Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:00, доклад
В общем смысле под торгово-посредническими операциями понимаются операции, связанные с куплей-продажей товаров и выполняемыми по поручению поставщика (производителя или экспортера/импортера) независимым от него торговым посредником на основе заключенного между ними соглашения и отдельного поручения. К торгово-посредническим операциям в мировой практике относят также такие виды деятельности как заготовительная, снабженческо-сбытовая и торговая деятельность, опосредуемая, как правило, договорами купли-продажи. При этом фирмы, осуществляющие эти операции, являются независимыми
Роль посредников в
В общем смысле под торгово-посредническими операциями понимаются операции, связанные с куплей-продажей товаров и выполняемыми по поручению поставщика (производителя или экспортера/импортера) независимым от него торговым посредником на основе заключенного между ними соглашения и отдельного поручения. К торгово-посредническим операциям в мировой практике относят также такие виды деятельности как заготовительная, снабженческо-сбытовая и торговая деятельность, опосредуемая, как правило, договорами купли-продажи. При этом фирмы, осуществляющие эти операции, являются независимыми. Они не являются производителями и конечными потребителями находящейся в сфере реализации продукции и осуществляют любые операции с товаром на свое усмотрение.
Весьма обширна сфера деятельности торгово-посреднических фирм. В основном они занимаются коммерческой деятельностью, при этом крупные посредники иногда выполняют и производственные операции, связанные в основном с обработкой закупаемых и реализуемых ими товаров, транспортировкой, страхованием, складированием товаров, однако эти функции подчинены реализации коммерческих операций.
Огромное число сделок в международной торговле осуществляется с помощью посредников - торговых фирм, организаций и физических лиц, занимающих промежуточное положение между производителями товаров и услуг и их конечными потребителями. С экономической точки зрения ко всем им вполне применимо понятие "торговые посредники", наиболее широко распространенное в международной коммерческой практике.
Через торговых посредников проходит реализация на мировом рынке подавляющего объема целых товарных групп машин и оборудования, многих видов сырья, основных полуфабрикатов, готовых изделий, продуктов питания, товаров широкого потребления. Например, по оценкам различных экспертов, свыше двух третей машинотехнических изделий и оборудования, вовлекаемых в международный оборот, реализуется с помощью торговых посредников. В целом, по современным оценкам, более половины международного торгового обмена осуществляется при содействии или при непосредственном участии независимых от производителей и потребителей товаров и услуг торгово-посреднических фирм, организаций и отдельных лиц. С учетом внутренней торговли, часто являющейся продолжением торговли внешней, доля посредников в торговом обмене между производителями и конечными потребителями еще выше и составляет, по нашим подсчетам, не менее 90% совокупного всемирного обмена товаров и услуг.
Высокая роль посредников характерна как для торговли товарами массового спроса, так и для торговли изделиями, спрос на которые весьма ограничен в силу их специфики. Часто без посредников не обходится и сбыт уникальных товаров, когда на мировом рынке действует всего один производитель-монополист и 2-3 конечных потребителя.
В соответствии с положениями ГК РФ посредники подразделяются на следующие виды:
· коммерческие представители
- выполняют поручения
· комиссионеры - содействуют по поручениям предпринимателей (комитентов) сбыту или приобретению товаров в рамках комиссионных договоров путем заключения от своего имени и за счет комитентов контрактов с третьими фирмами (гл. 51 ГК РФ);
· поверенные - содействуют по поручениям предпринимателей (доверителей) совершению коммерческих операций, в том числе по сбыту или приобретению товаров путем заключения договоров от имени и за счет доверителей (гл. 49 ГК РФ);
· агенты - совершают по поручению предпринимателя (принципала) юридические и иные действия, в том числе по сбыту и приобретению товаров, путем заключения договоров от своего имени, но за счет принципалов, либо от имени и за счет принципалов (гл. 52 ГК РФ);
· дистрибьюторы - оптовые торговцы, которые в рамках дистрибьюторских договоров сбывают товары продавцов путем заключения ими контрактов купли-продажи.
В ГК РФ отношения дистрибьюторов и продавцов не регулируются, однако Международная торговая палата (г. Париж) разработала типовой дистрибьюторский контракт (Публикация № 518). В связи с широким распространением дистрибьюторских отношений в российской и международной торговле положения типового дистрибьюторского контракта положены в разработку соответствующего раздела элемента.
Из экономической теории известно, что в сфере обращения товаров не создается новой стоимости, если в эту сферу не вклиниваются процессы производства*, такие, как транспортировка товаров, их хранение на складе, пересортировка, переупаковка, предпродажные сервис и доработка, техническое обслуживание.
Если посредники вкладывают труд и капитал не только в процесс поиска продавцов (покупателей - при закупках), но и в указанные выше производственные процессы, выполняемые в рамках обязательств, предусматриваемых посредническими соглашениями, то продавцы обязаны возместить все их издержки и обеспечить посредникам возможность получения прибыли на вложенный ими капитал с учетом специфики рынка и конкурентоспособности товаров.
