Структура и взаимодействия международных инжиниринговых фирм

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:09, реферат

Краткое описание

Международный инжиниринг (engineering) - это выполнение комплекса операций по оказанию услуг производственного характера, осуществляемых специализированными инженерно-консультационными промышленными, строительными и другими компаниями.
Торговля инжиниринговыми услугами получила развитие под воздействием научно-технической революции.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 26.60 Кб (Скачать)

С другой стороны, на этих рынках российский бизнес подстерегают весьма многочисленные и разнообразные угрозы, основными из которых являются две. Во-первых, это достаточно высокий уровень квалификации местных компаний, которые к тому же поддерживаются своими правительствами. Их услуги дешевле и с ними очень трудно конкурировать.

Вторая проблема — в  силу специфики требований заказчиков, местного законодательства и прочих условий в тех странах, где  приходится работать, многие решения  необходимо проводить с нуля. К  примеру, разработанные для Алжира уже понятные контрактные схемы, оказываются неприемлемыми для  Сирии в силу налогового законодательства и т.п.

Это же относится к нормам проектирования и строительства, процедурам работы и возможностям поставок. По понятным причинам в ряде стран также  есть ограничения по странам-поставщикам. Так в Сирию запрещены поставки из США. Причем это запрет со стороны  поставщиков.

Наконец, различается и  «менталитет отношений». Этот аспект зачастую недооценивается, и, тем не менее, в каждой стране приходится ориентироваться  на людей, которые разбираются в  «местной конкретике».

 

3.2 Зарубежные проекты в России

 

Второй сегмент рынка, который следует отнести к  международным — это проекты  зарубежных заказчиков в России. Здесь  возможности в основном связаны  с заинтересованностью зарубежных заказчиков в привлечении российского  инженерного ресурса. Обусловлено  это не только экономическими или  законодательным факторами. Причина  заключается в том, что зарубежные инжиниринговые компании зачастую неспособны решить те проблемы, которые в России встают не только перед ними как  проектировщиками и инженерами, но и перед заказчиками. Заказчик часто  старается переложить на инжиниринговую компанию решение своих проблем  и это именно то, в чем российские компании имеют преимущество.

Особенностью данного  сегмента в настоящее время является сокращающийся объем проектов зарубежных заказчиков в России на фоне всеобщего  бума проектов в топливно-энергетической отрасли. Разумеется, эта особенность  влечет за собой специфические риски  для участников рынка. Фактически любой  проект с зарубежным участием может  быть заморожен, остановлен, отобран  и т. д.

Западные заказчики в  этих обстоятельствах отдают «наиболее  лакомые куски» инжиниринга и  прокьюремента не российским компаниям. Простой пример — Харьяга —  сугубо российская территория, сугубо российский проект. Между тем, заказчиком по проекту является компания Тотаl, и несколько лет назад для  второй фазы развития Харьягинского  месторождения был выбран подрядчик  Реtrofac, который не имел тогда ни опыта  работы в России, ни вообще какого бы то ни было статуса. Есть схожие примеры  — на той же Ковыкте Реtrofac оказался управляющей компанией, на Ванкоре, пусть даже и с российским заказчиком, управляющей компанией была назначена SNC Lavalin.

Ситуация, в целом, меняется, но меняется именно в плане сжимания данного сегмента.

 

 

 

 

3.3 Международные инжиниринговые ресурсы

 

Третий сегмент — это  проекты, где российские заказчики  по объективным причинам не могут  обойтись без привлечения международных  инжиниринговых ресурсов, вследствие чего эти проекты в той или  иной степени реализуются в соответствии с международными подходами и  стандартами.

В качестве примера можно  привести проект создания морской ледостойкой  платформы ЛСП-1 для Корчагинского  месторождения на Каспийском море. Заказчиком по проекту выступает  ЛУКОЙЛ. У российских организаций  нет полноценного опыта создания морских платформ, поэтому базовый  инжиниринг в рамках данного проекта  выполнялся АВВ Lummus Global, а в качестве одной из ключевых инженерных компаний на проект была привлечена финская RR-Offshore.

