Россия в системе современных международных экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассматривается место России в современных международных экономических отношениях, рассмотрены основные формы МЭО России: инвестиции, внешняя торговля товарами, миграция рабочей силы, создание совместных предприятий, международные корпорации. Определены перспективы развития МЭО России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1. Понятие международных экономических отношений 8
1.2. Формы международных экономических отношений 11
2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ 12
2.1. Интернациональное перемещение предпринимательского и ссудного капиталов 12
2.2. Международная торговля товарами и услугами 13
2.3. Международное научно-техническое сотрудничество 15
2.4. Международная миграция рабочей силы 17
2.5. Создание совместных предприятий 18
2.6. Развитие международных корпораций 20
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ 22
Основные тенденции развития международных
экономических отношений России 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 31

Файлы: 1 файл

курсовая МЭО.docx

— 114.13 Кб (Скачать)

     В настоящее время в России наблюдается неразвитость международной (трансграничной) производственной и научно-технической кооперации, хотя стоит отметить, что постепенно мы начинаем реализовывать такие формы трансграничного сотрудничества, которые могли бы стать важным на направлением выхода российского бизнеса на новые рынки.  Наиболее яркими примерами транснационализации российского бизнеса являются проекты в этой области, реализуемые отечественными металлургическими компаниями («Российский алюминий», «Ев-раз», «Норильский Никель», «Северсталь»). Также к их числу можно отнести “Микрохирургию глаза” с большим количеством своих отделений по всему миру, а также “ЛУКойл” (в ее состав входят российские нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие предприятия и предприятия нефтяного машиностроения), “Автоваз” и др.

     Примером российской ТНК является “Ингосстрах” со своими дочерними и ассоциированными фирмами и отделениями в США, Нидерландах, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, а также ряде стран СНГ. К числу такого рода компаний можно отнести государственный концерн “Нафта Москва” (бывший Союзнефтеэкспорт) со своими дочерними компаниями в Финляндии, Бельгии, Англии, Дании, Италии и других странах [20].

     На российском рынке потребительских товаров прочно обосновались крупнейшие американские ТНК и их зарубежные филиалы. В их числе широко известные компании «Ай-Би-Эм», «Хьюлетт Пакард» (компьютеры и компьютерное оборудование), «Дженерал Электрик» (электротехника), «Моторола» (средства мобильной связи), «Кодак» (фототовары), «Проктер энд Гэмбл», «Джонсон и Джонсон» (бытовая химия), «Макдональдс» (сеть закусочных), «Кока-Кола» (продукты питания) и другие.

       

        Таким образом,     основными  странами-инвесторами в 2010 г. являются Германия Кипр, Нидерланды, Люксембург, Китай. Доля прямых инвестиций, сократилась и составила 38,7% против 40,7% годом ранее, доля портфельных также снизилась, несмотря на общий рост рынка до 3% .

     Что касается внешней торговли, то специализация  России по-прежнему  является преимущественно  минерально-сырьевой. Основным партнером  является Германия. Германия экспортирует в Россию оборудование, машины, технологии. Россия импортирует металл, газ и нефть.

       Миграция. Разработана федеральная миграционная программа. Правительство РФ наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны, первоочередными из которых являются регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой области, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов.

     В России создано большое число  совместных российско-американских российско-германских и т.д. предприятий, осуществляются крупные инвестиционные проекты с участием американского капитала, главным образом в отраслях топливно-энергетического и сырьевого комплекса, а также в области телекоммуникаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ОТНОШЕНИЙ  РОССИИ
 Основные тенденции развития международных экономических отношений России 

     На протяжении последних двух  десятилетий внешнеэкономическая  политика России была ориентирована  главным образом на повышение  степени открытости отечественной  экономики. Основным ее содержанием  являлась либерализация внешнеторговых  и валютных операций, а также  взаимодействие с международными  торговыми и финансовыми институтами.