Поэтому обе стороны должны стремиться к заключению соглашений, предусматривающих взаимовыгодные размеры вознаграждений.
Договор комиссии
Посредник-комиссионер
действует на рынке от своего имени,
но за счет продавца (комитента). По поручениям
комитента посредник-комиссионе
Поскольку комиссионер
работает за счет комитента, то комитент,
как и в соглашении с посредником,
устанавливает пределы
Кроме перечисленных обязанностей по нахождению покупателей или продавцов, заключению с ними контрактов купли-продажи в пределах установленных комитентом полномочий и извещению комитента о допущенных от них отступлениях, комиссионные соглашения обычно содержат широкий круг обязанностей комиссионера, в том числе любые из обязательств, Комиссионер обязан исполнить поручение комитента на наиболее выгодных для него условиях. Если комиссионер закупил товары по более высокой цене, чем было установлено комитентом, последний может в разумный срок отказаться от принятия товара, в противном случае он должен будет принять и оплатить разницу.
Если в соглашении не установлен срок его действия, то комитент имеет право в любой момент отказаться от поручения, если срок указан - предупредить комиссионера не менее, чем за 30 дней. В любом случае комитент обязан возместить комиссионеру убытки и выплатить ему вознаграждение за заключенные до этого времени сделки.
Комитент обязан выплачивать комиссионеру вознаграждение в соответствии с принципами, изложенными в разделе 9.3.6, с учетом перечня и характера обязательств, содержащихся в комиссионном соглашении, а также принимая во внимание условия рынка, особенности товара и его конкурентоспособность.
В тех случаях, когда договор комиссии не был исполнен по причинам, зависящим от комитента, комиссионер сохраняет право на комиссионное вознаграждение или на возмещение понесенных расходов.
5. Договор консигнации
По консигнационному соглашению консигнант поставляет партию товаров на склад консигнатора, который распродает ее по частям, заключая от своего имени и за счет консигнанта контракты купли-продажи.
Договор консигнации является разновидностью договора комиссии. Имеет следующие особенности:
1) консигнационные соглашения заключаются только на сбыт товаров;
2) консигнационные соглашения заключаются на сбыт относительно крупных партий товаров;
3) консигнационные соглашения заключаются на определенный срок;
4) платежи за реализованные
на рынке товары переводятся
консигнатором консигнанту
5) консигнационные соглашения
обычно предусматривают право
консигнатора вернуть
Например, если к окончанию срока консигнации из поставленных 1000 компьютеров оказались проданными только 700, то консигнатор имеет право вернуть консигнанту за его счет 300 компьютеров. Такое условие включается в соглашение для того, чтобы консигнант не завышал минимально допустимые цены или общую сумму выручки, снижая тем самым конкурентоспособность товара.
Принципы установления вознаграждения
консигнатору аналогичны тем, которые
были рекомендованы для
Если в обязанности консигнатора входит проведение маркетинговых исследований рынка новых товаров, целевых рекламных кампаний, предпродажной доработки и гарантийного обслуживания готовой продукции, то можно рекомендовать заключение на эти работы отдельных договоров с расчетами по системе «стоимость плюс вознаграждение».
6. Простые и сбытовые посредники
Простые посредники - торговые фирмы, лица и организации, способствующие заключению договоров, но сами не участвующие в их выполнении. Брокеры или брокерские фирмы - подыскивают и сводят заинтересованных продавцов и покупателей, но не вкладывают своих средств в выполнение сделок, не фигурируют в договорах купли-продажи как сторона.
Проводят исследование рынка, информируют о тенденциях развития товаров и рынков, встречают и обеспечивают представителей и их товар помещением и транспортом, организовывают деловые встречи с контрагентами, осуществляют рекламу, информируют о предстоящих крупных закупках, торгах.
Заключают соглашение о посредничестве (договор), по которому обязуются искать покупателей или потребителей; способствовать заключению сделок.
Сбытовые посредники - независимые торговые фирмы, занимающиеся сбытом товаров. (Купцы, перекупщики, дистрибьюторы).
Заключают договора купли-продажи от своего имени, как с продавцами, так и с покупателями (самостоятельно). Изучают конъюнктуру рынка. Делают рекламу товара и производителя, содержат склады запасов товара, выполняют предпродажный сервис и предпродажную доработку товара, создают стабильную сбытовую сеть, в которой могут быть дистрибьюторы по регионам, конечные продавцы (дилеры). Обеспечивают техническое обслуживание продукции во всех звеньях, несут ответственность за все виды рисков (порчу, утрату приобретенного товара и т. п.), сами назначают цену, сами отвечают за риски по кредитам покупателей.
Сбытовые посредники от своего имени заключают договоры купли-продажи как с покупателями, так и с продавцами. Связаны с производителями длительным сотрудничеством на основе соглашения. Эти соглашения включают: перечень сбываемых товаров, условия работы дистрибьютора на рынке, обязанности по годовым объемам сбыта.
Информация о работе Роль посредников в осуществлении внешнеэкономической деятельности