Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 00:14, контрольная работа
В условиях интенсификации процессов глобализации и интернационализации системы международных отношений, характерных для современной эпохи, проблема обеспечения безопасности приобретает центральное значение для всего мирного сообщества.
Новые угрозы безопасности, такие как терроризм, трансграничная преступность, экологические катастрофы и т.д. становятся всеобщими и способствуют усилению взаимосвязи между различными уровнями безопасности – национальным, региональным и глобальным.
1.Введение.
2.Международные отношения в Южной Азии.
3.Заключение.
Список литературы.
Содержание
Список литературы.
В условиях интенсификации процессов глобализации и интернационализации системы международных отношений, характерных для современной эпохи, проблема обеспечения безопасности приобретает центральное значение для всего мирного сообщества.
Новые угрозы безопасности, такие как терроризм, трансграничная преступность, экологические катастрофы и т.д. становятся всеобщими и способствуют усилению взаимосвязи между различными уровнями безопасности – национальным, региональным и глобальным.
На региональном уровне возникают геополитические центры силы ,которые становятся не только «локомотивами роста» отдельных регионов, но и начинают играть ключевую роль в процессе обеспечения региональной безопасности, увязывая её с решением проблем своей национальной безопасности. В Южной Азии такой «региональной сверхдержавой» является Индия.
Положение Индии как естественного лидера среди государств южно-азиатского субконтинента по ряду географических, демографических и экономических показателей, закрепляется её активной региональной политикой. Позиция Индии в вопросах обеспечения политической стабильности В Южной Азии имеет принципиальное значение для всего комплекса региональной безопасности.
По мере увеличения значимости южно-азиатского
региона в общемировых процессах возрастает
и потенциальная угроза мировой системе
безопасности в случае нарушения региональной
стабильности, что возможно в следствии
сохранения на южно-азиатском субконтиненте
ряда конфликтов, являющихся наследием
как колониального этапа его исторического
развития, так и более близкого по времени
периода холодной войны.
Нарушение стабильности в Южной Азии может затронуть и интересы России, тем более что Индия традиционно имеет тесные экономические и политические связи с нашей страной.
Намечающиеся контуры взаимодействия России и Индии в сфере энергетической безопасности – тема, чрезвычайно актуальная как с точки зрения извлечения экономической выгоды, так и с позиции усиления влияния России в странах прикаспийского региона и существенного потенциала, появляющегося в этой связи для решения проблем региональной безопасности в Центральной и Южной Азии.
Со второй половины 80-х годов ХХ века Южная Азия, и прежде всего, Индия как признанный лидер региона, оказались в фокусе международного внимания в связи с бурным развитием индийской экономики. Рост экономического потенциала региона сопровождался углублением процесса его милитаризации. Военные расходы здесь постоянно растут, и в настоящее время по этому показателю Южная Азия уступает только региону Ближнего Востока и Северной Африки. Причем львиная доля – более 90% общих расходов на военные нужды приходится на Индию и Пакистан. Проблема милитаризации Южной Азии не может не волновать мировое сообщество. Наращивание военного потенциала способствует не только увеличению конфликтности в регионе, но и таит в себе реальную угрозу региональной и международной безопасности и в свете перехода Индией и Пакистаном ядерного рубежа.
Ядерный аспект проблемы обеспечения региональной безопасности в Южной Азии приобрел особую актуальность в свете проведенных Индией и Пакистаном ядерных испытаний.
Очевидно, что рост экономического и военного
потенциала соответствует интересам национальной
безопасности Индии. Однако в региональном
контексте это может привести к нарушению
геополитического равновесия в Южной
Азии, что будет иметь катастрофические
последствия для всей системы региональной
безопасности. В этой связи имеет особую
актуальность проблема корреляции интересов
национальной безопасности Индии и более
широкого комплекса составляющих региональной
безопасности.
2.Международные отношения
в Южной Азии.
