Влияние кризиса на экономику развивающихся стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:52, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе исследованы основные причины современного экономического кризиса, а также выявлены последствия для экономик развивающихся стран мира, в том числе и России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….2
Особенности и причины возникновения современного экономического кризиса…………………………………………………………………………3
Анализ влияния мирового финансового кризиса на экономики развивающихся стран…………………………………………………………12
Оценка перспектив экономического роста в развивающихся странах……19
Предотвращение переростания финансового кризиса в гуманитарный…..20
Стабилизация финансового сектора…………………………………………22
Влияние кризиса на российскую экономику………………………………...24
Заключение…………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовик Мировая Экономика (Автосохраненный).docx

— 226.03 Кб (Скачать)

Влияние мирового финансового  кризиса на экономику  развивающихся стран

Нынешний  финансовый кризис возник летом 2007 г. в  Соединённых Штатах, и оттуда его  волны стали распространяться по всему мир у.  Хотя причины кризиса заключались, в первую очередь, в слабом регулировании и в стимулировании перекоса на финансовых рынках США, в течение нескольких месяцев он охватил весь мир. Текущий кризис имеет важные последствия для стран с высоким, средним и низким уровнем доходов. В данной статье анализируются последствия финансового кризиса для стран с формирующимся рынком, которые классифицируются как страны со средним уровнем дохода. В научной литературе большое внимание уделено разработке рекомендаций по выходу из кризиса для развитых стран. Влияние кризиса на положение в бедных странах исследовали такие организации, как Международный валютный фонд, Организация Объединённых Наций и Институт международного развития. Последствия кризиса для стран со средним уровнем доходов исследованы в меньшей мере. Какое-то время существовало убеждение, что развивающиеся экономики обособлены от передовых стран и, следовательно, кризис не оказывает на них значительного влияния. Однако на практике наблюдается обратная ситуация. Наиболее показателен пример Китайской Народной Республики, где впервые за последние тридцать лет происходило сокращение объёмов экспорта и снижение темпов экономического роста. Рекомендации для США и других развитых стран определены мировым сообществом: необходимо укрепить надзор и регулирование на финансовых рынках, при возобновлении экономического роста следует решить проблемы бюджетных дефицитов и растущего долга. Страны с низким доходом, в свою очередь, должны продолжать вкладывать средства в образование, здравоохранение, в развитие инфраструктуры, необходимой для проникновения на зарубежные рынки. Кроме того, они должны рассчитывать только на собственные силы, так как более медленный экономический рост в странах-донорах теперь не позволит направлять большие финансовые средства на помощь бедным странам. Влияние финансового кризиса на развивающиеся рынки неоднозначно. В связи с этим необходимо выработать рекомендации по взаимодействию этой группы стран с мировым экономическим сообществом, определить методы контроля и регулирования финансовых систем, развивающихся экономик, учитывая недостаточность тех мер, которые используются в развитых странах, традиционно считающихся «образцами для подражания». Мировой финансовый кризис показал, что стратегия экспортно-ориентированного роста влечёт за собой больший риск, чем оценивалось ранее, так как международная торговля является более эластичной по отношению к циклу и более уязвимой в периоды экономического спада. Так, сокращение экспорта в развивающихся странах Азии в конце 2008 г. и начале 2009 г. составило около 40% в годовом исчислении [2], кроме того, резко снизились темпы экономического роста, а в некоторых странах рост даже сменился падением. ВВП Тайваня снизился на 8%, Таиланда – на 4,3%, Сингапура, Республики Корея, Гонконга – на 3,7; 3,4 и 2,5% соответственно [6]. Таким образом, можно сделать вывод, что негативное влияние на экономику данной группы стран оказывают не только проблемы с внешним финансированием, но и сокращение объёмов международной торговли. Дестабилизирующее воздействие макроэкономических факторов ещё значительнее в развивающихся странах, где привлечение инвестиций непосредственно зависит от экспортных операций. Например, в КНР валовые инвестиции в основной капитал в экспортно-ориентированные сектора увеличились с 28% от общего объёма инвестиций в первой половине 1990-х гг. до 36% в 2003 – 2007 гг., а в Бразилии – с 19 до 56% соответственно [1]. Более того, падение экспортного спроса приводит к сокращению внутреннего спроса, что также оказывает негативное влияние на экономический рост. Для развивающихся рынков следует отметить риски, связанные с чрезмерной зависимостью от иностранного финансирования. Страны с крупным дефицитом текущих счетов операций и потребностями во внешнем финансировании непропорционально сильно пострадали от кризиса, так как иностранные инвесторы сократили финансирование и потоки капитала «иссякли». Развивающимся экономикам Азии и Латинской Америки удалось сбалансировать текущие счета и потребности во внешнем финансировании, в то время как страны Центральной и Восточной Европы испытывали значительный дефицит платёжного баланса (в Латвии он составил около 25% от ВВП). Однако страны и Восточной Азии, и Латинской Америки не смогли избежать негативных последствий валютных рисков и рисков несовпадения сроков погашения по своим активам и срокам погашения по основным обязательствам. Так, проблема Республики Корея заключалась в основном в несовпадении контрактных сроков по поступлению и оттоку денежных средств: банки, которые оказывали услуги по долгосрочному кредитованию судостроительным компаниям, получавшим платежи по дебетовой задолженности в долларах США, закрывали свои валютные счета с помощью краткосрочных оффшорных заимствований в долларах США. Когда начался кризис, их краткосрочное долларовое финансирование прекратилось, что вызвало тревогу на рынках. В Мексике и Бразилии, наоборот, угрозу представляли валютные риски: в то время как по балансовым счетам несоответствие иностранных валют было сокращенно, корпорации, игравшие на девальвации местной валюты, в обеих странах. Влияние мирового финансового кризиса на развивающиеся рынки значительно увеличили объем забалансовой валютной позиции за счет деривативов, которые обесценились более чем на 30% после банкротства Lehman Brothers. Таким образом, становится очевидной необходимость более жёсткого