  С открытием экономики внешнеэкономические  связи стали для России важным инструментом поддержания макроэкономического  равновесия. Поставки на внешний рынок  помогает сдерживать падение производства и уменьшение занятости в добывающих отраслях промышленности. Прямые иностранные  инвестиции компенсировали снижение объемов  отечественных государственных  и частных капиталовложений.

     В последние десятилетия Россия  эффективно сотрудничает с зарубежными  странами, что является своего  рода катализатором  экономического  роста. Формирование глобального  рынка резко усилилось в последнее  десятилетие, и современный этап  его консолидации идет через  развитие экономических региональных  объединений, прежде всего ЕС, НАФТА, АТЭС, СНГ. [12, C. 13]

    Одной из важнейших задач провозглашенного  Россией стратегического курса   является вступление в ВТО.  В стратегическом плане Россия заинтересована в присоединении к ней в целях равноправного участия в международных экономических отношениях, которые в значительной степени регулируются нормами и правилами данной организации. Хотя продолжая заниматься присоединением к ВТО Россия снизила активность торгово-политического позиционирования двустороннем и региональном уровне, а также подготовки соглашений о свободной торговле с зарубежными странами [16, С. 10].

     В условиях глобального экономического кризиса для уменьшения социально-экономических его последствий России необходимо всемерно укреплять научно-техническое сотрудничество, способствующее получению предприятиями-производителями конкурентных преимуществ на мировых рынках научно-технической продукции и повышению конкурентоспособности. Для этого необходимо осуществить разработку и реализацию комплекса мероприятий, основными из которых можно считать следующие:

     1. Поддержка создания транснациональных финансово-промышленных групп (ТФПГ) на основе межправительственных соглашений, в частности, в следующих направлениях: производстве судов, космической и авиационной техники, оружия, оборудования для атомной энергетики и т.п. Учитывая, что именно в машиностроении сконцентрированы финансовые, материально-технические и интеллектуальные ресурсы, создание ТФПГ будет способствовать ускорению инновационного развития благодаря использованию импорта высокотехнологического оборудования или закупки лицензий и ноу-хау.

     2. Создание сети общих институтов: совместных торговых палат, совместных комитетов и ассоциаций делового сотрудничества зарубежных стран и России, торговых домов, которые бы занимались продвижением на соответствующие рынки товаров и услуг и т.п.

     3. Разработка системы критериев (по объему производства и реализации продукции на внешних рынках; введению программ энергосбережения, проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.д.), по которым необходимо осуществлять финансовую государственную поддержку программ развития инфраструктуры и реализации масштабных инфраструктурных проектов, в частности: строительство автомагистралей, мостов, аэропортов, ремонт транспортной сферы, сетей в жилищно-коммунальном хозяйстве и т.д [23].

     Реализация комплекса этих мероприятий, обеспечивающих позиционирование страны на высоком уровне инновационного развития, возможна лишь в результате широкого использования механизмов международного сотрудничества. Среди них чрезвычайно важным является привлечение зарубежных инвесторов к развитию отечественной инновационной сферы. Решение этой проблемы может осуществляться за счет:

 улучшения общих условий для инвестиций в экономику России;

 создания законодательных норм, идентичных для отечественных и зарубежных инвесторов;

 разработки единых критериев оценки инвестиционной привлекательности инновационных программ и проектов.

     Цель внешнеэкономической стратегии  России, в создании условий для  максимального использования внешнеэкономических  факторов в интересах ускорения  социально- экономического развития  страны. В более емкой формулировке  целью стратегии является эффективное  встраивание российской экономики  в мировое хозяйство, а также  в процессы глобализации, обеспечивающее  максимальное использование возникающих  в связи с этим преимуществ  и минимизации рисков.

     Задачами стратегии являются:

- максимизация  преимуществ интеграции в мировое  хозяйство посредством диверсификации  ВЭД, эффективной транснационализации российского бизнеса, а также технологической, интеллектуальной и ресурсной мобилизации с целью модернизации национальной экономики;

- оперативное  выявление и нейтрализация угроз  и рисков для российской экономики,  имеющих хозяйственную природу.

