Россия в международной торговле товарами и услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Торговля является традиционной и древнейшей формой международных экономических отношений. Возникнув много столетий назад, она и поныне продолжает сохранять важные позиции в общем комплексе мирохозяйственных связей.
Партнеры по международной торговле , в роли которых могут выступать государства, фирмы или отдельные индивидуумы, должны быть резидентами разных стран, что принципиально важно для разграничения внутренних и внешних сделок.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ТЭОР.docx

— 1.47 Мб (Скачать)

Падение импорта способствовало тому, что в последние годы заметно растет положительное сальдо внешнеторгового баланса. В 2007 г. оно достигло уровня порядка 50 млрд. долл. (см. рис. 2)

Рис. 2. Активное сальдо торгового баланса России (в % к внешнеторговому обороту) [2, 112]

Рост активного сальдо торгового баланса России — несомненно, положительный фактор, однако он должен достигаться за счет активной внешнеторговой политики, совершенствования структуры внешнеторгового оборота.

Именно совершенствование товарной структуры экспорта и импорта, будучи одним из условий полноценной интеграции России в современную структуру МРТ, во многом определяет эффективность внешней торговли.

Однако глубокая сырьевая зависимость российского экспорта в странах дальнего Зарубежья от конъюнктуры мирового рынка исключает возможность быстрого и безболезненного приспособления российской экономики к его меняющимся условиям.

Как свидетельствует практика последних лет тенденции в структурных сдвигах российского экспорта диаметрально противоположны мировым тенденциям и тенденциям стран с развитой рыночной экономикой и свидетельствуют об углублении отставания России от прогрессивных изменений мировой торговле.

Федеральная программа поддержки экспорта, разработанная Министерством внешнеэкономических связей РФ ориентирована главным образом на обрабатывающие отрасли и предполагает рост доли готовой продукции в российском экспорте до 70% в 2010 году. Для обеспечения устойчивого роста доли готовой продукции в российском экспорте необходима поддержка в размере не менее 0,3—0,35% от национального дохода, что соответствует 0,7—1 млрд.долл.

Следует, однако, иметь в виду, что расширение экспорта может в значительной степени означать лишь отток ресурсов и капиталов за рубеж, если не будет сформирован эффективный механизм внешнеторгового контроля, а также благоприятный инвестиционный климат внутри страны. В противном случае наращивание экспорта, в том числе готовых изделий, будет означать разбазаривание ресурсов и утечку капитала за рубеж.

Создание экспортной базы в условиях острой конкурентной борьбы на мировом рынке несет с собой не только явные, но и скрытые проблемы. Так, например, ряд стран, в том числе США, предусматривают применение санкций против стран, применяющих так называемый "таргетинг", т. е. целевое наращивание экспортного потенциала. Сейчас перед лицом таких санкций оказались "новые индустриальные страны", используются они и в отношении Японии. При выработке внешнеэкономической политики Россия должна учитывать имеющиеся обстоятельства и строить свой курс в соответствии с ними и собственными реалиями.

2. Внешняя торговля и  проблема устойчивости экономического  развития России. Конкурентные преимущества  и недостатки России на мировом  рынке товаров и услуг

Концепция конкурентоспособности и ее эволюция

Концепция страновой конкурентоспособности основана на использовании в международном разделении труда сравнительных преимуществ национальных экономик (дешевый труд, богатые природные ресурсы, благоприятные географические, климатические, инфраструктурные факторы и т.п.) для экспорта продукции в страны, где таких преимуществ нет, и импорта продукции из стран, которые обладают преимуществами по сравнению с национальной экономикой страны-импортера. В ходе индустриального развития в рыночной среде созревают новые конкурентные условия, меняющие общий вектор конкуренции от использования главным образом сравнительных национальных преимуществ к использованию динамично меняющихся конкурентных преимуществ, основанных на научно-технических достижениях, инновациях на всех стадиях производственного цикла - от создания товара до продвижения его от производителя к потребителю.

Сравнительные преимущества даны стране от природы, они статичны, не вечны и не воспроизводимы. Конкурентные преимущества динамичны, связаны с инновациями, развитием человеческого капитала, интеллекта и по своей сути безграничны. Соединение в одной стране сравнительных и конкурентных преимуществ усиливает ее конкурентоспособность в глобальном экономическом пространстве.

Во второй половине XX в. конкуренция приобретает новые черты: свободная конкуренция частных товаропроизводителей на изначально открытых рынках сочетается в самых разнообразных формах с конкуренцией монополистических и олигополистических структур на частично закрытых, в том числе с помощью политики протекционизма, рынках; постепенно происходит сдвиг от использования в основном ценовых методов конкуренции к преимущественно неценовым, хотя в реальной экономике всегда наблюдается их сочетание. Отмечаются также изменения в структуре спроса - переход от потребления массовой унифицированной продукции к формированию индивидуализированного потребительского и инвестиционного спроса, что способствует все большей сегментации рынков при возрастающей интенсивности конкуренции.

