Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:54, курсовая работа
Транснациональные корпорации (ТНК), по мнению экспертов ООН, являются “двигателями мировой экономики”. Именно так был назвал один из докладов ООН по транснациональным корпорациям. В середине 90-х годов в мире функционировало 40 тыс.ТНК. Они контролировали за пределами своих стран до 250 тыс.дочерних предприятий. Их число за последние два десятилетия увеличилось более чем в 5 раз (в 1970 г. было зарегистрировано лишь 7 тыс. подобных фирм) В 1997 г. в мире насчитывается 53 тыс. ТНК, число зарубежных филиалов составляет 450 тыс., объем продаж — $ 9,5 трлн.
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ.
Транснациональные корпорации (ТНК), по мнению экспертов ООН, являются “двигателями мировой экономики”. Именно так был назвал один из докладов ООН по транснациональным корпорациям. В середине 90-х годов в мире функционировало 40 тыс.ТНК. Они контролировали за пределами своих стран до 250 тыс.дочерних предприятий. Их число за последние два десятилетия увеличилось более чем в 5 раз (в 1970 г. было зарегистрировано лишь 7 тыс. подобных фирм) В 1997 г. в мире насчитывается 53 тыс. ТНК, число зарубежных филиалов составляет 450 тыс., объем продаж — $ 9,5 трлн.
40% стоимости имущества 100 крупнейших международных компаний (включая финансовые) базируется на территориях других государств. Основная часть транснациональных корпораций сосредоточена в США, странах ЕС и Японии. ТНК контролируют до 40% промышленного производства в мире, половину международной торговли. На них работают 73 млн. сотрудников, т.е. каждый десятый занятый в мире, исключая сельское хозяйство. Между тем наряду с вышеуказанными положительными чертами, у транснациональных корпораций имеется и ряд довольно существенных негативных сторон их деятельности.
Данная работа имеет своей целью попытаться охарактеризовать транснациональные корпорации как явление современной экономики, выявить положительные и отрицательные их стороны, показать их роль в мировой экономической жизни. Работа содержит 4 главы, в которых вышеуказанные вопросы и рассматриваются, введение и заключение, подводящее итоги проделанной работы.
ВИДЫ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ (ТНК) И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.
Итак, что представляют собой транснациональные корпорации, какие компании к ним относят? ООН, которая традиционно изучает деятельность международных корпораций, долгое время относила к ним такие фирмы, которые имели годовой оборот, превышающий 100 млн. долл. и филиалы не менее чем в 6-ти странах. В последние годы было сделано некоторое уточнение: о международном статусе фирмы теперь свидетельствует такой показатель, как величина процента ее продаж, реализуемых за пределами страны-резиденции. По этому показателю одним из мировых лидеров является швейцарская фирма “Нэстле” (98%).
Международную корпорацию по методологии ООН можно узнать и по структуре ее активов. Самые большие заграничные активы среди транснациональных корпораций (кроме финансового сектора) — транснациональные банки (ТНБ) — имеют англо-голландский концерн “Роял-Датч шелл”, затем 4 фирмы из США: “Форд”, “Дженерал Моторс”, “Эксон” и “ИБМ”.
В западной экономической литературе можно встретить множество определений международных монополий: многонациональлые корпорации, интернациональные корпорации, транснациональные компании, глобальные компании и др. Так, известный американский маркетолог Ф. Котлер по организационным принципам выделяет именно эти четыре типа международных компаний.
РОССИЙСКИМИ экономистами, как правило, предлагается следующая классификация.
1. Транснациональные корпорации — это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства.
Корпорацией в США называют акционерное общество, а поскольку большинство современных транснациональных корпораций возникли в результате международной экспансии американских компаний, этот термин вошел в их определение.
Правовой режим транснациональных, корпораций предполагает “деловую активность” осуществляемую в различных странах посредством образования в них филиалов и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно-исследовательских разработок, услуг потребителям и др.
В целом они составляют единый крупный производственно-сбытовой комплекс с правом собственности над акционерный капиталом только представителей страны-учредителя. В то же время филиалы и дочерние компания могут быть смешанными предприятиями с преимущественно национальным участием.
Многонациональные корпорации (МНК) — это собственно международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. В качестве примера такой компании обычно приводится англо-голландский концерн “Роял-Датч шелл”, существующий с 1907 г. Современный капитал этой компания делится в пропорции 60:40, Примером многонациональной корпорации является широко известная в Европе швейцарско-шведская компания АВВ (Аsеа Вгоwn Воуегу), специализирующаяся в области машиностроения, электронной инженерии. АВВ имеет несколько совместных предприятий в странах СНГ, К числу ведущих многонациональных корпораций Европы относится англо-голландский химико-технологический концерн “Юнилевер”.