     Определяя главные направления  деятельности по реализации стратегии,  целесообразно исходить из приоритета  диверсификации экономики на  уровне сферы внешнеэкономических  связей в целом, а также ее  составляющих – экспорта и  импорта, инвестиционного, производственного  и технологического сотрудничества и др. [16, С. 12].

     Насущной задачей является диверсификации  экспорта; при этом следует разграничивать  инерционную и инновационную  диверсификацию. Инерционная диверсификация формируется на базе имеющихся конкурентных преимуществ; для инновационной необходимо создать новые преимущества и их эффективную комбинацию.

     Важнейшим для России направлением  в рамках политики диверсификации  является повышение глубины переработки  первичных ресурсов. Существенный  вклад в диверсификацию может  внести мобилизация имеющегося  экспортного потенциала в отраслях  промышленности за счет государственной  поддержки инвестиций и экспорта. Такие резервы имеются по некоторым энергоносителям, продукции ВПК, энергооборудованию, в том числе для АЭС, гражданским самолетам и морским судам, станкам, электронным компонентам, оптике, одежде и др.

   Значительные резервы имеет диверсификация  посредством коммерциализации преимуществ  выгодно расположенной российской  территории (услуги транспорта, транзита, туризма, экологические услуги), а также увеличения производства  экологически чистой продукции  и торговли квотами на выбросы  парниковых газов и др.

     Эффективная транснационализация российского бизнеса является одной из ключевых задач, и данный процесс развивается даже без особого участия государства. В последнее время Россия экспортировала столько же прямых инвестиций, сколько импортировала, что характерно для развитых стран. Примеры успешной транснационализации российских компаний многочисленны (в основном относятся к энергетическому и горно-металлургическому секторам). Методы транснационализации могут включать создание стратегических межфирменных альянсов, скупку совместимых или конкурирующих предприятий, выстраивание собственных производственно-сбытовых цепочек, приобретение непрофильных активов с целью диверсификации бизнеса[19, С. 27].

     Для повышения эффективности  иностранных инвестиций следует  активизировать встраивание российских  предприятий в международные  производственно-сбытовые цепочки посредством участия в капитале или на контрактной основе, развивать сборочные производства, повышать роль особых экономических зон как центров притяжения экспортоориентированных предприятий с иностранным участием.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Таким образом, главные направления деятельности по реализации стратегии – это диверсификации экономики на уровне сферы внешнеэкономических связей в целом, а также ее составляющих – экспорта и импорта, инвестиционного, производственного и технологического сотрудничества и др.

          Важнейшим для России направлением  в рамках политики диверсификации  является повышение глубины переработки  первичных ресурсов. Существенный  вклад в диверсификацию может  внести мобилизация имеющегося  экспортного потенциала в отраслях  промышленности за счет государственной  поддержки инвестиций и экспорта.

     Эффективная транснационализация российского бизнеса является одной из ключевых задач, и данный процесс развивается даже без особого участия государства. В последнее время Россия экспортировала столько же прямых инвестиций, сколько импортировала, что характерно для развитых стран. 

   Для повышения эффективности  иностранных инвестиций следует  активизировать встраивание российских  предприятий в международные  производственно-сбытовые цепочки  посредством участия в капитале  или на контрактной основе, развивать  сборочные производства, повышать  роль особых экономических зон  как центров притяжения экспортоориентированных предприятий с иностранным участием. 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Исходя из всего сказанного  выше, России необходимо четко  определить свое отношение к  доминирующим в международном  экономическом обмене тенденциям  и последовательно реализовывать  внешнеэкономическую политику. Совершенно очевидно, что темпы и качество экономического развития нашей страны не в последнюю очередь будут зависеть от того, какими окажутся ее позиции в мировом экономическом пространстве, на континентальном и трансконтинентальном рынках.

