Роль Международного Валютного Фонда в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 08:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать роль и значение Международного Валютного Фонда в мировой экономике.
Объектом исследования работы является Международный валютный Фонд.
Предмет исследования – функции и роль МВФ в мировой экономике.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 44.14 Кб (Скачать)

Во-первых, МВФ продолжает убеждать своих членов производить обмен своих валют  без каких-либо ограничений. К 1987 году 62 страны согласились на полную конвертируемость их национальных валют.   

Во-вторых, вместо контролирования выполнения странами-членами своих обязательств в системе фиксированных валютных курсов, МВФ теперь принадлежит главная роль в наблюдении за проведением экономической политики стран-членов, которая влияет на их платежный баланс в современной легализованной обстановке изменяющихся валютных курсов. Такой контроль дает возможность раннего выявления любых проблем с валютным курсом или платежным балансом. В данном вопросе роль МВФ является главным образом совещательной. МВФ проводит совещания со своими членами на регулярной основе (обычно раз в год), где он анализирует их экономическое положение, сообщает им о действительных или возможных проблемах, к которым ведет проводимая ими политика и информирует об этом всех своих членов.    

В-третьих, МВФ продолжает оказывать краткосрочную  и среднесрочную финансовую помощь тем членам, которые испытывают временные трудности с платежным балансом. Такая финансовая помощь МВФ обычно включает снабжение страны конвертируемыми валютами для пополнения ее истощающихся запасов иностранной валюты, но это делается при условии, что правительство страны дает обещание исправить в первую очередь ту экономическую политику, которая первоначально привела к нарушениям платежного баланса. В таких случаях МВФ видит свою финансовую роль скорее в облегчении перехода страны к жизни по средствам, чем субсидирование дальнейшего дефицита платежного баланса.    

Учреждение  МВФ связано с созданием Бреттон-Вудской  валютной системы в 1944 г. Неотъемлемой частью, которой он являлся. Но крах Бреттон-Вудского валютного порядка не привел к ликвидации МВФ. Этот факт показывает, что МВФ является необходимым институтом регулирования международных валютных отношений.   

Цель  МВФ заключается в поддержании  стабильности в международных валютных отношениях. Это должно способствовать экономическому росту, развитию международной торговли и обеспечить высокий уровень занятости и доходов. Для достижения этой цели МВФ определил в Уставе «кодекс поведения», который, естественно, изменялся с течением времени. Правила МВФ касаются конвертируемости валют и валютного курса, свободы платежей по текущим операциям. Для выполнения своих задач МВФ регулярно анализирует экономическую, финансовую и валютную политику государств-участников.   

МВФ имеет значительные технические  и финансовые возможности для  помощи государствам, испытывающим трудности с урегулированием платежных балансов. Он может

обеспечить  займы в конвертируемой валюте. Эти  займы предоставляются в поддержку  экономических программ оздоровления, одобренных фондом. Таким образом, МВФ  располагает финансовым рычагом, который  позволяет отклонять в нужную сторону экономическую политику стран, Испытывающих трудности в урегулировании сальдо платежных балансов. Некоторые страны Европы прибегли к его помощи вследствие «нефтяных шоков». С начала 80-х годов помощь МВФ сосредоточена в странах, сталкивающихся с проблемами структурной задолженности, то есть на большинстве развивающихся стран.   

Высший  руководящий орган МВФ Совет  управляющих, в котором каждая страна-участница  представлена управляющим и его  заместителем, назначаемыми на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит внедрение изменений в Статьи Устава, прием и исключение стран-участников, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии 1 раз в год.   

МВФ учрежден по принципу акционерного предприятия. В соответствии с принципом «взвешенного» количества голосов каждое государство имеет 250 «базисных голосов» независимо от величины взноса в капитал я дополнительно по 1 голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его квоты. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам «специальным большинством» 70% или 85% голосов. В современном уставе МВФ выделено 53 подобных вопроса. Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда.      

Международный Валютный Фонд является институтом сотрудничества добровольных участников, состоящим  из 187 стран, для которых очевидна польза консультаций с другими странами в рамках данного форума для поддержания стабильной системы купли и продажи валют, с тем, чтобы платежи в иностранной валюте могли осуществляться между странами беспрепятственно и без задержек. Страны-члены МВФ полагают, что информирование других стран о предполагаемых мерах политики, влияющих на расчеты между правительствами и физическими лицами – резидентами разных стран, несет большие преимущества, чем сохранение такой политики в тайне.     

Считается, что периодическая корректировка  такой политики (например, в форме  девальвации валюты) при согласии членов фонда отвечает общим интересам; способствует росту международной  торговли и созданию большего числа  высокооплачиваемых рабочих мест в  условиях общего развития мировой экономики. МВФ кредитует государства-члены, испытывающие трудности в выполнении финансовых обязательств перед другими  членами, но только при условии проведения экономических реформ с целью  устранения таких трудностей, что  отвечает интересам, как самих стран, так и всего сообщества.