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТНК.
С точки зрения международного права, отличительными признаками многонациональных корпораций являются:
наличие многонационального акционерного капитала;
существование многонационального руководящего центра;
комплектование администрации иностранных филиалов кадрами, знающими местные условия.
Последнее, кстати, свойственно и многим транснациональным корпорациям. Вообще, границы между этими двумя группами международных компаний весьма подвижны, возможен переход одной формы в другую.
К транснациональным и многонациональным корпорациям следует добавить и глобальные корпорации (ГК), выделившиеся ид среды международных компаний. Они возникли в 80-е годы и продолжают набирать силу. Глобальные корпорации представляют всю мощь современного мирового финансового капитала. В наибольшей степени к глобализации тяготеют химическая, электротехническая, электронная, нефтяная, автомобильная, информационная,банковская и некоторые другие отрасли.
Каковы причины возникновения транснациональных корпораций?
Наиболее общей причиной их возникновения является интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы.
Интернационализация производства и капитала приобретает характер экспансии хозяйственных связей путем создания крупнейшими компаниями собственных отделений за границей и превращения национальных корпораций в транснациональные. Вывоз капитала становится важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций.
К числу конкретных причин возникновения транснациональных корпораций следует отнести стремление к получению сверхприбыли. В свою очередь, жесткая конкуренция, необходимость выстоять в этой борьбе также способствовали концентрации производства и капитала в международном масштабе и появлению ТНК.
Будучи порождением объективных экономических процессов,протекающих в мировом хозяйстве, транснациональные корпорации обладают рядом специфических черт.
ТНК являются активными участниками международного разделения труда и способствуют его развитию.
Движение капиталов транснациональных корпораций, как правило, независимо от процессов, происходящих в стране базирования корпорации.
ТНК устанавливают систему международного производства, основанную на размещении филиалов, дочерних компаний, отделений по многим странам мира.
Транснациональные корпорации проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, которые требуют огромных инвестиций и высококвалифицированного персонала. При этом заметно проявляется тенденция к монополизации этих отраслей транснациональными корпорациями.
В середине 80-х годов три четверти промышленной продукции капиталистического мира производилось примерно 2 тыс.крупнейших корпораций. Несколько сотен из них выпускали от 50 до 80% наиболее важных видов продукции. Эти транснациональные корпорации несут основную производственную и инновационную нагрузку.
Из 500 самых мощных транснациональных корпораций 85 контролируют 70% всех заграничных инвестиций. Эти 500 гигантов реализуют 80% всей производственной продукции электроники и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции машиностроения (см. Диаграмма 1.).
Шведский автомобильный концерн “Вольво” уже сейчас выпускает не только известные во всем мире автомобили. Эта транснациональная корпорация, у которой имеется более 30 крупных дочерних компаний разного профиля в Швеции и несколько десятков за рубежом, производит моторы для катеров, авиационные двигатели,продукты и даже пиво (“Приппс”). В свою очередь, каждая из 500 крупнейших транснациональных корпораций США имеет в среднем предприятия в 11 отраслях, а наиболее мощные охватывают по 30-50 отраслей. В группе 100 ведущих промышленных фирм Англии многоотраслевыми являются 96, в Германии — 78, во Франции — 84, в Италии — 90. Количество и характер входящих в транснациональные корпорации предприятий определяется главным образом экономической целесообразностью.
Располагая мощной производственной базой, транснациональные корпорации проводят такую производственно-торговую политику, которая обеспечивает высокоэффективное планирование производства, товарного рынка. Планирование осуществляется в рамках материнской компании и распространяется на дочерние фирмы.
Транснациональными корпорациями осуществляется динамичная политика в области капиталовложений и научно-исследовательских работ в континентальном международном масштабе.
Как один из примеров транснациональной корпорации можно привести
Seiko Epson Corp. — японская транснациональная корпорация с уставным капиталом 12,53 миллиардов йен и годовым оборотом порядка 600 миллиардов йен, входящая в структуру компаний Seiko Group. Головные офисы Seiko Epson Corp. расположены в японской провинции Нагано и в Токио. На территории Японии размещено 19 фабрик и 11 дочерних компаний EPSON. За пределами островов – 20производственных, 28 торговых компаний, 7 представительств и региональная европейская штаб-квартира. Общая численность персонала, работающего в корпорации по всем филиалам мира, порядка 38 000 человек, занятых в офисной, производственной и торговой деятельности Seiko Epson Corp. в Японии и вне его территории.
