Тенденции и перспективы развития международного сотрудничества Казахстана с другими государствами в области обеспечения экологическо

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 06:27, реферат

Краткое описание

Мы считаем, что безопасность, мир и покой, в нашей стране, является неотъемлемой частью нашей жизни. Казахстану выпал реальный исторический шанс внести в международную деятельность новые, креативные, свежие идеи. Казахстан с каждым годом внедряется в систему международного сотрудничества государств, в связи с этим выявляется актуальность рассмотрения данной темы. Главная задача на предстоящее десятилетия планомерно решать противоречия, укреплять доверие и интеграцию.

Файлы: 1 файл

Статья_-_Дигай Дамир_-_Эколог.безопасность.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

 

ТЕНДЕНЦИИ И  ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА  КАЗАХСТАНА С ДРУГИМИ  ГОСУДАРСТВАМИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

«Если ты подвергаешься  опасности, надо предусматривать и  бояться ее, но когда она постигнет, тогда только одно оружие - преодолевать ее мужественно, это и есть залог безопасности» (Франсуа Фенелон).

 

Мы считаем, что безопасность, мир и покой, в нашей стране, является неотъемлемой частью нашей  жизни. Казахстану выпал реальный исторический шанс внести в международную деятельность новые, креативные, свежие идеи. Казахстан с каждым годом внедряется в систему  международного сотрудничества государств, в связи с этим выявляется актуальность рассмотрения  данной темы. Главная задача на предстоящее десятилетия планомерно решать противоречия, укреплять доверие и интеграцию.

Решающая роль в достижении задачи обеспечения эффективной защиты и экологической безопасности принадлежит  международному равноправному и  взаимовыгодному сотрудничеству между  государствами. Непринятие своевременных мер государствами по предотвращению экологической катастрофы может привести к возникновению серьезной опасности того, что человек в скором будущем не сможет воспользоваться своими завоеванными правами. Поэтому неслучайно Конституцией РК право на жизнь, на среду и условия труда, не угрожающие  ее существованию возведено в ранг абсолютных, основных прав граждан, человека. Так п.1 статьи 31 Конституции РК гласит: «Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека»[1]. Реализация закрепленных в Конституции РК этих прав в настоящее время требует настоятельную необходимость международного решения экологических проблем. Также в статье 8 Конституции РК говорится: «Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказывается от применения первой вооруженной силы» [1].

Хотелось бы подробно остановиться на понятии экологическая  безопасность, для чего вообще она  на сегодняшний день необходима. Экологическая безопасность - одна из составляющих национальной безопасности, совокупность природных, социальных, технических и других условий, обеспечивающих качество жизни и безопасность жизни и деятельности проживающего (либо действующего) на данной территории населения и обеспечение устойчивого состояния биоценоза, биотопа, естественной экосистемы. Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности является обязательным условием устойчивого развития и выступает основой сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Целью государственной политики в области экологической безопасности является обеспечение защищенности природных систем, жизненно важных интересов общества и прав личности от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

Необходимость международного сотрудничества в области  экологической безопасности, диктуется все большей и большей экологической зависимостью всех стран друг от друга. Разрушение озонового слоя земли, загрязнение атмосферного воздуха, Мирового океана, пагубное влияние ядерных взрывов распространяются не только на те государства, где допускаются экологически опасные действия, но и на все мировое сообщество. Поэтому в настоящее время государства под эгидой ООН или на двухсторонней основе организуют взаимодействие с целью охраны среды обитания человека, растительного и животного мира. В основу такого взаимодействия положен ряд общепризнанных мировым сообществом принципов человеческой деятельности в области использования природной среды. Они содержатся отчасти в межгосударственных договорах и актах, в нормативных документах международных организаций и суммированы в решениях наиболее значительных международных конференций, полностью или частично посвященных охране окружающей среды и регулированию сотрудничества государств и народов в этой области.

Впервые принципы международного экологического сотрудничества были обобщены и объединены в декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г., но наиболее полно они были изложены в декларации по окружающей среде и развитию, принятой Конференцией ООН, состоявшейся в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия).

Государства должны разрабатывать  национальные законы, касающиеся ответственности  и компенсации жертвам загрязнения  и другого экологического ущерба. Государства оперативным и более решительным образом сотрудничают также в целях дальнейшей разработки международного права, касающегося ответственности и компенсации за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции. Государства должны эффективно сотрудничать с целью сдерживания или предотвращения переноса и перевода в другие государства любых видов деятельности и веществ, которые наносят серьезный экологический ущерб или считаются вредными для здоровья человека. В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не может служить причиной для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды. Национальные власти должны стремиться содействовать интернационализации экологических издержек и использованию экологических средств, принимая во внимание подход, согласно которому загрязнитель обязан покрывать издержки, связанные с загрязнением, должным образом учитывая общественные интересы и не нарушая международную торговлю и инвестирование.

Оценка экологических последствий  в качестве национального инструмента  осуществляется в отношении предполагаемых видов деятельности, которые могут  оказать значительное негативное влияние  на окружающую среду и которые  подлежат утверждению решением компетентного национального органа. Государство немедленно уведомляет другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах. Международное сообщество делает все возможное для оказания помощи пострадавшим от этого государствам. Государства направляют государствам, которые могут оказаться затронутыми, предварительные и своевременные уведомления и соответствующую информацию о деятельности, которая может иметь значительные негативные трансграничные последствия, и проводят консультации с этими государствами на раннем этапе и в духе доброй вол.