регуляторного контроля не только банковской сферы, но и форвардных и опционных рынков в целом. Стоит отметить роль, которую сыграли иностранные банки в развивающихся странах. При прочих равных условиях объём трансграничного кредитования сократился меньше в странах со значительным присутствием иностранных банков, чем на развивающихся рынках, где иностранные банки не занимали доминирующего положения. Иностранные банки оказали существенную поддержку своим дочерним компаниям на развивающихся рынках. Интересно рассмотреть влияние валютных резервов на укрепление экономической ситуации. Так, например, в Китае резервы в размере более чем 1 500 долл. США на одного жителя составляют 25% от дохода на душу населения. Если направить эти ресурсы на реальные инвестиции, то они обеспечат доходность в 8%, а для КНР это будет равносильно ещё двум процентным пунктам к экономическому росту. Или если направить эти ресурсы на потребление, то уровень жизни будет на два процентных пункта выше. Такая же ситуация наблюдается в Корее и в других странах с высокими резервами [3].Помимо дороговизны валютных резервов существует риск невозможности их использования. Падение валютных резервов Кореи ниже отметки в 200 млрд. долл. США привело к панике на рынке, что затруднило их использование. Для подержания ликвидности иностранной валюты в частном секторе Банку Кореи пришлось подписать с Федеральной резервной системой США соглашение о свопах на сумму до 30 млрд. долл. США. Одной из возможностей сокращения негативных последствий кризиса является создание и развитие региональных резервных объединений. Так, «АСЕАН плюс 3» продолжает работать над «Инициативой Чианг Май», предполагающей создание в регионе механизмов, дополняющих чрезвычайные займы МВФ и Всемирного банка в целях предотвращения финансовых кризисов. Весной 2009 г. был сделан ещё один шаг к развитию многосторонности и созданию региональной группы наблюдения. Однако при этом наблюдалось и нежелание некоторых участников активизировать достигнутые договорённости. Главными проблемными моментами стали условия получения и погашения кредита: страны неохотно кредитуют, если нет гарантий возврата кредита, и в данном вопросе по-прежнему большую роль играет внешняя политика, чем экономический расчёт. Резервные объединения находятся на ещё более ранней стадии развития в Латинской Америке, страны которой, такие как Колумбия и Мексика, заключили контракт страхования с МВФ. Однако когда Мексике, как и Корее, потребовались дополнительные финансовые ресурсы, она подписала соглашение о своп на 30 млрд. долл. США с Федеральной резервной системой США. Очевидно, что ФРС является перестраховщиком в последней инстанции, так же как и Европейский центральный банк. Другим средством   эффективного совместного использования резервов является МВФ. Поскольку несбалансированность платёжных балансов в большей мере проявляется на региональном уровне, международные резервные фонды имеют несомненное преимущество по сравнению с региональными. Более того, совместное использование резервов являлось одним из главных обоснований для создания МВФ. Однако актуальным остаётся вопрос о том, как, учитывая прошлый, не всегда позитивный опыт, сделать программы МВФ более привлекательными для стран с формирующимися рынками. Одним из решений может стать реформа квотирования. Помимо необходимости реформы МВФ следует особое внимание уделить стимулированию более широкого использования национальных валют в трансграничных операциях. Таким образом, невозможно отрицать влияние кризиса на развивающиеся экономики. Особое внимание уделяется анализу ряда причин негативных последствий текущего финансового кризиса для развивающихся экономик, а также возможным рекомендациям для смягчения этого влияния. Текущий мировой финансовый и экономический кризис показал опасность использования политики экспортно-ориентированного роста и опоры на внешние финансовые ресурсы для стран с формирующимися рынками и необходимость более жёсткого финансового регулирования не только банковской сферы, но и рынков производных ценных бумаг. Вместе с тем в период кризиса присутствие иностранных банков на развивающихся рынках оказало позитивное влияние на макроэкономическую  стабильность. Кроме того, стали очевидны проблемы эффективности создания и использования валютных резервов развивающихся экономик. Попытки некоторых стран организовать на региональном уровне фонды финансовой помощи и не столь оптимистические их результаты свидетельствуют об актуальности взаимодействия с Международным валютным фондом и Федеральной резервной системой. В справочном документе Всемирного банка, подготовленном для встречи глав государств Группы двадцати, которая состоится в Вашингтоне, округ Колумбия, 15 ноября, отмечается, что более слабый рост в сочетании с ограничением доступа к кредитам приведет к тому, что правительства будут располагать меньшими средствами для инвестиций в образование, здравоохранение и развитие возможностей для женщин. Подсчитано, что в результате повышения цен на продовольствие и топливо 100 млн человек уже оказались в состоянии крайней бедности. Со снижением темпов экономического роста на один процент в развивающихся странах к этой быстро растущей категории добавляется 20 млн человек.“Глобальный финансовый кризис, наступающий так скоро вслед за продовольственным и топливным кризисом, вероятно, поразит наиболее бедное население развивающихся стран, – заявил Президент Группы организаций Всемирного банка Роберт Б. Зеллик. –Группа организаций Всемирного банка, действуя в сотрудничестве с МВФ, агентствами ООН, а также региональными банками развития и другими организациями, оказывает помощь как правительствам, так и частному сектору, обеспечивая кредитование, вложения в акционерный капитал, создание инновационных инструментов и учреждение программ социальной защиты.”Ответные меры на кризис, предпринимаемые Группой организаций Всемирного банка, включают увеличение кредитования пораженных кризисом развивающихся стран – которое, вероятно, увеличится почти в три раза, с 13,5 млрд. долл. США в прошлом году до более чем 35 млрд долл. США в текущем году, – а также ускоренное предоставление грантов и фактически беспроцентных долгосрочных кредитов 78 беднейшим странам мира, 39 из которых находятся в Африке.Помимо оказания помощи правительствам, испытывающим нехватку ликвидности, Группа увеличивает поддержку частного сектора посредством четырех инициатив Международной финансовой корпорации (IFC) и предоставляет крайне необходимую ликвидность банковским рынкам развивающихся стран через Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА).   
 
