Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 08:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость международной торговли машинотехнической продукции.
Задачами данной работы является:
- оценить место и роль России в мировой торговле;
- рассмотреть способы взаимодействия России с другими странами на международном рынке труда;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ МАШИНОТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ 5
1.1 Суть и понятие международной торговли 5
1.2 Место и роль России в мировой торговле 7
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ МАШИНОТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ 14
2.1 Отраслевая структура мировой торговли 14
2.2 Анализ международной торговли машинотехнической продукции 17
ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ МАШИНОТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности: на ее долю приходится 3/4 мирового товарооборота. Особенно быстр растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование транспортные средства, химическая продукция, продукция обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкие товары.. Доля продовольствия, сырья и топлива составляет примерно 1/4.
В мировой торговле продовольствием отмечается относительное уменьшение спроса на него. В определенной степени это связано с расширением производства продовольствия в промышленно развитых странах. [13]
Одной из быстроразвивающихся сфер международной торговли является торговля химической продукцией. Следует отметить тенденцию в увеличении потребления сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание обусловливается выработкой заменителей сырья, более экономичным его использованием, углублением его переработки.
В товарном обмене мировой внешней торговли вырисовывается очевидная тенденция роста доли готовых изделий, на которые приходится более 70% мировой торговли. Оставшаяся доля делится приблизительно поровну между сельскохозяйственным экспортом и добывающими отраслями. Для сравнения можно сказать, что в середине этого столетия на долю сырьевых товаров приходилось около двух третей экспорта и только одна треть — на готовые изделия.
Услуги составляют в настоящее время почти четверть международного торгового обмена. Именно поэтому мы отдельно рассматриваем мировую торговлю услугами.
Стоимостной объём поставок за рубеж машин, оборудования и транспортных средств увеличился за пятилетие на 74,4 %. При этом рос экспорт не только техники гражданского назначения, но и вооружений, на долю которых стабильно приходилось 2/5 и более стоимости этой товарной группы.
Таблица 2.1.
Российский экспорт машин и оборудования[14]
| 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Машины, оборудование и транспортные средства, всего, млрд. долл. | 9,2 | 10,5 | 10,1 | 12,0 | 14,3 |
В том числе гражданского назначения: |
|
|
|
|
|
Млрд. долл. | 5,4 | 6,2 | 5,3 | 6,6 | 8,7 |
% | 58,7 | 59,0 | 52,5 | 55,0 | 60,8 |
Вооружение и военная техника: |
|
|
|
|
|
Млрд.долл. | 3,8 | 4,3 | 4,8 | 5,4 | 5,6 |
% | 41,3 | 41,0 | 47,5 | 45,0 | 39,2 |
Рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики и официальных сообщений об экспорте военной техники, опубликованных в СМИ.
Нынешнее состояние машиностроения не даёт основание рассчитывать на ускоренное увеличение экспорта машин, оборудования и транспортных средств в ближайшие годы. Незначительные и прежде возможности российских машиностроителей выпускать продукцию, удовлетворяющая требованиям мировых рынков, за последние годы ещё больше сузились. Опросы руководителей промышленных предприятий показывают, что в сравнении с другими отраслями машиностроение имеет худшие показатели по возрасту и производительности оборудования, качеству продукции, разработке новых её видов, уровню конечных издержек производства, квалификации работников.
Импортозамещающий потенциал нашего гражданского машиностроения остаётся ничтожным, поэтому ввоз из-за рубежа в последние годы растёт. Однако он приобретает более выраженную потребительскую окраску: расширился ввоз легковых автомобилей, бытовой электроники и электротехники.
Вопрос стимулирования экспорта машинотехнической продукции стоит перед экономикой России как никогда остро. При значительном сокращении платежеспособного спроса на машинотехническую продукцию внутри страны выход на внешние рынки играет огромную роль в сохранении машиностроительной отрасли промышленности, процессе стабилизации и поддержания национального производства и развитии экономики страны в целом. Однако следует учесть, что России свойственна неблагоприятная структура экспорта с высокой долей топливно-сырьевьх товаров. Доля же машинотехнической продукции в общем объеме экспорта гораздо ниже показателей промышленно развитых стран, и имеет тенденцию к снижению. Закономерно, что в таких условиях процессы наращивания российского экспорта, особенно в части продукции промышленного комплекса как наиболее многопрофильного сектора индустрии, должны и могут стать важным элементом структурной перестройки и технологической модернизации экономики страны.