Seiko Group:
SEIKO Corporation
Образована в 1881 году. Основные направления деятельности – разработка, производство часов и часовых механизмов.
Seiko Instruments Inc.
Образована в 1937 году. Основные направления деятельности – разработка, производство широкого спектра высокотехнологичных продуктов, среди которых:
электронное оборудование и компоненты, компьютер периферия, CAE/CAD/CAM системы, интеллектуальные роботы и другое.
Московское представительство Seiko Epson Corporation было открыто в июле 1990 года. Его основными функциями являются организация сбыта продукции производимой компанией и ее послепродажная поддержка, включающая информационно-техническое и сервисное обслуживание. В сферу деятельности Московского представительства Seiko Epson Co. входят террит России и стран СНГ за исключением республики Молдова и государств Прибалтики.
Seiko Epson Corporation занимает лидирующие позиции на российском принтерном рынке, охватывая различные сегменты и предлагая решения для всех категорий пользователей. Спектр продукции, предлагаемой Seiko Epson Corporation, довольно обширен: принтеры (матричные, струйные, лазерные); сканеры (планшетные,
слайд-сканеры); цифровые фотокамеры; мультимедийные проекторы; модульные принтеры, печатающие механизмы дисплеи покупателя (спец. сегмент рынка).
Основные этапы развития компании:
1942 г. — учреждена Daiwa Kogyo Ltd., предшественница Seiko Epson Corporation.
1959 г. — объединение фабрик Daiwa Kogyo и Suwa Factory of Daini Seikosha Co., Ltd. (предшественник Seiko Instruments Co., Ltd.) в компанию, получившую название Suwa Seikosha Co., Ltd.
1964 г. — Seiko Group выступила в качестве официального технического спонсора Олимпийских Игр в Токио.
1968 г. — открыт первый производственный филиал вне Японии, Tenryu Precision (Singapore) Ltd. Выпущен первый в мире миникомпьютер EP101.
1975 г. — образована Epson America Inc., первая торговая компания за пределами Японии Учреждена торговая марка EPSON.
1980 г. — выпущен принтер МР80, ставший сенсацией в Великобритании.
1983 г. — разработан первый в мире карманный цветной телевизор на жидких кристаллах.
1985 г. — открытие Epson Portland, Inc. – производствееной компании в США. Объединение компаний Suwa Seikosha Co., Ltd. и Epson Corporation.
1987 г. — выпуск персонального компьютера Epson PC286.
1989 г. — выпуск первого в мире ноутбука PC286 NOTE executive.
1992 г. — Epson награжден наградой "За сохранение озонового слоя" Агентства по защите окружающей среды Великобритании
1994 г. — выпуск первой модели принтеров серии EPSO Stylus Color. Продукт стал мировым хитом.
1995 г. — открыт Seiko Epson WWW Server.
1996 г. — начато производство струйного принтера EPSON Stylus Photo 700, появление которого на рынке Японии стало хитом года.
1997 г. — начато широкомасштабное производство электронных компонентов в Китае. 1998 г. — Seiko Group выступила в качестве официального технического спонсора Олимпийских Игр в Нагано.
Другой пример возникновения и развития международной корпорации – сосредоточившая в своих руках 25% мирового рынка бытовых электроприборов и промышленного оборудования ТНК “Электролюкс”. Возникшая в 1912 г. в результате слияния двух шведских компаний, “Электролюкс” уже в конце 20-х годов вышла на рынок Австралии и Новой Зеландии, организовав там свое производство.В последнее десятилетие “Электролюкс” приобрела компанию “Уайт Консолидейтед” — третьего в США производителя бытовой техники под маркой “Вестингауз”, “Гибсон” и др., “Занусси” — крупнейшего производителя электротоваров в Италии и всей Южной Европе, а также “АЭГ” — главного производителя электротоваров в ФРГ.
После присоединения этих трех фирм “Электролюкс” превратилась в мирового лидера в своей отрасли, обладающего Развитой системой производства, сбыта и обслуживания бытовой электротехники в 75 страдах мира. В середине 90-х годов на предприятиях этой транснациональной корпорации трудится свыше 110 тыс. человек, годовой оборот в 1994 г. составил 16 млрд. долл.
Расширяя свою экспансию, транснациональные корпорации используют разнообразные формы освоения мирового рынка. Эти формы в значительной степени основываются на контрактных отношениях и не связаны с участием в акционерном капитале других фирм. К числу таких форм экономики ТНК обычно относят:
1) лицензирование;
франчайзинг;
управленческие контракты;