Мировой товарный рынок. Конъюктура и прогнозирование мировых товарных рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:28, реферат

Краткое описание

Товарная структура мирового рынка. Товарные биржи и операции. Организация биржевой торговли. Аукционы и торги.

Файлы: 1 файл

Мировой товарный рынок.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

Мировой товарный рынок. Конъюктура и прогнозирование  мировых товарных рынков. 
 
1. Товарная структура мирового рынка. 
      Международные организации систематизируют и классифицируют товары, которые являются предметом международной торговли.

      В 1983 г. была опубликована Гармонизированная система описания и кодирования товаров, ГС (Harmonized Commodity Description and Coding System), разработанная Советом таможенного сотрудничества (СТС). Классификация товаров осуществлялась по следующим признакам:

-происхождение товара;

-вид материала,  из которого изготовлен товар;

-назначение  товара;

-химический  состав товара.

Первые две  цифры кода обозначают товарную группу, четыре — товарную позицию, шесть  — субпозицию. Например:

72 — Товарная  группа — «Черные металлы».

7201 — Товарная  позиция — «Чугун, включая зеркальный, в чушках, болванках и других первичных формах».

720140 — Товарная  субпозиция — «Зеркальный чугун».

     Гармонизированная система описания и кодирования товаров служит основой для переговоров в рамках ВТО/ГАТТ, а также является базой для увязки с системами классификации ООН.

      С ориентацией на ГС была разработана и в 1986 г. опубликована 3-я редакция Стандартной международной торговой классификации (СМТК) ООН (Standart International Trade Classification.

Классификация товаров на уровне групп осуществлялась:

-по видам  сырья, из которого изготовлен  товар;

-по степени  обработки товара;

-по назначению  товара;

-по месту  товара в международной торговле.

     Как и в предыдущих изданиях СМТК, в 3-м издании сохранена десятичная система кодирования: первая цифра кода соответствует товарному разделу, две — товарной группе, три — товарной подгруппе, четыре — товарной позиции, пять — субпозиции. Например:

8 — Раздел  — «Разные готовые изделия».

88 — Товарная  группа — «Фотоаппараты ... оптические приборы ... часы».

885 — Товарная  подгруппа — «Часы ручные, настольные, стенные».

8857 — Товарная  позиция — «Часы настольные, стенные». 88574 — Субпозиция — «Будильники на батарейках, аккумуляторах или питающиеся от сети».1

     На основе 3-го издания СМТК можно определить сопоставимые показатели, характеризующие объем и структуру экспорта и импорта различных стран, а также с помощью специального «ключа» производить перегруппировку товаров с СМТК на другие классификации и номенклатуры.

     Для статистики международной торговли применяется также Классификатор товаров по укрупненным экономическим группировкам (КУЭГ) ООН (Classification by Broad Economic Categories (ВЕС)).

      КУЭГ основан на товарах, включенных в ГС и СМТК. Все товары, перечисленные в этих классификациях, распределены на семь групп в соответствии с их назначением, а внутри каждой группы — по степени обработки. Кроме того, некоторые товары объединены в группы по принципу промышленного или личного потребления, а некоторые — в зависимости от срока пользования.

     В КУЭГ также определены следующие основные понятия.

     Сырьевые товары — продукты сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства и охоты или любые полезные ископаемые, стоимость которых лишь в незначительной степени зависит от обработки.

     Полуфабрикаты — продукты, требующие дальнейшей обработки или включенные в состав других товаров, прежде чем они стали орудием производства или предметом потребления.

      Готовые изделия — все промышленные изделия, предназначенные для потребления и использования в домашнем хозяйстве, а также капитальное оборудование для промышленности, сельского хозяйства и транспорта, промышленные товары недлительного пользования, применяемые в промышленности в качестве материалов и топлива.

       Готовые промышленные товары краткосрочного пользования, предназначенные для промышленности, — товары со сроком пользования один год и менее.

       Готовые изделия длительного пользования — изделия со сроком потребления свыше одного года, предназначенные для промышленности, а также для государственных и частных учреждений, классифицируются как капитальное оборудование, кроме оружия, которое классифицируется как товары, не отнесенные к другим категориям.

      Потребительские товары (непищевые) недлительного пользования — товары со сроком потребления один год или менее, включая товары, используемые государственными и частными учреждениями.

    Товары среднесрочного пользования — товары со сроком пользования от 1 до 3 лет и с относительно низкой стоимостью.

     Товары длительного пользования — товары со сроком пользования свыше 3 лет, а также товары со сроком пользования от 1 до 3 лет, но с высокой стоимостью.2

2. Мировые цены 
      Мировой рынок характеризуется множественностью применяемых цен, что объясняется действием различных коммерческих и торгово-политических факторов. Множественность цен означает наличие ряда цен на один и тот же товар или товары одинакового качества в одной и той же сфере обращения (импортные, оптовые, розничные), на одинаковой транспортной базе. В связи с этим обычно выделяют:

1) цены по  обычным коммерческим сделкам  с платежом:

в свободно конвертируемой валюте,

в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте;

2) цены по  клиринговым соглашениям;

3) цены по программам в рамках государственной помощи и др.3

      При этой множественности цен под собственно мировыми понимаются цены, по которым производятся крупные экспортно-импортные операции, в наибольшей степени характеризующие состояние международной торговли конкретным товаром. При этом операции должны:

1) осуществляться  на регулярной основе, поскольку  цены сделок, носящих случайный,  эпизодический характер, не являются  представительными;

2) носить раздельный  коммерческий характер, т. е. не  учитываются операции встречной торговли, поставки товаров в рамках государственной помощи и т. п., «связанный» характер которых существенно влияет на цены;

3) выполняться  в условиях свободного торгово-политического  режима, т. е. в качестве мировых  не могут служить, например, цены, установленные в рамках замкнутых экономических группировок (так называемые цены «закрытого рынка»);

4) осуществляться  в свободно конвертируемой валюте.

