Страны "третьего мира"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в определении места развивающихся стран в мировом хозяйстве, определении важнейших черт развития экономики развивающихся стран и рассмотрении прогнозов и перспектив развития экономики стран «третьего мира».
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать классификацию развивающихся стран;
2. рассмотреть роль развивающихся стран в мировом хозяйстве;
3. рассмотреть особенности экономики развивающихся стран;
4. проанализировать проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве;
5. рассмотреть перспективы и прогнозы развития экономики развивающихся стран

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………………………………………………3
2.Основная часть
Глава 1.Общая характеристика стран «третьего мира»
•Место развивающихся стран в мировой экономике……………………………………..5
•Классификация развивающихся стран……………………………………………………………8
•Дифференциация развивающихся стран………………………………………………………11
Глава 2. Характеристика развивающихся стран в мировой экономике.
•Важнейшие черты и особенности развития экономики развивающихся стран………………………………………………………………………………………………………………… 14
•Проблема накопления……………………………………………………………………………………23
•Роль государства в экономике……………………………………………………………………….24
•Социальные проблемы…………………………………………………………………………………..25
•Экономическая динамика………………………………………………………………………………26
Глава 3. Прогнозы и перспективы развития экономики развивающихся стран………………………………………………………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

курсовая мировая экономика.docx

— 59.13 Кб (Скачать)

Проблема накопления.

Важность этой проблемы была отмечена еще У.Ростоу в его теории стадий экономического роста, где он обращал внимание на то, что на третей стадии(активной индустриализации) необходимо резкое увеличение нормы валового накопления. Однако это происходит с большим трудом из-за невысокой нормы валового сбережения в индустриализирующихся странах, которые обычно небогаты капиталом на данной стадии.

Ряду регионов развивающегося мира удалось добиться высокой  нормы  валового сбережения(так, в Азии она  превысила 40%), что произошло во многом из-за повышения мировых цен на их экспорт(характерно для Ближнего и Среднего Востока),форсирования этими  странами физических объемов экспорта товаров(наиболее характерно для Юго-Восточной  Азии) и даже кредитной экспансии(особенно характерно для Китая, который международная  статистика обычно относит к развивающимся  странам). Однако в остальных регионах «третьего мира» норм валового сбережения намного ниже – лишь около 20-25%, что  недостаточно для высокой нормы  валового накопления и, соответственно, быстрого экономического роста.

Мобилизация средств для  инвестиций идет в развивающихся  странах всеми возможными способами  и во многом за счет максимального  привлечения средств извне –  не только через вышеупомянутое форсирование экспорта и даже кредитную экспансию, но также через привлечение иностранного капитала и финансовой помощи. В современных условиях, когда капитал перестал быть дефицитным ресурсом в развитых странах, подобная сильная ориентация развивающихся стран на внешние источники финансирования их развития является разумной, однако еще больше усиливает их зависимость.

Роль государства в  экономике.

На протяжении большей  части 20-го века государственное вмешательство  в экономику развивающихся стран  нарастало. По данным Всемирного банка  в странах с низкими доходами на душу населения государственные  расходы по отношению к ВВП  составили17,1% в 1990г. и 20,1%в 2001г. В этих странах многие ведущие отрасли  находятся в руках государства, потому что оно их и создало. Хотя государственные расходы в развивающихся  странах ниже, чем в развитых, это происходит прежде всего из-за разницы в госрасходах на социальную сферу, в то время как в финансировании инвестиций государство в «третьем мире» обычно весит больше, чем  в развитых странах.

Большой вес государства  в инвестициях и большой государственный  сектор порождены догоняющем развитием.  Если в развитых странах переход  к системе современного капитализма  происходил в условиях  социальных и экономических потрясений, ликвидировать  которые рынок не мог и для смягчения которых понадобилось активное  государственное вмешательство в виде большого госсектора и активной социальной политики, которая оказалась необходимой и для постиндустриализации, то в развивающихся странах  причины были во многом другие. Здесь создание большого современного сектора часто оказывалось не под силу отечественному частному капиталу, и именно в этом выразились в развивающихся странах провалы рынка, известные в экономической теории как базовая причина государственного вмешательства в рыночную экономику. Поэтому индустриализация, тем более форсированная, могла проводиться здесь только при прямом участии государства (можно провести аналогию с Россией 19века, где железнодорожная сеть создавалась за счет государства, а военно-промышленный комплекс создавался на базе казенных военных заводов).

Однако активное государственное вмешательство в экономику обернулось не только успехами в догоняющем развитии. Государственный сектор и государственный аппарат часто неэффективны, плодят коррупцию и даже нередко мешают развитию частного бизнеса. Так, по данным Всемирного банка предпринимателю для регистрации своего дела в развитых странах(точнее, в странах с высокими доходами на душу населения)требуется в среднем  7 разрешений и согласований, который занимают 30 дней и обходятся в 9%от ВВП на душу населения, а в странах с низкими доходами – 11процентов, 74 дня и 213%.