 
 
 
 
 
 

Оценка перспектив экономического роста в развивающихся странах

Предварительный обзор анализа, содержащегося в  докладе "Global Economic Prospects" (Глобальные экономические перспективы) за 2008год, который бsk  опубликован 9 декабря, показал, что рост реального ВВП снизится в 2009 году во всех развивающихся регионах. “Прямые последствия кризиса окажутся менее сильными в финансовом секторе беднейших стран, – заявил директор Группы перспектив развития Ури Дадуш, – однако  они пострадают в результате более медленных темпов роста экспорта – рост глобальной торговли, как ожидается, снизится в 2009 году на 2,5 процента – уменьшения денежных переводов от лиц, работающих за границей, и сокращения цен на сырьевые товары, что скажется на странах-экспортерах сырья. Комментируя предполагаемое снижение темпов роста мировой торговли, которое явится первым спадом с 1982 года, г н Зеллик заявил: “Одной из основных причин этого явилось ограничение доступа к кредитам. Это не только отсутствие спроса на продукцию, но и большой дефицит финансирования торговли и, как оказалось, даже рабочего капитала некоторых транспортных фирм. Поэтому мы, во Всемирном банке, уже расширили механизм финансирование торговли, который является объединенным фондом, до 1,5 млрд долл. США и рассматриваем возможности его дальнейшего увеличения.” 
 