    В международной торговле применяются два основных вида цен: расчетные и публикуемые.

    Расчетные цены индивидуально определяются фирмами-экспортерами на конкретные виды промышленных товаров в соответствии с различными методиками.

      Публикуемые цены — это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. Они, как правило, отражают уровень мировых цен. К ним относятся:

-справочные цены;

-биржевые котировки;

-цены аукционов;

-цены торгов;

-цены фактических сделок;

-цены предложения крупных фирм.

      Одними из наиболее широко применяемых в международной торговле мировых показателей являются справочные цены, представляющие собой цены товаров во внутренней оптовой и внешней торговле промышленно развитых стран. Справочные цены регулярно публикуются практически по всем основным видам продукции, реализуемой на мировом рынке.

     Источниками справочных цен являются экономические отраслевые газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги и прейскуранты. Справочные цены носят номинальный характер, играют роль лишь отправной точки, с которой начинается процесс согласования цен при заключении сделок.

      Справочные цены в большинстве случаев представляют собой так называемые базисные цены, т.е. цены товара определенного количества и качества в том или ином заранее установленном географическом пункте (базисном пункте). Базисные цены устанавливаются в соответствии с так называемыми базисными условиями поставок, определяющими, включаются ли расходы по доставке в цену товара или нет.

       Исходя из особенностей ценообразования обычно выделяют две основные группы цен: на продукцию обрабатывающей промышленности и на сырье.

     Мировыми ценами на продукцию обрабатывающей промышленности обычно являются экспортные цены крупных компании производителей и экспортеров этой продукции. Экспортные цены базируются на ценах этих компаний на внутреннем рынке, которые чаще всего рассчитываются по методу полных затрат или методу прямых затрат .

      По методу полных затрат суммируются все затраты, связанные с производством продукции, к ним добавляется величина предполагаемой прибыли. Полученный таким образом ожидаемый доход от реализации делится на количество производимых за месяц товаров. В результате получается фабричная цена одной единицы изделия.

        По методу прямых затрат сначала определяются несколько вариантов предполагаемых цен и соответствующие предполагаемые объемы продаж. Из полученной величины ожидаемого дохода вычитаются прямые (переменные) затраты. Тем самым определяется наценка — маржинальная прибыль на единицу продукции и на весь объем прогнозируемых продаж. Из полученной маржинальной прибыли вычитаются постоянные расходы. Полученная прибыль сравнивается по всем вариантам, после чего определяется, какая из предполагаемых цен может принести максимальную прибыль.

     Цены, рассчитанные по одному из двух методов, уточняются с помощью развернутой системы скидок с цены и надбавок к цене в зависимости от состояния конъюнктуры.

      В то же время определить мировые цены на машины и оборудование достаточно сложно. Определенное значение могут иметь так называемые удельные цены, т. е. цены, рассчитанные на единицу производительности, мощности и т. п.

       При установлении мировых цен на сырьевые товары основную роль играют не внутренние издержки и цены, а соотношение спроса и предложения на соответствующих рынках. Для некоторых видов сырьевых товаров цены устанавливаются основными экспортерами (например, экспортные цены США и Канады на пшеницу), а для других — на основе биржевых котировок (например, цены Лондонской биржи металлов) или цен аукционов. Особое значение при формировании цен на многие виды сырьевых товаров имеют соответствующие объединения стран — экспортеров или производителей (например, цены на нефть стран — членов ОПЕК), что совсем не характерно для ценообразования на продукцию обрабатывающей промышленности.

3. Товарные биржи. Биржевые операции. 
     Биржа – это особая форма оптового рынка, на котором в качестве товаров фигурируют средства производства и предметы потребления (товарная биржа), ценные бумаги (
фондовая биржа), иностранная валюта (валютная биржа).

      Обеспечивая концентрацию спроса и предложения во времени и пространстве, биржа создает благоприятные условия для ценовой конкуренции, способствует формированию рыночных цен (цен котировки), не зависящих от отдельного продавца и покупателя и учитывающих результаты всех совершенных на бирже сделок. В то же время биржевой механизм позволяет продавцу и покупателю оперативно реагировать на изменения спроса и предложения.

   В организации биржевой торговли существует несколько особенностей:

-процесс торгов всегда происходит в одном и том же месте в одно и то же заранее определенное время;

-все сделки совершаются по определенным, обычно законодательно утвержденным правилам, которые регламентируют взаимоотношения продавцов, покупателей, посредников, характеристики биржевых товаров, порядок исполнения контрактов и т.д.;

-для упрощения процесса торгов широко используется система биржевых стандартов по качеству, месту и срокам сдачи и приема товаров, способам исчисления цен и иным условиям сделок.4

     К  крупнейшим мировым товарным  биржам относятся Лондонская  биржа металлов, Чикагская торговая палата, Чикагская товарная биржа, Нью-Йоркская товарная биржа, Французская международная фьючерсная биржа.

Информация о работе Мировой товарный рынок. Конъюктура и прогнозирование мировых товарных рынков