Шпаргалка по "Международным отношениям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 18:10, шпаргалка

Краткое описание

1. Мировое хозяйство: основные понятия. Основные элементы мирового хозяйства.
2. Исторические этапы развития мировой экономики.
3. Международное разделение труда (МРТ). Показатели уровня международного разделения труда (МРТ) и международной специализации производства (МСП).
4. Причины (факторы) международного разделения труда. Принципы МРТ.
5. Предпосылки, факторы и движущие силы мировой экономики.
6. Неравномерность как закономерность развития мировой экономики. Количественное выражение уровня экономического развития страны.
7. Развитие - основной закон мировой экономики. Количественные и качественные изменения.
8. Цикличность развития мировой экономики. Характеристика мировых циклов.
9. Сущность мировых кризисов. Виды мировых кризисов.
10. Теории мирового хозяйства. Концепции международной торговли меркантилистов и физиократов.

Файлы: 1 файл

shpory_po_Bykov.docx

— 111.04 Кб (Скачать)

12. Теорема Э.Хекшера – Б.Олина. Парадокс Леонтьева.

Теория внешней торговли Хекшера и Олина называется теория соотношения факторов производства. По причинам исторического и географического хар-ра страны наделены неравномерно факторы производства: труд, земля, капитал, что обуславливает различия цен на товары, от которых зависят сравнительные преимущества стран. В открытой экономике каждая страна специализируется на выпуски товаров, требующих больших факторов, которому страна лучше обеспечена ( если страна наделена в избытке трудом со сравнительно низкой зар.платой, то трудоемкие товары выпускаемые в этой стране, будут обходится более дешево; если страна имеет избыток капитала, то дешевыми товарами будут капиталоемкие товары). Поэтому, согласно теореме Хекшера-Олина, странам с избыточно-рабочей силой, выгодно выпускать и экспортировать трудоемкие товары. В 1954г опубликована статья В.Леонтьева (США), в которой показал, что в 1947г США, считавшаяся капиталоизбыточной страной экспортировала трудоемкую продукцию, что не соответствовало теореме Хекшера и Олина, это несоответствие получило название парадокс. Чтобы решить вопрос о несоответствии концепции Хекшера-Олина в практике внешне-торговых связей конкретных стран, экономисты избрали путь поправок, отдельных элементов этой теории, при сохранении главных ее положений. Большинство поправок сводятся к включению доп.факторов: технология , квалиф.раб.силы , предпринимательские способности, кач-во управленческого персонала и т.д. Стали выделять человеческий капитал, физический капитал, капитал знаний.

13. Стандартная  классификация стран по методике  ООН.

 Развитые страны ( индустриальные страны и их группы): крупнейшие промышленные страны ( Великобритания, Германия, Италия , Канада, США, Франция); страны члены Европейского Союза ( Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция); крупнейшие европейские страны ( Великобритания, Германия, Италия, Франция). Развивающиеся страны выделяют: 1.по регионам: Африканские страны; Азиатские страны; Ближний Восток и Европа; Западное полушарие. 2.по осн.экспортному товару: топливо ( 15); нетопливные товары (117). 3.по финансовым критериям: чистые кредиты (7); чистые должники ( 125). 4.по уровню развития: малые страны с низким доходом (50); наименее развитые

14. Классификация  стран по методике Всемирного  Банка.

Выделяют 4 группы стран по уровню развития: 1. С высоким уровнем доходов. 2. С доходами выше среднего уровня. 3. С доходами ниже среднего уровня. 4. С низким уровнем доходов.

15. Классификация  международных экономических организаций.

1. По хар-ру участников: межправительственные ( такие, членами которых являются гос-ва и они созданы на основе межгос-х договоров); неправительственные ( любая международная организация не учрежденная на основании межгос-х договоров). 2.по кругу участников: международные эк.организации системы ООН ( открытые для участников всех гос-в); международные эк.организации, не входящие в систему ООН; региональные эк.организации ( открытые для участия гос-в одного региона). 3.по кругу компетенции: организации общей компетенции ( ООН, Совет Европы, Лига арабских гос-в); организации спец.компетенции, осуществляют сотрудничество в одной области или одном направлении деятельности). 4.по хар-ру полномочий: межгос-ые; надгос-ые ( МВФ, ВБ,ЕС) – отдельные вопросы передаются исключительно в ведение международной организации. 5.по условиям участия: открытые; закрытые (ЕС, ОЭСР) – прием осуществляется по приглашению.

16. Международные  экономические организации и  их роль в развитии мирового  хозяйства ( ЮНКТАД, ЮНИДО, ВТО, МОТ, ОЭСР  и др).