Основную роль в системе
Крайне сложно совместить два диаметрально разных подхода Индии и Пакистана к развитию межгосударственных отношений в регионе. Пакистан категорически отказывается от признания своего подчиненного Индии положения и от прекращения военно-политических контактов с внешними силами, а для Дели абсолютно неприемлемо участие этих сил в региональной системе безопасности.
Внешне самое острое противоречие между двумя странами связано с вопросом о принадлежности Кашмира. Особенность конфликта состоит в том, что с одной стороны, он зачастую служит причиной нестабильности отношений, а с другой, динамика его развития отражает общий ход индийско-пакистанского взаимодействия.
Так, именно из-за Кашмира вспыхнули индийско-пакистанские войны 1947-48 гг., и 1965 г., мини-война 1999 гг. и сложилась кризисная ситуация в 2001-2002 гг. Боевые действия в этом спорном районе велись также в период войны 1971 г. Многократные попытки договориться по вопросам принадлежности Кашмира, его статуса, взаимоотношений Дели и Исламабада с подконтрольными им частями бывшего княжества и другим вновь возникающим проблемам не увенчались практическим успехом ни на двустороннем, ни на международном уровнях.
Имевшие место до сих пор неоднократные попытки нормализации отношений между Пакистаном и Индией и, соответственно, ослабление напряженности вокруг Кашмира лишь на время приводили к желаемым результатам. Оттепель всякий раз сменялась похолоданием и очередным обострением ситуации. Пока еще преждевременно говорить о том, какая судьба постигнет нынешнюю разрядку, равно как и об окончательном решении наболевшей кашмирской проблемы.
Особенность кашмирского конфликта заключается и в том, что он географически входит в зону нестабильности, зону столкновения цивилизаций, порождающую перманентные конфликты. В связи с этим, исследование факторов конфликтогенности в данном регионе приобретает особое значение.
Кашмирская проблема напрямую влияет на безопасность и стабильность всего Южноазиатского региона. Постоянное состояние напряженности, взаимного недоверия и подозрительности двух ключевых государств Южной Азии создают почву для возникновения нового вооруженного конфликта на субконтиненте.
Особенно негативно на двусторонние отношения
влияет культурно-цивилизационный фактор.
При определенной степени культурно-цивилизационной
близости в Индии и Пакистане господствуют
различные религии – индуизм и ислам.
При наличии глобальной тенденции к усилению
религиозного ревайвализма противоречия
между Индией и Пакистаном могут лишь
углубляться.
Близость социальных структур, уровней и моделей экономического развития способна позитивно воздействовать на двусторонние отношения, сначала на экономическую подсистему, а затем на политическую. В последние десятилетия заметно укрепились позиции крупной торгово-промышленной буржуазии Пакистана, наиболее заинтересованной в плодотворном экономическом сотрудничестве с Индией (естественно, в условиях некоторого протекционизма, направленного против более мощного индийского капитала). Однако пока этот процесс сдерживается крайне напряжёнными политическими отношениями.
Общность истории не играет в индийско-пакистанских отношениях такой позитивной роли, как во взаимоотношениях Индии с другими странами Южной Азии. Раздел Индии в 1947 г. по религиозному принципу (к Пакистану отошли территории, населенные преимущественно мусульманами, а к Индии – индуистами) сопровождался исключительно кровопролитным переселением миллионов индусов в Индию и мусульман в Пакистан. Чисто психологически в общественном сознании населения двух стран соседнее государство ассоциируется не с существованием единой цивилизации на Индостане и совместной борьбой с колониальными властями, а с событиями, происходившими во второй половине ХХ в. При этом в Пакистане Дели воспринимается как центр, откуда постоянно управляли пакистанскими территориями, а для Индии Пакистан – это территория, через которую на протяжении всего тысячелетия осуществлялись бесчисленные набеги и завоевания (тюркские завоеватели-мусульмане в XI-XIV вв., мусульманские захватчики из Средней Азии и Афганистана и т.д.). Первое же столкновение между индуистами и мусульманами произошло еще в 712г. в Синде.