Вторая базовая причина  государственного вмешательства в  экономику – это обеспечение  институционно-правовой основы деятельности экономических агентов, т.е. оформление и соблюдение «правил игры» в  хозяйственной жизни. Однако государственные  институты развивающихся стран  намного слабее аналогичных институтов развитых стран и поэтому обычно плохо справляются с соблюдением «правил игры». По данным Всемирного банка, если предпринимателю в странах с высокими доходами на душу населения в случае нарушения его контрагентом контракта требуется в среднем 19 процедур, которые занимают 267 дней и обходятся в 8% от ВВП на душу населения, то в странах с низким доходом – 28 процедур, 304 дня и 65%.

Подобные «провалы государственного регулирования экономики»вынудили немалое число развивающихся  стран приступить с конца 20-го века к процессу либерализации. К этому  их также подталкивали импульсы, идущие из развитых стран(где этот процесс  начался еще раньше) и оформленные  в виде вашингтонского и поствашингтонского консенсуса.

Социальные проблемы.

Развивающиеся страны сталкиваются с серьезными социальными проблемами. Помимо демографического взрыва, бедности и сильной социальной дифференциации, это также проблемы отсталой социальной инфраструктуры, большой безработицы  и теневого сектора.

Социальная инфраструктура в большинстве развивающихся  стран слаба и отстала прежде всего из-за недостатка в бюджетах государства и граждан средств  на содержание современной системы  образования, здравоохранения, жилищно-коммунального  хозяйства. В результате  в развивающихся  странах велика неграмотность (в  Бразилии неграмотны – 11% населения  в возрасте 15 лет и старше, Нигерии  – 31%, Индии – 39%, Египте – 29%,низка  ожидаемая продолжительность жизни(50 лет в Африке южнее Сахары и 73 года в Латинской Америке против 79 лет в странах с высоким уровнем дохода), невысок охват населения канализацией и водопроводом(менее 40% в Африке южнее Сахары и менее 80% в Латинской Америке).

Безработица в «третьем мире»  распространена шире, чем в развитых странах, если учитывать  скрытую  безработицу. Здесь основная масса  населения обычно живет в сельской местности, где часто наблюдается никем не регистрируемый избыток рабочих рук. Большие темпы роста населения в сельской местности(приводящие  к так называемому аграрному перенаселению) толкают  население к переезду в города, где  больше шансов найти работу (создавая и там из не нашедших постоянную работу  заметный слой горожан). Но и в городах службы занятости регистрируют лишь часть ищущих работу.

Безработица сильно колеблется по регионам, что объясняется сильной  дифференциацией «третьего мира»  по темпам роста экономики  и населения. В Африке южнее Сахары с ее среднегодовыми 3% роста ВВП в 1990-2004 гг. и среднегодовыми темпами роста населения в 2,5% реальную безработицу можно оценить  более чем в треть населения, в то время как в Латинской  Америке с такими же темпами экономического роста в тот период, но более  низкими темпами прироста населения (1,6%), реальная безработица редко  превышала одну пятую (18% по официальным  данным в Аргентине даже в кризисные 2000-2002 гг.)

Экономическая динамика.

Разные развивающиеся  страны, регионы и подгруппы имеют  различную экономическую динамику, особенно если рассчитывать рост ВВП  на душу населения, потому что только при более высоких, чем в развитых странах, подушевых темпах  ВВП  отсталые страны реализуют главную  задачу догоняющего развития.

В развивающихся странах  в 50-60 –е гг.(вплоть до нефтяного кризиса 1973г.) по темпам экономического роста  в расчете на душу населения лидировали страны Юго-Восточной и Южной  Азии(они составляли основу так называемых остальных стран Азии), а также  Латинской Америки.

В последующие два десятилетия  картина изменилась. Темпы экономического роста указанных регионов снизились, особенно у стран Латинской Америки, но еще больше они упали у стран  Африки, которые и в предыдущие десятилетия не отличались высокой  экономической динамикой. Одновременно темпы экономического роста подскочили у Индии (не говоря уже о Китае, и раньше отличавшемуся высокими темпами.)

На рубеже веков картина  вновь меняется. Восстанавливается  экономический рост в Африке и  на Ближнем и Среднем Востоке, хотя он недостаточен для догоняющего  развития, так как в расчете  на душу населения равен росту  в развитых странах  (Тропическая  Африка) или ненамного превышает  его (Ближний и Средний Восток). В остальной Азии сохраняются высокие темпы догоняющего развития, в то время как в Латинской Америке они остаются явно недостаточными.

По прогнозу ИМЭМО РАН, более высокая по сравнению с  развитыми странами динамики «третьего  мира» сохранится, однако за счет ограниченной группы государств, прежде всего новых  индустриальных стран(особенно Юго-Восточной  и Южной Азии), в то время как  группа наименее развитых стран будет  отставать вес дальше.

[Булатов А.С. и Ливенцева  Н.Н. Мировая экономика и международные  экономические отношения: учебник. – М.: Магистр, 2010. - 654стр.]

 

Перспективы и прогнозы развития экономики развивающихся стран

Согласно докладу ОЭСР Доклад Организации экономического сотрудничества и развития // Экономические  перспективы. - 2006., опережающие индикаторы развивающихся стран указывают  на то, что экономические перспективы  Бразилии и России ухудшаются, а  в Китае наблюдается устойчивый экономический рост.

