Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 05:33, курсовая работа
В конце 1991 г. на карте мира появилось новое государство – Россия. Сопоставление России с другими странами по главным экономическим показателям и тем более определение места в современном мире – новая тема изучения мировой экономики, которая неизбежно будет привлекать к себе растущее внимание.
В СССР, как, впрочем, и в США, основательно занимались сравнительным анализом экономики двух стран. Наиболее известны работы, выполненные под эгидой ЦРУ, Экономического комитета Конгресса США и ЦСУ СССР.
Введение………………………………………………………………..1
Глава 1. Россия-общая характеристика………………………………4
Глава 2. Россия в мировой экономике………………………………..6
2.1. Промышленность………………………………………..7
2.2. Природные ресурсы…………………………………….11
2.3. Сфера услуг……………………………………………..15
Глава 3. Международные экономические отношения России……..18
3.1. Сравнительный анализ экономического развития России и главных стран мира …………………………………………………...19
3.2. Место России среди других стран мира ………………28
Заключение…………………………………………………………….32
Список использованной литературы………………………………...37
Канаду Россия превосходит по объему промышленного производства практически вдвое.
Международные сопоставления по уровню производительности труда в народном хозяйстве и оценки места России в мировой экономике по этому важнейшему показателю эффективности производства также проведены ИМЭМО РАН (табл. 4)5.
Таблица 4. Сопоставление производительности труда в России и других главных странах мира за 2006 г.
Страна | Выработка на 1 занятого по ВВП | В% к уровню США |
Россия | 15,4 | 21,1 |
США | 73,1 | 100,0 |
Китай | 77,0 | 12,3 |
Япония | 54,9 | 68,9 |
Индия | 5,9 | 5,9 |
Германия | 56,2 | 67,3 |
Франция | 54,5 | 70,3 |
Великобритания | 55,8 | 65,0 |
Италия | 58,8 | 70,1 |
Бразилия | 17,9 | 20,2 |
Западная Европа | 53,9 | 64,7 |
Эти данные показывают, что Россия отстает от США по производительности труда в народном хозяйстве практически в 5 раз, от Канады – в 4, от Западной Европы – в 3,5 раза, но вдвое превосходит Китай, в 4 раза – Индию, на 16% – Бразилию и отстает от Мексики на 18%. От главных стран Западной Европы и Японии мы отстаем по народно-хозяйственной производительности труда примерно в 3,5 раза.
В течение ряда лет в Институте Европы РАН проводились весьма детальные, а главное, прямые двусторонние сопоставления уровней производительности труда в промышленности России, США, Германии, Франции и Великобритании за 1992 и 1998 гг. Результаты этих сопоставлений приведены в табл. 56.
Таблица 5. Сопоставление уровней производительности труда в промышленности России, США, Германии, Франции и Великобритании за 1998 и 2006 гг. (в %)
Уровень производительности труда | 1998 год | 2006 год |
России к США | 16,8 | 12,0 |
России к Германии | 26,3 | 18,0 |
России к Франции | 21,0 | 16,0 |
России к Великобритании | 31,0 | 23,0 |
В результате спада производства в России в 1998 г. соотношение ее уровней производительности труда в промышленности и соответствующих уровней главных капиталистических стран заметно ухудшилось. Лишь после 1999 г. начался процесс улучшения этих соотношений. За 1998–2006 гг. производительность труда в промышленности Российской Федерации увеличилась практически более чем на треть.
Такова статистика, чисто количественная характеристика места России в мировой экономике в конце XX – начале XXI в. Она, естественно, не включает анализа качественных сторон состояния российской экономики и общества. Последнее представляет собой особую проблему, которая рассматривается нами лишь в аспекте сравнения этого состояния с основными ведущими тенденциями в мировой экономике.
После финансового дефолта, случившегося в августе 1998 г., и резкой девальвации рубля в России начался рост производства. Этот рост связан, несомненно, с исчерпанием, так сказать, ресурса долговременного падения производства в России, которое фактически, как уже говорилось, продолжалось примерно 20 лет – с конца 70-х – начала 80-х годов XX в. Когда говорят, что падение производства началось в России в 1992 г., с началом рыночных реформ и трансформацией всей российской экономики по схеме МВФ, – это абсолютная неправда.
Даже по официальным советским данным, ВВП СССР в 1990 г. сократился на 2,3%, ВВП России в 1991 г. – на 5%7. Начавшийся в 1999 г. рост производства в России является результатом действия трех причин: 1) сокращения импорта подорожавших иностранных товаров, вызвавшего импортозамещающий рост отечественного производства (прежде всего в пищевой промышленности); 2) повышения мировых цен на нефть и газ, давшего дополнительную экспортную выручку; 3) скрытой денежной эмиссии, временно стимулировавшей спрос.
Конечно, рост производства – это принципиально важный вопрос. Но возникает другой вопрос: а производство, собственно, какой продукции стало расти? Достаточно ли современна, конкурентоспособна эта продукция, удовлетворяет ли ее качество и новизна высоким современным требованиям мирового рынка? К сожалению, приходится признать, что экономический рост носит экстенсивный характер и идет прежде всего за счет традиционной, обычной, неконкурентоспособной продукции, спрос на которую заметно возрос внутри страны вследствие резкого сокращения импорта после девальвации рубля. Россия почти не производит современной электронной техники потребительского назначения, ее автомобили не выдерживают сравнения с западными, а экспорт военной техники сократился.
В отличие от новых индустриальных стран (Южная Корея, Тайвань, Сингапур) и таких крупных развивающихся стран, как Бразилия, Индия или Китай, Россия пока не сумела пробиться на широкий мировой рынок и завоевать собственные надежные ниши на нем по поставкам не сырьевой, а готовой промышленной и сельскохозяйственной продукции (о высоко технологичной продукции, за исключением военной, речь не идет).
