ВЛИЯНИЕ ЧЛЕНСТВА
В ВТО НА РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ
Ст. преподаватель кафедры
банковского дела,
Украина, г. Киев, Институт
магистерской и последипломной подготовки
Университета банковского дела Национального
банка Украины
Любая страна не может адекватно восприниматься
в мире, в том числе и на политическом уровне,
если она не является членом многосторонней
торговой системы. ВТО – Всемирная торговая
организация, целью которой есть разработка
системы правовых норм и контроль по их
соблюдению. Торговая политика России,
как и любого другого государства, имеет
своими целями обеспечение не дискриминации
национальных производителей товаров
и услуг на рынках других стран и их защиту
посредством торгово-политических мер
как на внутреннем рынке страны, так и
на внешнем рынке. Именно поэтому, членство
в ВТО позволяет избавиться торгово-экономической
отстраненности от признанных стандартов
ведения бизнеса и торговли, дает возможность
активизировать экономическую деятельность
компаний на внешних рынках, что в свою
очередь, будет содействовать росту политического
влияния России в этих странах. После 17
лет попыток вступить во Всемирную торговую
организацию Россия стала полноправным
156-м членом ВТО 22 августа 2012 года. Такая
длительность переговорного процесса
имеет свое объяснение. Россия – шестая
по размерам экономика мира (по паритету
покупательной способности), восьмой по
значению рынок планеты. Интерес к такому
рынку, входящих в категорию рынков развивающихся,
имеющих потенциал роста, объективно испытывают
многие корпорации и фирмы стран ВТО. Правительства
этих стран, учитывая интересы национальных
производителей, стремились в ходе переговоров
добиться наиболее благоприятных условий
их доступа на внутренний рынок России,
максимального снижения имеющихся торговых
барьеров. Российская делегация, со своей
стороны, добивалась сохранения такого
уровня тарифной и нетарифной защиты отечественных
производителей товаров и услуг, который
был бы оптимален для развития каждой
отрасли и подотрасли производства [4,
с.22]. Вступление в ВТО – это переход экономики
России на новый, качественно высший уровень
функционирования экономической системы.
Поэтому, на сегодняшний день, очень актуальным
становится вопрос о влиянии членства
в ВТО на российскую экономику.
Проблеме влияния политики
Всемирной торговой организации на перспективы
экономического развития России, ее обязательств,
преимуществ и рисков от членства в ВТО
посвящены исследования ученых: А. Грищенка,
М., Поповой Ю., Стрежневой, В. Оболенского
и др.
Конкретными целями присоединения России
к ВТО можно считать следующие:
· получение лучших по сравнению
с существующими и недискриминационных
условий для доступа российской продукции
на иностранные рынки;
· доступ к международному механизму
разрешения торговых споров;
· создание более благоприятного
климата для иностранных инвестиций в
результате приведения законодательной
системы в соответствие с нормами ВТО;
· расширение возможностей для
российских инвесторов в странах – членах
ВТО, в частности в банковской сфере;
· создание условий для повышения
качества и конкурентоспособности отечественной
продукции в результате увеличения потока
иностранных товаров, услуг и инвестиций
на российский рынок;
· участие в выработке правил
международной торговли с учетом своих
национальных интересов;
· улучшение имиджа России в мире
как полноправного участника международной
торговли [7].
В процессе была проведена
работа по приведению соответствующего
российского законодательства в соответствие
с нормами ВТО. Вопреки сообщениям некоторых
экспертов Россия не приняла обязательств
о выравнивании внутренних и мировых цен
на энергоносители, о доступе иностранных
компаний к природным ресурсам, об отказе
от регулирования импорта или экспорта,
о прекращении деятельности компаний
с государственным участием, о разрешении
ввоза продовольственных товаров или
медикаментов, употребление которых может
нанести ущерб здоровью и пр.
Вступив в ВТО, Россия
приняла на себя ряд обязательств.
Среди них - постепенное снижение ставок
импортных и экспортных пошлин на все
товары. Исключение – нефть и природный
газ. Ставки вывозных пошлин в отношении
нефти и нефтепродуктов будут рассчитываться
по особой формуле, аналогичной применяемой
в настоящее время. На природный газ ставка
экспортной пошлины останется на прежнем
уровне – 30%. Сохранятся также тарифные
квоты на ввоз мяса. Предусмотрено сокращение
объема внутренней поддержки сельского
хозяйства (9млрд. руб. до 2013г., постепенное
снижение к 2018 г. до 4,4 млрд. руб.). Россия
открывает иностранным компаниям доступ
на внутренний рынок услуг. По ряду секторов
(реклама, исследования рынка, консультационные
услуги в сфере управления и др.) ограничения
для зарубежных организаций сведены к
минимуму. Может применяться лишь недискриминационное
внутреннее регулирование (например, лицензирование,
аттестация, аккредитация). В 39 сферах
(например, трубопроводный, железнодорожный,
водный транспорт, большинство медицинских
услуг и др.) Россия сможет вводить любые
ограничения для иностранцев, плоть до
полного закрытия рынка [1, с. 137]. Сохраняются
ограничения в отношении иностранной
собственности на землю. Может быть ограничен
доступ на рынок услуг в таких чувствительных
областях, как энергетика, телекоммуникации,
образование. Не допускается деятельность
прямых филиалов иностранных банков. Что
касается зарубежных страховых компаний,
то после длительного переходного периода
им разрешат открывать филиалы в России
при условии соблюдения требований лицензирования
и финансовой устойчивости. При этом сохранится
50%-ная квота иностранного участия в совокупном
капитале российских банков и страховых
компаний.