     Цели  МВФ:

поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;

- способствование  сбалансированному росту в области  валютной политики;

- способствование  сбалансированному росту мировой  торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех государств-членов в качестве главной цели экономической политики;

- поддержание  стабильности валют и упорядочение  валютных отношений между государствами-членами,  а также воспрепятствование девальвации  валют из соображений конкуренции;

- участие  в создании многосторонней системы  платежей, а также устранение  ограничений на трансфер валюты;

- предоставление  средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов государств-членов.

     Функции МВФ:

соблюдение согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);

- финансовая  помощь для преодоления дефицита  платежного баланса;

- консультирование  и сотрудничество.

     Принципы МВФ:

запрет на манипуляции валютным курсом или международной валютной системой для уклонения от урегулирования;

- обязательство  проведения (в случае необходимости)  интервенций на валютных рынках для прекращения валютного кризиса;

- обязательство  каждой страны учитывать в  своей политике интервенций интересы  своих партнеров, в особенности  тех, в валюте которых она осуществляет свои интервенции.

2.2. Кредитная деятельность  МВФ

     Важнейшим направлением деятельности Фонда являются его кредитные операции. Согласно Уставу. МВФ предоставляет кредиты странам-членам для восстановления равновесия их платежных балансов и стабилизации валютных курсов. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами стран-членов: казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами.  
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте или в СДР, производит их покупку у Фонда в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. По истечении установленного срока кредита страна обязана произвести обратную операцию, т. е. выкупить у Фонда находящуюся на специальном счете национальную валюту и возвратить полученную иностранную валюту или СДР. Такого рода кредиты даются на срок до 3 лет и реже -5 лет. За пользование кредитами МВФ взимает комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы кредита и процентную ставку за пользование кредитом, размер которой устанавливается на основе рыночных ставок, действующих в соответствующее время (чаще всего это 6-8% годовых). Если находящаяся у МВФ национальная валюта страны-должника покупается каким-либо государством-членом, то это считается как погашение задолженности Фонду.  
     Размеры предоставляемых Фондом кредитов и возможности их получения связаны с выполнением страной-заемщиком ряда условий, не всегда приемлемых для этих стран. Первая сумма иностранной валюты, получаемая страной-заемщиком в размере до 25% ее квоты, называется резервной долей. Ее размер определяется как превышение величины квоты над суммой находящегося в распоряжении Фонда (на специальном счете в центральном банке страны-заемщика) запаса национальной валюты. Резервная доля возрастает, если Фонд приобретает у страны-заемщика ее национальную валюту для кредитования других государств - членов МВФ. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в соответствии с дополнительным кредитным соглашением, образует ее кредитную позицию. 
Резервная доля и кредитная позиция составляют резервную позицию страны - члена МВФ. В рамках резервной позиции страна-член может автоматически, по первому требованию, получать кредиты от Фонда, причем за пользование таким кредитом страна-член не платит комиссионные и проценты и ей не устанавливаются сроки возвращения полученного кредита.  
Средства, получаемые страной от Фонда сверх резервной доли (они составляют 100% от величины квоты), выдаются на более строгих условиях: предельная величина получаемых средств от МВФ, когда страна полностью использовала резервную позицию (т.е. резервную долю и кредитную позицию), не должна, как правило, превышать 125% ее квоты. Приобретаемые страной средства сверх резервной доли делятся на 4 части (транша) по 25% каждая, и по мере использования этих частей (траншей) получаемого кредита требования по "обоснованному использованию" получаемых средств возрастают. В "письме о намерениях", направляемом страной-заемщиком Фонду, излагаются направления и меры по использованию кредита, и Фонд контролирует их выполнение. В тех случаях, когда, по мнению Фонда, происходит нарушение страной-заемщиком взятых обязательств, кредитование сокращаются, а может и полностью прекратиться.  
      МВФ с начала 50-х гг. стал заключать со странами-членами соглашения о резервном кредите, или соглашения "стэнд бай" (англ. Stand-by Arrangements). По такому соглашению страна-член имеет право получить от МВФ иностранную валюту в обмен на национальную в любое время, но на согласованных с Фондом условиях. В 1974 г. была создана система расширенного кредитования, которая предназначена для предоставления средств в иностранной валюте странам - членам Фонда на более длительные сроки и в значительно больших размерах. Получить такого рода кредиты страны-члены могут, когда имеет место серьезное нарушение равновесия платежного баланса. 
      Для получения расширенного кредита страна-заемщик подписывает с Фондом специальное соглашение, в котором оговариваются условия кредита и принимаемые страной обязательства. Общий размер кредитов, которые страна-член может получить от Фонда в рамках резервных и расширенных кредитов, составляет на протяжении года до 68% от ее квоты, а включая ранее полученные кредиты - 300% от квоты.
 
