляет референдум по своей инициативе и формулирует выносимые на референдум вопросы. В Италии для проведения референдума необходимо собрать 500 тыс. подписей избирателей, в Венгрии с такой инициативой могут выступить 50 депутатов парламента, в Италии — группа органов местного самоуправления — 5 из 20 областных советов. Эта инициатива, однако, не означает, что референдум будет обязательно проведен.

Во многих странах установлен порядок проверки соблюдения всех необходимых  процедур при инициативе референдума, включая иногда проверку со стороны  верховных или конституционных  судов. Если необходимые условия  соблюдены, в одних странах окончательное  решение принимает парламент, в  других — президент; все это связано  с тем, что на институт референдума  серьезно влияет форма правления  в государстве (парламентская или  президентская республика). Однако нередко парламент или президент  обязаны  назначить референдум, они  выбирают и устанавливают лишь определенную дату референдума. Местные референдумы проводятся обычно по инициативе местных представительных органов или группы избирателей (например, в Белоруссии — 10 % избирателей данной территории).

На референдум, как правило, выносится вопрос (реже — несколько  вопросов), предполагающий положительный (“да”) или отрицательный ; (“нет”) ответ избирателя. Возможен и иной вариант, когда голосующему предлагается выбор из нескольких возможных решений (такой способ практикуется, в частности, в Швейцарии). В этом случае избиратель сможет выбрать одно из решений или дать положительный ответ на несколько вариантов, решение же будет определяться большинством голосов: им считается вариант, набравший наибольшее число положительных ответов. Все остальные варианты, даже если они соберут значительное число голосов, считаются отвергнутыми.

Информация о работе Значение и особенности института референдума в некоторых государствах