Когда компания «СТГ Инжиниринг»  получила подряд на разработку рабочей  конструкторской документации по технологической  части этой платформы, оказалось, что  оптимальной рабочей группой  по этому российскому проекту  оказалась группа, которая всегда работала за рубежом — киевский филиал компании. Как выяснилось, проектные  институты в составе головной компании соответствуют проекту  в меньшей степени, чем группа, работавшая до этого в Ливии и  Греции и имеющая международный  опыт.

Еще один проект, который  можно отнести к этому сегменту, — строительство «Роснефтью»  завода в Туапсе. Практически все  лицензиары проекта — зарубежные компании, и в качестве управляющих  инжиниринговых компаний приглашены два  десятка лидеров мирового инжиниринга  — европейские, американские, японские. В случае если «Роснефть» поддержит  такой формат реализации проекта, российский инжиниринг вынужден будет играть в  нем по правилам, которые зададут  зарубежные компании.

К числу перспектив этого  сегмента следует отнести, опять  же, его растущий объем. Основных угроз  в данном случае две. Первая заключается  в том, что у российских заказчиков нет опыта игры по западным правилам, по которым обязательно будут  играть крупные международные игроки. Это сказалось уже в Туапсе. То есть те два десятка крупных  международных компаний, которых  «Роснефть» пригласила, буквально заявили: «Вы делаете все не так, а надо делать вот так, по-другому». Именно это обстоятельство сейчас и составляет определенную сложность развития проекта.

То же самое можно наблюдать  и в уже упомянутом проекте  платформы на месторождении имени  Корчагина. Первоначальная контрактная  стратегия ЛУКОЙЛа была в значительной степени изменена под влиянием реалий, принесенных именно западными участниками, чего можно было избежать и без  определенных потерь для всех участников.

Вторая угроза — сложные  условия конкуренции, в которых  оказываются российские компании, особенно если они не ощущают отличий работы на международных проектах от российских.

Итак, международная передача технологии - научных методов достижения практических целей - представляет собой межгосударственное перемещение научно-технических достижений (технологии продуктов, технологии процессов и технологии управления) на коммерческой или безвозмездной основе.

Технология, как фактор производства, обладает высокой степенью международной  мобильности. В большинстве развитых стран крупные компании охотнее  продают технологически применимые знания иностранным фирмам, чем отечественным, а внешние рынки технологий значительно  превосходят внутренние. Причины  этого явления следующие:

На пути международного перемещения  технологий стоит меньше барьеров и  ограничений по сравнению с движением  товаров и капиталов.

Многонациональные компании предпочитают продавать новые технологии своим зарубежным филиалам или дочерним компаниям, чем независимым отечественным  компаниям, чтобы не утратить монопольного права на эти технологии.

Реализация технологий за рубеж часто сопровождается дополнительными  поставками сырья, оборудования, полуфабрикатов, то есть обеспечивается получение так  называемого эскорт-эффекта (escort-effect).

Часто только путем продажи  новой технологии за рубеж фирма  может получить доступ к необходимому ей новшеству иностранного партнера на условиях перекрестного лицензирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1) Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. Москва.: ЮНИТИ, 2008

2) Социоинжиниринг.\\ Вестник машиностроения \\Овчинников Г.П. Международная экономика. Сп.-б. - 2007.

3) Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: пособие. - М.: ИВЦ “Маркетинг”, 2005.

4 ) Основы внешнеэкономических знаний. Под ред. И. Фаминского, М., 2006

5) http://www.stroytransgaz.ru/press-center/first/2007-lavrentev

6) Международные экономические отношения. Под ред. Жукова. М.-2009. 485 с.

7) Киреев А. Мировая  экономика. Москва.: Л-Т, 2008

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Структура и взаимодействия международных инжиниринговых фирм