Государства должны сотрудничать в  целях укрепления деятельности по наращиванию  национального потенциала для обеспечения устойчивого развития благодаря углублению научного понимания путем обмена научно-техническими знаниями и расширения разработки, адаптации, распространения и передачи технологий, включая новые и новаторские технологии [2,115].

Экологический аспект безопасности охватывает реально существующие угрозы, в результате чего уровень безопасности государства, региона и мира в целом становится зависимым от них. Чем лучше человечество осознает комплекс взаимосвязей между состоянием окружающей среды в разных уголках планеты, тем серьезнее становится его отношение к пониманию региональных и даже глобальных последствий отдельных изменений в окружающей среде. Решение экологических проблем глобального масштаба требует согласованных действий правительственных и неправительственных организаций, сотрудничества между государствами и регионами, выработки долгосрочной экологической политики. Поэтому экологическая безопасность все больше становится интегральной составной безопасности страны.

Существуют также принципы в области экологической безопасности. Они предполагают тесное и эффективное международное сотрудничество в данной области. Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли. Вследствие своей различной роли в ухудшении состояния глобальной окружающей среды государства несут общую, но различную ответственность. Развитые страны признают ответственность, которую они несут, в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития с учетом стресса, который создают их общества для глобальной окружающей среды, технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают [3].

Годы независимости  в Казахстане стали годами образования  и становления совершенно новой государственной системы обеспечения экологической безопасности, управления охраной окружающей среды и природопользованием - хорошо организованной и территориально разветвленной системы исполнительных органов в области охраны окружающей среды Республики Казахстан. Это обеспечило формирование и последовательную реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Действительно наша страна не стоит на месте, а идет вперед большими шагами. Мы стараемся закрепить свой авторитет на международном уровне. В связи с этим ведем сотрудничество с другими государствами в разных областях, в том числе и в области экологической безопасности.

В целях обеспечения  экологической безопасности РК и  определения комплекса государственных  мер по устойчивому экологическому развитию страны Указом Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года была одобрена новая «Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы», согласно которой расширение международного сотрудничества и соблюдение норм международного права являются основными задачами экологической безопасности. Произошли серьезные перемены в общественном развитии. Разработаны стратегические документы развития государства, создана основа природоохранного законодательства, подписан ряд международных конвенций по вопросам охраны окружающей среды, создана система управления природоохранной деятельностью.

Так, в 1997 году приняты  законы "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных  территориях", "Об экологической экспертизе", в 1998 году - "О радиационной безопасности", в 2002 году - Закон "Об охране атмосферного воздуха". В области рационального природопользования - указы Президента, имеющие силу закона, "О недрах и недропользовании" (1996 г.) и "О нефти" (1995 г.), в 2003 году - Лесной, Водный и Земельный кодексы. Разработано и утверждено большинство необходимых подзаконных нормативных правовых актов [4].

В целях совершенствования  законодательства в республике взят курс на сближение с законодательством  развитых стран и внедрение международных стандартов. Республикой Казахстан подписаны 19 международных конвенций и разработаны национальные планы действий по их реализации. Налажена система экологической экспертизы, разрешительная и контрольно-инспекционная работа.

Являясь полноправным членом ООН, Казахстан на основе глобального  партнерства должен использовать международное  сотрудничество в качестве ключа  к эффективному проведению государственной  экологической политики [5,104].

На Международном Саммите  по устойчивому развитию, проведенном в Йоханнесбурге в 2002 году, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил, что «устойчивое развитие – это формула выживания человечества». Казахстан, являясь полноправным субъектом международного права, внес значительный вклад в достижение устойчивого развития на глобальном уровне, закрыв крупнейший в мире Семипалатинский ядерный полигон. Членство в Совете управляющих Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) свидетельствуют о том, что наше государство является активным участником международно-правовых отношений в сфере охраны окружающей среды [6,254].

Принципы устойчивого  развития, заложенные в 1992 году в Рио-де-Жанейро  и подтвержденные на Всемирном саммите  в г. Йоханнесбурге в 2002 году, должны стать основой политики сотрудничества и партнерства в международных отношениях, учитывая то, что Казахстан получает все большее признание в мировом сообществе и проводит правильный курс политики:

-практическая реализация положений международных соглашений; 
- выработка общих подходов, методик, критериев и процедур оценки качества и контроля состояния окружающей природной среды; 
-проведение скоординированных фундаментальных и прикладных экологических исследований;

-  использование международного  опыта в решении проблем экологической  безопасности;

-  активизация привлечения  средств международных организаций  на решение конкретных программ  и проектов в области охраны  окружающей среды и устойчивого  развития страны.

Практическая реализация такой политики должна способствовать привлечению в Казахстан прогрессивной поддержки для гармонизации его развития и общественного устройства с развитыми демократическими государствами.

Для обеспечения более  широкого участия республики в важнейших  международных экологических конвенциях и в природоохранной деятельности на международном уровне во всех разрабатываемых программах в области охраны окружающей среды должны устанавливаться приоритеты международного сотрудничества и планироваться соответствующие мероприятия по их реализации.

Международное сотрудничество сфере обеспечения экологической безопасности в настоящее время является одной из основных функций, как всего мирового сообщества, так и отдельного государства, в том числе и Республика Казахстан. Оно представляет собой совокупность всех направлений осуществления межгосударственной деятельности в области охраны окружающей среды, ее методов, средств и форм [7,169].

Информация о работе Тенденции и перспективы развития международного сотрудничества Казахстана с другими государствами в области обеспечения экологическо