Структура международной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:21, реферат

Краткое описание

Экономическая политика государств, механизмы государственного регулирования экономики в целом и ее внешних аспектов в частности. Основные формы регулирования международной экономики на национальном микроуровне — государственное регулирование внешней торговли (тарифные и нетарифные методы), государственное регулирование движения факторов производства (экспорта-импорта капитала, рабочей силы и технологии), а на национальном макроуровне — государственное валютное и финансовое регулирование, включая макроэкономическое программирование открытой экономики.

Оглавление

1.1Структура международной экономики…………………….3
1.2Совокупность национальных экономических систем как первый
элемент международной экономики ………………………………..6
1.3Многообразие форм экономических связей в международной
Экономике…………………………………………………………..10

Список использованной литературы……………………………….. 14

Файлы: 1 файл

реферат МЭ.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

Вторую группу развивающихся  стран образуют государства со средним  для развивающихся стран уровнем  экономического развития. У них постепенно осуществляется процесс становления национальных экономик, набирает силу промышленный сектор в экономике, оживает банковская система, развиваются экономические связи с развитыми странами, налаживается система подготовки квалифицированных кадров, специалистов и организаторов производства.

В третью группу развивающихся  государств входит в настоящее время основная масса стран данной категории. Их экономика является аграрно-сырьевым придатком развитых стран, зависима и связана долговыми обязательствами со многими более сильными развивающимися государствами. Это налагает свой отпечаток на структуру экономических отношений всемирного хозяйства.

Так, существует следующая  классификация стран  в мировом  хозяйстве.

Крупнейшие развитые страны с рыночной экономикой (или  страны "большой семерки"): Германия, Италия, Канада, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Франция, Япония.

Развивающиеся страны: страны Латинской Америки и Карибского бассейна, Африки (за исключением Южной Африки), Азии и Тихого океана (за исключением Австралии, Новой Зеландии и Японии), Кипр, Мальта, бывшая Югославия. В ряде случаев при проведении анализа Китай указывается отдельно.

Страны Южной и Восточной  Азии:, страны Южной Азии, Юго-Восточной  Азии и Восточной Азии, за исключением Китая, если не указано иное.

Страны Средиземноморья: Кипр, Мальта, Турция, бывшая Югославия.

Страны Западной Азии: Бахрейн, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, (Исламская Республика), Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Сирийская Арабская Республика.

Для целей конкретного  анализа развивающиеся страны подразделяются на следующие группы. Страны с активным платежным балансом (или экспортеры энергоресурсов с активным платежным балансом): Бруней-Даруссалам, Ирак, Иран (Исламская республика). Катар, Кувейт, Ливийская Арабская Джамахирия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия.

Страны с пассивным  платежным балансом (или страны-импортеры  капитала), подразделяемые на следующие две подгруппы.

Прочие чистые экспортеры энергоресурсов (или экспортеры энергоресурсов с пассивным платежным балансом): Алжир, Ангола, Бахрейн, Боливия, Венесуэла, Габон, Египет, Индонезия, Камерун, Конго, Малайзия, Мексика, Нигерия, Оман, Перу, Сирийская Арабская Республика, Тринидад и Тобаго, Тунис, Эквадор.

Чистые импортеры энергоресурсов: все остальные развивающиеся страны.

Страны с недавно  сформировавшимся активным платежным  балансом: Гонгонг, Республика Корея, Сингапур, китайская провинция Тайвань.

Прочие группы :Пятнадцать стран-крупных должников: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Кот-д'Ивуар, Марокко, Мексика, Нигерия, Перу, Уругвай, Филиппины, Чили, Эквадор, бывшая Югославия.

Наименее развитые страны: (47 стран) Афганистан, Бангладеш, Бенин, Ботсвана, Буркина-фа-со, Бурунди, Бутан, Вануату, Гаити, Гвинея, Гвинея-Бисау, Гамбия, Джибути, Заир, Замбия, Йемен, Кабо-Верде, Камбоджа, Кирибати, Коморские Острова, Лаосская Народно-демократическая Республика, Лесото, Ливерия, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мальдивские Острова, Мозамбик, Мьянма, Непал, Нигер, Объединенная Республика Танзания, Руанда, Самоа, Сан-Томе и Принсипи, Соломоновы Острова, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Того, Тувалу, Уганда, Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея, Эфиопия. Страны Африки к югу от Сахары: страны африканского контингента и близлежащие островные стрза исключением Нигерии, стран Северной Африки (Алжира, Египта, Ливийской Арабской Джамахирии, Марокко и Туниса), Южной Африки[1, c.16-33].

