Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 23:40, реферат
Парижская мирная конференция 1919-20гг., международная конференция, созванная державами-победительницами для подготовки и заключения мирных договоров с государствами, потерпевшими поражение в Первой Мировой войне 1914-18гг. Проходила с перерывами с 18 января 1919г. по 21 января 1920г. В Парижской мирной конференции участвовали Великобритания, Франция, США, Италия, Бельгия, Япония, Китай, Польша, Бразилия и другие страны, воевавшие на стороне Антанты или находившиеся в состоянии разрыва дипломатических отношений с германским блоком.
Версальский мирный договор 1919 года — договор, официально завершивший Первую мировую войну 1914—1918 годов. Подписан 28 июня 1919 года в Версальском дворце (Франция) Соединёнными Штатами Америки, Великобританией, Францией, Италией и Японией, а также Бельгией, Боливией, Бразилией, Кубой, Эквадором, Грецией, Гватемалой, Гаити, Хиджазом, Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Королевством сербов, хорватов и словенцев, Сиамом, Чехословакией и Уругваем, с одной стороны, и Германией — с другой.
Условия договора были выработаны (после длительных секретных совещаний) на Парижской мирной конференции 1919−20 годов. Договор вступил в силу 10 января 1920 года, после ратификации его Германией и четырьмя главными союзными державами — Великобританией, Францией, Италией и Японией. Из подписавших Версальский мирный договор государств США, Хиджаз и Эквадор отказались его ратифицировать. Сенат США отказался от ратификации из-за нежелания США связывать себя участием в Лиге Наций (где преобладало влияние Великобритании и Франции), устав которой был составной частью Версальского договора. Взамен этого договора США заключили с Германией в августе 1921 года особый договор, почти идентичный Версальскому, но не содержавший статей о Лиге Наций.
Версальский мирный договор имел целью закрепление передела мира в пользу держав-победительниц. По нему Германия возвращала Франции Эльзас-Лотарингию (в границах 1870 года); Бельгии — округа Мальмеди и Эйпен, а также так называемую нейтральную и прусскую части Морене; Польше — Познань, части Поморья и другие территории Западной Пруссии; г. Данциг (Гданьск) и его округ был объявлен «вольным городом»; г. Мемель (Клайпеда) передан в ведение держав-победительниц (в феврале 1923 года присоединён к Литве). Вопрос о государственной принадлежности Шлезвига, южной части Восточной Пруссии и Верхней Силезии должен был быть решён плебисцитом (в результате часть Шлезвига перешла в 1920 году к Дании, часть Верхней Силезии в 1921 году — к Польше, южная часть Восточной Пруссии осталась у Германии); к Чехословакии отошёл небольшой участок силезской территории. Земли на правом берегу Одера, Нижняя Силезия, большая часть Верхней Силезии и др. — остались у Германии. Саар переходил на 15 лет под управление Лиги Наций, а по истечении 15 лет судьба Саара должна была решиться путём плебисцита. Угольные шахты Саара были переданы в собственность Франции. По договору Германия признавала и обязывалась строго соблюдать независимость Австрии, а также признавала полную независимость Польши и Чехословакии. Вся германская часть левобережья Рейна и полоса правого берега шириной в 50 км подлежали демилитаризации. Германия лишалась всех своих колоний, которые позднее были поделены между главными державами-победительницами на основе системы мандатов Лиги Наций.
Передел германских колоний был осуществлён следующим образом. В Африке Танганьика стала подмандатной территорией Великобритании, район Руанда-Урунди — подмандатной территорией Бельгии, «Треугольник Кионга» (Юго-Восточная Африка) был передан Португалии (названные территории ранее составляли Германскую Восточную Африку), Великобритания и Франция разделили Того и Камерун; ЮАС получил мандат на Юго-Западную Африку. В Тихом океане в качестве подмандатных территорий к Японии отошли принадлежавшие Германии острова севернее экватора, к Австралийскому Союзу — Германская Новая Гвинея, к Новой Зеландии — острова Самоа.
Германия по Версальскому мирному договору отказывалась от всех концессий и привилегий в Китае, от прав консульской юрисдикции и от всякой собственности в Сиаме, от всех договоров и соглашений с Либерией, признавала протекторат Франции над Марокко и Великобритании над Египтом. Права Германии в отношении Цзяочжоу и всей Шаньдунской провинции Китая отходили к Японии (вследствие этого Версальский договор не был подписан Китаем).
По договору, вооружённые силы Германии должны были быть ограничены 100-тыс. сухопутной армией; обязательная военная служба отменялась, основная часть сохранившегося военно-морского флота подлежала передаче победителям, были также наложены жёсткие ограничения на строительство новых боевых кораблей. Германии запрещалось иметь многие современные виды вооружения — боевую авиацию, бронетехнику (за исключением небольшого количества устаревших машин — бронированных автомобилей для нужд полиции). Германия обязывалась возмещать в форме репараций убытки, понесённые правительствами и отдельными гражданами стран Антанты в результате военных действий (определение размеров репараций возлагалось на особую Репарационную комиссию).