 
 
 
 

Стабилизация  финансового сектора

“В  настоящее время перед разработчиками политики в отношении финансового сектора встает новый круг задач, – заявил старший управляющий исследованиями в области финансов Группы исследований по вопросам развития Всемирного банка Асли Демиргуч-Кунт. – Этот кризис побуждает к переоценке некоторых принципов и практики выработки политики в финансовом секторе; могут потребоваться важные изменения в структуре финансовых систем и надзора за ними во всем мире”.Для предотвращения перевода депозитов в государственные банки развивающимся странам в настоящее время может быть необходимо предоставить определенные гарантии депозитов в банковских системах, однако страхование депозитов должно быть тщательно проработано, так как такие меры, с тем чтобы они внушали доверие, требуют отвлечения крупных бюджетных ресурсов и могут служить стимулом к чрезмерному заимствованию. Как отмечается в новом анализе мер политики Всемирного банка, более прочная финансовая система потребует также создания эффективных систем регистрации и правового взыскания залогового обеспечения, а также четко разработанных структур корпоративного управления. Правительства должны будут также достичь равновесия между поддержанием финансовой стабильности и поощрением финансовых инноваций. Необходимость возобновления кредитования реального сектора после резкого сокращения доступа к кредитным ресурсам может побудить некоторые страны придать большее значение банкам развития и использованию целевых кредитных линий и систем гарантирования кредитов, а также принять участие в выработке решений о распределении ресурсов недавно национализированными банками. Данный прогноз зависит от конкретных обстоятельств стран. “Очень важно, чтобы страны боролись с кризисом сообща и координировали свои действия, – заявил главный экономист Всемирного банка Джастин Ли, выступая в октябре 2008 года в Корейском институте развития в Сеуле. – Однако какими бы не были отдельные аспекты этих многосторонних усилий, суть дела заключается в том, что масштабы проблемы требуют более изобретательного подхода. Мы не можем сковывать себя институциональными структурами и подходами, выработанными применительно к условиям, существовавшим до финансовой глобализаци.” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Влияние кризиса на российскую экономику

     Помимо  общих факторов кризиса, существуют и специфические причины его  быстрого развертывания в России. Внешне все выглядит парадоксально: кризис стремительно распространился  в стране, отличавшейся особенно благоприятной  макроэкономической ситуацией. Накануне кризиса российская экономика демонстрировала очень хорошие макроэкономические показатели: значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах. Вместе с тем в последние годы было допущено некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной политики. Так, в 2007 г. расходы федерального бюджета увеличились в реальном выражении на 24,9%, то есть их рост более чем в три раза превышал рост ВВП. В экономике сформировались устойчиво низкие процентные ставки, фактически отрицательные в реальном выражении, что привело к бурному росту кредитования. Естественным результатом стал «перегрев» экономики. С одной стороны, это способствовало усилению инфляционного давления, а с другой — быстрому наращиванию внешних заимствований. Всего за три года (2005—2007) внешний долг негосударственного сектора увеличился почти в четыре раза. На начало 2005 г. он составил 108 млрд. долл. США., а на конец 2007 г. - 417,2 млрд (см. рис. 5). Быстрый рост государственных расходов и импорта маскировался повышением цен на нефть и другие товары российского экспорта. Однако фактически описанные процессы делали российскую экономику уязвимой к воздействию глобального кризиса. Привлечение российскими банками средств на мировом рынке капитала позволило им проводить экспансию на кредитном рынке, что привело к повышению доступности денежных ресурсов и снижению ставок на внутреннем рынке заимствований. Чистая международная инвестиционная позиция кредитных организаций устойчиво ухудшалась. В конце 2005 г. ее значение составило -20,827 млрд. долл. США, а в конце III квартала 2008 г. — -99,651 млрд.

