Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 08:38, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать роль и значение Международного Валютного Фонда в мировой экономике.
Объектом исследования работы является Международный валютный Фонд.
Предмет исследования – функции и роль МВФ в мировой экономике.
Во-первых, МВФ продолжает убеждать своих членов производить обмен своих валют без каких-либо ограничений. К 1987 году 62 страны согласились на полную конвертируемость их национальных валют.
Во-вторых,
вместо контролирования выполнения странами-членами своих
В-третьих, МВФ продолжает оказывать краткосрочную и среднесрочную финансовую помощь тем членам, которые испытывают временные трудности с платежным балансом. Такая финансовая помощь МВФ обычно включает снабжение страны конвертируемыми валютами для пополнения ее истощающихся запасов иностранной валюты, но это делается при условии, что правительство страны дает обещание исправить в первую очередь ту экономическую политику, которая первоначально привела к нарушениям платежного баланса. В таких случаях МВФ видит свою финансовую роль скорее в облегчении перехода страны к жизни по средствам, чем субсидирование дальнейшего дефицита платежного баланса.
Учреждение МВФ связано с созданием
Цель МВФ заключается в поддержании стабильности в международных валютных отношениях. Это должно способствовать экономическому росту, развитию международной торговли и обеспечить высокий уровень занятости и доходов. Для достижения этой цели МВФ определил в Уставе «кодекс поведения», который, естественно, изменялся с течением времени. Правила МВФ касаются конвертируемости валют и валютного курса, свободы платежей по текущим операциям. Для выполнения своих задач МВФ регулярно анализирует экономическую, финансовую и валютную политику государств-участников.
МВФ имеет значительные технические и финансовые возможности для помощи государствам, испытывающим трудности с урегулированием платежных балансов. Он может
обеспечить займы в конвертируемой
валюте. Эти займы предоставляются в
Высший руководящий орган МВФ Совет управляющих, в котором каждая страна-участница представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит внедрение изменений в Статьи Устава, прием и исключение стран-участников, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии 1 раз в год.
МВФ учрежден по принципу акционерного предприятия. В соответствии с принципом «взвешенного» количества голосов каждое государство имеет 250 «базисных голосов» независимо от величины взноса в капитал я дополнительно по 1 голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его квоты. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам «специальным большинством» 70% или 85% голосов. В современном уставе МВФ выделено 53 подобных вопроса. Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда.
Международный Валютный Фонд является институтом сотрудничества добровольных участников, состоящим из 187 стран, для которых очевидна польза консультаций с другими странами в рамках данного форума для поддержания стабильной системы купли и продажи валют, с тем, чтобы платежи в иностранной валюте могли осуществляться между странами беспрепятственно и без задержек. Страны-члены МВФ полагают, что информирование других стран о предполагаемых мерах политики, влияющих на расчеты между правительствами и физическими лицами – резидентами разных стран, несет большие преимущества, чем сохранение такой политики в тайне.
Считается,
что периодическая
Цели МВФ:
- поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;
- способствование
сбалансированному росту в
- способствование
сбалансированному росту
- поддержание
стабильности валют и
- участие
в создании многосторонней
- предоставление
средств для ликвидации
Функции МВФ:
- соблюдение согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);
- финансовая
помощь для преодоления
- консультирование и сотрудничество.
Принципы МВФ:
- запрет на манипуляции валютным курсом или международной валютной системой для уклонения от урегулирования;
- обязательство проведения (в случае необходимости) интервенций на валютных рынках для прекращения валютного кризиса;
- обязательство
каждой страны учитывать в
своей политике интервенций
2.2. Кредитная деятельность МВФ
Важнейшим направлением деятельности
Фонда являются его кредитные операции.
Согласно Уставу. МВФ предоставляет кредиты
странам-членам для восстановления равновесия
их платежных балансов и стабилизации
валютных курсов. МВФ осуществляет кредитные
операции только с официальными органами
стран-членов: казначействами, центральными
банками, стабилизационными фондами.
