Особенности культуры Австралии в контексте межкультурной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:34, реферат

Краткое описание

Австралийцы - представители наиболее ранней из доступных нашему непосредственному наблюдению стадий развития человечества - стадии почти нетронутого общинно-родового строя.
В первую очередь австралиец это житель Австралии, а не национальность. Почти все жители Австралии (кроме аборигенов) иммигранты в том или ином поколении. Большинство иммигрантов, проживающих в Австралии, выходцы из Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………………………….3
1. Менталитет австралийца…………………………………………………………………………………………..4
2. Национальный характер…………………………………………………………………………………………...6
3. Культура австралийцев……………………………………………………………………………………………..7
3.1деловая культура……………………………………………………………………………………………….…7
3.2 Религия………………………………………………………………………………………………………………...9
3.3 культурные ценности аборигенов……………………………………………………………………..11
4. Вербальное и невербальное поведение австралийцев………………………………………….12
4.1 Телесный контакт……………………………………………………………………………………………....12
4.2 Беседы и жесты…………………………………………………………………………………………………..13
5.Этикет…………………………………………………………………………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………..15
Список используемых источников…………………………

Файлы: 1 файл

реферат по меж.ком..doc

— 82.50 Кб (Скачать)

   Один из принципов австралийской культуры – эгалитарность, то есть равенство. И поэтому австралийские компании приветствуют отсутствие иерархии. Здесь нет отношения «начальник-подчиненный». Зато есть одна большая и успешная команда. Ни один сотрудник не будет стремиться добиваться личного успеха, но каждый старается сделать так, чтобы успеха добилась вся команда.

   Даже если кто-то будет показывать свою значимость и гордиться своими достижениями, вместо уважения, получит негативный отклик. Австралийцы очень миролюбивы, и не будут выражать агрессию по отношению к нему, но станут настороженно относиться к «зазнайке». Быть лидером в команде, значит быть первым среди равных. Это весьма сложно воспринять представителям западной культуры, нацеленной на абсолютное лидерство, но, если будете работать в обществе австралийцев, то придется следовать их принципам.

   О людях в Австралии судят не по статусу, который человек занимает в обществе или в компании, а по его поступкам и самому человеку. В компаниях принято, чтобы менеджеры работали вместе с подчиненными, и запрещается, чтобы руководители общаться исключительно с равными себе по статусу. Таким образом, в австралийских компаниях достигается атмосфера максимального комфорта для сотрудников. Каждый считает себя значимым, нужным и полезным. Во время совещаний каждый сотрудник может высказываться и быть услышанным.

   Австралийцы много говорят о пунктуальности, но совещания могут начаться с опозданием минут на десять. И первые несколько минут все собравшиеся с удовольствием будут обсуждать последние новости, спорт, и только потом перейдут к деловым вопросам.

   За исключением клиентских встреч в Австралии не принято готовиться к совещаниям. Считается, что если кто-то подготовится, то он уже будет диктовать свои условия другим, а это не соответствует правилам «командной игры». Каждый имеет право высказаться, все идеи здесь же и обсуждаются. Со стороны может показаться, что порой начинаются серьезные ссоры – разговор, иногда весьма жесткий, происходит без соблюдения чинов и статусов. Такое ведение обсуждений считается не только приемлемым, но и эффективным. Решение, как правило, всегда находится. И не важно, выдвинул ли это решение руководитель, или идея принадлежит сотруднику низшего звена.

   Одно из важных искусств в любом бизнесе – искусство презентации. Чтобы что-то хорошо продать, нужно произвести отличное и очень яркое впечатление на другую сторону. Однако в Австралии излишне эмоциональная и показательная презентация будет воспринята не то чтобы негативно, но к презентеру будет отношение как к выскочке. Не любят австралийцы выделяться на фоне других. Поэтому лучше отказаться от излишней самопрезентации и самопродвижения и сконцентрироваться на уникальности предложения.

   Иногда, при взаимоотношениях с австралийскими партнерами у многих европейцев наступает культурный шок, когда любого собеседника австралиец считает товарищем, и разговаривает с ним как с товарищем, а не как с уважаемым человеком. Здесь не принято говорить Мистер или Сэр. Здесь всех называют по именам.

   Нужно быть готовым к тому, что австралийский партнер всегда будет говорить именно то, что он думает. И такого же он будет ждать и в ответ. Дипломатичность здесь не в почете.

   Очень непривычным может показаться излишнее присутствие юмора в бизнесе. Австралийцев с их любовью к шуткам можно посчитать отчасти легкомысленными, отчасти несерьезными. Но это всего лишь особенность культуры. Подход к бизнесу у них всегда деловой, а к юмору со стороны австралийского партнера нужно быть готовым всегда, вне зависимости от ситуации.

