Основы международной торговли, цели и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 09:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение особенностей международной торговли на современном этапе. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
· изучение теоретических основ международной торговли;
· описание структуры международной торговли;
· выявление современного состояния международной торговли.

Оглавление

Введение
1.Теоретические аспекты международной торговли
1.1Основные теории международной торговли
1.2 Выгоды международной торговли
1.3 Виды мировой торговли
2. Современная мировая торговля
2.1 Государственное регулирование международной торговли
2.2 Структура торговли.
2.3 Международная торговля в условиях экономического кризиса
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 110.41 Кб (Скачать)

Биржа возникла в XIII–XV веках в Северной Ирландии, но широкое применение в  деловом мире получила в XVI веке в  Антверпене, Лионе и Тулузе, затем  в Лондоне и Гамбурге. С XVII века биржи уже действовали во многих торговых городах европейских государств. В США они появились в конце XVIII века.

Для биржевой торговли характерна высокая  концентрация оборотов по странам и  биржам. Подавляющая часть биржевого  оборота сосредоточена в ведущих  торговых и финансовых центрах мира: США, Великобритании и Японии, на которые  приходится до 98 % объема биржевых сделок с товарами в стоимостном выражении. В последние годы существенно  возросла роль бирж Японии.

Международные биржи обслуживают  конкретные мировые товарные рынки. В биржевых операциях на таких  биржах участвуют представители  деловых кругов разных стран. Биржи  обеспечивают свободный перевод  прибылей, получаемых в результате биржевых операций.

Формирование центров биржевой торговли обусловлено действием  целого ряда факторов. Среди них  важнейшими являются наличие достаточных  финансовых ресурсов, развитие средств связи и другой инфраструктуры, удобство географического положения, благоприятное законодательство в части налогового и валютного регулирования.

Международные товарные биржи (Exchanqe) – это постоянно действующий крупный оптовый рынок, на котором по определенным правилам совершаются сделки купли-продажи на массовые, качественно однородные и взаимозаменяемые товары (они включают в основном сырье и продовольствие).

Оборот международных товарных бирж по всем видам операций оценивается  в 3,5–4,0 трлн. долл. ежегодно. Объектами  международной торговли выступают  в настоящее время примерно 70 товаров, на долю которых приходится около 30% международного товарооборота.

Все обращающиеся на бирже товары можно условно разделить на две  группы: первую составляют сельскохозяйственные продукты, где большая часть приходится на семена масленичных культур. В  эту же группу входят зерновые, продукция  животноводства, сахар, кофе, какао-бобы, пиломатериалы. Вторая группа – промышленное сырье и продукция его переработки. Сюда входят энергоносители, драгоценные  и цветные металлы.

Крупнейшей товарной биржей мира является «Чикаго Борд оф Трэйд». На ней заключаются сделки с контрактами на пшеницу, кукурузу, овес, соевые бобы, серебро, золото, а также государственные ценные бумаги, банковские депозиты. Вторая по величине биржа мира также расположена в Чикаго – «Чикаго Меркэнтайл Эксчейндж». Собственно товары составляют сравнительно небольшую часть ее оборота. Большинство сделок – это продажи контрактов, в основе которых лежат валюты, государственные ценные бумаги. Третьей по обороту является «Нью-Йорк Меркэнтайл Эксчейндж». По объему сделок с товарами эта биржа сопоставима с «Чикаго Борд оф Трэйд».

В качестве представителей крупнейших бирж Европы можно назвать английские биржи: Лондонская биржа металлов (алюминий, медь свинец, никель, цинк), Лондонская международная нефтяная биржа (мазут, дизельное топливо, нефть), а также  Парижскую биржу «МАТИФ», которая  вышла на четвертое место по биржевому  обороту после вышеперечисленных  бирж США. Крупнейшей японской биржей является Токийская товарная биржа. На ней заключаются сделки с хлопковой  и шерстяной пряжей, каучуком, платиной, золотой, серебром.

К числу международных относятся  также региональные биржи, которые  обслуживают преимущественно рынки  нескольких стран. Так «Болтик фьючерз эксчейндж» в Лондоне ведет торговлю сельскохозяйственной продукцией и ориентирована в основном на рынок стран ЕС. К этой категории бирж относят также Сиднейскую, Сингапурскую, Парижскую и др.

