Общая классификация затрат на производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 13:55, реферат

Краткое описание

Экономически обоснованная классификация производственных затрат является основой организации учета расходов по местам их возникновения, носителям затрат и средством формирования информационной базы для поддержки принимаемых решений, касающихся управления финансовыми результатами через планирование, контроль и регулирование производственных затрат отчетного периода.

Файлы: 1 файл

управленческий учет.docx

— 20.24 Кб (Скачать)

ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО..

Экономически обоснованная классификация производственных затрат является основой организации учета расходов по местам их возникновения, носителям затрат и средством формирования информационной базы для поддержки принимаемых решений, касающихся управления финансовыми результатами через планирование, контроль и регулирование производственных затрат отчетного периода.

Группировка затрат необходима для исчисления себестоимости готовой, незаконченной и забракованной продукции, отдельных видов, групп, единиц изделий, заказов и т.д., а также для определения экономической эффективности проводимых мероприятий по расширению производства, освоению новых технологий, видов продукции, рынков и каналов сбыта. Она служит инструментом выявления отклонений фактических показателей от установленных планом, оценки и анализа сложившейся ситуации по использованию ресурсов, применяется при установлении цен на выпускаемую и планируемую к выпуску продукцию, а также при прогнозировании и разработке стратегии и тактики достижения целей предприятия.

Уместнее начать общую классификацию с разграничения затрат на суммы, включаемые и не включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг). Так, к затратам не должны быть отнесены суммы, не отвечающие требованиям признания расходов, указанных в Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденному приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № ЗЗн. В общей сумме валовых затрат предприятия за отчетный период затраты на производство и продажу, а в некоторых случаях — на послепродажное обслуживание своих изделий будут составлять основную часть.

В состав себестоимости готовой и реализованной продукции не входят расходы непромышленных хозяйств, а также затраты предприятия, не имеющие прямого отношения к производству и продаже продуктов деятельности. Так, штрафы, пени, неустойки, уплаченные за нарушение условий хозяйственных договоров, правил делового оборота, убытки, полученные в результате чрезвычайных обстоятельств, от аннулированных заказов, не возврате иной дебиторской задолженности и т.п. либо относят к операционным и внереализационным расходам, либо погашают за счет прибыли.

Нормативными документами по планированию и учету себестоимости продукции в промышленности (действующими с начала 70-х годов) предусмотрены следующие группировки затрат на производство: 
• по составу — одноэлементные и комплексные; 
• по видам — элементы расходов и статьи калькуляции; 
• по назначению — основные и накладные; 
• по отношению к объему производства — постоянные и переменные; 
• по способу отнесения на себестоимость отдельных изделий — прямые и косвенные; 
• по характеру затрат — производственные и внепроизводственные; 
• по степени охвата планом — планируемые и непланируемые.

Сгруппированные таким образом затраты на производство характеризуют определенную функцию учета в системе калькулирования продукпии, но не отвечают задачам и целям управления.

Введение учета в соответствии с рассмотренной классификацией – новое явление в отечественном учете затрат на производство. Группировка затрат по статьям ведется на счете   23 «Основное производство», по местам возникновения : на счете 91 «Общепроизводственные расходы»,  92 «Административные расходы» и 93 «Расходы на сбыт». Однако, по этим данным предприятие не может сделать выводы об окупаемости различных видов продукции,  эффективности принимаемых решений, о влиянии их на величину затрат и прибыли. Классификация  затрат, удовлетворяющая целям управления является основным принципом организации управленческого учета производственной деятельности.

Традиционной в отечественной практике группировок является классификация по видам затрат, которые разграничиваются на элементы и статьи расходов. Под экономическим элементом понимают однородный вид затрат на производство продукции (работ, услуг), который в условиях конкретного предприятия при определенных технологии и организации производства не разлагается на составляющие. Перечень элементов затрат установлен для всех хозяйствующих субъектов и не может быть изменен самим предприятием. Он не зависит от специфических характеристик предприятия и состоит из: материальных затрат (за вычетом возвратных отходов); затрат на оплату труда; отчислений на социальные нужды, начисленной амортизации и прочих затрат. Информация о затратах в поэлементном разрезе формируется в виде кредитовых списаний на счета учета производственных затрат.