В принципе конкурирующие субъекты должны достигать тех же или еще лучших результатов в прибыльности производства и эффективности использования труда и капитала при кардинально меняющемся спросе, более сложной конфигурации рынков. Конкуренция за доходы потребителя приобретает все более агрессивный характер - выживает только сильнейший инноватор. Во многих случаях она становится настолько жесткой, что возникает новый, более высокий уровень конкурентоспособности, когда конкуренты вступают в партнерские отношения. Создание гибких альянсов, взаимный обмен новейшими научно-техническими достижениями, инновациями и ноу-хау обогащают конкурентов-партнеров и усиливают конкурентоспособность обеих сторон. Одновременно государство изыскивает новые способы регулирования процессов создания альянсов с чрезмерной монополизацией производства для защиты "добросовестной" конкуренции.

Быстрый рост совокупного спроса и интенсивное повышение эффективности материального производства в индустриальном обществе, с одной стороны, выявили ограничения в наращивании материальных потребностей, а с другой - создали предпосылки для перелива значительной части рабочей силы в сферу услуг. В рамках индустриального общества созревают условия для перехода к постиндустриальному обществу, которому присуще в первую очередь производство наукоемких товаров и интеллектуальных услуг.. В этом обществе выше всего ценятся знания, информация, на базе которых развиваются информационные технологии - основа нового типа производства, принципиально иных, чем ранее, управленческих систем, инфраструктурных сетей, организации финансовых потоков. В настоящее время особый интерес представляет проблема конкурентоспособности в условиях глобализации мирового хозяйства и формирования "новой экономики". Наиболее продвинутой ее частью выступает интернет-экономика. Суть проблемы заключается в использовании наиболее развитыми странами новых конкурентных преимуществ, связанных с интернет-технологиями, позволяющими захватить выгодные сегменты быстро расширяющегося интернет-пространства. По оптимистичным оценкам американских специалистов, события могут развиваться стремительно: уже к 2003 г. 35% продукции американской промышленности, вероятно, будет реализовываться через интернет-рынок, в ТЭКе - 28, в здравоохранении - 9%. [3, 37]

Очевидно, существует проблема перехода от традиционной к "новой экономике", их интеграции в разных формах. Здесь необходимы исследования границ и структуры "новой экономики", классификация и методы ее измерения, прогнозы возможных вариантов ее развития в мире и в России.

Следует различать глобальную конкурентоспособность страны на мировых рынках, конкурентоспособность страны на национальном рынке и конкурентоспособность на микроуровне (уровне фирм) на национальном и мировом рынках.

Конкурентоспособность на глобальном (межстрановом) уровне

В научных исследованиях глобальной (межстрановой) конкурентоспособности выделяются ежегодные доклады Всемирного экономического форума (ВЭФ) "The Global Competitiveness Report". В соответствии с методикой ВЭФ для каждой страны разрабатывается сводный индекс конкурентоспособности, измеряемый на основе макроэкономических показателей, важнейших для экономического роста и коррелирующих с ним в средне- и долгосрочной перспективе. По мнению авторов доклада, экономический рост страны наиболее тесно связан с ее открытостью в международной торговле, качеством государственной политики, эффективностью финансовой системы, мобильностью рынков труда, уровнем образования рабочей силы, качеством общественных институтов. Главными комплексными факторами конкурентоспособности (КСП) страны считаются восемь: 1) "открытость" (13 индикаторов); 2) "государство" (22 индикатора); 3) "финансы" (24 индикатора); 4) "инфраструктура" (16 индикаторов); 5) "технология" (23 индикатора); 6) "управление" (23 индикатора); 7) "труд" (17 индикаторов); 8) "институты" (23 индикатора).

Каждому из восьми комплексных факторов КСП придается определенный вес, разрабатывается система количественных и опросных показателей (см. табл. 4). На базе расчетов 161 основного показателя вначале измеряются восемь факторных индексов КСП, а затем определяется ее сводный индекс, в соответствии со значениями которого все страны ранжируются. Результаты измерений ВЭФ по выбранному нами кругу стран представлены в таблице 5.

 

 

Таблица 4. Веса главных факторов КСП, количественных и опросных данных по факторным индексам (методика ВЭФ 2005г.) [3, 38]

 

Факторы КСП

Веса факторных индексов КСП, в %

Веса количественных и опросных данных по факторным индексам КСП, в %

Число показателей измерения факторов КСП

количественные

опросные

1.