Ярмарки. Одним из наилучших путей  поиска контакта между производителем и потребителем являются ярмарки, чаще всего специализированные, что позволяет  потребитель сравнить и выбрать  наиболее подходящий ему по потребительским  качествам и цене товар, не затрачивая громадных усилий на поиск информации о производителях необходимых ему  товаров. На тематических ярмарках производители  выставляют на выставочных площадях свой товар «лицом», а потребитель  имеет возможность выбрать, купить или заказать необходимый ему  товар прямо на месте. Ведь ярмарка  представляет собой обширную выставку, где стенды с товарами и услугами распределены согласно тематике, отрасли, назначения и т.п. Поэтому любой  желающий, сориентировавшись по темам  выставок, может выбрать ту, которая  позволит встретится с интересующими его производителями. Соответственно и производитель встречает на ярмарке аудиторию, интересующуюся именно его товаром.

Роль ярмарок в будущем не уменьшится, а, напротив, возрастет. С  развитием международного разделения труда, которое еще больше углубится  благодаря свободному товарообмену в Европе. За некоторыми исключениями посетителям и участникам Европейских  ярмарок не создавалось никаких  помех и ограничений. И это  несмотря на то, что организация  ярмарочного дела в различных  странах Европы весьма различна.

Так в Германии ярмарки, как правило, проводятся устроительными обществами, для которых это основная их деятельность. Они принадлежат государству  или коммунам, независимы от участников и владеют территорией, где проводятся ярмарки. Крупнейшие из них имеют годовой оборот от 200 до 400 миллионов марок. Для немецкого ярмарочного дела характерно также интенсивное сотрудничество между тремя сторонами - устроителями, участниками и посетителями.

Во Франции многочисленные отраслевые выставки организуются устроительными обществами, в большинстве случаев  не располагающими своими ярмарочными  территориями. Почти все подобные территории и здания в Париже находятся  в ведении или принадлежат  торгово-промышленной палате, тогда  как в провинции многие устроители располагают собственными возможностями  для организации ярмарок и  выставок. Но подавляющее большинство  отраслевых и специализированных ярмарок  проводится во французской столице.

В ярмарочном деле Великобритании выделяются две крупные, действующие и за пределами страны, компании - «Рид»  и «Бленхейм», годовой оборот которых колеблется в пределах от 350 до 400 миллионов марок. Однако значительная часть своего оборота они получают и за пределами Великобритании, так что в самой стране ярмарки поводятся преимущественно многочисленными небольшими частными компаниями. Выставочные территории в большинстве случаев принадлежат коммунальным организациям.

Валютные рынки. Годовой оборот мировой торговли составляет почти 20 миллиардов долларов, а ежедневный оборот валютных бирж - примерно 500 миллиардов долларов. Это означает что 90 процентов  всех валютных сделок прямо не связаны с торговыми операциями, а осуществляются международными банками. Все это происходит в течение суток.

Под торговлей иностранной валютой  понимают сделки купли-продажи одной  валюты на другую или на национальную валюту по курсу, заранее установленному партнерами. Важнейшим валютным курсом является курс доллара к марке  ФРГ. Банки, готовые заключить валютные сделки, называют курсы, по которым  они рассчитывают покупать или продавать.

Кроме банков и крупных предприятий  в операциях на рынке принимают  участие также маклеры. Маклеры  являются всего-навсего посредниками и требуют за свои услуги комиссию (куртаж). Их фирмы - важное место для  обмена всякого рода информацией. Валютный рынок представляет собой сумму  телефонных и телетайпных контактов  между участниками торговли иностранной  валютой.

Обмен информацией производится через  сеть спутниковой и мониторной связи, покрывающей весь земной шар. Мониторы установлены во всех банках, участвующих  в мировой торговле иностранной  валютой. Они имеются также у маклеров и других заинтересованных лиц и организаций. Множество банков в финансовых центрах мира вводят в память этой системы свои действующие курсы и условия для купли и продажи валют и свои поставки. Каждый участвующий в ней, набрав соответствующий код другого участника, может узнать его данные. Помимо указанных, система передает и другие сведения, необходимые для определения динамики курсов, например, платежный баланс ведущих стран, мнение президентов девизных банков.

Банки-участники данной системы  в тех случаях, когда другой участник набирает их код, не обязаны заключать  сделку по той информации, которая  отображается на экране. Но если другие банки видят, что другой участник не готов с ними торговать, то рано или поздно прерывают с ним  связь.[1;76-95]

 

2. Современная  мировая торговля

2.1 Государственное  регулирование международной торговли

Современная внешняя торговля, как  правило, требует большего вмешательства  государства, нежели внутренняя торговля.