Такую группировку затрат можно считать исходной базой организации учета затрат на производство. Преобразуя элементы в зависимости от целей и функций управления и их назначения, получаем группировку по статьям калькуляции, перечень которых предприятия разрабатывают самостоятельно. Последние должны отражать отраслевые особенности и конкретные условия организации производства, а также уровень сложности выпускаемой продукции и ее номенклатуру.

Международные стандарты по управленческому учету в экономически развитых странах предусматривают разные варианты классификации затрат в зависимости от целевой установки и направлений учета затрат. Под направлением учета затрат понимается область деятельности организации, где необходим обособленный целенаправленный учет затрат на производство. Определяют эти направления учета потребители внутренней информации, ориентируясь на необходимость обеспеченности данными по решаемой проблеме.

Например, начальник цеха хочет иметь информацию об отходах, возникающих при изготовлении продукции А на участке № 3, где автоматами производится рубка проволоки. Ему необходимо оценить технологию и эффективность использования проволоки, т.е. определить степень рациональности расхода ресурсов с различных сторон, а не только в сопоставлении с планом, нормами или системой. В отношении системы материального стимулирования оценивают деятельность структурных единиц в зависимости от величины фактических затрат, соблюдения смет расходов.

Таким образом, реализация разных функций управления требует и соответствующей группировки затрат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Процесс принятия решения  и релевантность учетной информации

Значительную часть рабочего времени управленческий  персонал  предприятия тратит на принятие различных управленческих решений. Эти решения могут касаться как долгосрочных перспектив, так и текущих проблем, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности.

Важной задачей управленческого учета являются обобщение и передача информации, полезной для принятия менеджерами качественных управленческих решений.

Разработка эффективных решений — предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики, создания положительного имиджа и др.

Синтезируя различные компоненты, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую систему, что ведет к достижению поставленных целей.

Принятие решения – это целенаправленный выбор из нескольких альтернативных вариантов, который наилучшим образом позволяет достичь необходимых результатов.

Процесс принятия управленческих решений является видом деятельности, требующим высокой квалификации, практического опыта, развитой интуиции. Многие решения уникальны, и процесс их выработки не может регулироваться строгими правилами. Тем не менее можно выделить определенные этапы в процесс принятия управленческих решений.

        Возникновение  проблемы





Определение альтернативных направлений действий.




 

  Анализ влияния каждой альтернативы  на хозяйственные операции (рассчитываются  затраты, экономия ресурсов и  финансовый результат хозяйственных  операций).




 

 

 

Принятие решения - выбор наилучшей альтернативы.




 


  Анализ последствий  решений.




 

 

 

На всех этапах процесса принятия управленческого решения бухгалтер обеспечивает руководство организации необходимой информацией. Для этих целей должны быть использованы определенные учетные процедуры и система специальной отчетности. Принятие решения предполагает сравнительную оценку ряда альтернатив и выбор из них оптимального варианта, в наибольшей степени отвечающего целям организации.

Все причины, побуждающие выбрать один из рассматриваемых вариантов, подразделяются на две группы: количественные и качественные факторы.

Количественные факторы принимают числовое выражение (затраты, расходы). Качественные не поддаются количественному измерению (качество продукции, уровень удовлетворения вкусов потребителей, стабильность отношений с поставщиками и т.д.). При принятии решений должны анализироваться и те и другие факторы.

Процесс выработки управленческого решения заключается в сравнении двух и более возможных вариантов решения проблемы и выбор наилучшего из них.

Релевантный подход позволяет в процессе принятия управленческого решения сконцентрировать внимание только на релевантной информации, что облегчает и ускоряет процесс выработки наилучшего решения.

Релевантные затраты и доходы — это ожидаемые будущие затраты и доходы, которые различаются по альтернативным вариантам.

Релевантная информация существенна для принятия решения, т.е. это данные, которые следует принимать в расчет. Нерелевантная информация — это несущественные данные о затратах и доходах. Они могут привести к принятию ошибочного решения, снижению оперативности и повышению трудоемкости процесса принятия решения.

Два правила релевантности.

  1. Информация для руководителя должна обеспечивать правильные решения.
  2. Информация должна быть представлена в удобном для восприятия виде и не должна быть избыточной.

 


Информация о работе Общая классификация затрат на производство