 

1.3Многообразие    форм    экономических    связей    в    международной

экономике

 

Современное мировое хозяйство – это система производственной и экономической связи всех стран мира и соответствующая её система международных экономических отношений.

Международные экономические  отношения включают многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями и субъектами, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными) корпорациями в системе мирового хозяйства. Международные экономические отношения как наука изучают не экономику зарубежных стран, а особенности их экономических отношений. Причем не любые экономические отношения, а только наиболее часто повторяющиеся, типические, характерные, определяющие отношения.

Механизм международных  экономических отношений включает в себя правовые нормы и инструменты по их реализации (международные экономические договоры, соглашения, "кодексы", хартии и т. д.), соответствующую деятельность международных экономических организаций, направленную на реализацию целей по развитию международных экономических отношений.

В структуру международных  экономических отношений входят формы экономических    связей:

1. Международная торговля товарами и услугами.

2. Международное движение капиталов.

3. Международная миграция рабочей силы.

4. Международный обмен технологиями.

5. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения.

6. Международная экономическая интеграция.

Так, выгодность международного обмена (торговли) состоит в том, что он позволяет странам получать такие продукты, которые они в  силу сложившихся природно-географических условий не могут производить, а также в том, что мировая торговля способствует более эффективному использованию производительных сил человечества.

Основу внешней торговли составляют развитие производительных сил, создание новых технологий, использование комбинаций ресурсов. От развития научно-технического прогресса получается двойной выигрыш: мир в общем богатеет благодаря прогрессу производительных сил. Кроме того, в большей степени богатеют страны, обеспечивающие наиболее ускоренный прогресс производительных сил. Прибавка, получаемая за счет использования более современной техники и лучшей комбинации производства, является выгодной для торговли и составляет ее основу. Наконец, внешняя торговля сама по себе выступает фактором, обеспечивающим рост общественного богатства [5, c.650].

Международная кооперация труда. Одна из форм связи, которая не прямо, а косвенно способствуют развитию торговых отношений. В основе кооперации лежит специализация производства. Именно она, обособляя производителей, заставляет их вновь и вновь соприкасаться друг с другом, налаживать экономические связи, организационно увязывать производства, обусловливая тем самым встречное движение товарных ценностей. Когда мы говорим об эффективности торговли, обычно речь идет об экспортно-импортных поставках, о чистом экспорте, выручке стран, полученной от внешней торговли. Однако экспорт и импорт имеют определенную структуру. Если проанализировать импорт Беларуси или других стран СНГ, не сложно установить, что главной статьей импорта выступают продовольственные или промышленные потребительские товары. Совершенно иная структура экспортно-импортных операций между индустриально развитыми странами. Наибольший удельный вес здесь составляют технические средства, вычислительная техника, узлы, оборудование[5, c.651].

Существует несколько  видов международной специализации  и кооперирования производства: предметная, технологическая и подетальная или поузловая специализация и кооперирование производства.

Названные формы экономических  связей позволяют более оперативно решать производственные задачи, снимать мешающие экономическому сотрудничеству протекционистские барьеры, устранять торговые пошлины и т.д.

Международное научно-техническое сотрудничество. Международное кооперирование производственной деятельности не может успешно осуществляться без научно-технического сотрудничества. Поскольку современная наука требует огромных средств, выделение которых непосильно отдельным фирмам, корпорациям или ассоциациям, объединяются усилия многих организаций и проводятся совместные исследования.

Научно-техническое сотрудничество осуществляется в различных формах. Это может быть материальное научное  сотрудничество, т.е. происходит обмен наукоемкой продукцией, нематериальное, т.е. осуществляется обмен чертежами, описаниями, патентами, лицензиями, а также сотрудничество, выражающееся в форме оказания услуг,— обмен специалистами, техническим персоналом, оказание услуг в области менеджмента, маркетинга и т.д.

