Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:21, реферат
Применение таможенных тарифов в качестве инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности приводит к необходимости постановки вопроса об оптимальном уровне таможенно-тарифной нагрузки. Однако оптимальной считается такая тарифная ставка, при которой обеспечивается максимальный уровень экономического благосостояния страны. Следует отметить, что ставка оптимального тарифа всегда положительна и находится в промежутке между 0 и запретительной ставкой тарифа. Оптимальный тариф ведёт к экономическому выигрышу одной страны, но к потерям мировой экономики в целом, поскольку является лишь перераспределением доходов от одной страны к другой.
Запретительный
и оптимальный
тариф.
Применение
таможенных тарифов в качестве инструмента
государственного регулирования
Экономическое благосостояние страны
Оценка эффективности таможенно-тарифной политики должна сочетать анализ средств государственной политики и реакции на нее субъектов рыночного хозяйства. Как показали исследования экономистов, параметры эффективности тарифной эскалации во многом схожи с закономерностями эффективности налоговой политики .
Анализ экономистов показал, что в большинстве случаев тарифная эскалация ведет к относительным экономическим потерям. В зависимости от влияния внутреннего спроса определенной страны на мировые цены, как известно, различают малые страны и большие страны.
Введение таможенных тарифов вызывает в малой стране целый ряд последствий (эффектов).
Эффект доходов бюджета – характеризует объем увеличения доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной. Этот эффект в определенной мере сокращает потребительский излишек, производя перемещение доходов из частного сектора в государственный.
Эффект передела – характеризуется тем, что, вследствие введения пошлины происходит перераспределение доходов между потребителями и производителями продукции. Увеличивается доход предприятий, производящих импортозамещающую продукцию.
Эффект защиты – возникает вследствие того, что более эффективные в экономическом отношении иностранные товары замещаются менее эффективными отечественными товарами и характеризует экономические потери страны от производства импортозамещающих товаров с более высоким по сравнению с мировым уровнем, издержками.
Эффект потребления – возникает в результате того, что сокращается потребление товара в результате роста его цены на внутреннем рынке, т.к. потребители не могут больше его приобретать по более низким мировым ценам.
Последствия введения тарифных ограничений для большой страны также характеризуются эффектами доходов, передела, защиты и потребления.
Эффект защиты приводит к падению эффективности внутреннего производства товара. Эффект потребления приводит к сокращению объемов потребления в результате сокращения внутреннего потребления. Перераспределительный эффект также, как и в случае малой страны характеризуется перераспределением доходов от потребителей к производителям. В иных чертах, чем для малой страны, представлен в большой стране эффект дохода. Он состоит из двух частей:
Эффект внутренних доходов – перераспределение доходов от местных потребителей в бюджет большой страны;
Эффект условий торговли – характеризуется перераспределением доходов иностранных производителей в бюджет большой страны. Именно это явление в наибольшей степени характеризует выгоды большой страны от введения таможенных тарифов.
Эффекты защиты и потребления представляют, фактически, эффекты потери экономики от введения тарифа. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными за исключением дополнительного эффекта улучшения условий торговли, характерного для большой страны. Однако и в этой ситуации положительный экономический эффект можно ожидать только тогда, когда прибыль от улучшения условий торговли перекроет потери, возникающие из-за необходимости увеличивать менее эффективное национальное производство вследствие сокращения внутреннего потребления.
Вычисление всех получаемых эффектов необходимо проводить в каждом конкретном случае. Однако оптимальной считается такая тарифная ставка, при которой обеспечивается максимальный уровень экономического благосостояния страны.
Оптимальный тариф имеет ряд характеристик:
Для
смягчения действия тарифных ограничений,
дополнительно применяют
Существует целый ряд аргументов за применение тарифов и против.
К аргументам “ЗА” относят:
К аргументам “ПРОТИВ” относят:
Способствует сокращению уровня занятости.
Эволюция
системы нетарифного
На сегодняшний день система нетарифных ограничений РФ может быть охарактеризована как механизм государственного регулирования внешнеторговой политики, включающий экономические (кроме таможенного тарифа), неэкономические, административные и технические условия, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между странами.
К числу экономических методов регулирования ВЭД (международного бизнеса) в международной практике относят, прежде всего, таможенные тарифы. Вся послевоенная мировая история характеризуется тенденциями увеличения числа международных хозяйственных связей и унификации процедур их регулирования. Одним из результатов этих процессов стало появление ГАТТ/ВТО, в рамках которой формируются принципы и основные элементы механизма современной международной торговли.
Основными
направлениями деятельности ВТО
является либерализация международной
торговли. Она выражается в заключении
соглашений, направленных на снижение
ставок таможенных тарифов и постепенное
устранение нетарифных ограничений. С
этой целью ВТО регламентирует установление
таможенных процедур, внедрение национальных
стандартов и санитарных норм. Страны
ВТО обязались устранять нетарифные торговые
ограничения, заменяя их таможенными пошлинами
– тарифным эквивалентом. Таким образом,
основными мировыми тенденциями в сфере
выработки механизмов государственного
регулирования ВЭД являются тенденции
вытеснения неэкономических методов регулирования
экономическими, или, по-другому, тарификация
торговых ограничений
и снижение тарифной нагрузки.
Механизм снижения пошлин, действующий в рамках ВТО, включает механизм их связывания. Страна обязуется не поднимать ставки на конкретные товары выше предельного, или связанного уровня. Например, страна обязалась не поднимать пошлины на какой-то товар выше 15%, то есть связывает их на этом уровне. При этом она может установить действующую ставку на уровне 10%. В будущем эта ставка может повышаться только до уровня 15%. Если же страна захочет ввести ставку, превышающую 15%, по правилам ВТО ей придется провести соответствующие переговоры со всеми заинтересованными членами ВТО и предложить им адекватные торгово-политические уступки. Обязательства каждой страны по связыванию и снижению пошлин фиксируются в ее индивидуальном перечне.
Решения о снижении
торговых барьеров принимаются как
на двусторонних, так и на групповых
и многосторонних переговорах. Страна,
желающая получить уступку со стороны
другого члена или нескольких
членов ВТО, сопровождает свою инициативу
предложением ввести адекватную уступку
со своей стороны. В итоге принимается
многостороннее о взаимных уступках.
Таким образом обеспечивается сохранение
баланса взаимных обязательств в сфере
регулирования торгового режима, выработанных
странами при вступлении в ВТО
Список литературы:
1 сайт виртуальная таможня . http://vch.ru/
2 сайт ФТС РОССИИ www.customs.ru/
3 Зыкин И.С.
Международные отношения