"Открытость"

16,7

75

25

13

2.

"Государство"

16,7

75

25'

22

3.

"Финансы"

16,7

75

25

24

4

"Инфраструктура"

ИД

25

75

16

5.

"Технология"

11,1

25

75

23

6.

"Управление"

5,5

0

100

23

7.

"Труд"

16,7

75

25

17

8.

"Институты"

5,5

0

100

23

 

Итого

100,0

   

161


Таблица 5. Ранг (место) стран по глобальной конкурентоспособности в мировой экономике (оценки ВЭФ) [3, 39]

Страны

2003 г

2004 г

2005 г

2006 г

2007 г

среди 11 стран

среди 49 стан

среди 11 стан

среди 53 стран

среди 11 стран

среди 53 стран

среди 11 стран

среди 59 стран

среди 11 стран

среди 59 стран

1. США

1

4

1

3

1

3

1

2

1

1

2. Великобритания

4

15

2

7

2

4

2

8

2

9

3. Япония

3

13

4

14

4

12

3

14

6

21

4. Норвегия

2

7

3

10

3

9

4

15

5

16

5. Швеция

6

21

6

22

7

23

5

19

3

13

6. Республика Корея

5

20

5

21

5

19

6

22

8

29

7. Франция

8

23

7

23

6

22

7

23

7

22

8. Германия

7

22

8 9

25

8

24

8

25

4

15

9. Китай

9

36

9

29

9

28

9

32

10

41

10. Италия

10

41

10

39

10

41

10

35

9

30

11. Россия

11

49

11

53

11

52

11

59

11

55


Оценивая результаты расчетов глобальной конкурентоспособности, проведенных ВЭФ, можно высказать ряд критических замечаний.

Во-первых, несмотря на огромные фактологические и статистические материалы, собранные по странам, ВЭФ не удалось измерить уровень КСП страны как синтетический экономический показатель. Индекс КСП отражает, по сути, качество национальных конкурентных преимуществ по сравнению со средним качеством конкурентной среды охваченных обследованием стран.

Во-вторых, рассчитанные индексы общей конкурентоспособности, определяющие ранг (место) стран, находятся в весьма узком диапазоне значений (для первых десяти стран за 2006 г. они равны 2,12 -1,11), и изменение индекса КСП на десятые доли процентного пункта может передвинуть страну на несколько рангов в ту или иную сторону, что вряд ли отражает реальную ситуацию.

В-третьих, признавая в целом правильность выбранных ВЭФ восьми главных факторов КСП (за исключением того, что отсутствует оценка обеспеченности природными ресурсами), трудно согласиться с тем, что веса этих факторов в экономическом развитии и формировании конкурентоспособности страны столь сильно различаются (роль фактора "управление" в три раза менее важна, чем "открытость" рынков и "труд").

В-четвертых, в исследованиях глобальной конкурентоспособности велика роль субъективного фактора, что хорошо видно при сопоставлении оценок ранговых мест стран, измеренных Международным институтом менеджмента и развития (МИМР, Лозанна) и ВЭФ. По данным за 2005 г., по оценке ВЭФ, США занимают 3 место, по оценке МИМР - 1; Великобритания - соответственно 4 и 12; Япония -12 и 18; Германия - 24 и 14; Республика Корея - 19 и 35 и т.д. Другими словами, использование в общем массиве информации половины опросных данных служит хорошей базой для факторного анализа, но различный состав и структура респондентов дают разные результаты в ходе измерений, хотя они сделаны по схожей методике. Известно, что МИМР стоял у истоков работы ВЭФ по определению конкурентоспособности и продолжает ежегодно публиковать собственный доклад "World Competitiveness Yearbook". [3, 40]

В-пятых, практически во всех расчетах ВЭФ Россия прочно занимает последнее место. С одной стороны, поскольку им проведена огромная аналитико-статистическая работа, видимо, это справедливо. С другой стороны, Россия попадает в рейтинги глобальной конкурентоспособности ВЭФ в кризисный этап своего развития, тем более что факторы конкурентоспособности тесно коррелируют с отрицательными темпами роста ВВП в России.

С нашей точки зрения, существуют накопленные, потенциальные факторы конкурентоспособности, которые недостаточно полно учитываются в методике ВЭФ, хотя в ней правильно утверждается, что кратковременные кризисные явления, финансовые коллапсы, девальвации валют и т.п. не могут оказывать решающего воздействия на ранги конкурентоспособности. Тем не менее ВЭФ выносит России однозначный приговор: в результате реформ 1990-х годов в мировой табели о рангах конкурентоспособности она опустилась на последнее место.

Информация о работе Россия в международной торговле товарами и услугами