Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:37, методичка
Дисциплина «Международные экономические отношения» изучается студентами экономических специальностей. Предметом данной дисциплины являются теоретические основы взаимоотношений между субъектами экономики в пределах мирового хозяйства, структура, закономерности и особенности развития, которые формировались историческим путём.
Введение 4
1. Методические материалы студентам очного обучения 5
1.1. Темы, вопросы и литература для семинарских занятий 5
1.2. Примерные темы рефератов 14
2. Методические материалы студентам заочного обучения 16
2.1. Темы, вопросы и литература для семинарских занятий 16
2.2. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ 21
2.3 Темы контрольных работ 23
3. . Методические материалы студентам очной и заочной форм обучения 26
3.1 Методические советы по решению задач 26
3.2.. Практические задания 29
3.3. Контрольные вопросы к зачету 32
Список рекомендуемой литературы 33
Приложения 35
3. Методические материалы студентам очной и заочной формы обучения
3.1. Методические советы по решению задач
Дисциплина «МЭО» имеет важное практическое значение в оценке существующей международной политике в различных государствах, для анализа ситуации и разработке адекватных мер.
Практические задания выполняются по всем темам, разделённым на блоки. Номер задачи выбирается по последней цифре в зачётной книжке.
В рамках дисциплины решаются следующие блоки задач:
Тема 1 – Международная торговля
Экспортная квота = Экспорт / ВВП (ВНП)
Импортная квота = Импорт / ВВП (ВНП)
Внешнеторговый оборот = Экспорт + Импорт
Внешнеторговая квота = Внешнеторговый оборот / ВВП (ВНП)
Пример 1:
ВВП России по паритету
покупательной способности
Решение:
Экспортная квота = 241,5/1697,5 = 0,14
Импортная квота = 199,7/1697,5 = 0,11
Внешнеторговая квота = 441,2/1697,5 = 0,25
Тема 2 – Государственное регулирование международной торговли, методы и последствия регулирования.
Пример 1:
Декларируется 10 единиц товара, стоимость единицы 15 $ USA, таможенный тариф 10% или 2$ USA за единицу продукции. Определить размер таможенной платы.
Решение:
10 * 15 = 150 $ USA - сумма декларируемого товара;
150 * 10% = 15 $ USA – при использовании адвалорной пошлины;
10 * 2 = 20 $ USA – при использовании специфической пошлины;
Поскольку при использовании комбинированной пошлины, уплачивается наибольшая сумма, то таможенная плата составит 20 $ USA.
Пример 2:
Кривая внутреннего предложения на товар в стране А определяется уравнением: S=4+2*P , а уравнение кривой спроса имеет вид: D=80-2*P, мировая цена товара составляет 10 у.е.. Какой объем товара будет импортирован в условиях: 1)свободной торговли; 2) при введении импортной таможенной пошлины в размере 50% от стоимости товара; 3) при введении квоты в 24 единицы.
Решение:
1) В условиях свободной торговли 4+2*10 = 80 – 2*10
Поскольку предложение = 24, спрос = 60, импорт в условиях п.1 составит 60-24=36 единиц.
2) В условии введения таможенной пошлины возрастет мировая цена товара,
4+2*(10 +50%) = 80-2*(10+50%)
Таким образом, предложение увеличится до 34 единиц, спрос снизится до 50, импорт составит 50-34=16 единиц
3) В условиях квотирования, при соотношении предложения – спроса 24:60, импорт составит 24 единицы.
Пример 3:
Определите фактический уровень таможенной защиты (Tf). Если номинальный тариф (Тn) 10% от стоимости товара, доля импортного сырья в конечной стоимости товара (λ) составляет 25%, таможенная пошлина на сырье (Tm) - 2%
Решение:
Уровень таможенной защиты рассчитывается по формуле:
Tf = (Тn + λ* Tm) / (1- λ) * 100
Tf = (0,1+0,25*0,2)/(1-0,2) * 100 = 18,75%
Тема 3 – Регулирование национального валютного курса, определение валютных курсов.
Номинальный валютный курс определяется как отношение стоимости иностранной валюты к национальной. En = Cf / Cn.
Срочный курс отличается от номинального на величину премии или дисконта (надбавка/скидка) в зависимости от процентных ставок для данной национальной валюты.
Для регулирования валютного курса ЦБ приобретает или продает дополнительный объем иностранной/национальной валюты.
Пример 1:
Предложение национальной валюты определялось уравнением S=4+2*P, спрос - D=92-2*P. Равновесная цена достигла 30 единиц за счет изменения спроса на национальные товары. Что необходимо предпринять ЦБ для регулирования заданного валютного курса.
Решение:
Для определения изменений рассчитаем заданный курс национальной валюты:
4+2*Р = 92-2*Р, где Р = 22 у.е., т.о. наблюдается ревальвация национальной валюты. Для возврата равновесного курса к первоначальному положению, согласно заданным условиям, необходимо увеличить предложение валюты. При равновесной цене 22 у.е. предложение равно 48 единиц, при 30 у.е. – 64 единицы, таким образом, необходимо увеличить предложение национальной валюты в количестве 16 единиц.
Тема 4 – Деятельность на рынке капитала, структура платежного баланса.
