Международные и межгосударственные конфликты: общее и особенное

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2015 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявление схожих черт и отличительных особенностей названных выше типов конфликтов, обозначение понятий и выявление особенностей международных и межгосударственных конфликтов; обнаружение типов и фаз международного конфликта, а также поиск путей его предотвращения и решения.
Для выполнения цели нами были поставлены следующие задачи:
обозначить понятие и выявить особенности международного конфликта;
раскрыть типы и фазы международного конфликта;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНФЛИКТА……………………………………………………………………….5
1.1. Фазы международного конфликта ……………………………………………5
.Типы международного конфликта и кризис как одна из его форм………………………………….…………………………………………..13
ГЛАВА II. ВИДЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ, КРИТЕРИИ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ…………………………………………………………..18
2.1. Особенности межгосударственных конфликтов…………………………….18
2.2. Специфика межгосударственных конфликтов………………………………21
2.3. Способы урегулирования международных и межгосударственных конфликтов………………………………………………………………………….23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Курсовая..!!!.docx

— 60.43 Кб (Скачать)

В основе классификаций межгосударственных конфликтов могут быть: число участников, масштабы, применяемые средства, стратегические цели участников, характер конфликта.

Исходя из интересов, отстаиваемых в конфликте, выделяют:

    • конфликт идеологий (между государствами с различными общественно-политическими системами);
    • конфликты между государствами с целью политического господства в мире или отдельном регионе;
    • конфликты, где стороны отстаивают экономические интересы;
    • территориальные конфликты, основанные на территориальных противоречиях (захват чужих или освобождение своих территорий);
    • религиозные конфликты; история знает немало примеров межгосударственных конфликтов на этой основе.

Каждый из указанных конфликтов имеет особенности. Рассмотрим их на примере территориальных конфликтов. Им, как правило, предшествуют территориальные претензии сторон друг к другу.

Это могут быть, во-первых, претензии государств по поводу территории, которая уже принадлежит одной из сторон. Такие претензии привели к войнам между Ираном и Ираком, Ираком и Кувейтом, ближневосточному конфликту и многим другим.

Во-вторых, это претензии, возникающие в период формирования границ вновь образующихся государств. Конфликты на этой основе возникают сегодня в бывшей Югославии, в России, Грузии. Тенденции к таким конфликтам существуют в Канаде, Бельгии, Великобритании, Италии, Индии, Ираке, Турции и других странах.

При установлении границы государства могут сталкиваться интересы соседних этносов и их государственных образований. Во многих случаях границы проводились без учета района проживания этноса, культурных и религиозных общин, в результате чего некоторые народы оказались проживающими в различных государствах. Это способствует сохранению хронических предконфликтных ситуаций в отношениях государств. Примером могут служить процессы создания независимых государств в Азии, Африке, Латинской Америке после распада колониальных империй, формирования границ государственных образований СССР: республик Средней Азии, Кавказа, Севера и Сибири.

Любой межгосударственный конфликт порождается широким спектром объективных и субъективных причин. Поэтому невозможно, анализируя конкретную ситуацию, отнести ее только к тому или иному типу. Может существовать основная причина и несколько сопутствующих, усиливающих и дополняющих основную. Во всех межгосударственных конфликтах одну из ведущих ролей играют социально-экономические интересы сторон7.

Повторимся, что каждый из указанных конфликтов имеет свои особенности. Территориальные конфликты, например, основываются на территориальных претензиях сторон (в случае, если спорная территория уже принадлежала одному из государств или при переделе границ), но также имеет целый ряд объективных и субъективных причин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Специфика межгосударственных конфликтов

 

Особенностью межгосударственного конфликта является его взаимосвязь с внутриполитическими конфликтами. Она может проявляться в различных вариантах.

Переход внутриполитического конфликта в межгосударственный. В этом случае внутриполитический конфликт в стране провоцирует вмешательство в ее внутренние дела других государств или вызывает напряженность между другими странами по поводу этого конфликта. Примерами могут служить эволюции афганского конфликта в 70 — 80-х годах или корейского конфликта в конце 40-х — начале 50-х годов.

