Предпосылки европейской интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность представленной темы обусловлена деятельностью Европейского Союза -одного из крупнейших интеграционных объединений,и полемикой учёных о плюсах и минусах вступления в ЕС.

Чтобы объяснить причины настоящего положения дел,необходимо изучить вопросы возникновения интеграционных истоков,то есть исследовать
основные предпосылки европейской интеграции.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3

Глава I. Понятие Европейской интеграции………………………..7

Глава II. Историческая справка об интеграции в Европе.
Провал Европейской идеи…………………………………................11

Глава III. Объективные предпосылки
объединения в Европе……………………………………………...15

Глава IV. Зарождение договорных отношений……………………..23

Заключение……………………………………………………………26

Список использованных источников и литературы……………….29

Файлы: 1 файл

Предпосылки европейской интеграции.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

Холодная  война началась спустя месяцы после  окончания Второй мировой войны, когда Советский Союз был объявлен прирождённым агрессором. Он устанавливал коммунистические правительства в центральной и восточной Европе. Триумфальная Красная Армия была готова и способна покорить и Западную Европу по первому приказу Сталина, стремившегося к тому, чтобы коммунизм восторжествовал во всем мире. Однако США и Великобритания не пытались искать взаимопонимания с диктаторами-"экспансионистами", возразив Сталину "железным кулаком", если использовать термин президента Трумэна (Truman). 

В речи Черчилля о железном занавесе, произнесенной в марте 1946 года в Фултоне, штат Миссури, прозвучала фраза доктора Геббельса,предупреждающая о той же самой красной опасности. Эта фраза отражала его взгляд на советскую угрозу.

Несмотря  на сотрудничество в годы войны, враждебность Черчилля по отношению к Советскому Союзу возникла давно. В 1918 году он предлагал вновь вооружить побежденную Германию, чтобы ее можно было использовать в рамках большого альянса в случае похода на Москву. Он же поддержал интервенцию союзнических сил во время Гражданской войны в России.

 Еще  более важной была его позиция  времен Великой Отечественной  войны, заключавшаяся в том,  что Германию не следует полностью  разоружать, поскольку она при  случае может пригодиться против  России. Москва также подозревала,  и не без причины, что некоторые британские политики надеялись умиротворить Гитлера, чтобы развязать ему руки для нападения на Россию.8 

4.В четвёртых,лишь к середине XX века завершился долгий процесс становления западноевропейской политической демократии.Были провозглашены верховенство законов и общественная солидарность. Появился новый тип европейца,свободного от уз национализма и готового к построению сотруднических отношений с представителями других наций.

Роберт Шуман  был представителем христианско-демократической традиции, которая внесла большой вклад в начало процесса европейской интеграции.. Среди первых приверженцев этой традиции - Луиджи Стурцо, основавший в 1921 г. в Италии национальную партию. В 1921 г. Луиджи Стурцо вместе с Альчиде де Гаспери (позже - один из «отцов-основателей» Объединенной Европы), создавшим в Италии Democratia Christiana, предприняли поездку в Германию, где встретились с тогдашним мэром Кёльна -Конрадом Аденауэром. Они обсудили, что необходимо сделать для создания в Европе общего рынка на базе политического сотрудничества христианских демократов для  противостояния коммунистической опасности. В 1930 г. Струцо написал: «Одно должно быть ясно: невозможно создать европейскую федерацию в экономической области, если это не произойдет также в области политической и моральной».9 Свободная экономика и демократия должны идти рука об руку.