По прогнозам, в 2007 г. экономический  рост развивающихся стран составит 7,3 %, что несколько ниже прошлогоднего  уровня - 7,4 %.

Экономический прирост развивающихся  азиатских регионов прогнозируется на уровне 8,7 процента, что ниже прошлогодних 9 процентов, в частности, в Китае  и Индии этот показатель составит, соответственно, 10 процентов и 8,3 процента, что на 0,2 процента ниже, чем в 2006 г.

Экономический рост Латинской  Америки достигнет 4,8 процента, что  выше прошлогоднего уровня - 4,3 %, в  частности, прирост экономики Бразилии увеличится с 2,3 % в 2006 г. до 3,6 %.

Экономический рост Африки составит 5,4 % и останется на уровне 2006 г.

Экономический прирост стран  СНГ составит 6,8 %, что будет выше 6,5 % 2006 г., в частности, в России этот показатель составит 6,5 % против 6,4 % 2006 г.

Можно ожидать к 2028 г. завершения перспективного роста в Китае, а  к 2040 г. начало активного перспективного роста в России. Обе страны являются странами с быстро прогрессирующей  экономикой. Goldman Sachs еще в 2003 г. включил Россию в четверку «самых развивающихся рынков». Название этой четверки BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай) - стало модным, ее перспективы рассматриваются отдельно, для них предлагают специальные фондовые индексы. По последнему прогнозу Goldman Sachs, к 2050 г. российский ВВП вырастет в 10 с лишним раз - до 55630 долл. США на душу населения, экономика России поднимется с 9-го на 7-е место в мире. PricewaterhouseCoopers в своем недавнем прогнозе также включил Россию в число мировых лидеров (на этот раз семи - вместе с Бразилией, Индией, Китаем, Южной Кореей, Индонезией и Мексикой), которые к 2050 г. по совокупному ВНП будут иметь на 25% более высокие показатели, чем страны нынешней «Большой семерки» Гончаров И.В. Социально-экономическое развитие в государствах Евразии // Проблемы современной экономики. - 2006. - № 3 (19), с. 84..

Согласно данным ежегодного доклада Всемирного банка об экономических  перспективах, экономики развивающихся  стран до 2020 г. будут расти в  среднем на 5 - 6 процентов в год. В результате их доля в мировом  производстве с нынешних 6 процентов  достигнет почти 30 процентов. Такой  уровень в последний раз был  зарегистрирован в 1820 г.

В краткосрочной перспективе  в экономическом развитии Таиланда и некоторых других государств Азии может произойти некоторая пауза, связанная с недавними финансовыми  проблемами в этих странах.

В опубликованном одновременно ежегодном отчете Международного валютного  фонда содержится напоминание, что  еще за год до девальвации национальной валюты Таиланда - бата - международные  финансовые структуры предупреждали  эту страну об опасности, которую  представляет продолжающийся рост дефицита платежного баланса и о слабости ее финансовой системы.

Эксперты Всемирного банка  указывают, что «локомотивом» общего роста экономики развивающихся  стран станут 5 государств - Бразилия, Китай, Индия, Индонезия и Россия. На их долю приходится примерно 8 - 10 % мирового производства и торговли. К 2020 г. они  смогут, по меньшей мере, удвоить  этот показатель при условии продолжения  экономических преобразований.

 

 

Заключение.

Итак, мы выполнили задачи, поставленные во введении, а именно: дали классификацию развивающихся  стран; рассмотрели роль развивающихся  стран в мировом хозяйстве; рассмотрели  особенности экономики развивающихся  стран; проанализировали проблемы развивающихся  стран в мировом  хозяйстве; рассмотрели перспективы и прогнозы развития экономики развивающихся стран.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что различия в темпах роста, скорости модернизации экономики и воздействии  мирового хозяйства способствуют дифференциации развивающихся стран. Социально-экономические  стратегии развивающихся стран  ставят целью преодоление отсталости, преобразование традиционных хозяйственных  структур, изменение позиции в  международном разделении труда, интеграцию в мировое хозяйство.

Страны «третьего мира» стремятся к экономическому и социальному развитию, поэтому мировая экономическая картина постоянно изменяется.

Многие национальные хозяйства  стали уделять внимание развитию промышленности, сельского хозяйства  и сферы услуг. Доля нынешних развивающихся  стран в мировом производстве за последние два десятилетия  практически не увеличилась, увеличился разрыв между развитыми и развивающимися странами, возросла зависимость стран «третьего мира» от международной помощи.

Социально-экономические  процессы в развивающихся странах  в возрастающей степени формируются  под воздействием мирового хозяйства. Это в первую очередь связано  с импульсами научно-технического прогресса, распространяющимися от центра к  периферии, растущим значением мировой  торговли, а также активностью  ТНК.

Один из важнейших критериев  выделения развивающихся стран  в отдельную мировую подсистему - их слаборазвитость и отсталость.

 

 

 


Информация о работе Страны "третьего мира"