Стимулирование промышленного экспорта и использование в этом процессе опыта ведущих промышленно развитых стран, в которых системы поддержки отечественных экспортеров создавались на протяжении десятилетий, представляется исключительно важным в настоящий момент.
Проведем анализ развития экспорта машинотехнической продукции и оценку его роли в экономике России.
Машинотехническая продукция представляет собой группу товаров, максимально точно определяющих научно-технический потенциал страны, уровень промышленного развития и производства, и, соответственно, место страны в международном разделении труда.
Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии 50%\ в Германии — 48, в Швеции — 42, в США — 40 , во Франции — 38, в Великобритании — 36, в Италии, Швейцарии и Австрии — по 35%".
Одну из наиболее важных ролей в структурной перестройке экономики развитых стран играет машиностроительный комплекс, где наблюдается заметное увеличение инвестиций в целом и особенно в НИОКР. С необходимостью повышения технического уровня этой группы товаров во многом связана проблема экологической безопасности новых технических средств, машин и оборудования, транспортных средств.
Современное машиностроение объединяет целый комплекс промышленных отраслей и подотраслей и является наиболее многопрофильным сектором индустрии; процесс выделения и дифференциации новых машиностроительных производств продолжается. Ведущими отраслями комплекса являются общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника, транспортное машиностроение, а также производство ЭВМ и конторского оборудования.
На современном этапе наибольшим динамизмом отличаются наукоемкие
подотрасли машиностроительного комплекса, производство ЭВМ (в том числе микропроцессоров, периферийного оборудования и программного обеспечения), телекоммуникационного оборудования, ракетно-космической техники, промышленных роботов и средств автоматизации.
Именно эти производства определяют основные направления НТП не только в машиностроении, но и в промышленности в целом. Так, по данным журнала «Business Week», в течение трех последних лет на долю высоких технологий пришлось 27% прироста ВВП США, в то время как на жилищное строительство 14, автомобилестроение — лишь 4%; в 2006 г. только за счет развития информационных технологий было достигнуто 33% прироста ВВП страны[15].
Не сдает свои позиции важнейшая подотрасль общего машиностроения — станкостроение. Так, в 2007 г. рост объемов мирового выпуска станков и кузнечно-прессового оборудования в стоимостном выражении составил 12,1%, а в 2008 г. 10% по отношению к аналогичным показателям предыдущего года. [16]
В 2008 г. общее производство станков и КПО в мире достигло, по данным Европейского объединения станкостроительных ассоциаций, 38 млрд. долл. До конца тысячелетия прогнозируется дальнейший подъем производства продукции отрасли.
Доля экспорта машинотехнической продукции в СССР и России традиционно составляла 10-15% от общего объема экспорта, что в несколько раз меньше доли машинотехнической продукции в общем объеме экспорта промышленных стран.
Кроме того, вследствие перехода от целенаправленного планирования к рыночной экономике, разрушения хозяйственных связей бывшего СССР, финансовых трудностей предприятий, снижения инвестиционной активности, а также отсутствия целенаправленной государственной поддержки, положение предприятий экспортирующих машинотехническую продукцию еще более усложнилось.
В 2007 и 2008 годах доля экспорта машинотехнической продукции в общем объеме экспорта составила лишь 9% .
Россия же, еще в начале 90-х годов входившая в пятерку крупнейших производителей металлообрабатывающего оборудования, в 2008 году опустилась на 27-е место . [17]
Спад производства в нашей стране в наибольшей степени затронул машиностроительный комплекс. В период с 2001 до 2007 г. объем промышленного производства в России в реальном выражении сократился на 57%. В машиностроении спад был более глубоким 69%, в результате чего его доля в общем объеме промышленной продукции уменьшилась с 20,5% в 2005 году до 16.7% в 2008 году[18].
В этих условиях становится чрезвычайно важным не допустить сокращения рынков сбыта продукции машиностроения, в том числе тяжелого машиностроения. Этого можно достичь, лишь активно продвигая на внешний рынок существующие в России новые прогрессивные технологические разработки.