Согласно статье 116, Германия признавала «независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской империи к 1 августа 1914 года», а также отмену Брестского мира 1918 и всех других договоров, заключённых ею с большевистским правительством. Статья 117 Версальского мирного договора, ставила под сомнение легитимность большевистского режима в России и обязывала Германию признать все договоры и соглашения союзных и объединившихся держав с государствами, которые «образовались или образуются на всей или на части территорий бывшей Российской империи».
Условия Версальского мирного договора традиционно считаются исключительно унизительными и жестокими по отношению к Германии. Считается, что именно это привело к крайней социальной нестабильности внутри страны (после начала мирового экономического кризиса в 1929 году), возникновению ультраправых сил и приходу к власти нацистов (в 1933 году).
Однако, те жёсткие ограничения, наложенные на Германию, должным образом не контролировались европейскими державами или же нарушения их намеренно спускались Германии с рук (в том числе аншлюс Австрии, отторжение Судетской области Чехословакии и последующую оккупацию Чехии и Моравии).
Территории, отторгнутые у Германии по Версальскому договору
Государства-приобретатели |
Площадь, км² |
Население, тыс. чел. |
Польша |
43 600 |
2950 |
Франция |
14 520 |
1820 |
Дания |
3900 |
160 |
Литва |
2400 |
140 |
Вольный город Данциг |
1900 |
325 |
Бельгия |
990 |
65 |
Чехословакия |
320 |
40 |
Всего |
67 630 |
5500 |
Первая мировая война внесла изменения в международное положение России, которое определялось теперь успехами и ролью русской армии на фронте. Ее международные усилия в то время были направлены на решение, прежде всего, европейских и ближневосточных задач. В Европе речь шла об объединении всех польских земель под скипетром русского царя, о чем говорило и обращение Николая Николаевича к полякам 1 августа 1914 года. При этом польскому народу обещали самоопределение. Также планировалась аннексия Галиции. Предполагалось усиление русских позиций в Балтийском море - здесь речь, прежде всего, шла об отмене постановлений Парижского конгресса, запрещавшего России укреплять Аландские острова. На Ближнем Востоке предстояло решить проблему Черноморских проливов и армянских вилайетов в Турции.
В результате военных действий Россия потеряла не только Царство Польское, часть Прибалтики и Белоруссии, но не были взяты и Черноморские проливы, а также проиграна дипломатическая борьба за Болгарию. Территориальные приобретения, которые обозначились к началу 1917 года, были невелики. Россия оккупировала значительную часть Восточной Галиции, ряд вилайетов азиатской Турции и почти всю турецкую Армению, а также Северную Персию до Исфахана. В явочном порядке были ремилитаризованы Аландские острова в Балтийском море.
Вместе с тем, за годы войны союзники не выработали общих согласованных программ и условий будущего мира, поскольку их интересы были достаточно разными. Вместо этого по ходу войны заключались частные соглашения, или, как их называли, тайные договоры. В феврале-марте 1915 года Англия и Франция признали притязания России на Черноморские проливы, причем с прибрежными островами и территорией около Константинополя. К тому же, в конце 1916 года под нажимом Англии и Франции Россия дала обещание Румынии о свободном проходе её военных кораблей через проливы. В мае того же года были также заключены соглашения между этими странами о разделе азиатской Турции, по которым львиная доля территорий должна была отойти Англии и Франции.
Таким образом, к моменту победы Февральской революции царское правительство не сумело добиться военной победы в Европе, а русская дипломатия ограничилась лишь получением от союзников векселей на проливы и на земли Германии и Австро-Венгрии, а также турецкую Армению. Февральская революция скорректировала внешнюю политику России. Временное правительство стало добиваться того, чтобы союзники признали все обязательства, которые они давали России в 1915 и 1916 годах. Глава МИД Милюков потребовал от союзников, прежде всего, письменных подтверждений тех обязательств. В середине марта 1917 года такие подтверждения были получены, однако дальнейшее развитие событий показало, что союзники вовсе не намерены считаться с Россией.
В результате апрельской встречи в Вашингтоне представителей Англии, Франции и США была выработана формула об интернационализации проливов. Самостоятельная Польша виделась теперь союзником в качестве барьера на пути России в Европу. А Бессарабия должна была отойти к Румынии. Причем русских об этом даже не поставили в известность. И только из выступления президента Вильсона о целях войны они узнали, что проливы должны быть интернационализированы.
Это крайне неприятно поразило русскую дипломатию и Временное правительство. Вместе с тем новый министр иностранных дел Терещенко, который пришел на смену Милюкову, считал, что в сложившихся условиях вряд ли удастся сохранить намеченные территориальные приобретения. Поэтому он предлагал, совместно с союзниками, пересмотреть обязательства, которые давались ранее. Однако те затягивали с решением этого вопроса.