   Более традиционны австралийцы в отношении делового костюма – темные тона, брюки, пиджак, галстук. Минимум украшений и аксессуаров, а то могут заподозрить в непрофессионализме.

3.2 Религия

   Характерно, что в австралийской религии еще нет отчетливого представления об особом сверхъестественном мире, резко отделенном от мира реального. То и другое сосуществует рядом; зарождаются смутные идеи об особом мире душ где-то на севере или на небе, но и небо не представляется для фантазии австралийца чем-то далеким и недостижимым.

   Отличительной чертой австралийской религии является то, что она вся пронизана образами животных: и тотемические верования, и мифы, и олицетворения явлений природы, — все полно животных образов. Однако эти животные образы не отличаются резко от человеческих: в преданиях и верованиях фигурируют двойственные фигуры людей-зверей.

   С другой стороны, и чисто антропоморфные персонажи далеко не редки в австралийской религии и мифологии, и еще вопрос, что встречается здесь чаще. Антропоморфизм не менее характерен для австралийской религии, чем зооморфизм.

   Далее, надо подчеркнуть преобладание магических верований над анимистическими: магическое воздействие на тотем, вредоносная, любовная и лечебная магия, магия погоды и промысловая, — все это сказывается гораздо ярче, чем представления о духах и обращения к ним. В отличие от народов, достигших более высокой ступени развития, австралиец гораздо больше рассчитывал на свои собственные магические способности, чем на помощь духов, не говоря уже о богах.

   Наряду со специфическими чертами, общими для австралийской религии, выделяются и своеобразные особенности отдельных областей, правда, не все в одинаковой степени изученные.

   У племен центральной и северной областей были необычайно развиты тотемические верования. Они приняли здесь гипертрофированные формы и, если можно так выразиться, поглотили в себе и такие верования и обряды, которые по происхождению с ними не связаны: веру в душу и ее загробную судьбу, всю мифологию, посвятительные обряды и пр.

   Верованиям населения юго-восточной области, где уровень культуры был наиболее высоким, присущи представления о верховном небесном существе и тесная связь этого представления с возрастными посвятительными обрядами. Здесь характерно также большее, чем в других местах, развитие анимистических верований и более разнообразная мифология.

   В настоящее время старые верования австралийских аборигенов сохраняются в слабой степени. Уже не говоря о том, что многих из прежних племен, их носителей, вообще более не существует, они истреблены,— даже и у остатков аборигенного населения старинные верования едва удерживаются. Старики хранят про себя наиболее священные древние предания, не хотят сообщать их молодежи, подпавшей под влияние колонизаторов и миссионеров.

   У  австралийцев не было собственно  молитв, а были заклинания, не  было жертвоприношений и умилостивительных  обрядов, а были магические  церемонии, не было жрецов, а  были колдуны и знахари. Не  было, наконец, и святилищ — местопребывания божества, а были лишь тайные хранилища магических предметов — чуринг.

   Отсутствие  культа природы, почитания стихий  у австралийцев объясняется в  значительной мере особенностями  самой природной среды Австралии,  где редки стихийные бедствия и грозные явления природы, где нет хищных зверей. Приспособившись веками жизни к этой природной среде, австралийцы не чувствовали себя в такой степени подавленными природой, ее стихийными силами.

   Наконец,  отсутствие представлений о боге или богах, отсутствие культа их объясняется той же неразвитостью общественного строя австралийцев, где нет вождей или царей с принудительной властью, которая могла бы отразиться в фантастическом образе бога.

   Таким  образом, в австралийской религии отразились, с одной стороны, характерные особенности первобытнообщинного строя в целом, а с другой — специфические условия данной страны. 

3.3 культурные ценности аборигенов.

   Даже самое раннее детство у аборигенов проходит совершенно иначе, чем в нашем обществе, — он все свое время проводит среди соплеменников. До определенного возраста обучение детей осуществляется совершенно непринужденно, ребенок узнает окружающий мир, людей, общепринятые стандарты поведения, участвуя в жизни общины. Это обучение — скорее часть его настоящей жизни, чем подготовка к будущей, это активный практический процесс; никто не читает ему нравоучений; он наблюдает за другими людьми и подражает им, а они направляют его поведение в нужное русло в ходе личных взаимоотношений.