Однако в конце 2008 года начале 2009 наметились новые тенденции в работе предприятий машинотехнической отрасли. Резкое падение курса рубля, приведшее в августе-сентябре 2008 года к финансовому кризису на всех без исключения предприятиях, однако дало новый толчок в развитии производства промышленных предприятий России. С одной стороны это произошло за счет снижения конкуренции со стороны западных производителей на внутреннем рынке и за счет дополнительной возможности снижения цены готовой продукции при выходе на внешние рынки в валютном эквиваленте.
Отечественное производство заметно уступило в 90-е годы свои позиции в насыщении российского рынка машинотехнической продукцией импорту. Проявилась тенденция утраты многими предприятиями связей с товаропроводящей сетью, что создало проблемы в их сбытовой и производственной деятельности.
Если определенное сокращение производства промышленной продукции производственного назначения объективно обусловлено состоянием экономики страны (хотя, разумеется, не в столь катастрофических масштабах, как это имеет место), то в области производства товаров народного потребления снижение выпуска объясняется прежде всего неконкурентоспособностью отечественной продукции.
Это приводит к росту импорта бытовой техники и все более сильному отставанию, а по некоторым позициям, прежде всего бытовой электроники, полному развалу отечественной промышленности.
Падение производства и постепенное уменьшение роли на российском рынке в пользу иностранных производителей наблюдается не только в области электроники, но и некогда успешной у нас бытовой электротехники, включая отрасль по производству холодильников и морозильников.
После длительного спада объемов промышленного производства в период с 2000 по 2006 год, в 2007 году наметилась стабилизация состояния машиностроительной промышленности России и даже некоторый рост объемов ее выпуска.
По данным Госкомстата, в январе — июне 2007. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выпуск продукции в целом по отрасли увеличился на 1,9%. В том числе: вагоны пассажирские — 401 тыс. шт. (119% к аналогичному периоду 2006 г.), персональные ЭВМ - 113 тыс. шт. (134,4%), счетчики электрические — 432 тыс. шт. (154,4%), грузовые автомобили - 121 тыс. шт. (111%), легковые автомобили - 820 тыс. шт. (113,9%), автобусы - 36,9 тыс. шт. (117%), мотоциклы -- 44,6 (148.2%), тракторные косилки - 3,6 тыс. шт.(131.2%). Такие показатели сохранялись в первой половине 2008 года''.
Однако, сохранилось значительное сокращение производства во многих отраслях производства, прежде всего в тех, продукция которых не смогла конкурировать с импортными аналогами (продукция бытового потребления и другие).
Тенденция к увеличению экспорта характерна лишь для средств железнодорожного транспорта, продукции судостроения и приборостроения. В то же время для наиболее крупных экспортных позиций - продукции тяжелого и общего машиностроения, электротехники и радиоэлектроники, автомобильной промышленности — прирост экспортных поставок незначителен или отсутствует.
По данным таможенной статистики в январе 2008 года внешнеторговый оборот России составил 47,5 млрд. долларов США и по сравнению с январем 2007 года увеличился на 51,9%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 40,8 млрд. долларов США (рост на 54,9%), со странами СНГ – 6,7 млрд. долларов США (рост на 36,2%).
Сальдо торгового баланса в январе 2008 года сложилось положительное и составило 19,9 млрд.долларов США против 11,5 млрд.долларов США в январе 2007 года.
Экспорт России в январе 2008 года составил 33,7 млрд.долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2007 года увеличился на 57,7%. Экспорт в страны дальнего зарубежья составил 29,2 млрд.долларов США (рост по сравнению с январем 2007 года на 59,4%), в страны СНГ – 4,5 млрд.долларов США (рост на 47,3%).
В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья удельный вес топливно-энергетических товаров в январе 2008 года составил 75,1% от всего объема экспорта в эти страны (в январе 2007 года – 71,2%), металлов и изделий из них – 11,8% (14,3%), продукции химической промышленности – 4,9% (5,5%), машин и оборудования – 2,0% (1,8%), лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий – 2,4% (3,0%), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья – 1,2% (1,1%). [19]
Информация о работе Проблемы и перспективы развития машинотехнической продукции