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте
или в СДР, производит их покупку у Фонда
в обмен на эквивалентную сумму в национальной
валюте, которая зачисляется на счет МВФ
в центральном банке данной страны. По
истечении установленного срока кредита
страна обязана произвести обратную операцию,
т. е. выкупить у Фонда находящуюся на специальном
счете национальную валюту и возвратить
полученную иностранную валюту или СДР.
Такого рода кредиты даются на срок до
3 лет и реже -5 лет. За пользование кредитами
МВФ взимает комиссионный сбор в размере
0,5% от суммы кредита и процентную ставку
за пользование кредитом, размер которой
устанавливается на основе рыночных ставок,
действующих в соответствующее время
(чаще всего это 6-8% годовых). Если находящаяся
у МВФ национальная валюта страны-должника
покупается каким-либо государством-членом,
то это считается как погашение задолженности
Фонду.
Размеры предоставляемых
Фондом кредитов и возможности их получения
связаны с выполнением страной-заемщиком
ряда условий, не всегда приемлемых для
этих стран. Первая сумма иностранной
валюты, получаемая страной-заемщиком
в размере до 25% ее квоты, называется резервной
долей. Ее размер определяется как превышение
величины квоты над суммой находящегося
в распоряжении Фонда (на специальном
счете в центральном банке страны-заемщика)
запаса национальной валюты. Резервная
доля возрастает, если Фонд приобретает
у страны-заемщика ее национальную валюту
для кредитования других государств -
членов МВФ. Сумма займов, предоставленных
страной-членом Фонду в соответствии с
дополнительным кредитным соглашением,
образует ее кредитную позицию.
Резервная доля и кредитная позиция составляют
резервную позицию страны - члена МВФ.
В рамках резервной позиции страна-член
может автоматически, по первому требованию,
получать кредиты от Фонда, причем за пользование
таким кредитом страна-член не платит
комиссионные и проценты и ей не устанавливаются
сроки возвращения полученного кредита.
Средства, получаемые страной от Фонда
сверх резервной доли (они составляют
100% от величины квоты), выдаются на более
строгих условиях: предельная величина
получаемых средств от МВФ, когда страна
полностью использовала резервную позицию
(т.е. резервную долю и кредитную позицию),
не должна, как правило, превышать 125% ее
квоты. Приобретаемые страной средства
сверх резервной доли делятся на 4 части
(транша) по 25% каждая, и по мере использования
этих частей (траншей) получаемого кредита
требования по "обоснованному использованию"
получаемых средств возрастают. В "письме
о намерениях", направляемом страной-заемщиком
Фонду, излагаются направления и меры
по использованию кредита, и Фонд контролирует
их выполнение. В тех случаях, когда, по
мнению Фонда, происходит нарушение страной-заемщиком
взятых обязательств, кредитование сокращаются,
а может и полностью прекратиться.
МВФ с начала 50-х гг. стал
заключать со странами-членами соглашения
о резервном кредите, или соглашения "стэнд
бай" (англ. Stand-by Arrangements). По такому соглашению
страна-член имеет право получить от МВФ
иностранную валюту в обмен на национальную
в любое время, но на согласованных с Фондом
условиях. В 1974 г. была создана система
расширенного кредитования, которая предназначена
для предоставления средств в иностранной
валюте странам - членам Фонда на более
длительные сроки и в значительно больших
размерах. Получить такого рода кредиты
страны-члены могут, когда имеет место
серьезное нарушение равновесия платежного
баланса.
Для получения расширенного
кредита страна-заемщик подписывает с
Фондом специальное соглашение, в котором
оговариваются условия кредита и принимаемые
страной обязательства. Общий размер кредитов,
которые страна-член может получить от
Фонда в рамках резервных и расширенных
кредитов, составляет на протяжении года
до 68% от ее квоты, а включая ранее полученные
кредиты - 300% от квоты.
3.1 Взаимоотношения России с МВФ
В январе 1992 г. Правительство России официально обратилось в МВФ за финансовой помощью в размере $6 млрд. для создания фонда стабилизации.