  Как отмечают специалисты, серьезным фактором расширения экономического взаимодействия стало бы вступление России в ВТО. Для выхода двусторонних экономических  отношений на новый уровень обеих  стран необходимо еще преодолеет целый ряд внешних внутренних проблем, а также бытующих в поэтических  кругах и общественном мнении предубеждений  и опасений в отношении друг друга. Что касается внешнеэкономического взаимодействия с Евросоюзом, то ЕС – это основной внешнеэкономический партнер России, кроме того, страны ЕС являются основными кредиторами РФ. Поэтому этот альянс играет важную роль значение во внешнеэкономической политики России.

  В международной торговле государством используются такие методы регулирования, как таможенные тарифы и пошлины, различные нетарифные ограничения, налоги, лицензирование, межгосударственные соглашения и другие методы стимулирования или ограничения экспорта и импорта. Постоянного государственного контроля требуют международные валютные и кредитные отношения, международное  движение капитала и трудовых ресурсов, научно техническое сотрудничество.

  Государственная поддержка деятельности транснациональных  компаний осуществляется в первую очередь с помощью кредитного (льготные экспортные кредиты, страхование экспортных операций т.п.) и финансового стимулирования (налоговые льготы, субсидии). Государственные органы оказывают экспортерам информационную поддержку, проводя анализ перспективных рыночных направлений, обеспечивают проведение международных выставок и ярмарок.

  Роль  внешней торговли в экономическом  развитии всех стран мира возрастает. Россия должна использовать отпущенные ей возможности и максимально использовать внешнюю торговлю для содействия развитию экономики страны.

     Таким образом, для повышения  эффективности международных экономических отношений России необходима разработка комплексной программы их развития и диверсификации с учетом насущных потребностей и внутренних факторов социально-экономического прогресса. Среди важных мер по преодолению перекосов во внешнеэкономическом комплексе России следует выделить необходимость соблюдения принципа сбалансированного развития внешнеэкономических связей, по географическим направлениям исходя из экономической эффективности и геополитической целесообразности.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Байков, М.Н. Актуальные проблемы экономических отношений Россия-ЕС / М.Н. Байков // Мировая экономика и международные отношения, 2007. - № 6. – С.29-36.
  2. Балацкий, Е. Перспективные направления роста внешнеэкономической активности России // Экономист. - 2002. - N 2. - С. 36-43.
  3. Барковский, Е.А. Внешнеэкономическая политика / Е.А. Барковский // Россия и современный мир, 2005. - №3. – С.23-39.
  4. Зевин, Л.Д. Россия и развивающиеся станы: поиск новых путей экономического взаимодействия / Л. Зевин, Б. Хейфец // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - N 12. - С.13-23.
  5. История экономики: учебник / Под ред. О.Д. Кузнецовой и И.Н. Шапкина. – М.: ИНФРА-М, - 2000. – 384 с.
  6. Лосюков, А.А. Россия и Шанхайский саммит / А.А. Лосюков // Международная жизнь, 2001. - №11. – С. 17-26.
  7. Международные экономические отношения: учеб.пособие /Под ред. Н.Н. Ливенцева. – 2-е изд. – М.: ТК Велби, изд-во Проспкт, - 2005, - 648 с.
  8. Мировая экономика: учебное пособие /Под. Ред. И.П. Николаевой. – 2-е издание. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, -2002. – 575 с.
  9. Мировая экономика и международные экономические отношения: Ч.1 –учебник / Под ред. Р.И. Хасбулатова. – М.: Гардарики, - 2006. – 671 с.
  10. Новоселова, Л.А. Российско-Китайское экономическое взаимодействие – проблемы оживления инвестиционной составляющей / Л.А. Новоселова // Российский экономист, 2008. - №1. – С.42-46.
  11. Оболенский, В.П. Внешнеэкономическая политика России на пороге нового века / В.В. Оболенский // Мировая экономика и международные отношения, 2000. - № 2. – С.51-61.
  12. Оболенский, В.П. Роль внешнего фактора в экономическом развитии России / В.П. Оболенский // Мировая экономика и международные отношения, 2008. - № 5. – С.13-15.
  13. Орешкин, В.А. Внешнеэкономический комплекс России – проблемы и перспективы / В.А. Орешкин // Мировая экономика и международные отношения, 2001. - № 5. – С.31-43.
  14. Сафонов, И.А. Внешнеэкономические связи России со странами Европы в контексте расширения ЕС / И.А. Сафонов. Изд-во Экономика, – 2003. – 111 с.
  15. Сорокин, Д.Е. Россия на политико-экономической карте мира / Д.Е. Сорокин // Россия и современный мир,  2005. - № 3. – С. 30-39.
  16. Спартак, А.Н. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации / А.Н. Спартак // Мировая экономика и международные отношения, 2008. - № 5. – С.3-13.
  17. Супян, В.В. США и Россия: Мирохозяйственные позиции и перспективы экономических отношений / В.В. Супян // Мировая экономика и международные отношения, 2008. - № 7. – С.14-23.
  18. Халевинская, Е.Д., Крозе И. Мировая экономика: учебник / Под ред. Е.Д. Халевинской. – М.: Юристъ, - 1999. – 304 с.
  19. Чебанов, С.В. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации / С.В. Чебанов // Мировая экономика и международные отношения, 2008. - № 7. – С.24-39.
  20. http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_6AF5BF7E-6759-45D9-A941-07B250424F2A.html - Внешнеэкономические связи России
  21.   http://www.travelhunters.ru/study-64-11.html - Внешнеэкономические связи России
  22. 23.
  23. http://www.budgetrf.ru/Publications/mert_new/2008/MERT_NEW200803281741/MERT_NEW200803281741_p_008.htm – Внешнеэкономические связи
 