Влияние межгосударственного конфликта на возникновение внутриполитического конфликта. Выражается в обострении внутренней обстановки в стране в результате ее участия в международном конфликте. Классический пример: Первая мировая война была одной из причин двух русских революций в 1917 г.

Межгосударственный конфликт может стать одной из причин временного урегулирования внутриполитического конфликта. Например, в годы Второй мировой войны Движение сопротивления во Франции объединило в своих рядах представителей конфликтующих в мирное время политических партий.

Спецификой межгосударственного конфликта является то, что часто он реализуется в виде войны. В чем отличие войны от межгосударственного вооруженного конфликта?

Война не сводится только к вооруженному противоборству и отличается источниками и причинами. Если вооруженные конфликты, не ставшие войнами, возникали в основном в силу действия таких причин, как территориальные, религиозные, этнические, классовые спорные вопросы, то в войнах основу составляют глубинные экономические причины, острые политические, идеологические противоречия между государствами8.

Военные конфликты менее масштабны, чем войны. Цели, преследуемые сторонами в военных конфликтах, достаточно ограничены по масштабам и применяемым средствам.

В отличие от военного конфликта война является состоянием всего общества, участвующего в ней. Война оказывает более значительное воздействие на последующее развитие государств, международной обстановки.

Принимая во внимание уже изложенную информацию, можно выделить следующие ключевые моменты: особенностью межгосударственного конфликта является его взаимосвязь с внутриполитическими конфликтами, которая может проявляться по-разному; а также то, что он нередко реализуется в виде войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Способы урегулирования  и предотвращения международных и межгосударственных конфликтов

 

Способы урегулирования международного и межгосударственного конфликта совпадают. Наиболее приемлемая форма урегулирования конфликта - это достижение баланса интересов его сторон, что позволяет в конечном счете устранить саму причину конфликта. В случае, если подобного баланса достичь не удалось, мало того, интересы одной из сторон вследствие военного поражения подавлены, то конфликт переходит в латентную форму, которая в любой момент может при благоприятных внутренних и международных условиях снова возродить конфликт.

В процессе урегулирования конфликта необходим учет социокультурной среды каждой из сторон, а также уровня и характера развития системы международных отношений. В соответствии с этим выделяются три модели урегулирования конфликта: гегемонистская, статусная и ролевая.

Гегемонистская модель урегулирования конфликта соизмеряет поведение сторон с установками "центра силы" и ориентирована на использование насилия или угрозы насилия, а в стратегии решения склонна к игре с "нулевой суммой", в которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой.

Статусная модель урегулирования конфликта структурно соизмеряет поведение с физическими действиями, необходимыми для поддержания или восстановления баланса сил; она процессуально расширяет конфликтное поле до включения в него предмета спора, вызвавшего конфликт, а в стратегии решения склонна к урегулированию на основе паритета или правовых норм.

 Ролевая модель конфликта  структурно соразмеряет физическое  поведение с необходимостью как достижения своих целей, так и воздействия на цели другой стороны: процессуально расширяет поле до включения в него всей конфликтной ситуации, предшествовавшей обращению к физическим действиям, а в стратегии решения склонна к разрешению или даже урегулированию конфликта.

Предотвращение межгосударственных конфликтов имеет ряд особенностей. Они заключаются в следующем:

    • поскольку непротиворечивого общества не бывает, трудно искусственно создать условия для бесконфликтного общественного развития;
    • основные усилия по предотвращению конфликтов должны быть направлены на бесконфликтное решение проблем, возникающих в результате объективных противоречий;
    • предотвращение подразумевает максимальное снижение негативных последствий потенциальных конфликтов;
    • основные усилия по предотвращению межгосударственных конфликтов направляются на исключение вооруженного насилия.

Основные направления предотвращения межгосударственных конфликтов определяются исходя из принципов демократического развития мира (А. Богданов, А. Глухова, А. Кокошин, Б. Краснов, О. Рыжов).

1. Интернационализация жизни мирового  сообщества в хозяйственно-экономической, политической и культурной сферах. Свидетельство тому — существующие  уже десятилетия и вновь создаваемые  экономические союзы, сообщества, совместные  предприятия.