Россия взяла на себя обязательство в
течение четырех лет после присоединения
рассмотреть возможность участия в Соглашении
ВТО по правительственным закупкам, которое
требует от государственных закупочных
организаций предоставления справедливых
и равных возможностей продажи своей продукции
национальным и иностранным поставщикам.
Как и любая другая страна – член ВТО,
Российская Федерация приняла на себя
обязательство придерживаться гласности
при проведении торговой политики. Все
нормативные акты, касающиеся регулирования
торговли товарами и услугами, прав интеллектуальной
собственности она будет публиковать
в официальных источниках, и только после
публикации они будут вступать в силу;
проекты таких актов будут доступны всем
заинтересованным странам-членам, предприятиям
и частным лицам с тем, чтобы они имели
возможность дать по ним свои комментарии.
Таким образом, можно с полным основанием
констатировать, что Россия приняла на
себя взвешенные обязательства, которые
оставляют ей достаточную свободу маневра
в регулировании внешней торговли товарами
и услугами, обеспечении надлежащего уровня
защиты своей экономики. ВТО также не лишает
страну возможности защищать национальные
отрасли производства с помощью инструментов
валютной, налоговой, таможенной и технической
политики.
Присоединившись к ВТО, Россия получает
ряд реальных дополнительных возможностей
обеспечивать защиту своих торгово-политических
интересов.
Первое, из полученных Россией преимущество
связано с самим характером ВТО. Ее участники
образуют так называемую международную
торговую систему, базой которой является
во многом унифицированное правовое пространство.
Присоединившись к ВТО, Россия получает
легитимный выход на это правовое пространство
и международно-правовую защиту, гарантируемую
нормами ВТО. Это относится к фиксации
в отношении РФ режима наибольшего благоприятствования
и национального режима, защиты российских
товаров от дискриминационных внутренних
налогов и таможенных сборов, свободы
транзита, гарантиям против произвольного
использования других торгово-политических
средств. Такая международно-правовая
защита в конечном итоге будет содействовать
развитию отечественной внешней торговли
и продвижении российских интересов за
рубежом. Второе преимущество членства
в ВТО состоит в том, что оно позволит России
использовать механизм разрешения споров
и конфликтных ситуаций, эффективно действующий
уже длительное время [3, с.64]. Еще один несомненный
выигрыш заключается в том, что вступив
в ВТО, Россия будет полноправно участвовать
в новых переговорах по развитию правовых
основ международной торговли, в ходе
которых, исходя из собственных национальных
интересов, сможет оказывать реальное
влияние на выработку будущих многосторонних
соглашений, регулирующих мировую торговлю
и сопряженные с ней сферы международного
экономического взаимодействия.
Таким образом, присоединение к ВТО дает
России дополнительные возможности для
противодействия дискриминации отечественных
производителей на внешних рынках.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что
вступление России в ВТО не грозит разрушительным
и деструктивным влиянием на экономику
в целом, хотя в ряде отраслей можно ожидать
возникновения трудностей. Впереди у государства
и бизнеса период адаптации к деятельности
в рамках норм и правил ВТО. Но переходный
период дается присоединившимся странам
как раз для того, чтобы государственный
аппарат и предприниматели смогли научиться
работать в соответствии с принципами
открытой и справедливой торговли. Только
четкая стратегия экономического развития
страны позволит ощутить в полной мере
преимущества полноправного членства
в данной организации за счет использования
широкого спектра инструментов внешнеторговой
политики, предусмотренного правовой
системой ВТО.
Источники:
Грищенко А.В. Как повлияет вступление
в ВТО на российскую экономику// Финансовый
менеджмент. 2012.- №5.- с. 136-143.
Жмудська І.Б. Проблеми функціонування
корпоративного сектора економіки України
в умовах членства в СОТ// Інвестиції: практика і досвід.-2012.- №15.- с.63-65
Оболенский В. Россия в ВТО:
обязательства, возможности, риски // Мировая
экономика и международные отношения.-
2012.- №6.- с.59-69
Оболенский В. Россия в таможенном
союзе и ВТО: новое в торговой политике
// Мировая экономика и международные отношения.-
2011.- №12.- с.22-30
Тихонова И.Б. ВТО: либерализация
международной торговли и возможности
экономического развития// Вестник Московского
университета.- 2010. - №1. – с.46-55.
Стрежнева М. Эволюция торговой
политики Европейского Союза// Мировая
экономика и международные отношения.-
2012.- №8.- с.39-48
«Членство в ВТО открывает возможность
цивилизовано, в правовом поле отстаивать
наши интересы» (Председатель Правительства
В.Путин в ходе выступления в Госдуме с
отчетом о работе Правительства за 2011
г.)