Индийские власти постоянно
В обеих странах выражают крайнее беспокойство по поводу милитаризации, осуществляемой противоположной стороной. В процентном отношении Пакистан тратит на оборону существенно больше (более 6% ВВП в 1996 г.), чем Индия (чуть более 2%). Но в абсолютных цифрах последняя имеет, естественно, преимущество по всем основным компонентам[2] : по численности вооруженных сил она превосходит Пакистан более чем в 2,5 раза, по самолетам - более чем в 2 раза, по танкам - в 1,7 раза, по артиллерии - в 1,6 раза. При этом качество военной техники, находящейся на вооружении индийских ВС, значительно выше, чем у Пакистана (хотя и в Индии много устаревшей техники: самолеты МИГ-21, например, были боевой новинкой почти четыре десятилетия назад); явное превосходство заметно и в мобильности, материально-техническом обеспечении, уровне управления войсками. Правда, в 90-е годы Пакистан начал существенно модернизировать свою армию. Только за последние пять лет ВВС страны получили более 120 новых самолетов. Однако потенциал Индии несравненно выше. По упоминавшемуся прогнозу специалистов «Рэнд корпорейшн», к 2015 г. военный капитал Индии будет почти равен этому показателю у Китая, в 3 раза превзойдет японский показатель и уступит американскому только в 2,5 раза.
Напряженные отношения с Пакистаном заставляют
Индию держать около 2/3 сухопутных сил
на границе с противником. Даже в разгар
афганского кризиса Пакистан дислоцировал
на севере лишь 60 тыс. военнослужащих,
а около 4/5 вооруженных сил (18 из 22 дивизий)
находились на границе с Индией (следует,
правда, учитывать, что основные центры
Пакистана сконцентрированы вдоль границ
с Индией).
В ноябре 1991 г. Россия впервые поддержала в ООН предложение Пакистана об объявлении Южной Азии безъядерной зоной (интересно отметить, что, например, Франция и Япония при голосовании воздержались). Эта позиция была отражена и в совместном российско-пакистанском сообщении по итогам визита А. В. Козырева, являвшегося в то время министром иностранных дел. Россия также согласилась с пакистанским предложением о проведении международной конференции в составе США, России, Китая, Индии и Пакистана по вопросам, связанным с ядерными программами в Южной Азии.
Долгое время лидеры двух стран категорически отвергали наличие у них ядерного оружия. Именно это обстоятельство позволило Пакистану назвать «абсурдным» индийское предложение от 1995 г. о неприменении первыми ядерного оружия, предусматривавшее отказ от нанесения ударов по крупным населенным пунктам и важнейшим промышленным целям.
Испытание трех ядерных устройств в Индии(на индийском полигоне Покхаран)11 мая 1998 г. (а затем еще двух - 13 мая) привлекло внимание всей мировой общественности к Южной Азии. Известие об испытаниях было встречено в Индии с ликованием, тогда как народы и страны всего мира высказали свою глубокую озабоченность. Она еще более усилилась, когда испытания ядерных устройств осуществил Пакистан. 26 мая Пакистан(на полигоне Чагаи) взорвал пять ядерных устройств, а 30 мая - еще одно.
Индийские правящие круги неизменно связывают постоянное членство в СБ ООН (стратегическая цель внешней политики Индии - превращение страны в глобальную державу - была определена еще полвека назад) с обладанием ядерным оружием и средствами его доставки. Это обстоятельство, наряду с опасениями по поводу ядерной политики Китая и ядерной программы Пакистана, и было основным фактором, повлекшим за собой испытание Индией ядерных устройств. Республика сейчас согласна идти почти на любые уступки по данной проблеме, если ее ядерный статус будет официально признан. Для Пакистана же особенно важно наличие паритета с Индией. Обращает на себя внимание, что Пакистан испытал такое же количество зарядов, как Индия (включая взрыв в 1974 г.), с таким же интервалом (два дня) и примерно той же мощности.