 

ГЛАВА 3. Россия и МВФ

3.1 Взаимоотношения России с МВФ

     В январе 1992 г. Правительство России официально обратилось в МВФ за финансовой помощью в размере $6 млрд. для создания фонда стабилизации. 

     Первое соглашение о помощи было подписано М.Камдессю и Е.Гайдаром в начале июля 1992 г5 августа был предоставлен первый транш $1 млрд., который использовался для пополнения валютных резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке. Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила. Не были выделены и средства ($6 млрд.), предназначенные для фонда стабилизации рубля. МВФ объяснил отказ тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, объем ВВП уменьшился на 14,5%, дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг (по методологии МВФ) 22,4%, а инфляция составила в среднем 20,5% в месяц.

     В  июне 1993 г. МВФ предложил России  второй кредит в $3 млрдв рамках только что созданного направления – «Помощи системным преобразованиям» (System Transformation Facility - STF). В отличие от других кредит STF, сопровождался менее жесткими условиями и требовал, чтобы страна-заемщица не вводила торговых ограничений. Однако 19 сентября 1993 г. МВФ приостановил передачу денег РФ из-за того, что Правительство не смогло сдержать инфляцию и провести сокращение бюджетных затрат. В 1994 г. были проведены переговоры с делегацией МВФ, в результате Россия получила второй транш кредита $1,5 млрд. в поддержку системных преобразований. После валютных потрясений осени 1994 г., кульминацией которых стал «черный вторник» (11 октября 1994 г.), Правительство взяло курс на подавление инфляции в качестве главной макроэкономической целичто вызвало поддержку со стороны МВФ.

     Результатом этого стало предоставление в апреле 1995 г. резервного стабилизационного кредита в $6,8 млрдПакет соглашений с МВФ состоял не только из требования снизить инфляцию до 2% в месяц, но и дефицит государственного бюджета до 8% от ВВП. Мониторинг должен был осуществляться каждый месяц (до этого проводился ежеквартально) специальной рабочей группой, состоявшей из представителей Министерства финансов, ЦБ и экспертов МВФ.

     С точки зрения внешних экономических показателей России 1997 г. был самым удачным. В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением на мировых рынках цен на энергоносители. В результате этого платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 г. из активного в пассивный с дефицитом в размере $5,1 млрд. Для того чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, Правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ за финансовой помощью. Договоренность с МВФ предусматривала представление кредита четырьмя траншами, однако первый предоставленный кредит уже не смог спасти положение и 17 августа 1998 г. в стране был объявлен дефолт.

     После дефолта Россия не получала финансовой помощи от МВФ. В 2005 г. Правительство досрочно погасило долг перед МВФ, заплатив $3,3 млрд.

     В 2012 году сотрудничеству МВФ с Российской Федерацией исполняется 20 лет. 
 
 
 

Заключение.

     В данной работе раскрыты теоретические  и практические представления о  сущности и структуре Международного Валютного Фонда (МВФ), показаны тенденции и этапы развития МВФ, его влияние на процесс мировой торговли. Изучены основные принципы деятельности организации и основные соглашения.

     Некоторые из наиболее важных преобразований в  МВФ касаются функции экономического наблюдения, или надзора, составляющего  основную сферу деятельности Фонда. Внедрение механизма многосторонних консультаций предоставляет Фонду, а также международному сообществу, важный новый инструмент для выработки  согласованных подходов к общим  проблемам.

     В работе представлена история создания МВФ, основные направления работы, способы  осуществления поставленных целей. 
 
          Международный Валютный Фонд является важным регулятором современной мировой валютной системы. Его работа тесно взаимосвязана с другими международными финансовыми организациями. Их совместная деятельность необходима для нормального функционирования экономики как развитых, так и развивающихся стран.

     Анализ  показывает, что МВФ имеет огромное влияние как на мировую экономику  в целом, так и на экономику  отдельной страны-члена организации. 
 

Список  литературы

                1. Роль МВФ и Всемирного банка в мировой экономике: монография / Галеев Виктор Равильевич; Дипломатическая акад. МИД России/ Москва 2006 г. 
 
                2. Инициативы МВФ и Всемирного банка в отношении стран с высоким уровнем задолженности. И. Рулёва/ Мировая экономика и международные отношения / 07-2007.

                3. Официальный сайт МВФ http://www.imf.org/

                4. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 1994

                5. Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: Современные тенденции и наши интересы. М.: Финансы и статистика, 1999

Информация о работе Роль Международного Валютного Фонда в мировой экономике