Не
менее серьезной проблемой
В связи с этим встал вопрос о государственном стимулировании подъема российской экономики, повышении ее эффективности и реструктуризации с помощью современной промышленной политики и политики в отношении предприятий и ускорения НТП. Идея тотального ухода государства из экономики на практике никогда не возникала. Речь не идет и о вхождении сильного государства во все поры нашей экономической жизни, как это было в советские времена. Речь идет о нормальном и объективно обусловленном регулировании хозяйственных процессов в стране, стимулировании их эффективности, предпринимательской активности, конкурентоспособности, государственном стимулировании самого хода реформ. Все это имеет место в странах со зрелой рыночной экономикой, формирование которой без государственной поддержки невозможно.
В еще большей степени это имеет место сегодня в странах ЦВЕ, ставших полноправными членами ЕС. В качестве важной причины большинства неудач в сфере российской экономики и ее реформирования следует назвать слабость институтов власти, отсутствие необходимой политической воли к формированию истинно эффективной рыночной экономики и демократического строя. Недостаточный профессионализм, неграмотность и неопределенность в принятии решений, бездеятельность, а порой и прямой саботаж в их исполнении на разных уровнях государственной власти, слияние последней с финансовой и частнопредпринимательской сферой – все это обычное дело в системе нынешнего управления в России и не может не сказаться самым негативным образом на характере развития российской экономики.
Однако главной причиной неудач, о которых идет речь, является неясность, неопределенность общественного сознания в нашей стране, то, что на Западе часто называют «российской ментальной инвалидностью». Последняя порождена тем, что общество не полностью отошло от прежнего, советского идеологизированного мышления, не подвело черту под своим коммунистическим прошлым в виде общественного суда над преступлениями большевиков, раскаяния или покаяния за допущенные беззакония и трагедии в течение советского периода российской истории. Такое положение принципиально отличает Россию, например, от Германии, где перестройка общественного сознания была проведена еще при Аденауэре, и сегодня немецкая нация предстает перед всем миром вполне обновленной, современной, органически вписанной в процесс мировой цивилизации, заслуживающей международного доверия.
Другой сдерживающий фактор экономического роста в России – ее государственный внешний долг, составляющий в настоящее время порядка 130 млрд. долл. В течение ближайших 10 лет ежегодные выплаты только на погашение долгов международным финансовым организациям и процентные выплаты инвесторам, купившим российские еврооблигации, составят от 3,5 до 5,0 млрд. долл. Трудности страны, связанные с погашением внешнего долга, еще более обостряются по причине массового оттока капиталов из России. Ежегодно из страны вывозится до 14 млрд. долл., что обусловлено недостаточной стабильностью внутриполитической и социально-экономической жизни в стране, прекращением рыночных реформ, неясностью отношений между государством и бизнесом, слабостью финансово-банковской системы, разгулом криминалитета, отсутствием необходимого таможенного и валютного контроля, т.е. слабостью не только политической власти в стране, но и ее экономических и правовых институтов, включающих законодательство, адекватное современной эффективной рыночной системе.
Объективно
необходимы жесткие меры по предотвращению
нежелательного оттока капитала из России
и по борьбе с коррупцией, а полученные
средства целесообразно направить на
инвестиции и развитие науки в России.
Нет смысла в огромном импорте потребительских
товаров, так как это пагубно сказывается
на отечественном производстве. Но нужна
твердая политическая воля, реальное государственное
стимулирование частных и иных капиталовложений,
экономического роста и научно-технического
прогресса в стране. Прежде всего, необходимо
укрепление банковской системы, прекращение
оттока российских капиталов за границу.
Государство должно поставить надежный
заслон криминальным и теневым структурам
в финансовой и производственной сферах,
сосредоточиться на стимулировании роста
производства и платежеспособного спроса,
на новом рынке в реформировании и модернизации
российской экономики и общества, а во
внешней торговле ориентироваться на
правовую систему ВТО.
3.2.
Место России среди
других стран мира.
Обычно
этот показатель явно занижается, так
как используются оценки нашего ВВП
в долларах по официальному валютному
курсу. Между тем, адекватную картину
можно составить только исходя из
паритета покупательной способности (ППС)
рубля и доллара. На базе такого подхода
объем ВВП Российской Федерации в 2006 году
оказывается равным не 600–800 млрд дол.,
как получается по официальному курсу,
а 1,5 трлн долларов.
Начиная с 1968-го ООН осуществляет Проект
международных сопоставлений (ПМС), в соответствии
с которым объемы ВВП разных стран мира
сравниваются по ППС. Советский Союз в
течение долгих лет отказывался принимать
участие в этой программе. Взамен Москва
предоставляла собственные, причем завышенные,
показатели национального дохода и ряда
других параметров экономического развития
в долларах. СССР присоединился к Проекту
международных сопоставлений лишь в 1990-м,
незадолго до своего распада.
Российская Федерация
была включена в ПМС ООН за 1993 год и впоследствии
стала постоянной участницей этой программы,
снабжая ее всеми необходимыми базовыми
данными. Для расчета ППС за 1999-й в рамках
проекта Организации экономического сотрудничества
и развития (ОЭРС) и Евростата Россия предоставила
информацию о ценах почти на 3 тысячи товаров
и услуг, сформировав тем самым «корзину»
для сравнения своего ВВП c другими странами
в долларах. Подобные же расчеты были произведены
за 1996, 1999 и 2002 годы с расширяющимся числом
базовых данных по ценам на сравнимые
товары и услуги – компоненты ВВП.