Совокупность мер, которые используются государствами в сфере внешнеэкономической  деятельности для решения определенных социально-экономических задач, составляет содержание их внешнеэкономической  политики. Она, в свою очередь, выступает  составной частью экономической  политики, в том числе внешней  – общего курса государства в  международных отношениях.

В процессе государственного регулирования  внешней торговли страны могут придерживаться:

·     политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции (либерализации);

·     политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции;

·     умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободной торговли и протекционизма.

Иногда может одновременно проводиться  политика свободной торговли и протекционизма, но в отношении различной продукции.

Хотя просматривается общая  тенденция к либерализации, страны активно используют протекционистские  меры для достижения различных целей: защиты национальной промышленности, сохранения рабочих мест и поддержания  занятости, создания новых конкурентоспособных  отраслей, пополнения доходной части  бюджета.

Государственное регулирование внешней  торговли в виде применения протекционистских  мер – важное средство достижения стратегических целей экономического развития страны.

Государственное регулирование внешней  торговли реализуется при помощи тарифных и нетарифных методов регулирования  внешней торговли.

Тарифные методы регулирования  внешней торговли представляют собой  систематизированный перечень таможенных пошлин (тарифов), которыми облагаются товары.

Существует два основных типа тарифов:

·     фискальные тарифы, используемые государством с целью увеличения притока денежных ресурсов.

·     протекционистские тарифы, используемые государством для защиты национальной промышленности от иностранной конкуренции. Они делают иностранную продукцию более дорогой, чем аналогичную отечественную, которой поэтому потребители и отдают предпочтение.

Кроме того, по субъекту взимания тарифы подразделяют на:

·     адвалорные – взимаемые в процентах от стоимости товара;

·     специфические взимаемые в виде определенной денежной суммы с веса, объема или штуки товара;

·     смешанные – предполагающие одновременное применение адвалорных и специфических пошлин.

В мировой экономике характерна тенденция к постепенному снижению таможенных пошлин.

К нетарифным методам регулирования  внешней торговли относятся меры, направленные на косвенное и административное ограничение импорта с целью  защиты определенных отраслей национального  производства. Сюда относятся: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые  и компенсационные пошлины, так называемые «добровольные экспортные ограничения», система минимальных импортных цен.

Лицензия как форма регулирования  внешнеторговой деятельности представляет собой документ на право ввоза  или вывоза товаров, выдаваемая импортеру или экспортеру государственным органом. Использование такого метода государственного регулирования позволяет странам оказывать прямое воздействие на внешнюю торговлю, ограничивая ее размеры, иногда даже полностью запрещая экспорт или импорт отдельных товаров.

Наряду с лицензированием применяется такое количественное ограничение, как квотирование.

Квота – это ограничение количества импортируемых товаров определенного наименования и вида. Подобно лицензиям квоты снижают иностранную конкуренцию на внутреннем рынке в определенной отрасли.

В последние десятилетия между  государствами, участвующими в международном  торговом обмене заключено свыше  ста соглашений о «добровольном  ограничении экспорта» и об установлении минимальных импортных цен.

«Добровольное экспортное ограничение» – это ограничение, когда иностранные  фирмы добровольно ограничивают объем своего экспорта в определенные страны. Конечно, они дают это согласие против своей воли, в расчете на избежание более жестких торговых барьеров.

Одним из средств конкурентной борьбы производителей за внешние рынки  является демпинг, т.е. продажа товаров  на внешних рынках по ценам более  низким, чем на внутреннем рынке (как  правило, ниже издержек производства). Демпинг представляет собой одну из форм недобросовестной конкуренции, нарушающих свободу предпринимательской  деятельности на международном рынке  товаров путем применения недозволенных  методов ведения внешней торговли.

Все государства, в том числе  и Россия, обладают законодательством, направленным на недопущение продажи  товаров иностранным экспортером  на своем рынке по бросовым (демпинговым) ценам и пресечение таких продаж с помощью применения так называемых антидемпинговых пошлин. Антидемпинговое  регулирование осуществляется как  с помощью национального законодательства соответствующей стороны, так и  на основе международных договоров.

Информация о работе Основы международной торговли, цели и задачи