Все последующие действия союзников на конференции 12 и 13 июля 1917 года в Париже и 25 и 26 июля в Лондоне показали, что с Россией считаться никто не намерен. После прихода к власти правительства большевиков ситуация ещё больше обострилась. С 28 ноября по 3 декабря 1917 года в Париже проходила конференция Верховного совета Антанты. Ещё до ее начала русские послы в союзных странах заявили о необходимости их участия в этой конференции: поначалу союзники хотели обойтись без них, поскольку никаких официальных полномочий на участие в этой конференции у тех не было. Однако, чтобы не создавалось впечатление, что союзники полностью порывают с Россией, они все же решили пригласить отдельных русских представителей к участию в работе конференции. Поскольку посол во Франции Маклаков официально послом не являлся, было решено, что на открытии конференции выступит временный поверенный в делах Севастополя, а Маклаков будет выслушан в частном порядке.
На конференции был поставлен вопрос о дальнейшем участии России в войне: Ллойд Джордж предложил освободить ее от участия в ней. Однако Клемансо заявил, что в таком случае Россия перейдет в стан врагов. Выступавший как частное лицо Маклаков высказал мнение, что союзники не должны требовать от России большего, чем она могла дать в той ситуации. Вместе с тем, он считал, что те обещания, которые были даны России союзниками в ходе войны, должны быть выполнены. Это поддержало бы и патриотические силы, воевавшие против большевиков. Однако дальше выслушивания русских предложений дело не пошло. Участники конференции решили приостановить поставку снаряжения России, но в то же время продолжать оказывать в необходимых и доказанных размерах ей помощь. Также они признали необходимым поддерживать группировки, воюющие против большевиков, но и большевиков не отталкивать, так как те могли в противном случае стать легкой добычей Германии. Предлагалось сделать заявление о целях войны, исходя из демократических принципов, но это не нашло широкой поддержки у участников.
Оценивая итоги конференции, Маклаков пришел к выводу, что державы Согласия не стремятся к полному бойкоту большевиков, а в скором времени могут и примириться с ними. Не укрылось от взгляда Маклакова и отсутствие единства в среде союзников по отношению к большевикам.
О том, что Россия утратила в глазах своих бывших союзников какое-либо значение, говорили два конкретных внешнеполитических шага, предпринятых ими в декабре 1917 и январе 1918 годов. В декабре 1917 года между Францией и Англией было заключено тайное соглашение о разделе сфер влияния в России. А следующим ударом по ее престижу в первых числах января стало дипломатическое признание Францией Финляндии. Причем российское посольство об этом даже не было поставлено в известность. В такой ситуации Маклакову оставалось только ограничиться подачей специальной записки, в которой говорилось о том, что отделение Финляндии от России не соответствует её жизненным интересам. Но это обращение осталось без каких-либо последствий.
Окончание Первой мировой войны и замаячившая перспектива переустройства мира привели к активизации российских дипломатов за границей. Они считали, что Россия имела полное право на свою долю «пирога» за понесенные потери, и потому прилагали максимум усилий, чтобы добиться приглашения ее на мирную конференцию, в то время как уже появились признаки того, что Россию на нее не пригласят. Так, 11 ноября, в день заключения Компьенского перемирия, российские послы по своей инициативе обратились к державам Согласия с заялением, в котором просили учитывать и интересы России. Однако никакого ответа на это заявление не последовало. Не оказалось России и в числе держав-победительниц при их перечислении во время молебна по случаю победы. Все эти факты показывают, что как равноправного партнера Россию союзники уже тогда не рассматривали.
Русские политики и дипломаты, тем не менее, продолжали добиваться допуска России на Парижскую мирную конференцию. Поскольку единого, общероссийского правительства в то время не существовало, в конце декабря 1918 года было создано Русское политическое совещание, которое могло бы представлять Россию на конференции. 11 января 1919 года Колчак утвердил состав делегации. В нее вошли Львов, Сазонов, Маклаков и Чайковский. При встрече с русскими представителями союзники ничего конкретного по поводу приглашения России на конференцию не говорили. Так, 21 ноября 1918 года в Вашингтоне состоялась встреча князя Львова и посла в США Бахметьева с президентом Вильсоном. На ней президент обещал только поставить вопрос о русском представительстве на конференции. Вместе с тем, ссылаясь на наличие в России многочисленных правительств, Вильсон полагал, что некоторых из русских представителей вполне можно пригласить на конференцию для того, чтобы выяснить ту или иную точку зрения. 25 декабря 1918 года в Париже произошла встреча Пишона (французского министра иностранных дел) с князем Львовым, а вскоре Львова принял и Клемансо. На этих встречах представители Франции делали общие заявления о своей поддержке России, но дальше них дело не шло.