Движение капитала происходит
в ссудной и
В структуре платежного баланса выделяют два счета: счет текущих операций и счет операций с капиталом и финансовыми инструментами. Согласно принципу двойного счета сальдо платежного баланса равно 0.
Пример 1:
Предприятие выпустило 200 штук простых акций, разместив их по номинальной стоимости 15 $ USA за шт. Каков объем акций и на какую сумму необходимо приобрести прямому иностранному инвестору.
Решение:
200 шт. * 10% = 20 шт.
20 шт. * 15 $ USA = 300 $ USA
Тема 5 – Миграционная политика государства, последствия движения трудовых ресурсов в рамках мировой экономики.
Существует множество различных факторов движения трудовых ресурсов, основной – экономический, поскольку страны значительно отличаются по уровню социально-экономического развития, что формирует разницу в оплате труда работников. Направление движения рабочей силы будет определяться ценой трудовых ресурсов на внутреннем рынке различных стран.
В структуре миграции особое значение оказывается движению квалифицированных специалистов. Доход/убыток страны реципиента/донора будет определяться затратами на подготовку специалиста и прогнозируемого вклада работника в экономику страны.
Пример 1:
Определите часовую заработную плату на мировом рынке и на внутреннем рынке страны А. Если функция спроса на труд равна Dl=100-4*p, а функция предложения труда – Sl=10+5*p, (p – зарплата в долл. за час), а на рынке страны В соответствующие функции имеют вид: Dl*=95-5*p и Sl*=15+2*p.
Решение:
Определим цену рабочей силы на рынках страны А и В
Страна А: 100-4*p=10+5*p, р = 9 долл. за час
Страна В: 95-5*p=15+3*p, р = 10 долл. за час
Следовательно, движение рабочей силы будет из страны А в страну В.
Пример 2:
Затраты государства на подготовку специалиста составляют 4500 $ USA всего, вклад в экономику страны специалиста 20000 $ USA в год. Каковы потери страны при безвозвратной эмиграции 5 специалистов.
Решение:
1. Рассчитаем затраты на подготовку 5 специалистов 4500*5=22,5 тыс. $ USA
2. Упущенная выгода 20000*5=100,0 тыс. $ USA
3. Потери государства
при эмиграции
3.2. Практические задания
Задание 1. Определить экспортную и импортную квоту и внешнеторговый оборот страны А (Приложения: табл. 2,3), если:
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |
Страна |
Россия |
Гер-ма-ния |
Ита-лия |
США |
Вели-кобритания |
Франция |
Япо-ния |
Канада |
США (2002) |
РФ (2002) |
С какой целью рассчитывают данные показатели.
Задание 2. Сравнить степень открытости экономики двух государств. Перечислите преимущества и недостатки открытой экономики. (Приложения: табл. 2,3.)
Страна |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
А |
США |
Ка-нада |
Франция |
Великобритания |
Гер-ма-ния |
Ита-лия |
Япония |
Рос-сия |
Кана-да |
Франция |
В |
Германия |
Италия |
Япония |
Россия |
Канада |
Франция |
США |
Канада |
Италия |
Япо-ния |
Задание 3. Кривая внутреннего предложения на товар в стране А определяется уравнением: S=x+y*P , а уравнение кривой спроса имеет вид: D=x1-y1*P, мировая цена товара составляет 10 у.е. Какой объем товара будет импортирован/экспортирован в условиях 1) свободной торговли; 2) при введении импортной/экспортной таможенной пошлины в размере 15% от стоимости товара; 3) при введении квоты в 50 единиц.
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |
x |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
80 |
110 |
90 |
95 |
70 |
y |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
20 |
20 |
25 |
18 |
15 |
x1 |
400 |
405 |
410 |
650 |
720 |
820 |
725 |
650 |
655 |
480 |
y1 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
15 |
35 |
20 |
Задание 4. Определите фактический уровень таможенной защиты (Tf). Назовите условия, при которых фактическая степень таможенной защиты совпадет с номинальным уровнем тарифа на конкурирующую импортную продукцию.
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |
Тn |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
Tm |
1,5 |
2 |
3 |
5 |
7 |
9 |
11 |
13 |
15 |
17 |
λ |
20 |
20 |
30 |
30 |
50 |
50 |
0 |
0 |
10 |
10 |
Тn – номинальный уровень таможенного тарифа на конечную продукцию
Tm – уровень таможенной защиты на импортное сырье
λ – доля импортируемого сырья в стоимости конечной продукции
Задание 5. При системе фиксированного валютного курса предложение валюты страны А определяется уравнением S=x+y*P, спрос на валюту D=x1-y1*P. Какие меры необходимо предпринять ЦБ страны, если за счет спроса цена национальной валюты изменилась до 20 единиц. Какие инструменты регулирования валютного курса Вы знаете.
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |
x |
50 |
60 |
80 |
20 |
40 |
30 |
40 |
40 |
100 |
40 |
y |
10 |
15 |
15 |
20 |
5 |
10 |
10 |
5 |
5 |
5 |
x1 |
350 |
380 |
480 |
540 |
640 |
270 |
380 |
380 |
400 |
740 |
y1 |
10 |
5 |
10 |
20 |
20 |
10 |
10 |
5 |
10 |
20 |