Первое соглашение о помощи было подписано М.Камдессю и Е.Гайдаром в начале июля 1992 г. 5 августа был предоставлен первый транш $1 млрд., который использовался для пополнения валютных резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке. Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила. Не были выделены и средства ($6 млрд.), предназначенные для фонда стабилизации рубля. МВФ объяснил отказ тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, объем ВВП уменьшился на 14,5%, дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг (по методологии МВФ) 22,4%, а инфляция составила в среднем 20,5% в месяц.
В июне 1993 г. МВФ предложил России второй кредит в $3 млрд. в рамках только что созданного направления – «Помощи системным преобразованиям» (System Transformation Facility - STF). В отличие от других кредит STF, сопровождался менее жесткими условиями и требовал, чтобы страна-заемщица не вводила торговых ограничений. Однако 19 сентября 1993 г. МВФ приостановил передачу денег РФ из-за того, что Правительство не смогло сдержать инфляцию и провести сокращение бюджетных затрат. В 1994 г. были проведены переговоры с делегацией МВФ, в результате Россия получила второй транш кредита $1,5 млрд. в поддержку системных преобразований. После валютных потрясений осени 1994 г., кульминацией которых стал «черный вторник» (11 октября 1994 г.), Правительство взяло курс на подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели, что вызвало поддержку со стороны МВФ.
Результатом этого стало предоставление в апреле 1995 г. резервного стабилизационного кредита в $6,8 млрд. Пакет соглашений с МВФ состоял не только из требования снизить инфляцию до 2% в месяц, но и дефицит государственного бюджета до 8% от ВВП. Мониторинг должен был осуществляться каждый месяц (до этого проводился ежеквартально) специальной рабочей группой, состоявшей из представителей Министерства финансов, ЦБ и экспертов МВФ.
С точки зрения внешних экономических показателей России 1997 г. был самым удачным. В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением на мировых рынках цен на энергоносители. В результате этого платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 г. из активного в пассивный с дефицитом в размере $5,1 млрд. Для того чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, Правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ за финансовой помощью. Договоренность с МВФ предусматривала представление кредита четырьмя траншами, однако первый предоставленный кредит уже не смог спасти положение и 17 августа 1998 г. в стране был объявлен дефолт.
После дефолта Россия не получала финансовой помощи от МВФ. В 2005 г. Правительство досрочно погасило долг перед МВФ, заплатив $3,3 млрд.
В
2012 году сотрудничеству МВФ с Российской
Федерацией исполняется 20 лет.
Заключение.
В данной работе раскрыты теоретические и практические представления о сущности и структуре Международного Валютного Фонда (МВФ), показаны тенденции и этапы развития МВФ, его влияние на процесс мировой торговли. Изучены основные принципы деятельности организации и основные соглашения.
Некоторые
из наиболее важных преобразований в
МВФ касаются функции экономического
наблюдения, или надзора, составляющего
основную сферу деятельности Фонда.
Внедрение механизма
В
работе представлена история создания
МВФ, основные направления работы, способы
осуществления поставленных целей.
Международный
Валютный Фонд является важным регулятором
современной мировой валютной системы.
Его работа тесно взаимосвязана с другими
международными финансовыми организациями.
Их совместная деятельность необходима
для нормального функционирования экономики
как развитых, так и развивающихся стран.
Анализ
показывает, что МВФ имеет огромное
влияние как на мировую экономику
в целом, так и на экономику
отдельной страны-члена
1. Роль МВФ и Всемирного банка в мировой
экономике: монография / Галеев Виктор
Равильевич; Дипломатическая акад. МИД
России/ Москва 2006 г.
2. Инициативы МВФ и Всемирного банка в
отношении стран с высоким уровнем задолженности.
И. Рулёва/ Мировая экономика и международные
отношения / 07-2007.
3. Официальный сайт МВФ http://www.imf.org/
4. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 1994
5. Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: Современные тенденции и наши интересы. М.: Финансы и статистика, 1999
Информация о работе Роль Международного Валютного Фонда в мировой экономике