Глобализация мирохозяйственных процессов мирового хозяйства, усиления взаимозависимости национальных экономик, приводит к необходимости учреждения международных организаций по контролю, координации, содействию и унификации социально-экономических вопросов, возникающих между странами и выраженных в формальных и полуформальных структурах. 
Международные организации подразделяются на две категории: 
1. Межправительственные организации – участниками которых являются непосредственно государства, действующие на основании соответствующих договоров и обладающие международной правосубъектностью. 
2. Неправительственные организации – в их состав входят различные объединения, они не являются субъектами международного права, а имеют статус юридических лиц, однако это не мешает некоторым из них иметь специализированный статус в межправительственных организациях.  
Межправительственные организации. 
I. Система ООН состоит из главных и вспомогательных органов, 18 специализированных учреждений и ряда программ, советов и комиссий, которые представлены: 
1. Экономическим и Социальным советом (ЭКОСОС) - является основным органом по координации экономической и социальной деятельности ООН, 54 члена. ЭКОСОС имеет региональные экономические комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Западной Азии (ЭСКЗА), Африки (ЭКА), Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), Европейская Экономическая комиссия (ЕЭК). Цель их деятельности – содействие проведению согласованных действий по экономическому сотрудничеству в рамках соответствующего региона. 
2. Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД) - орган Генеральной Ассамблеи ООН, торгово-экономическая организация призванная содействовать развитию международной торговли между развитыми и развивающимися странами; согласовывать политику отдельных государств и интеграционных группировок в международной торговле; разрабатывать рекомендации для развития международных экономических отношений. Членами этой организации являются 186 государств, включая Россию. 
3. Программа развития ООН (ПРООН). 
4. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). 
5. Всемирный продовольственный совет (ВПС). 
6. Мировая продовольственная программа (МПП), 
7. Международный торговый центр (МТЦ). 
Специализированные учреждения: 
1. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО). Цели ФАО:  
- устранение проблемы голода; 
- улучшение питания и качества жизни; 
- совершенствование сельскохозяйственного производства; 
- содействие развитию сельских районов и улучшению условий жизни сельского населения. 
2. Всемирный банк. Представлен группой институтов: Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – главный институт Всемирного банка. Международная ассоциация развития (МАР) –  предоставляет кредиты развивающимся странам. Международная финансовая корпорация (МФК) – оказывает содействие частному сектору развивающихся стран. Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) - оказывает услуги по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами. 
3. Международная организация гражданской авиации (ИКАО). 
4. Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР). 
5. Международная организация труда (МОТ) – Объединяет на равных правах правительства, предпринимателей и трудящихся.  Цели МОТ: 
- обеспечения занятости; 
- поощрение экономических и социальных программ; 
- соблюдение основных прав человека; 
- охрана жизни и здоровья трудящихся. 
6. Международный валютный фонд (МВФ) – Одна из ведущих финансово-кредитных организаций.  МВФ предоставляет кредиты, в обмен на проведения такой экономической политики, при которой страна сможет накапливать валютные резервы и погашать долги кредиторам. Базой кредитных сумм является квота уставного Фонда МВФ. 
7. Международная морская организация (ММО). 
8. Международный союз электросвязи (МСЭ). 
9. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Главная цель – содействие охране интеллектуальной собственности. 
10. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Цели деятельности ЮНИДО: 
- координация промышленного развития стран в рамках системы ООН; 
- индустриализация развивающихся стран, при приоритетном развитии стран Африки; 
- содействие реструктуризации экономик стран с переходной экономикой. 
11. Всемирная торговая организация (ВТО).  Главная цель ВТО – дальнейшая либерализация торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил. Местопребывания  (Швейцария). Автономные организации: 
1. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) – является самостоятельной межправительственной организацией. Входящей в систему ООН. Агентство устанавливает и обеспечивает гарантии недопущения использования атомной энергии в военных целях. 
2. Всемирная туристская организация (ВТО) - специализированная организация. 
II. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР),  
Главные задачи:  
- анализ состояния экономик стран-членов, составление дважды в год прогноза их развития на ближайшие полтора года; 
- разработка рекомендаций по регулированию хозяйственных процессов на микро – и макро уровне; 
- координация финансовой помощи развивающимся странам; 
- подготовка материалов для крупных международных отношений. 
ОЭСР принимает два вида решений: постановления, обязательные для всех стран-членов, и так называемые джентльменские, имеющие добровольный характер, но обычно соблюдаемые. 
III. Всемирная таможенная организация . Содержание деятельности - разработка и распространение единых таможенных правил, содействие гармонизации таможенных систем и таможенного законодательства. 
IV. Банк международных расчетов – (БМР). Основные функции – координирует деятельность центральных банков ведущих промышленно развитых стран; производит расчеты между странами-членами ЕС; выступает агентом по многим видам операций центральных банков. 
V Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Создан  для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР на этапе рыночных преобразований. 
Неправительственные организации 
Международные неправительственные организации, объединяющие производителей определенного товара (отраслевые ассоциации), например, Международная ассоциация воздушного транспорта, Международная ассоциация деловых коммуникаций; либо представителей определенных профессий (профессиональные ассоциации), например, Международная ассоциация переводчиков, Международная общество бухгалтеров; ставят перед собой такие задачи как обмен информацией, научные исследования, содействие продвижению товаров и услуг, обучение и т.п.  
Эти организации некоммерческие, для решения своих задач международные неправительственные организации проводят различные конференции, совещания и семинары.