 

Приложение  А 
 

ОБЪЕМ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, НАКОПЛЕННЫХ  
В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ, ПО ОСНОВНЫМ СТРАНАМ-ИНВЕСТОРАМ 
на конец 2009 года   млн.долларов США

 

  Накоплено  
на конец 
2009г.
В том числе Справочно
взносы             в капитал лизинг кредиты, по-лученные от зарубежных совладельцев организаций прочие  прямые инвестиции поступило в 2009г.
всего в % к 
итогу
 
Всего прямых  
инвестиций1)
109022 100 84282 303 20916 3521 15906
    из них по основным  
     странам-прямым  
     инвесторам
91115 83,6 74121 82 15228 1684 11186
   в том числе:

  Кипр

33547 30,8 26889 52 5882 724 3704
Нидерланды 29065 26,7 26461 2 2423 179 1441
Германия 7834 7,2 4934 8 2658 234 2313
Виргинские (Британские) 
острова
4727 4,3 4027 0,4 657 43 703
Соединенное Королевство  
(Великобритания)
3625 3,3 2684 10 832 99 541
США 2964 2,7 1836 2 978 148 297
Австрия 2855 2,6 1686 8 1115 46 440
Багамы 2244 2,1 2215 - 23 6 649
Франция 2182 2,0 1657 - 434 91 758
Швейцария 2072 1,9 1732 - 226 114 340
 
 
 
 

приложение  Б 

ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ ИЗ РОССИИ, НАКОПЛЕННЫХ ЗА РУБЕЖОМ

млн.долларов США

    Накоплено на конец 2010г. В том числе Справочно 
направлено в  
2010г.
всего в % к 
итогу
прямые порт- 
фельные
прочие
Всего инвестиций 82010 100 56762 4234 21014 96222
из  них по основным странам - инвесторам 71305 86,9 52443 2228 16634 82786
в том  числе: 
Нидерланды
20370 24,8 19447 60 863 7759
Кипр 19622 23,9 14982 961 3679 7148
Швейцария 7782 9,5 2497 15 5270 40761
США 7692 9,4 6483 0,0 1209 692
Виргинские  о-ва (Брит.) 5605 6,8 1816 1188 2601 3206
Соединенное Королевство (Великобритания) 3212 3,9 2340 2 870 4823
Беларусь 2956 3,6 2687 0,1 269 4126
Австрия 1414 1,7 463 2 949 13806
Армения 1370 1,7 1283 - 87 108
Люксембург 1282 1,6 445 0,1 837 357

Информация о работе Россия в системе современных международных экономических отношений