В начале 1944 г. представители  нескольких национальных групп Сопротивления  Франции, Италии, Германии, Нидерландов  и Дании подписали Декларацию европейского сотрудничества, в которых призывали к послевоенному объединению Европы в экономической и политической областях. Среди выдвигаемых тезисов было и требование проводить объединение на основании общих ценностей: «Федеративное устройство Европы должно базироваться на декларации прав человека - личных, политических и экономических - которые гарантировали бы свободное развитие человеческой личности и нормальную работу демократических институтов» 10). Среди авторов этой декларации были Альчиде де Гаспери, Конрад Аденауэр и Роберт Шуман. Последний участвовал в рождении в 1949 г. Совета Европы)

Такими были корни и истоки европейской интеграции, на которую воздействовали различные  властные, политические, экономические  и ценностные влияния. Однако все  они исходили от людей, которые, безусловно, руководствовались не только исключительно национальными экономическими интересами. Это были люди, которые, имея за плечами опыт двух мировых войн, стремились, прежде всего, к установлению постоянного и стабильного мира в Европе на основе экономического сотрудничества и опирающегося на него политического сотрудничества. Они стремились и к тому, и к другому, потому что были убеждены, что гарантией свобод человека и его прав является, прежде всего, свободная рыночная экономика и демократия.

 Европейский  союз, имеющий сегодня определенные недостатки, который прошел через тяжелые испытания, по-прежнему опирается на эти принципы и именно поэтому не может распасться. Он по-прежнему, как и в момент своего создания, служит интересам подавляющего большинства европейцев.  

Таким образом, объединение стран и разрушение политических и экономических национальных структур вывело к качественно новому этапу в понимании современной  Европы. Последующие шаги на пути к  интеграции исходят из трех основных положений:

Во-первых, это  реализация Европой ее собственных  слабостей. Вследствие конфликтов и  войн ее устоявшейся пьедестал “центра  мира” был потерян. Это место  было занято двумя новыми сверхдержавами - Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом, каждая куда более мощная в военном, политическом и экономическом отношении, чем разделенные европейские государства. 

Во-вторых, это  признание того, что военный конфликт не должна повториться.

После ужасного опыта двух мировых войн, каждая из которых начиналась как гражданская война внутри Европы, и в которых Европа была основным полем битвы и главным участником, это стало лейтмотивом всех политических действий.

И последнее, это  честное стремление создать лучший, более свободный и более справедливый мир, в котором международные отношения будут вестись на “более взрослом” уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Зарождение  договорных отношений 

Идеологическая  посылка западноевропейских стран  в сфере интеграции основывалась на необходимости обеспечения международного экономического порядка, основанного на либерализации и сотрудничестве между странами. Возникла необходимость в создании специальных механизмов регулирующих сотрудничество. К главным органам ЕС относятся: Совет Министров, КЕС, Европейский Парламент, Суд, Европейский Совет. Важнейшими документами, координирующими стратегию ЕС, являются: Единый Европейский Акт и Маастрихтский Договор. 

Политики и  эксперты ряда европейских государств (среди них К.Аденауэр, Ж.Моннэ, Р.Шуман, и ряд других) поставили перед  собой принципиальную задачу – сделать так, чтобы феномен вражды, который сопровождал европейскую историю на протяжении столетий, являясь генератором войн, был, наконец, преодолен.  

Основная цель этого проекта состояла в том, чтобы увязать экономики некогда  враждующих государств и сделать их политику взаимодополняющей настолько, чтобы воевать друг с другом стало противоестественно для их национальных интересов, а возникающие разногласия оказалось возможно решать только политическими и экономическими средствами исключительно в рамках права.  

Прежде всего  необходимо было обеспечить единое понимание  и применение норм интеграционного  права всеми государствами –  участниками этого процесса. Важно  было также определить принципы, на которых должны строиться взаимоотношения  интеграционного права и национального права государств – членов интеграционных объединений. Наконец, необходимо было выработать механизм, обеспечивающий принципиальное разграничение юрисдикции национального и интеграционного права 

Стали предприниматься попытки учреждения подобной организации. В результате в 1949 году был основан Совет Европы. В него вошли страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), Великобритания, Дания, Ирландия, Италия, Норвегия, Франция и Швеция.

Первый  шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951: ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года. 

9 мая  1950 г. министр иностранных дел  Франции Роберт Шуман выступил с декларацией, в которой заявил о решимости Франции предпринять первый шаг для строительства новой Европы и предложил Германии сыграть в этом деле свою роль.