  Только в период инициации осуществляется более или менее формализованное обучение молодежи, имеющее характер института. Ядро инициаций — организованное, обладающее своими собственными устоявшимися методами воспитание мальчиков или юношей. Длительные, сложные, связанные с сильными потрясениями обряды формируют в молодом человеке те психические и волевые качества, которые считаются необходимыми для взрослого мужчины. Только пройдя такую суровую школу, человек может сделаться хранителем священных религиозных тайн и испытывать те чувства, которые лежат в основе единства и сплоченности группы.

   Первые церемонии инициации не раскрывают перед юношей всех тайн. Он продолжает узнавать тайные обряды, мифы и т. п. в течение всей жизни и нередко достигает преклонного возраста раньше, чем овладевает всем комплексом религиозных представлений племени. Девочки, как правило, не подвергаются таким сложным испытаниям и не проходят специально организованного обучения. Инициации девушек — это обряды, которые просто знаменуют наступление половой зрелости. Они также очень разнообразны и иногда даже связаны с любовной магией.

   Таким образом, инициация как бы является рубежом, отделяющим детство от зрелости. Однако только когда юноша или девушка вступают в брак, остальные члены племени признают их по-настоящему взрослыми, достигшими половой зрелости. Для австралийского аборигена не может быть вопроса, вступать или не вступать в брак. Каждый человек в этом обществе рано или поздно вступает в брак, и главная проблема здесь — подбор партнера. Наиболее распространенные способы заключения браков у аборигенов таковы: брак по соглашению между родственниками, при котором мнение самих брачующихся не играет роли; брак по личному выбору, его возможности ограничены и он должен быть обязательно одобрен семьями; брак «побегом»: брак «похищением»; сорорат (брак с сестрой умершей жены); левират (брак с братом умершего мужа) или же наследование жены (реже мужа) кем-то из других родственников (помимо братьев и сестер). У аборигенов Австралии полигамия является законной формой брачных отношение (максимальное число жен 20 или 25), однако большинство браков моногамно: один муж и одна жена. Мужчина распоряжается своей женой как ему заблагорассудится, может временно одалживать ее другим мужчинам, обменивать ее на других женщин или на интересующие его вещи, но при этом он не отказывается от своих прав на жену. Нечего и говорить, что все эти обычаи имеют односторонний характер.

   Нельзя сказать, что аборигены со страхом встречают старость: старики не испытывают жизненных тягот и одиночества. Считается, что старый человек, будь то мужчина или женщина, более опытен в жизненных делах и может помочь мудрым советом тем, кто в нем нуждается. Достигнув средних лет, мужчина может стать старшим в группе, в этот период жизни, если он пройдет специальное посвящение и его сочтут подходящим человеком, он может стать знахарем, способным и лечить с помощью магии, и «насылать порчу». В возрасте 55—60 лет мужчину считают старым. Поскольку старый человек, как правило, не может заниматься охотой и добыванием пищи, он переходит на попечение своих сыновей и зятьев.

   Статус человека в обществе аборигенов непосредственно зависит от того, какую роль он играет в религиозной жизни. Чем глубже религиозные познания аборигена, чем более ответственные функции он выполняет в обрядовой деятельности, тем сильнее его влияние в коллективе. А знания, как правило, увеличиваются с возрастом, и именно старики являются хранителями религиозных тайн и руководителями культа. Человек может умереть в любом возрасте, но принято считать, что умирать должны старые, а не молодые. Повсюду за смертью следуют определенные траурные обряды. Аборигены верят в продолжение жизни духа умершего: физическая оболочка человека всегда рассматривается как временная, а жизнь духа, напротив, незыблема и вечна.

4.вербальное  и невербальное поведение австралийцев.

4.1 Телесный  контакт

   Оззи  не принадлежат к тем народам,  для которых вполне естественно  часто прикасаться друг к другу.  В Австралии для телесного  контакта может быть только три оправдания: похороны, секс и рукопожатие.

   Обнять  человека во время похорон  считается нормой. Такую сцену  можно увидеть на публике или  вдали от нее.

   Рукопожатие  – процедура значимая. (Рукопожатие  здесь не похоже на европейское,  когда вместо ладони вам протягивают дохлую рыбину. Австралия – страна настоящих мужчин. Есть у вас сила – покажите ее. Если же нет, так хоть сделайте вид, что есть.) Женщине мужчина руку не подаст. Однако эмансипированная женщина вполне может протянуть мужчине руку, чем поставит его в неловкое положение и от души посмеется.

4.2 Беседы  и жесты

   Если вы что то хотите узнать, просто спросите. Оззи далеко не стеснительны, и, если понадобится, уж они то не постесняются попросить вас «не надоедать своими дурацкими вопросами».

Информация о работе Особенности культуры Австралии в контексте межкультурной коммуникации