Международная торговая палата (МТП) –. Цели деятельности МТП: 
- содействие развитию предпринимательства; 
- принятие экономических и правовых мер в вопросах урегулирования международной торговли; 
- защита системы частного предпринимательства. 
 
17. Конкурентоспособность государств на мировом рынке. «Конкурентный ромб» М.Портера.

На макро уровне конкурентоспособность отражает благоприятные позиции нац.экономики в системе международных отношений, в сфере внешней торговли, внешне-экономических связей, складывающихся в результате конкурентоспособной деятельности хоз-х субъеков. Книга « Конкурентное преимущество стран» основное положение исследования заключается: на международном рынке конкурируют рынки, а не страны. Поэтому необходимо понять как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе. В условиях глобализации конкурентные возможности фирм не ограничены пределами страны базирования. Выбор конкурентной стратегии фирмы определяет: 1.структура отрасли, в которой действует фирма; 2.позиция, в которой фирма занимает в пределах отрасли. Внутри отрасли Портер считает, что фирма должна найти противоядие 5 силам: угроза, появление новых конкурентов; угроза, появление товаров заменителей; способность поставщиков торговаться; способность покупать или торговаться; соперничество уже имеющихся конкурентов между собой. Основные причины введения новаций: 1.появление новых технологий. 2.новые или изменившиеся запросы покупателя. 3.появление нового сигмента отрасли. 4.изменение стоимости или компоненты производства. 5.изменение правительственного регулирования. Способность компании удерживать достигнутое конкурентное преимущество определяется след.факторами: 1.источник преимущества: низкий ранг (дешевая раб.сила, сырье); высокий ранг ( запонтинтовая технология, дифференциация товаров и услуг, репутация фирмы, глубокий маркетинг); 2.кол-во имеющихся у компании явных источников конкурентного преимущества; 3.постоянная модернизация производства ( фирма должна создавать свои преимущества со скоростью не ниже той, с которой конкуренты пытаются ее нагнать. Страна имеет успех в тех отраслях, где ее преимущество как нац.базы имеют вес в других странах и ее нововведения придворяют потребности. 4 свойства страны, которые формируют ромб Портера: 1.условия для факторов производства ( факторные условия): людские ресурсы; природные ресурсы; капитал; инфраструктура; научно-информационный потенциал. 2.состояние спроса ( страны выигрывают в конкурентной борьбе, если их потребители являются по мировым стандартам наиболее требовательными и квалифицированными. 3.родственные и поддерживающие отрасли, имеется в виду отрасли ( поставщики исходных компонентов для производства товаров отрасли, а также отрасли осуществляющие после продажные обслуживание товаров. 4.условия для стратегии структуры и соперничества ( наличие внутриотраслевой конкуренции, антимонопольная политика)

18. Стадии конкурентного  развития стран.

1. Стадия факторов производства ( страны находящиеся на этой  стадии, конкурируют прежде всего  по таким факторам как: стоимость  раб.силы; плодородность земли; объем добываемых ресурсов. 2.стадия инвестиций ( на данной стадии конкурентное преимущество экономики базируется на готовности и способности нац.фирм к агрессивному инвестированию, современное оборудование в лучшую технологию, на покупку лицензии, создание совместных предприятий). 3.стадия нововведений ( инновационная стадия) для инновационной экономики хар-на укрепляющая международная позиция по ряду передовых услуг, отражающих совершенствование преимуществ в промышленности. 4.стадия богатства ( движущие силы экономики на этой стадии является достигнутое изобилие, выход страны на эту стадию, начало упадка)

19. Классификация  стран по источнику конкурентных  преимуществ.