     Снижение  цен на нефть с мая прошлого года и ограничение заимствований на внешнем рынке вызвали существенное ослабление платежного баланса во втором полугодии 2008 г. Чистый приток частного капитала в размере 83 млрд. долл. США в 2007 г. превратился в его чистый отток в размере 130 млрд. долл. в 2008 г. В IV квартале прошлого года по сравнению с I кварталом счет текущих операций сократился в 4,5 раза — с 37 млрд. долл. США до 8 млрд. долл., а в целом за год он составил 99 млрд долл. США (см. табл. 1). В 2009 г. ожидается нулевое сальдо счета текущих операций.

     Таблица 1 - Платежный баланс Российской Федерации за 2008 год (млрд. долл. США)

  I II III IV (оценка) год (оценка)
Счет текущих операций 37,4 25,8 27,6 8,1 98,9
           
Счет  операции с капиталом и финансовыми инструментами -24,7 35,4 -9,4 -129,7 -128,4
Финансовый  счет

(кроме  резервных активов)

-24,6 35,2 -9,6 -130,0 -129,0
           
Изменение валютных резервов

  - снижение, + рост)

-6,4 -64,2 -15,0 131,0 45,3
Цены  на нефть марки  Urals (мировые), долл./барр. 93,4 117,1 113,0 54,2 94,4
           
Чистый  ввоз/вывоз капитала частным сектором -23,1 41,1 -17,4 -130,5 -129,9
 

     В результате в прошлом году валютные резервы сократились на 45 млрд долл. США (а золотовалютные — на 51,7 млрд) и фактически перестали выполнять  функцию источника денежного  предложения. Их сокращение привело  к серьезному замедлению денежного  предложения. За 11 месяцев 2008 г. объем  денежной массы М2 даже снизился на 0,3%, в то время как в 2007 г. за тот  же период он увеличился на 35,2% (см. рис. 6). 

     

Основным  источником денежного предложения  стало пополнение ликвидности со стороны денежных властей. Предпринятые шаги позволили насытить рынок краткосрочной ликвидностью, однако не смогли компенсировать дефицит долгосрочных ресурсов. Предложение «длинных» денег в экономике и стабилизацию денежного рынка в долгосрочной перспективе должны обеспечить институциональные инвесторы, а также сами коммерческие банки за счет кредитной активности.

     Одним из источников «длинных» пассивов служат депозиты юридических лиц и вклады физических лиц, размещенные на срок более трех лет. На протяжении последних двух лет их доля в общих пассивах составляла 5 6%.В условиях нехватки «длинных» денег банки вынуждены в качестве источника формирования «длинных» активов использовать «короткие» обязательства. Причем эта ситуация характерна не только для периода текущей финансовой нестабильности, но и для последних нескольких лет, когда краткосрочные обязательства покрывали не менее 10—14% долгосрочных активов банков. Очевидно, дальнейшее наращивание долгосрочных кредитов за счет краткосрочных пассивов могло негативно сказаться на ликвидности банковской системы.В последнее время замедление темпов роста кредитного портфеля приняло ярко выраженный характер. В ноябре 2008 г. по сравнению с октябрем объем выданных кредитов населению даже сократился на 0.7%, прирост банковских кредитов предприятиям составил всего 0,7% (см. рис. 7).

 

     На  динамику банковских кредитов в 2008 г. оказало влияние и то, что в период кризиса многие организации начали сворачивать инвестиционные программы, сокращать текущие расходы. Банки стали ужесточать требования к финансовому состоянию граждан в связи с возрастающими рисками непогашения кредитов (снижение покупательской способности, увеличение числа безработных). В ближайшее время банкам придется больше внимания уделять привлечению ресурсов с внутреннего рынка. Рост инфляции и ужесточение требований к получению кредитных ресурсов населением ведут к снижению платежеспособного спроса населения в качестве стимулирующего фактора развития экономики. Этому также способствует ослабление курса рубля по отношению к валютам ведущих западных стран, что выражается в уменьшении накоплений населения в отечественной валюте и переводу их в доллары и евро. Особенно это коснулось долларовых накоплений: процент по ним в ноябре-декабре 2008 г. несколько вырос, в то время как вклады в евро не дали прибыли, а наиболее сильно обесценились рублевые вклады населения. На сегодняшний день развитие ситуации в России, как и в других странах, будет зависеть, прежде всего, от принятых антикризисных мер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Влияние кризиса на экономику развивающихся стран