2. Строгое соблюдение всеми странами и народами принципа мирного сосуществования Главное в содержании этого принципа — признание всеми субъектами международных отношений права каждого народа на свободный выбор пути развития и недопустимости его навязывания любому государству и обществу, а также признание объективно существующей многовариантности общественного развития.

3. Снижение уровня военного противостояния — непрерывное, последовательное и равномерное сокращение вооружений, прежде всего оружия массового поражения.

Это одно из важнейших направлений в предотвращении конфликтов с применением вооруженных сил, снижении их разрушительных последствий. Разоружение может стать основой более интенсивного социально-экономического прогресса, который поднимет международную безопасность на более высокий уровень, улучшит условия жизни людей, снизив, таким образом, и опасность внутриполитических конфликтов.

Во-первых, разоружение должно быть взаимное, равномерное и равноценное для всех конкурирующих сторон. Во-вторых, недопустимость монополии одной из сторон в разработке нового оружия, в том числе имеющего оборонительный характер. В-третьих, в современных условиях, когда невозможен абсолютный контроль за процессами разоружения и разработкой нового оружия, необходимо развитие доверия и сотрудничества в этих областях.

4. Усиление роли международных межправительственных организаций, таких, как ООН и другие, в области правового регулирования взаимоотношений между странами. Главная задача этих организаций в контексте рассматриваемой проблемы — возглавить строительство системы международной региональной и всеобщей безопасности. Важную роль в предотвращении межгосударственных конфликтов могут сыграть объединенные вооруженные силы ООН.

История показывает, что коллективные усилия государств, даже относящихся к различным социально-политическим системам, почти всегда были плодотворными. Яркий пример — антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны. Совместные акции государств по выполнению решения ООН позволили блокировать агрессивные действия Ирака по отношению к Кувейту.

Проблема предотвращения применения военной силы во внешнеполитической практике — сегодня одна из самых актуальных. Решение ее гарантирует общецивилизационный прогресс и способствует предотвращению конфликтов во внутриполитической жизни государств.

Поскольку способы урегулирования международного и межгосударственного конфликта частично совпадают, то в качестве наиболее приемлемой формы их урегулирования выступает достижение баланса интересов его сторон, что позволяет в конечном счете устранить саму причину конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе поставленной цели и описанных задач можно сделать следующие обобщающие выводы: международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон и является разновидностью международных отношений, в которые вступают его участники на основе противоречия интересов.

При его изучении важно различать понятия конфликта и конфликтности. Выделяют шесть фаз международного конфликта, однако, возможное развитие международного конфликта весьма сложно втиснуть в рамки какой-либо схемы.

Выделение различных типов международных конфликтов зависит от способов и критериев классификации. Трудно не заметить, что специфика классификации межгосударственных конфликтов, равно как и международных, опирается на различные критерии и способна изменяться вместе с ними.

Каждый из указанных конфликтов имеет свои особенности, но, вместе с тем и ряд общих черт. К примеру, одной из особенностей межгосударственного конфликта является его взаимосвязь с внутриполитическими конфликтами, а также то, что он нередко реализуется в виде войны. А примером схожести международного и межгосударственного конфликта может служить совпадение способов их урегулирования.

В заключение хотелось бы добавить, что проблема исследования конфликта является весьма сложной. Теоретические и методологические ориентиры, рассмотренные выше, не претендуют на истину в последней инстанции. Однако они могут быть полезными для продолжения исследований конфликта как социально-общественного феномена.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

      1. Научная и учебная литература:
    1. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. - СПб: Питер, 2011. – 496 с.
    1. Глухова А.В. Типология политических конфликтов. — Воронеж, 2010. – 98 с.
    2. Громова О.Н. Конфликтология.— М.: Экмос, 2010. -276 с.
    3. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2009. – 411 с.
    4. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. – М.: Инфра-М, 2009. – 302 с.
    5. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос, 2012. – 331 с.
    6. Основы конфликтологии / Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М., 2011. – 212 с.
    7. Лебедева М. М. Мировая политика. — М.: Аспент пресс, 2012. — 189 с.
    8. Рыжков О. Политические конфликты. — М., 2011. – 118 с.
    9. Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика.— М.: Экмос, 2010. – 177 с.

Информация о работе Международные и межгосударственные конфликты: общее и особенное