Он заявил: «В результате возникнет новая, единая и сильная Европа, где возрастет  жизненный уровень населения, поскольку  произойдет объединение производства и расширение рынка, что приведет к снижению цен…». Шуман призвал прекратить долговременное соперничество между Францией и Германией; организовать совместное франко-германское производство угля и стали под управлением Высшего руководящего органа; подготовить создание экономического сообщества, решения руководящих органов которого были бы обязательны для государств-членов.

По договору о создании ЕОУС, государства-участники  обязались поставить производство угля и стали под контроль международного верховного органа, решения которого становились для них обязательными; пошлины на товары, производимые угледобывающей и металлургической промышленностью шести стран, должны были быть ликвидированы в целях объединения экономических ресурсов участников ЕОУС. 

Договор нацеливал на создание общего рынка  товаров и услуг в сфере добычи и производства угля и стали, а также реконструкцию двух базовых отраслей экономики для повышения их рентабельности.11

Он был создан18 апреля 1951 г. подписанием Парижского договора. и в 23 июня 2002 г. прекратило свое существование в связи с истечением Договора о его создании, заключенного на 50 лет и не продлевавшегося сторонами, так как темпы развития Европейских сообществ сделали существование ЕОУС неактуальным. В этот день в Брюсселе был торжественно спущен флаг ЕОУС. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Формирование  единого европейского правового пространства – сложный процесс.

 Послевоенная Западная Европа вынуждена была искать свое собственное место в Ялтинско-Потсдамской системе международных отношений, двумя полюсами которой стали СССР и США. Перед Западной Европой стояли задачи экономической и политической реконструкции, недопущения возрождения прежних антагонизмов на континенте, включение Германии (или ее части) в западный блок, все более важной становилась и задача противодействия сталинскому Советскому Союзу. Объединение Западной Европы неизбежно сталкивалось с серьезными трудностями: перепад в уровне политического и экономического развития различных стран; накопившееся недоверие в отношении Германии, в наибольшей степени со стороны Франции; англо-французское соперничество за лидерство. 

На протяжении длительного временного промежутка идея объединения Европы не получала одобрения со стороны политических лидеров.Однако, назревание таких предпосылок,как осознание опасности мировых войн, упадок экономик в послевоенный период, распад колониальной системы,вынудивший страны к сотрудничеству для достижения прибыли, а также советская угроза привели к созданию ЕС.

Цель создания интеграционных союзов - уменьшение, а  в перспективе и полное устранение барьеров, которые перегораживают свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. 

Одним из последствий  экономической глобализации в мире  стало дальнейшее сближение различных  правовых систем через их взаимодействие и взаимопроникновение в ходе международного общения, а также создание единых правовых пространств в рамках глубокой интеграции, осуществляемой рядом международных объединений (Евросоюз, Евразэс, Меркосюр). Другой не менее важной, чем экономическая глобализация, причиной формирования сходных правовых стандартов является гуманизация и социализация права, претворение в жизнь универсальной концепции прав человека.  

В результате работы интеграционных институтов экономическая  интеграция создала условия для  ускорения интернационализации  производства стран -- участниц этого процесса, выравнивая их основные социально-экономические параметры.

Западноевропейская  интеграция - это перестройка на высоком уровне социально-экономического и политического развития входящих в нее стран. Она включает переход к смешанной экономике, противодействие монополизму и поддержание конкуренции и предпринимательства, регулирование социальных отношений, упор на человеческий капитал и демократию. 

ЕС в материальной форме воплощает в себе давнюю мечту европейцев о европейском единстве, ликвидации межнациональных границ. Политическое объединение, демократия, приоритет взаимовыгодности экономического сотрудничества - вот основы философии европейской экономической интеграции.

Консенсус, приоритет  общих наднациональных интересов, поэтапность и постепенность в развитии интеграционных процессов - важные принципы функционирования ЕС. 

Как и всякий исторический процесс, европейская  интеграция знала свои приливы и  отливы, но в целом это было поступательное движение, имеющее исключительно важное значение как для самой Европы, так и для понимания интеграционных целей и задач нашей страны. Таким образом, интеграционные экономические процессы в Западной Европе в послевоенный период   вполне можно считать одним из самых существенных явлений в развитии мировой экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Предпосылки европейской интеграции