По данному классификационному признаку делятся на четыре группы : 
страны, имеющие конкурентные преимущества на основе факторов производства; 
страны, имеющие конкурентные преимущества на основе инвестиций; 
страны, имеющие конкурентные преимущества на основе нововведений; 
Источники конкурентных преимуществ национальных экономик 
Источник преимущества На чем базируются преимущества национальных отраслей Используемые технологии Спрос в стране Занятость, зарплата, стоимость факторов производства Роль правительства 1. Конкуренция на основе факторов производства Природные ресурсы, избыточная полуквалифицированная рабочая сила, хороший климат Созданы в других странах Небольшой потребительский спрос Не изменяются Регулирование спроса, цен, валютных курсов чувствительных к мировым процессам 2. Конкуренция на основе инвестиций Способность национальных фирм к инвестированию в современные технологии Покупаются лицензии, приходят через СП Еще не велик потребительски й спрос Рост занятости, зарплаты Создание конкурентных отраслей 3 Конкуренция на основе нововведений Развитие родственных и поддерживающих отраслей, перенос производства за рубеж Улучшаются зарубежные технологии и создаются свои Растет потребительский спрос, появляется производственн ый спрос Появляется нехватка факторов производства: труд, капитал Поддержание темпов развития экономики 4. Конкуренция на основе богатства Достигнутое изобилие финансовых ресурсов Используются созданные технологии Потребительский и производственный спрос растет медленно Не полная занятость, высокая зарплата Избежание спада страны, имеющие конкурентные преимущества на основе богатства.

 

20. Общая характеристика  промышленно развитых стран.

Большая 7 превосходит по произведен.ВВП. В нее входят: США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада. В качестве осн.инструмента поддержание доминирующей роли развитых стран в мир.экономике, избрана линия на усиление либерализации внеш.эк.деятельности в развивающихся странах. Преимущества этой стратегии для развитых стран: 1.облегчается перемещение товаров, которое отсутствует или дефицитный в развивающихся странах. 2.приток матер.ресурсов из развивающихся стран способствует поддержанию темпов роста развитых стран. 3.снижаются барьеры для перетока капитала. 4.упрощается проникновение ТНК на рынке развивающихся стран.

 

21. Основные модели хозяйственного устройства развитых стран.

Исходя из роли отдельных элементов хозяйственного механизма (государство, институциональная структура рынков) можно выделить ряд моделей экономического развития. 
Либеральная модель. Ее примером выступает хозяйственная практика США. Она характеризуется превосходством частной акционерной собственности над государственной и доминированием частных решений в сфере производства, инвестирования, сбыта, использования рабочей силы. Конкуренция и акционерный капитал физически и юридически заставляют управляющих максимально увеличивать прибыли. Правительство в ряде случаев играет активную роль в макро- и микроэкономических процессах. Национальные и местные органы власти регулируют частный сектор через законодательство и административными мерами в целях содействия конкуренции, смягчения провалов рынка или защиты интересов определенных групп. 
Коллективные соглашения заключаются на трехлетний срок. Темп изменения заработной платы закладывается в контракт исходя из условий, сложившихся на момент его заключения, поэтому любые макроэкономические изменения не отражаются на динамике заработной платы. Трудовые соглашения заключаются не в один период в разных компаниях и отраслях, а распределяются на протяжении трехлетнего цикла. 
Под действие системы коллективных трудовых соглашений в США попадает менее 18% рабочей силы, ниже, чем в странахОЭСР. Модель хозяйственного механизма данного типа называется также дарвинистской, или англо-саксонской. Для нее характерны доминирование частных предприятий, стремящихся максимизировать краткосрочные прибыли для инвесторов, низкий уровень профсоюзного движения, децентрализованные переговоры по заработной плате, ограниченное трудовое законодательство. Помимо США эта система распространена в Канаде иБритании. 
Либерально-реформистская модель. Она близка к либеральной и представляет собой регулируемое рыночное хозяйство с достаточно развитой государственной системой социального обеспечения. Правительства, организации предпринимателей и профсоюзы проводят переговоры, стремясь достичь согласования интересов при урегулировании трудовых отношений. 
Эта модель хозяйственного механизма с определенными отличиями присуща странам северо-западной Европы. В них отмечается большая устойчивость заработной платы. Для этих стран характерно достаточно сильное, но снижающееся профсоюзное движение, различные по масштабу охвата переговоры о трудовых соглашениях, обширное трудовое законодательство, которое стремятся урезать. Эту модель также называют рейнской. 
Корпоративистская модель. Эта модель представляет собой систему регулируемого рынка, где отмечаются интенсивные формы государственного участия. Этот тип имеет два подвида — демократический, или социал-реформистский, и иерархический. 
Демократический корпоративизм преобладает в странах, где долгое время у власти находились правительства социал-демократов, довольно высок уровень государственного предпринимательства, в частности, в Швеции, и в меньшей степени в других Северных странах, в Австрии Эта модель основана на поиске социального согласия.

Информация о работе Шпаргалка по "Международным отношениям"