Сотрудничество может  осуществляться на некоммерческой и коммерческой основе. На некоммерческой основе обычно происходит обмен научно-технической информацией, участие в международных конференциях, симпозиумах и т.д. Коммерческий обмен наблюдается обычно в прикладных исследованиях. Ведущей формой этого сотрудничества стала передача технологий. Она осуществляется по таким каналам, как лицензионное сотрудничество, инжиниринг, консалтинг и т.д. [5, c.652].

Вывоз капитала. Эффективное функционирование производства, в том числе и международного, предполагает рациональное использование ресурсов. Из всех ресурсов самым “экономичным” можно назвать капитал, чем и объясняется всеобщая в нем потребность.

Формы вывоза капитала многообразны. Ими выступают прямые частные инвестиции, государственные займы, кредиты международных финансовых организаций. По функциональному назначению вывоз капитала может осуществляться в предпринимательской форме (прямые и портфельные инвестиции) и в форме ссудного капитала (в виде займов).

Международная миграция рабочей силы. Она представляет собой стихийное или регулируемое передвижение рабочей силы из одних стран в другие. Миграция может происходить в пределах как развитых, так и развивающихся стран. В развивающихся странах обычно идет организованная миграция рабочей силы с целью оказания помощи в создании промышленных объектов, развитии медицинского обслуживания, просвещения, образования, науки, мигрируют военные специалисты.

Миграция рабочей силы может вызываться природно-географическими  факторами. Весьма значительными были миграционные процессы периода великих географических открытий и последующего освоения новых территорий. Значительные миграционные процессы бывают связаны с военными завоеваниями стран и территорий. Одним из факторов усиления миграции рабочей силы выступает международная миграция капиталов. Все это — общие причины движения населения, они проявляются в истории постоянно. Однако есть и чисто экономические причины, которые предопределяют движение трудовых ресурсов.

Одной из причин международной  миграции рабочей силы, которая действует давно и будет продолжать действовать, являются различия между странами в уровне заработной платы и других социальных условиях жизни населения. Этим объясняется современная миграция в развитые страны Западной Европы, США, в Скандинавские страны. Ей подвержены главным образом квалифицированная рабочая сила, научные и научно-педагогические кадры, научно-технический персонал, люди свободных профессий, медицинские работники. Не случайно данная форма международной миграции рабочей силы получила название “утечка мозгов”[5, c.653].

Следующей причиной миграции рабочей силы выступает дисбаланс  между общим объемом и структурой производства, с одной стороны, и  предложением рабочей силы — с другой. Это причина во многом демографического свойства. Есть густонаселенные страны, ощущающие избыток рабочей силы, а есть государства с низкой рождаемостью, поэтому вполне естественна подвижность населения в сторону лучшего обеспечения его занятости.

К числу экономических  причин международной миграции рабочей  силы следует отнести экономические кризисы. Они вызывают экономические и социальные потрясения, сопровождаются ростом безработицы. В этих условиях миграция выступает средством сглаживания социально-экономических противоречий одних стран за счет других. По существу однотипные процессы происходят в случае возникновения структурной безработицы. Она связана со снижением темпов экономического развития или модернизацией и рационализацией производства, “устареванием” отдельных отраслей экономики.

С середины 80-х гг. резко  возросли миграционные процессы труда из стран Восточной Европы. Это вызывается нестабильностью занятости населения вследствие перехода к рынку, глубокими кризисными потрясениями, поразившими страны СНГ, неустойчивостью политической ситуации, наконец, тем, что ранее эти процессы государством пресекались и не допускались. Таким образом, во многом даже демократизация общественной жизни явилась “разрешающим” моментом для развития миграционных процессов среди населения этих стран.

Миграционные процессы обычно сочетаются с иммиграционными. Есть, конечно, случаи контрабандного передвижения человеческих ресурсов, но они не определяют процесс миграции населения. Здесь должно быть определенное взаимодействие стран-эмигрантов и иммигрантов человеческих ресурсов. Одни страны должны разрешать выезд рабочей силы, а другие принимать ее. В конце 1990 г. конгресс США принял закон, в соответствии с которым на период с 1990 по 1994 г. включительно иммиграционная квота была увеличена с 540 до 775 тыс. человек ежегодно, т.е. в 1,5 раза. Расчет был прост: целесообразным оказалось аккумулировать в стране “умы” из бывших социалистических стран. От этого США получили значительную экономическую выгоду[5, c.655].

Информация о работе Структура международной экономики